ZX Review #3-4
22 июля 1997

Этюды - В.Сироткин. Программа подсчета контрольной суммы.

<b>Этюды</b> - В.Сироткин. Программа подсчета контрольной суммы.

(c) В.Сироткин, г.Краснокаменск.

 Программа подсчета контрольной
            суммы.

   В некоторых программах прямой
необходимостью является  контро-
лирование правильности и целост-
ности блока данных, загружаемого
или сохраняемого  на диск. Также
может быть необходим  динамичес-
кий  контроль  части самой прог-
раммы.
   Эту  проблему  можно   решить
подсчетом контрольной суммы.
   Есть разные алгоритмы и  раз-
ные подходы, но самым  действен-
ным из всех  является метод ЦИК-
ЛИЧЕСКОГО    ИЗБЫТОЧНОГО    КОДА
(CRC).
   Алгоритм  CRC  применяется  в
IBM-программах и позволяет выяв-
лять ошибки с точностью до  бай-
та. Ниже дан листинг  процедуры,
подсчитывающей контрольную  сум-
му алгоритмом CRC. (Пример  взят
из журнала 'РАДИО' за 1992 год и
дается без комментариев).
148.
;--- входные параметры:
;    HL -начальный адрес блока
;    DE -конечный адрес блока
;--- выходные данные:
;    BC -контрольная сумма блока

LEN     DEFB   0

START   PUSH HL
        INC  DE
        XOR  A
        LD (LEN),A
        LD BC,0
MET1    PUSH DE
        LD A,C
        XOR (HL)
        LD E,A
        PUSH BC
        PUSH HL
        LD BC,00
        LD D,8
MET2    PUSH BC
        LD A,C
        RRA
        LD A,B
        RRA
        LD B,A
        LD A,C
        RRA
        LD C,A
        POP HL
        LD A,E
        XOR L
        AND 1
        JR Z,MET3
        LD A,B
        XOR #A0
        LD B,A
        LD A,C
        XOR 1
        LD C,A
MET3    LD A,E
        RRCA
        AND #7F
        LD E,A
        DEC D
        JR NZ,MET2
        POP HL
        POP DE
        LD A,D
        XOR C
        LD C,A
        LD A,E
        XOR B
        LD B,A
        LD A,(LEN)
        INC A
        LD (LEN),A
        INC HL
        POP DE
        LD A,H
        CP D
        JR NZ,MET1
        LD A,L
        CP E
        JR NZ,MET1
        DEC DE
        POP HL
        RET
2
   Данная  подпрограмма  переме-
щаема, т.е. может работать в лю-
бых адресах, если  Вы,  конечно,
определите адрес с меткой  'LEN'
куда-нибудь за пределы  подпрог-
раммы.
   Достаточно точно отслеживает-
ся изменение байтов  в  обсчиты-
ваемой области.  Замечается даже
перестановка рядом лежащих  бай-
тов.  Что  касается   быстродей-
ствия, то блок длиной в 48 кило-
байт обсчитывается за 5 сек.

   Арифметические вычисления.

   Как  Вы  знаете,  в  ПЗУ  SOS
встроена мощная  программа КАЛЬ-
КУЛЯТОР, которая позволяет  про-
изводить как  простые  арифмети-
ческие  действия, так и действия
с  плавающей  запятой и тригоно-
метрические вычисления.
   Но  для  работы  КАЛЬКУЛЯТОРА
необходима особая область - СТЕК
КАЛЬКУЛЯТОРА,  да  и  работа   с
калькулятором довольно сложна  и
утомительна, особенно в програм-
мах, затирающих всю область ОЗУ.
   Иногда же требуются короткие,
но действенные подпрограммы, вы-
полняющие  арифметические   дей-
ствия над байтами.
   Далее  представлены несколько
подпрограмм,  которые  позволяют
обойтись без встроенного КАЛЬКУ-
ЛЯТОРА.  Все подпрограммы  могут
работать в любом месте ОЗУ, т.е.
релоцируемы.

   Сложение N-байтовых положи-
         тельных чисел.

   Для того, чтобы  сложить  два
числа длиною в N байтов, необхо-
димо в регистр "B" занести коли-
чество байтов в слагаемых.  Сла-
гаемые  заносятся  изначально  в
область с метками FIRST и SECND.
Результат поместится в область с
меткой FIRST.
148.
;  Подпрограмма сложения многобайтных беззнаковых
;  чисел

ADDN    LD B,N       ; в "B" - сколько байтов надо
                     ; сложить
        LD DE,FIRST  ; адрес первого слагаемого
        LD HL,SECND  ; адрес второго слагаемого
        XOR A        ; флаг переноса сбросим
SUM     LD A,(DE)    ; загрузим первый (младший)
                     ; байт числа
        ADC A,(HL)   ; сложим со вторым числом
        LD (DE),A    ; сохраним результат
        DEC B        ; все байты сложены ?
        RET Z        ; если все, то конец
        INC HL       ; нет, продолжим сложение
        INC DE
        JR SUM
; - -
N       EQU  ?     ; сколько байт складывать ?
FIRST   DEFB ?     ; область длиною в (?) байт
                   ; для первого числа
SECND   DEFB ?     ; область для второго числа
                   ; длиною (?)


     УМНОЖЕНИЕ однобайтных
   целых положительных чисел.

;  Множимое заносится в регистр 'D'
;  Множитель в регистр 'C'
;  Результат в регистре  'BC'

START   LD B,0      ; сброс старшего байта
                    ; результата
        LD E,8      ; число битов в байте
NXBIT   LD A,C      ; множитель
        RRA         ; очередной бит в флаге 'C'
        LD C,A      ; вернем множитель
        DEC E       ; счетчик уменьшим

        RET M       ; все биты ? ДА- выйдем

        LD A,B      ; старший байт результата
        JR NC,NOADR ; флаг 'C'множителя =0
        ADD A,D     ; суммируем множитель
NOADR   RRA         ; сдвинем частичную сумму
        LD B,A      ; вернем старший байт
        JR NXBIT    ; умножение следущего бита


 ПРОГРАММА ДЕЛЕНИЯ ОДНОБАЙТНЫХ
   ЦЕЛЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

; делимое помещают в регистр 'E'
; делитель помещают в регистр 'D'
; частное получается в регистре 'H'
; в регистре 'C' образуется положительный остаток от
; деления

START  LD HL,08     ; 8 бит в байте
       LD C,0       ; сброс регистра остатков
NEXT   LD A,E       ; делимое сдвинем
       RLA          ; влево
       LD E,A       ; на 1 бит
       LD A,C       ; сдвиг остатка
       RLA          ; влево на 1 бит
       SUB A,D      ; вычтем делитель
       JR NC,NOADR  ; остаток положительный ?
       ADD A,D      ; востановление отрицательного
                    ; остатка
NOADR  LD C,A       ; остаток запомним
       CCF          ; образуем бит частного
       LD A,H       ; запоминание
       RLA          ; очередной
       LD H,A       ; цифры частного
       DEC L        ; декремент счетчика битов
       JR NZ,NEXT   ; цикл
       RET          ; выход
;3 подпрограмма выполняется за 660 тактов.


   ПРОГРАММА УМНОЖЕНИЯ ЦЕЛОГО
     ОДНОБАЙТНОГО ЧИСЛА НА
    ЦЕЛОЕ ДВУХБАЙТНОЕ ЧИСЛО
     (числа положительные).

; 2-х байтное множимое поместить в 'DE'
; 1-байтный множитель в 'A'
; результат получим в регистрах :
;            в 'A' старший байт произведения
;            в 'HL' младшие 16 бит произведения

START   LD HL,0       ; сброс регистра произведения
        LD C,8        ; счетчик битов
NXBIT   ADD HL,HL     ; частичная сумма
        RLA           ; сдвинем множитель
        JR NC,NOADR   ; анализ бита множителя
        ADD HL,DE     ; суммируем множимое
NOADR   ADC 0         ; учет переноса
        DEC C         ; все 8 бит множителя ?
        JR NZ,NXBIT   ; нет, продолжим
        RET           ; выход
;------------------------------
2

    ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДВОИЧНОГО
   ЧИСЛА В ДВОИЧНО-ДЕСЯТИЧНОЕ.

   Для  отображения  результатов
вычислений   необходимо    числа
привести в  удобный  для  вывода
вид, т.е. преобразовать число  в
десятичный код. Например, двоич-
ное число 00001111 (#0F)  удобно
представить  в  виде  0001  0101
(#15), т.е. преобразовать его  в
двоично-десятичную  форму.  Этим
занимается следующая подпрограм-
ма.
148.
; BCD2B- подпрограмма перевода 2-х байтного числа.
; Двоичное число должно быть в регистре 'HL'.
; Результат :
;           в 'A' - десятки тысяч;
;           в 'B' - тысячи и сотни;
;           в 'C' - десятки и единицы.
; Во время работы вызывается процедура CONV из
; подпрограммы BCD1B - перевод однобайтного числа,
; в которой;
; в 'H' - число для перевода , 'L'=0
; Результат работы: в 'A' - разряды сотен;
;                   в 'B' - десятки и единицы

; Вход в процедуру преобразования 2-х байтного числа:

BCD2B   LD E,17     ; счетчик 1-го цикла
        CALL CONV   ; вычислить младший BCD байт
        LD C,A      ; сохранить в 'C'
        LD E,17     ; счетчик 2-го цикла
        JR PRODOL   ; переход на вычисление

; процедура для преобразования 1-байтного числа

BCD1B   LD E,9      ; цикл для 1-байтного числа

PRODOL  CALL CONV   ; вычислить два старших байта
        LD B,A      ; сохранить средний байт
        LD A,L      ; старший байт
        RET         ; выйти вообще
;-----
CONV    XOR A       ; очистить
SBIT    DEC E       ; уменьшим счетчик цикла
        RET Z       ; цикл весь - выйти
        ADD HL,HL   ; сдвинем старшие разряды в
                    ; перенос
        ADC A,A
        DAA         ; скорректируем
        JR NC,SBIT  ; результат больше 99 ?
        INC HL      ; да - увеличим на 1
        JR SBIT     ; вернемся в вычисления
2
********************************



Другие статьи номера:

TR-DOS для начинающих - Часть 1.

Авторская разработка - General Sound - мультимедиа для ZX Spectrum!

Визитная карточка - Представляем новый электронный журнал "Major Wares" (c) Codebusters & V.M.G.

Компьютерная новелла - Knight Lore "Преданья рыцарских времен".

Новые программы - И.Рощин. HELP_Z80. В.Давыдов. Catalog's Base v1.8.

Описание оболочки журнала "ZX-РЕВЮ"

Перекресток драконов - Aavlon, Castle of Dreams, Erik the Viking.

Перекресток драконов - Eureka!, Eye of Bain, Kentilla.

Перекресток - Sherlock, Apollo, Shadows of Mordor, Rigels Revenge, Temple of Terror, ID, That's the Spirit, Return to Ithaka.

Ретро - Дж.Хардман, Э.Хьюзон. 40 лучших процедур.

Советы экспертов - Castle Master.

Советы экспертов - Firelord.

Советы экспертов - Stonkers.

Форум-игры - Insult Megademo, Catch 23, Livingstone, Rock Star ate my Hampster, НЛО-2: Дьяволы Бездны, Terminator 2, Venturama, The Spririts, Nipper, Sweewo'S World, King's Bounti-2, Hacker 2, Black Magic, Satcom, Звёздное Наследие.

Форум - А.Гура. Кодекс программиста.

Форум - А.Стрельников. Перспективы развития ZX Spectrum.

Форум - В.Давыдов. По материалам, опубликованным в ZX-РЕВЮ: Некоторые вопросы, связанные с автостартом Бейсик-программ. Redefine Keys. Процедура печати 42 символов в строке. Процедура умножения HL=B*C. Доработка посекторных загрузчиков. Мини-драйвер дисковых операций.

Форум - Группа 'Light'. Музыкальный процессор для ZX-Speccy.

Форум - Д.Федоров: Печать картинки с маской с точностью до пиксела. Алгоритм расчета адреса по координатам с точностью до пиксела.

Форум - И.Рощин. Совместное использование ZX ASM 3.0 и STS 5.1.

Форум - М.Бекарев. Расчет адреса экранной области по знакоместу и наоборот.

Форум - П.Федин. Доработка Profi для бесконфликтного подключения периферии.

Форум - С.Астров. Генератор псевдослучайных чисел.

Читатель-читателю - В.Сироткин. Защита программ (взгляд на проблему).

Читатель-читателю - И.Рощин. Драйвер экрана для компьютера "Пентагон-128".

Этюды - А.Савинов: Процедура вывода на экран символов двойной высоты. Процедура "растворения" символов.

Этюды - А.Уржа. Процедура рисования окружности.

Этюды - В.Сироткин. Программа подсчета контрольной суммы.

Этюды - Е.Волчков. Улучшение подпрограммы вычисления адреса в дисплейном файле.

Этюды - Е.Мороз. Бегущая строчка.

Этюды - И.Командин. Программа проявления экрана.

Этюды - И.Рощин. Два графических эффекта.

Этюды - М.Лазутов: Программа модернизации шрифта. Программа кодирования/декодирования блока кодов. Эффект с атрибутами.

Этюды - О.Смолянкин: Процедуры очистки экрана. Вывод текстовых сообщений на экран.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Part 5 - Rebel Star.
Игры - прохождение игры "Venturama".
От редакции - О изменениях в журнале и его распространении.
Детям - поучающее обьявления Alone Coder'a для детей 17 школы.
Ньюсы - Raver шлюха! Нам удалось получить его прайс-лист от его оффициального сутенера.

В этот день...   21 ноября