ZX Review
#3-4
22 июля 1997 |
|
Визитная карточка - Представляем новый электронный журнал "Major Wares" (c) Codebusters & V.M.G.
┌──────────────────────────────┐ │ │ │ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА │ │ │ └──────────────────────────────┘ MAJOR WARES (c) CODEBUSTERS & V.M.G. Представляем новый элек- тронный журнал "Major Wares", выходящий в Южной Столице страны SPECCY г.Харькове (под Северной Столицей следует понимать Питер, а между ними - Москва). WARES (пишется и WAREZ), думаем, всем понятно - software и hardware, а вот английское слово MAJOR переводится не только как "более важный", "ма- жорный", но и как "совершенно- летний". Может быть, имелось в виду, что его, в отличие от не- которых подобных изданий, выпус- кают не тинейджеры, а серьезные, известные в спектрумовских кру- гах люди - CODEBUSTERS (Max Iwa- moto & Rst7). Раздел "Hardware" ведет основной харьковский схе- мотехник SPECCY - В.М.Г. Несмотря на "солидный" воз- раст авторов, сам журнал еще мо- лод и ориентирован преимущес- твенно на молодого юзера. Осно- вой идеологии является принцип "ничего лишнего", от первого до последнего файла все о SPECCY, для SPECCY и во имя SPECCY. Принцип базируется на трех ки- тах: новые и хорошо забытые ста- рые программы (в основном, иг- ры), описания и секреты игр, со- вершенствование своего компьюте- ра и знаний о нем. В журнале много хорошей свежей музыки, развивающаяся оболочка. Редакция тяготеет к пента- гоноязычной аудитории, но гото- вит также приятные сюрпризы для владельцев "Скорпионов" и дру- гих версий машины. Что касается отношений с редакцией другого харьковского электронного журнала "ZX Power", то по жизни мы друзья, иногда даже соавторы, но на рынке - конкуренты. Этот естественный для двух любых групп факт откла- дывает, конечно, определенный отпечаток на настроение, но зато заставляет работать с повышенной энергией. Надеемся на сохранение взаимной доброжелательности. Страницы журнала "Major Wares" могут быть предоставлены для изложения позиции любому харьковскому и иногороднему ав- тору. Единственное естественное требование - статья должна быть написана с уважением к ее чита- телям: простым интересным язы- ком и без оскорбления аудитории (типа "подключателей", "шаловли- вых ручек" и подобных перлов; вызываемое такими приемами нега- тивное предубеждение к автору переносится и на весь журнал). Особенно благодарна редак- ция будет за присланные описа- ния игр, найденные скрытые паро- ли, ценные рекомендации по про- хождению. Используем, с вашего позволения, авторские графичес- кие работы. Идеальный вариант для переписки - дискета (возмо- жен "бартер"). В этом выпуске журнала "ZX Ревю" Вы можете прочитать типог- рафский вариант наиболее дискус- сионной статьи "Перспективы SPECCY" из готовящегося первого номера "Major Wares". ПЕРСПЕКТИВЫ "SPECCY". Редакционная статья из "Major Wares" #1 1997г. (c) В.М.Г. SPECCY уже не просто ком- пьютер, это движение единомыш- ленников. Их объединяет, навер- ное, любовь к простому и изящно- му, как сама природа, и нелю- бовь к навороченному и корявому, как IBM PC. SPECCY давно стал нашим (и вашим) национальным компьютером, подобно тому, как итальянская пицца стала национальной гордос- тью американцев. Американцы по- чему-то не ведут дискуссий о соответствии их пиццы старо- итальянским рецептам, а мы все еще держимся обеими ручонками за штаны сэра Клайва Синклера, как будто надеемся на возрождение спектрумовского бума в Европе. Разговоры о каком-то соот- ветствии их модели фирменному прототипу - последнее прибежище озабоченных мыслью "а у меня все-таки лучше (быстрее, выше, сильнее)". Удел таких людей - IBM PC, которую они пока хают из зависти. Встречаются и искренние фун- даменталисты, особенно среди простых парней. Они мне были бы куда более симпатичны, если бы не поклонялись кумирам слепо и не требовали уничтожения инако- мыслящих. SPECCY сейчас переживает не лучшие времена, хотя, судя по количеству ваших писем и звон- ков, кризис миновал и наблюдает- ся заметный подъем интереса к этой платформе (я связываю этот подъем с массовым оттоком юзе- ров от "DENDY" и "SEGA". Наиг- равшись вдоволь, наш человек сначала безуспешно ищет клавиа- туру на этих штучках, а потом идет за отверткой...). Сколько продержится вторая волна интере- са и будет ли третья, теперь за- висит от нас. Прошли те времена, когда можно было безнаказанно каждый месяц запускать новую доработку в стремительный водоворот рынка SPECCY и наблюдать: приживется или отторгнется. Теперь от того водоворота остался небольшой ру- чей, и, наверное, есть разница между каплей бензина, добавлен- ной, скажем, в Волгу или в чашку чая. Меня иногда спрашивают: по- чему последние два года я почти не публикую НОВЫХ разработок для SPECCY, не связано ли это, слу- чайно, с постепенным развитием старческого слабоумия (грустно шучу) или с потерей интереса к этой машине? Отвечаю: нет, не связано. Целая куча новых и уже опробованных в "железе" дорабо- ток похоронены в моей тумбочке не из-за синдрома скупого рыца- ря, но во исполнение заповеди "Не навреди!". Как и вы, дорогие читатели, я надеюсь на осущест- вление глобального революцион- ного проекта, а пластические операции и косметический ремонт не способны на большее, чем сде- лать обыкновенный "Пентиум" из XT. Приходится, конечно, приот- крывать тумбочку, когда хочется кушать или просят, например, быстро подключить фирменный мо- дем (см. статьи в "Major Wares" и "ZX Power"), но открывания тумбочки - это далеко не Откры- тие Америки. Хочу поучаствовать в дис- куссии о путях развития SPECCY. Надеюсь, что мое мнение (а может быть и сотрудничество) бу- дет полезно другим разработчи- кам, т.к. я уже испытал на своем компьютере многие из только проектируемых ими примочек (DMA, 14MHz, аудио- и видео- акселера- торы, расширения графики, нефик- сируемые страницы ОЗУ и т.д. и т.п.) и, честно говоря, остался при убеждении, что все это НЕ ТО. Реализовать же более круп- ный проект одному человеку, ес- тественно, не по силам. Итак, первое, что необходи- мо сделать всем, включая меня, для спасения SPECCY - это оста- вить свои амбиции вместе с "ге- ниальностью" пред вратами ада (в смысле предстоящей адской рабо- ты), объективно, взвешенно оце- нить все предлагаемые проекты и остановиться на едином. Второе. Так как пункт пер- вый абсолютно нереален, то хотя бы приоткрыть свои планы, пре- дупредить об используемых стан- дартах, разделить области прило- жения сил, дабы не изобретать один велосипед дважды. Третье. Если законы рынка, государственные границы и совко- вое прошлое не дадут нам осущес- твить даже пункт "2", то попро- бовать заставить себя хотя бы толерантно относиться к чужому способу мышления. Теперь о схемотехнической стороне проблемы. Я утверждаю, что для возрождения SPECCY необ- ходимо сделать ВСЕГО ДВА ШАГА, и первый из них уже наполовину пройден. Спросите у любого юзе- ра: "Чего не хватает SPECCY?", и он, наверняка, ответит "музыки и графики", а не "быстродействия процессора и объема ОЗУ". Улав- ливаете, к чему я клоню? Совер- шенно верно, я предлагаю пойти по пути AMIGи, а не IBM PC - не массово турбировать (как это звучит сокращенно, вы уже дога- дались) "материнки", а сделать "умной" периферию. Первый шаг, о котором я го- ворил, это GENERAL SOUND - поч- ти уже готовая "интеллектуаль- ная" саундкарта, о которой все знают. Второй шаг - 3D VIDEO- PROCESSOR - почти уже задуман- ная "интеллектуальная" видеокар- та, о которой никто не знает ни- чего. Под интеллектом (не путай- те с "Intel inside") карты здесь подразумевается то, что процес- сору Z80 достаточно РАЗ В ПРЕЫВАНИЕ давать видеокарте ко- манды типа "скролл фона 1 впра- во на одну точку", "скролл фона 2 вправо на две точки", "спрайт номер 5 сдвинуть вверх на 4 точ- ки", "спрайт номер 999 вывести на экран с позиции такой-то", "вращать спрайт", "масштабиро- вать спрайт", "провести линию", "сделать заливку" и т.д. Тогда и 256К + 7МГц на "ма- теринке" мало не покажется! Я согласен со многими мыс- лями Nemo, но по поводу проекта "TRANSFORMER" хочется поспорить. Уважаемый капитан, ваше от- ношение к пути IBM PC нам извес- тно, так зачем Вы предлагаете тот же путь для SPECCY? Ладно, хорошо, если бы Z180 был турби- рованной разновидностью Z80, но Вы сами в заметной растеряннос- ти от несовпадения их архитек- тур, сами честно признаетесь, что получается в общем-то другая машина. Неужели нужно выбрасы- вать старый добрый SPECCY? Даже если отбросить сентиментальные чувства, то реален ли такой ап- грейд с экономической точки зре- ния, или придется иметь дома оба компьютера? Статья в "ZX Format'е"#5 не только по уровню, но и по тону вызывает большие возражения. Покритиковал другого - зна- чит, уже пора хвалить себя: предлагаемый мною путь не потре- бует изменения шины компьютера, а значит, смены самой машины! Читатель ждет ответа: так где же этот пресловутый видео- процессор? Тут будут две новос- ти: сначала плохая, а затем хо- рошая. Готового видеопроцессора в рукаве у меня нет, нет его и в моей тумбочке (я не про голо- ву!). Хорошая: его создание зай- мет на порядок меньше времени, чем создание нового компьютера с ОС. Рецепт приготовления пример- но такой: берете дешевую SVGA карту, добавляете к ней процес- сор (Z80, быстродействующий ми- кроконтроллер, Z180, i386, 68000, "Пентиум" - выбор по вку- су, но Z180 подходит лучше все- го), потом ПЗУ и ОЗУ, все это соединяете на одной плате и вставляете в (нет, Ржевский, нет!) системный разъем Scorpi- on'a, KAY, PROFI, "Пентагона" (если найдете там разъем) или другого хорошего компьютера. Предвижу ваши вопросы и свои ответы на них. О цене. Попробуйте сделать SVGA графику на SPECCY за еще более низкую цену, или вы верите в шару? О быстродействии. Не совсем AMIGA, но цветной DOOM в "окне" потянет. О качестве. Требует скрупу- лезных оценок. Пока могу гаран- тировать работу на телевизор, каждую точку своего цвета из 256-ти, палитру на 262 тыс. цве- тов, битплановые режимы высоко- го разрешения и быстрые тексто- вые режимы с аппаратным скрол- лом. Возможен режим работы и на монитор, что важно в свете сов- ременных сертификационных требо- ваний. О совместимости. По сбросу, естественно, выход в эмулятор синклеровского экрана практичес- ки без ограничений на софт. По- ложение и длительность INT'а можно при желании сделать прог- раммируемыми. О программном обеспечении. Совместимость вниз есть, а да- лее - адаптировать парочку кру- тых игр, и процесс пойдет: есть софт - есть спрос, есть спрос - купят примочку, есть примочка - напишут новый софт (для видео- процессора даже ребенок может написать крутую игру, скажем на BASIC'е, было бы откуда конвер- тить спрайты и фон). Есть и другие рецепты приго- товления видеопроцессора: уде- шевленные, навороченные и экзо- тические. К первым я бы отнес: пара видеорежимов + Z180 + под- гружаемый "интеллект", т.е. ра- бота с экраном просто передает- ся Z180, для которого юзер сам пишет программу. Ко вторым - ап- паратное масштабирование и дру- гие функции, которым позавидует AMIGA, но сейчас это не ко вре- мени и не по средствам. Наибо- лее экзотический вариант - ис- пользование в качестве видеопро- цессора... материнки IBM PC/AT 286/386 - звучит маразматично и даже обидно, но получается деше- во и без сверхусилий. Кроме то- го, мы имеем "с гуся" контрол- лер клавиатуры, прерываний, DMA, часы, место под ОЗУ.) Когда (если) работа над ви- деопроцессором будет закончена, можно подумать о математической, коммуникационной (модем, винчес- тер, CD ROM) и других "умных" картах. Хочется услышать экспертную оценку проекта, особенно от про- фессионалов, особенно от питер- ских (если возможно, то без на- доевшей уже мизантропии). Если оценка будет положительной, то пора засучить рукава и перейти от декларируемых вами и нами призывов - к реальному объедине- нию во имя будущего транснацио- нального компьютера. Тем, из кого высокий пате- тический накал моих пламенных строк выжал последнюю слезу, в качестве моральной компенсации сообщим некоторые из планируе- мых недокументированных команд нового видеопроцессора: #FDFDE2 - главному герою дви- гаться вглубь туннеля #FDFDE4 - Кащею Бессмертному приготовиться #FDFDFF - пошла массовка
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября