ZX Power
#04
09 января 2000 |
|
Обозрение - ОБЗОР свежих электронных журналов для ZX Spectrum.
ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕССЫ (С) 1999, Е.Нестеренко (Jam) __________________________________________ Подумали мы тут, подумали и я решил: а почему бы не сделать постоянный раздел, в котором рассказывать читателям о спектру- мовских СМИ? Понимаю, вопрос щекотливый, но я постараюсь все-таки быть объективным. ;)) А то обзор игрушек есть во всех изда- ниях, обзор системок тоже, даже демки обозревают, а вот журналы - нет! Газеты, правда, рассматривает, насколько мне из- вестно, газета "ОПТРОН". Мы же будет ин- формировать читателей о журналах, появляю- щихся, разумеется, в Харькове. С момента выхода ZXP#3 у нас в городе появилось немало компьютерных изданий, рассмотрением которых мы и займемся, начи- ная с тех номеров, которые не успели по- пасть в предыдущий обзор. Однако прежде чем приступить непосредственно к обзору, хотелось бы отметить несколько моментов, связанных с читателями данной статьи. Итак, мне почему-то думается, что из всех читателей, заинтересовавшихся этим вот об- зором, процентов семьдесят (а то и больше) займут так называемые "юзеры". :)) Что из этого следует? А следует то, что подачу материалов я буду проводить с учетом трех "китов", интересующих "юзеров": описания игр, программирование и "железо". Я бы рад, конечно, привести полное содержание обозреваемых изданий, но это нереально, поэтому из статей я буду описывать только "юзерский джентельменский набор". ADVENTURER#7 (два диска) Существенное отличие этого номера от предыдущих - новый интерфейс (оконный), что заметно отразилось на дизайне журнала (в лучшую сторону, разумеется :)). Журнал занимает два диска; надо думать, не из-за новой оболочки. ;)) Вьювер тоже несколько изменился: появился построчный скролл, за- бегал курсор, появились дополнительные сервисные менюхи и скролл-бар. Еще одно новшество - наконец-то статьи рассортиро- ваны по рубрикам и теперь не приходится читать весь журнал, чтобы наткнуться на нужный текст. ;) К недостаткам оболочки можно отнести неудачную расцветку окон (это заметно на цветных мониторах) и до- вольно-таки необычное управление курсором. C этого номера журнал сменил редактора - Ray покинул свой пост, а место его занял Elf. Что ж, не зря говорится, что со сме- ной редактора меняется и лицо журнала... По качеству материалов никаких замеча- ний нет, все на высоком уровне. Особенно хотелось бы отметить статьи Chasm'а - мо- лодец, так держать! 1) Описания а) новеллы: Орагон, Средневековая Ис- тория, Zombi. б) help'ы: Magician Land, Murk 3320, Последняя Авантюра. 2) Программирование а) ассемблер: обработка ошибок TR-DOS, быстрая линия, поиск ад- реса спрайта в архиве от Sprites Generator'а. б) системы: работа с QUILL. 3) "Железо": дополнения к подключению 3.5 FDD, особенности AY на Скор- пионах. Приложение: 1. Inter Mode Player v1.1 2. Extreme's Tracker v1.30 3. Sprites Generator v4.7 4. Real Commander v1.4 5. Лабиринты смерти (demo) 6. Кубик Рубика (demo) 7. Осел 8. Крестики-нолики 9. Squards 10. Остров тьмы 11. Spectrum Guide v1.0 12. Top Copy 13. ZX Forth 2.7m 14. Последний Курьер (demo) 15. Oragon ADVENTURER#8 (один диск) В оболочке особых изменений не замече- но, кроме одной действительно удобной шту- ки - возможности менять текущую мелодию, дизайн остался прежним. Добавился подраз- дел в обзоре игрушек - обзор демо-версий. Объем статей немного меньше, чем в преды- дущем номере, но в общем вполне приличный. Как обычно, внушительное по количеству (к сожалению, не по качеству) музыкальное сопровождение. 1) Описания а) новеллы: Laser Squad, Elopement. б) help'ы: Encyclopedia Of War, Where Time Stood Still, Island, Elopement, Knightmare. 2) Программирование а) ассемблер: особенности видеоконтро- ллера, вывод окон, рабо- та с LONG-числами, пара эффектов от И.Рощина. б) системы: доработка ZX ASM 3.0, до- работка ART STUDIO. Приложение: 1. Help Z80 2. Diamond 3. Trick v1.3 4. Knightmare 5. Encyclopedia Of War 6. Installer to autorun disk v2.0 ADVENTURER#9 (один диск) Главное достоинство этого номера - он лицензионный! :)) И есть надежда, что и следующие номера Adventurer'а будут полу- чены не от каких-то левых пиратов, а не- посредственно от авторов. Так что помните: приобретая лицензионное ПО, вы поддержива- ете авторов! Ну ладно, хватит рекламы. ;) Что касается содержания журнала, то нет смысла заострять внимание на чем-либо от- дельном, т.к. у редакции журнала сформиро- вались вполне определенные, постоянные рубрики, знакомые каждому читателю Adven- turer'а. Поэтому перейду сразу к содержа- нию. 1) Описания а) help'ы: Swords of Bane, Rock star ate my hamster. 2) Программирование а) ассемблер: нахождение корня, опре- деление Kempston Mouse, расчет синуса, вращение спрайтов, ВГ и IM2. 3) "Железо": новая звуковая карта для ZX. Приложение: 1) Uniplayer v1.1 2) 3-color Studio (demo) 3) Programm Box v1.9 (demo) 4) DMA MOD player 5) Full Shit (demo) 6) Black Raven editor (demo) ADVENTURER#10 (один диск) Юбилейный выпуск! Уже только из-за это- го заслуживает внимания. ;) В номере присутствует немало материалов по CC'99, (в отличие от большинства других электронных издания) еще хочется отметить хорошую тенденцию к ликвидации game-дизай- нерской безграмотности, вопрос о которой поднимается в журнале. Одно жаль: почему- то нет обзора ни игрушек, ни демо-версий. 1) Описания: а) help'ы: Souls of Darkon 2) Программирование: а) ассемблер: работа с IEEE-числами. б) системы: game-making. 3) "Железо": настройка дисководов. Приложение: 1) Rainbow font editor v1.0 2) Picture viewer v1.14 3) Spectrum Guide v2.0 4) SG sprite generator 5) Souls of Darkon AMIGA NEWS#2 (один диск) Второй номер криворожского журнала. По сравнению с первым заметно улучшен вьювер и увеличено количество статей. Графическое и музыкальное сопровождение осталось преж- ним. Названия статей теперь на русском. ;) Оправдывая название журнала, авторы помес- тили в этот номер побольше статей об Ами- ге, хотя непонятно, как туда попала статья про Б.Гейтса и зачем вообще издавать на Спектруме "проамижный" журнал? Из Приложе- ния вызывает интерес лишь демка "уфовид- ной" игры, надеюсь, она когда-нибудь будет доделана... 1) Описания а) новеллы: Nigel Mansell's World Cha- mpionship. б) help'ы: Multiplayer Soccer Manager, Elopement, Battle Command, Черный Ворон. 2) Программирование а) ассемблер: вывод спрайта, "сеточная маска". 3) "Железо": турбирование Z80, турбирова- ние дисковода. Приложение: 1) Nigel Mansell's World Championship 2) Chuck Yeagers 3) UFO X.D. (demo) 4) MOD S 5) Ugly Blast 6) Multiplayer Soccer Manager DEJA VU#5 (один диск) Номера DV размножаются со скоростью ежиков - примерно раз в три месяца! :)) Несмотря на это, качество материалов оста- ется на высоте, что, несомненно, радует. Начиная с 4-5 номера у журнала сложился вполне определенный стиль в оболочке, при- чем я так понял, что надолго. Поэтому опи- сывать ее я не буду, скажу лишь, что она вполне отвечает требованиям читателей: это и удобный вьювер (постраничный/построч- ный), и смена музыки по выбору, и удобная система оконных меню, и многое другое. Что касается статей, то немного "хромает" юмо- ристический раздел и многовато идет "пи- сишного флейма". :))) 1) Описания а) help'ы: Операция Р.Р. 2) Программирование а) ассемблер: цифровой звук, быстрый скролл экрана, работа со стеком, запуск Basic из кодов, вывод спрайтов, поворот спрайта, ксорки, быстрое умножение, из- влечение квадратного корня и др. б) системы: журналостроение, работа с MS-PACK. Приложение: 1) Walker (demo) 2) Fast Breed 3) Минер 4) Margo 5) F Commander v.4.04 6) MSP v1.4 7) Исходники ассемблерных процедур DEJA VU#6 (один диск) Заметная часть номера посвящена Fun- top'у. Улучшилось положение с графикой. Сдвигов в худшую сторону не замечено... ;)) 1) Программирование а) ассемблер: форматирование трека за 1 оборот, фрактальный папоротник, "генератор шариков", ;)) дисковый драйвер. б) системы: алгоритмы сжатия информа- ции. 2) "Железо": режим 512 точек по горизон- тали. Приложение: 1) GOA 4K 2) Dizzy 4K 3) Never Land 4K 4) 3D Lame 4K 5) Higher State 6) Karaoke 7) Кролик Роджер 8) 3D Roost 9) Picture Fucker v1.0 DEJA VU#7 (один диск) Ага, нашел-таки недостаток DV! ;-[ Очень мало описаний игрух! Обзоры, значит, делают регулярно, а мучиться с прохождени- ем заставляют бедных юзеров... :)) Ну а если серьезно, то этот номер отличается стильным intro и большим разнообразием статей. 1) Описания а) help'ы: Зеркало. 2) Программирование а) ассемблер: dithering, печать симво- лов, дискофикация игр. 3) "Железо": подключение SIMM к Спектру- му, дополнительное ОЗУ, эму- лятор ПЗУ, доработка компью- тера для работы с HD-диске- тами. Приложение: 1) Best View v2.4 2) KOI-8 to Ms-Dos 3) Universal Viewer v1.0 4) Refresh Optimizer+ 5) HDD Cat 6) Screen Scaner 7) Disk Protector 8) Mario 9) Boovie 2 10) Piggy 11) ZX Unzip DEJA VU#8 (один диск) И еще один DV, последний на сегодня. Единственный номер, вышедший с запоздани- ем. По сравнению, например, с седьмым, статей меньше, а Приложение совсем ма- ленькое. :( 1) Описания а) help'ы: The Castle. 2) Программирование а) ассемблер: работа с принтером, уни- версальный PT3-player, недокументированная осо- бенность процессора Z80, ASCII-графика, формати- рование секторов #F5, #F6, #F7. б) системы: электронный диск в IS-Dos. 3) "Железо": подключение часов, сканер, аппаратная защита от записи. Приложение: 1) C.H.I.F. 2) Graph 128 3) GFX to ASCII-конвертор DEMO OR DIE#1 (один диск) Одно из немногих специализированных из- даний. Как утверждают авторы, посвященное исключительно демомейкингу. Выпускается в городе Черкассы группой Scene. Для первого номера журнал вышел неплохо, вот только Приложение подкачало и проблемы с курсором (я подозреваю, что из-за моего контроллера ibm-клавы; но это первая программа, в ко- торой я столкнулся с "торможением" курсора ;)). 1) Программирование а) ассемблер: заливка треугольника,Гу- ро shading, наложение текстур, локальная филь- трация растровых изобра- жений, обработка видимых поверхностей 3D фигур, вывод трехмерных объек- тов на экран, атрибутное видео. 2) "Железо": схемы "ускорялки" и "тормо- зилки" компьютера. Приложение: 1) Pinkworm (мультик ;)) 2) Digital designer v1.10D DEPTH#2 (один диск) Печатное издание группы ASM... :)) Весь журнал состоит из новостей и coming so- on'ов, "раздаваемых" налево и направо с такой энергичностью, что из монитора пря- мо-таки брызжет слюна. :)))) Статей очень мало, а интересных еще меньше. Приложение в том же духе. Журнал вышел уже довольно давно и у меня почему-то возникло такое ощущение, что сегодняшнее его положение не намного лучше положения в ASM... ;) 1) Программирование а) системы: формат BMP. 2) "Железо": режим 512 точек по горизона- ли. Приложение: 1) Mega Screen Viewer 2) Lady In Love (demo) FUNERAL#1 (два диска) Еще одно "специализированное" издание. На сей раз - юмористическое. Делается группой Delirium Tremens. (с таким назва- нием, конечно, только и смеяться :))) В принципе, неплохо. Местами, конечно, авторы "перегибают палку", но в целом все-таки интересно. 1) Описания а) новеллы: Twilight 2) Программирование а) ассемблер: печать 42, 64 символа, формат .CHR (шрифтов) б) системы: NeOs 3) "Железо": Kempston Mouse Приложение: 1) Text Maker 1.01F 2) Hrust 1.02 3) Hrust 2.01 4) CHRprint 1.00 5) Small player 1.1 6) Music Compiler 7) Pirate 12TK 8) Цифромания (игра) 9) Alasm finder OBERON#5 (один диск) Последний выпуск (в смысле "больше не будет") самарского журнала. А зря, ведь "Oberon" уже успел прочно закрепиться в первой десятке (если не в пятерке) лучших спектрумовских изданий... Особо стОит от- метить стильную подачу материалов М.М.А. и профессиональные обзоры/новости. Но не расстраивайтесь - теперь "Оберон" можно читать в виде нерегулярной газеты "Born Dead". Причем среди газет BD, на мой взгляд, занимает первое место. 1) Описания а) help'ы: Chaos. 2) Программирование а) ассемблер: фракталы. б) системы: заставка к Is-Dos. 3) "Железо": блок питания от ПЦ, подклю- чение Hayes-модема. Приложение: 1) Fractals 2) Eidolon (48/128) 3) ZX-Winword Printer 4) Walker (demo) 5) Scan Screens Optimizer 6) Maxsoft Screen Packer v1.6 7) Pro Tracker v.3.3 (MMCM remix) RU(C)H#1 (один диск) Новое издание, созданное бандой :) Rush при поддержке Smash. Издание, надо ска- зать, про-амижно-эмуляторное, но за основу все-таки взяли Спектрум. ;)) Как всегда, авторы наезжают на су- ществующие издания и заявляют, что "у нас все будет круче". При этом статьи не пако- ванные, и Приложения нет. Оболочка довольно простенькая: все в монохроме, нет графики и т.д. Но почитать все же есть что, особенно много внимания уделено программированию. 1) Программирование а) ассемблер: 3D-графика (то же, что и в ZXP#3), советы разра- ботчикам системного соф- та, музыка + эффекты на AY, способы программиро- вания, зеркальное отоб- ражение, восстановление фона из буфера. б) системы: конверсия графики, конвер- сия файлов на др. платфор- мы. 2) "Железо": 128 цветов на Спеке, подклю- чение CDOS-модема. Scenergy#1 (три диска) Давно обещаемый Digital Reality проект, сделанный совместными усилиями целой толпы "сценеров", и претендующий на лидерство в ЭСМИ на Спектруме. "Журнал для Сценеров", как утверждают сами авторы. ;) Ну что ж, если вы - Сценер, то возможно вам и будет что почитать в Scenergy. Но если нет... вы можете испытать сильное ра- зочарование - читать вам там будет нечего. (Ну разве что оболочкой полюбуетесь ;))) 1) Программирование а) ассемблер: Phong Bump Mapping, син- хронизация эффектов с музыкой, драйвер RAM- диска, работа с макроса- ми. Приложение: 1) Forever (last release) 2) Pussy (demo-version) 3) Crossword 4) Worms (demo-version) 5) FA 128 Copier Voyager#2 (один диск) Нельзя сказать, чтобы журнал стал кру- че, но прогресс все-таки есть - набираются издатели опыта... :)) Не нравится мне только рубрика про Profi - нафига она нуж- на? Вот пусть владельцы Profi издают жур- нал под свою CP/M и радуются огромным воз- можностям своего компьютера... ;) 1) Описания а) help'ы: Monstrland, Net Walk. 2) Программирование а) системы: исправление ошибки в STS 6.2, совмещение Alasm 4.1 и STS 6.2. 3) "Железо": vicomm-модем. Приложение: 1) Empire (demo) 2) GRF viewer 1.6 beta 3) Vicomm modem 3+ 4) Macro Modem v2.24 5) Macro Modem help 6) BBS3159I Voyager#3 (один диск) Ну наконец-то появилась нормальная (можно даже сказать хорошая :)) фоновая картинка by Ash. Остальное на уровне. Правда, замечена неприятная тенденция к разжиганию межнациональной, межрасовой, межжурнальной и прочей вражды - появились какие-то флеймовые статьи типа "открытых писем в Оберон"... Я считаю так: ежели кто хочет написать письмо "в Оберон", так пусть пишет, а не публикует его в ка- ком-нибудь журнале. Редакция подписывается под этими письмами как "абсолютно не наез- жающая", однако раз уж они письмо опубли- ковали, значит часть ответственности воз- лагается и на них. Давайте оставим флейм для сетей! ;)) 1) Описания а) help'ы: Dark Side, Зеркало. 2) Программирование а) ассемблер: печать десятичных чисел, умножение и деление 2х- байтовых чисел, недоку- ментированная особен- ность Z80. 3) "Железо": DMA Soundcard. Приложение: 1) Пыль Звездных Дорог (demo) 2) Text Utility v2.8+ 3) Poorguy! 4K intro 4) Sub Sunk 5) Dark Side Черная Ворона#2 (два диска) Журнал уверенно продолжает дело Fa- ultless'а: статьи воруются из других изда- ний, (например, из ZX-Power ;))) проги в Приложение берутся без зазрения совести, я уж молчу про оболочку... И при этом автор еще учит неопытных юзеров, (точнее, начинающих хакеров) как надо вскрывать защиты. Нередко можно встретить конкретные при- колы: например, в одной статье упоминается "Mortal Kombat, защиту на который ставил знаменитый хакер Iwamoto..." :)) Да будет автору известно: в группе CBS кодингом и защитами занимается исключительно Rst#7, и на Mortal Kombat защиту ставил именно он. Многое, конечно, автору журнала можно простить, (как-никак, один все делает) но надо же знать меру, в конце концов... Если берешь чужие статьи, то спрашивай об этом сначала у авторов. Ведь одно дело - проци- тировать, (здесь достаточно лишь указать источник информации) а другое дело - напе- чатать слово в слово всю статью. Журнал-то "Черная Ворона" продается за деньги... Выходит, взял чужой товар, вле- пил свою обертку и - продавай? А как бы автору понравилось, если бы кто-то взял его редактор к "ЧВ", еще пару чужих прог- рамм, слепил из этого свой "авторский" диск и стал продавать? 1) Описания а) help'ы: Mickey Mouse. 2) Программирование а) ассемблер: быстрый поиск в тексте, адаптация игр, примеры защит. б) системы: уплотнение диска в Is-Dos. 3) "Железо": подключение Hayes'а, турби- рование Z80 и ВГ, 512 точек по горизонтали. Приложение: 1) ZX-Winword v2.01 2) Melon v1.79 3) ZED Cashe v1.02 4) Hobeta v1.9 5) MicroEd v3.40 6) Art Studio 128 7) Pro Tracker v3.31 8) Mickey Mouse 9) Microball Что сказать в заключение? Несмотря на все прогнозы, число ЭСМИ не уменьшается, а наоборот, становится все больше и больше. С одной стороны, это хорошо - широкий вы- бор, но с другой, возникает сомнение, что юзер будет приобретать все журналы без разбору. А из этого следует только одно: оста- нутся только те журналы, которые пользуют- ся спросом среди массового читателя. Разу- меется, поскольку на Спектруме нет цивили- зованного рынка ПО, поскольку 100% компью- терных изданий являются некоммерческими продуктами, (в полном разумении этого сло- ва) то у "не очень популярных" изданий все же есть какое-то будущее - всегда остается шанс, что хоть какая-нибудь статья окажет- ся читателю нужной, и ради нее он прочтет журнал... __________________________________________
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября