ZX Review #3-4
22 июля 1997
  Звук  

Форум - Группа 'Light'. Музыкальный процессор для ZX-Speccy.

<b>Форум</b> - Группа 'Light'. Музыкальный процессор для ZX-Speccy.


(c) Группа 'Light',
г. Серпухов, 1996.

      Музыкальный процессор
         для ZX-Speccy.

   Данную  статью  можно, скорее
всего, отнести к разделу  "Проб-
лемы развития  ZX-Spectrum".  Ни
для кого не секрет, что  с  каж-
дым годом ZX-Speccy  развивается
все больше  и  больше.  Увеличи-
вается память, подключается жес-
ткий диск и т.д. В данной статье
речь пойдет о возможности  улуч-
шения его музыкальных возможнос-
тей. В  одном  из  номеров  была
предложена  идея    использовать
ZX-COVOX, подключаемый  к  прин-
терному порту.  Однако такой тип
построения музыкальной карты бу-
дет забирать  значительную  мощ-
ность процессора при генерирова-
нии звука.  А  теперь  маленькое
отступление.
     Как ни странно, но на  дан-
ный  момент  происходит  как  бы
"слияние" Speccy и IBM.  Мы  уже
можем  подключить  к   спектруму
IBM-овскую  клавиатуру,  мышь...
Так попробуем и на этот раз  об-
ратиться к  IBM-овской  технике.
Речь пойдет о 8-и разрядной зву-
ковой плате которая уже  практи-
чески вышла из  употребления  на
IBM, но которая  имеет,  тем  не
менее, очень хорошие характерис-
тики.  Это  музыкальная    плата
"ADLIB". Сама плата имеет весьма
компактные размеры:  110x126  мм
без крепежной планки, и  поэтому
не вызовет трудностей при  уста-
новке в компьютер. К ее достоин-
ствам можно также отнести встро-
енный усилитель мощности и регу-
лятор громкости.
   Рассмотрим теоретические воз-
можности подключения данной пла-
ты  к  Спектруму.  Данная  плата
связывается с  компьютером  сле-
дующими сигналами:

  ┌──────────────────────────┐
  │B1  -           GROUND    │
  │B2  -           RESET (O) │
  │B3  -           +5V       │
  │B9  -           +12V      │
  │B10 -           GROUND    │
  │B13 -           'IOW (I/O)│
  │B14 -           'IOR (I/O)│
  │B29 -           +5V       │
  │B30 -           OSC   (O) │
  │B31 -           GROUND    │
  └──────────────────────────┘

       ┌───────────────┐
       │A2  - SD7 (I/O)│
       │A3  - SD6 (I/O)│
       │A4  - SD5 (I/O)│
       │A5  - SD4 (I/O)│
       │A6  - SD3 (I/O)│
       │A7  - SD2 (I/O)│
       │A8  - SD1 (I/O)│
       │A9  - SD0 (I/O)│
       │A11 - AEN (O)  │
       │A22 - SA9 (I/O)│
       │A23 - SA8 (I/O)│
       │A24 - SA7 (I/O)│
       │A25 - SA6 (I/O)│
       │A26 - SA5 (I/O)│
       │A27 - SA4 (I/O)│
       │A28 - SA3 (I/O)│
       │A29 - SA2 (I/O)│
       │A30 - SA1 (I/O)│
       │A31 - SA0 (I/O)│
       └───────────────┘

   Направление  сигналов  ввода/
вывода (I/O) дано по отношению к
компьютеру (фактически даны сиг-
налы системной шины компьютера).

   Рассмотрим немного  поподроб-
нее эти сигналы:

 GROUND - "земля" компьютера.
 ───
 IOW    - Сигнал записи  в  порт
ввода/вывода.  Принадлежит  сис-
темной шине управления. Активным
является низкий уровень.
 ───
 IOR    - Сигнал  считывания  из
порта ввода/вывода.  Принадлежит
системной шине  управления.  Ак-
тивным является низкий уровень.

 OSC    - Сигнал частотой 14.318
МГц. Вырабатывается тактовым ге-
нератором. Передается от компью-
тера на разъем  расширения  сис-
темной шины и может быть исполь-
зован для тактирования отдельных 
периферийных устройств, не имею-
щих собственного генератора.

 SD0 - SD7 - Системная шина дан-
ных.

 SA0 - SA9 - Системная шина  ад-
реса. Используется для адресации
памяти и устройств ввода/вывода.

 AEN - Сигналы разрешения адреса
ПДП. Участвуют в генерации кодов 
управления.   Свидетельствуют  о
8-и или 16-ти разрядной пересыл-
ке данных в циклах ПДП.

   Как видно из описания, данные 
сигналы или уже имеются на шинах 
ZX-Speccy, или их нетрудно  эму-
лировать. Зато взамен мы получим 
отличную музыкальную  плату, ко-
торую можно будет подключить ли-
бо взамен, либо в  дополнение  к
AY.
   Те, кому понравится эта идея, 
просьба писать свои  соображения
по адресу:

       142214, г.Серпухов,
         ул. Подольская,
          д.107, кв.57.

или по адресу:

       142214, г.Серпухов,
          ул. Советская,
          д.102, кв.44.

   Также будем благодарны  любой
информации  по музыкальной плате
"ADLIB"  (схема, методы програм-
мирования и т.д.).




Другие статьи номера:

TR-DOS для начинающих - Часть 1.

Авторская разработка - General Sound - мультимедиа для ZX Spectrum!

Визитная карточка - Представляем новый электронный журнал "Major Wares" (c) Codebusters & V.M.G.

Компьютерная новелла - Knight Lore "Преданья рыцарских времен".

Новые программы - И.Рощин. HELP_Z80. В.Давыдов. Catalog's Base v1.8.

Описание оболочки журнала "ZX-РЕВЮ"

Перекресток драконов - Aavlon, Castle of Dreams, Erik the Viking.

Перекресток драконов - Eureka!, Eye of Bain, Kentilla.

Перекресток - Sherlock, Apollo, Shadows of Mordor, Rigels Revenge, Temple of Terror, ID, That's the Spirit, Return to Ithaka.

Ретро - Дж.Хардман, Э.Хьюзон. 40 лучших процедур.

Советы экспертов - Castle Master.

Советы экспертов - Firelord.

Советы экспертов - Stonkers.

Форум-игры - Insult Megademo, Catch 23, Livingstone, Rock Star ate my Hampster, НЛО-2: Дьяволы Бездны, Terminator 2, Venturama, The Spririts, Nipper, Sweewo'S World, King's Bounti-2, Hacker 2, Black Magic, Satcom, Звёздное Наследие.

Форум - А.Гура. Кодекс программиста.

Форум - А.Стрельников. Перспективы развития ZX Spectrum.

Форум - В.Давыдов. По материалам, опубликованным в ZX-РЕВЮ: Некоторые вопросы, связанные с автостартом Бейсик-программ. Redefine Keys. Процедура печати 42 символов в строке. Процедура умножения HL=B*C. Доработка посекторных загрузчиков. Мини-драйвер дисковых операций.

Форум - Группа 'Light'. Музыкальный процессор для ZX-Speccy.

Форум - Д.Федоров: Печать картинки с маской с точностью до пиксела. Алгоритм расчета адреса по координатам с точностью до пиксела.

Форум - И.Рощин. Совместное использование ZX ASM 3.0 и STS 5.1.

Форум - М.Бекарев. Расчет адреса экранной области по знакоместу и наоборот.

Форум - П.Федин. Доработка Profi для бесконфликтного подключения периферии.

Форум - С.Астров. Генератор псевдослучайных чисел.

Читатель-читателю - В.Сироткин. Защита программ (взгляд на проблему).

Читатель-читателю - И.Рощин. Драйвер экрана для компьютера "Пентагон-128".

Этюды - А.Савинов: Процедура вывода на экран символов двойной высоты. Процедура "растворения" символов.

Этюды - А.Уржа. Процедура рисования окружности.

Этюды - В.Сироткин. Программа подсчета контрольной суммы.

Этюды - Е.Волчков. Улучшение подпрограммы вычисления адреса в дисплейном файле.

Этюды - Е.Мороз. Бегущая строчка.

Этюды - И.Командин. Программа проявления экрана.

Этюды - И.Рощин. Два графических эффекта.

Этюды - М.Лазутов: Программа модернизации шрифта. Программа кодирования/декодирования блока кодов. Эффект с атрибутами.

Этюды - О.Смолянкин: Процедуры очистки экрана. Вывод текстовых сообщений на экран.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Игры - словарь к игре "Captain Blood".
Interface - интервью с британским музыкнтом Gasman/Raww.
Part 11 - Spectrum history (part 3).

В этот день...   6 марта