ZX Review #3-4
22 июля 1997

Визитная карточка - Представляем новый электронный журнал "Major Wares" (c) Codebusters & V.M.G.

<b>Визитная карточка</b> - Представляем новый электронный журнал
┌──────────────────────────────┐
│                              │
│      ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА       │
│                              │
└──────────────────────────────┘

           MAJOR WARES
    (c) CODEBUSTERS & V.M.G.

     Представляем  новый   элек-
тронный  журнал  "Major  Wares",
выходящий в Южной Столице страны
SPECCY г.Харькове (под  Северной  
Столицей следует понимать Питер,
а между ними - Москва).
     WARES  (пишется  и  WAREZ),
думаем, всем понятно -  software
и  hardware,  а  вот  английское
слово   MAJOR   переводится   не
только как  "более важный", "ма-
жорный", но и  как  "совершенно-
летний".  Может быть, имелось  в
виду, что его, в отличие от  не-
которых подобных изданий, выпус-
кают не тинейджеры, а серьезные,
известные в спектрумовских  кру-
гах люди - CODEBUSTERS (Max Iwa-
moto & Rst7).  Раздел "Hardware"
ведет основной харьковский  схе-
мотехник SPECCY - В.М.Г.
     Несмотря на "солидный" воз-
раст авторов, сам журнал еще мо-
лод  и  ориентирован  преимущес-
твенно на молодого юзера.  Осно-
вой идеологии  является  принцип
"ничего лишнего", от первого  до
последнего файла все  о  SPECCY,
для  SPECCY  и  во  имя  SPECCY.
Принцип базируется на  трех  ки-
тах: новые и хорошо забытые ста-
рые программы  (в  основном, иг-
ры), описания и секреты игр, со-
вершенствование своего компьюте-
ра и знаний  о  нем.  В  журнале
много  хорошей  свежей   музыки,
развивающаяся оболочка.
     Редакция тяготеет к  пента-
гоноязычной аудитории, но  гото-
вит также приятные сюрпризы  для
владельцев "Скорпионов"  и  дру-
гих версий машины.
     Что  касается  отношений  с
редакцией  другого  харьковского
электронного журнала "ZX Power",
то по  жизни  мы  друзья, иногда
даже  соавторы, но  на  рынке  -
конкуренты.  Этот   естественный
для двух любых групп факт откла-
дывает,  конечно,   определенный
отпечаток на настроение, но зато
заставляет работать с повышенной
энергией. Надеемся на сохранение
взаимной доброжелательности.
     Страницы  журнала    "Major
Wares" могут быть  предоставлены
для  изложения  позиции   любому
харьковскому и иногороднему  ав-
тору. Единственное  естественное
требование - статья должна  быть
написана с уважением к ее  чита-
телям: простым  интересным  язы-
ком и без оскорбления  аудитории
(типа "подключателей", "шаловли-
вых ручек"  и  подобных  перлов;
вызываемое такими приемами нега-
тивное  предубеждение  к  автору
переносится и на весь журнал).
     Особенно благодарна  редак-
ция будет за  присланные  описа-
ния игр, найденные скрытые паро-
ли, ценные рекомендации по  про-
хождению.  Используем, с  вашего
позволения, авторские  графичес-
кие  работы.  Идеальный  вариант
для переписки - дискета  (возмо-
жен "бартер").
     В этом выпуске журнала  "ZX
Ревю" Вы можете прочитать типог-
рафский вариант наиболее дискус-
сионной   статьи    "Перспективы
SPECCY" из готовящегося  первого
номера "Major Wares".

     ПЕРСПЕКТИВЫ "SPECCY".
 Редакционная статья из "Major
  Wares" #1 1997г. (c) В.М.Г.

     SPECCY  уже не  просто ком-
пьютер, это  движение  единомыш-
ленников.  Их объединяет, навер-
ное, любовь к простому и изящно-
му, как  сама  природа, и  нелю-
бовь к навороченному и корявому,
как IBM PC.
     SPECCY давно стал нашим  (и
вашим) национальным компьютером,
подобно  тому,  как  итальянская
пицца стала национальной гордос-
тью американцев.  Американцы по-
чему-то  не  ведут  дискуссий  о
соответствии   их  пиццы  старо-
итальянским рецептам, а  мы  все
еще держимся обеими ручонками за
штаны сэра  Клайва Синклера, как
будто  надеемся  на  возрождение
спектрумовского бума в Европе.
     Разговоры о каком-то  соот-
ветствии  их  модели  фирменному
прототипу - последнее  прибежище
озабоченных  мыслью  "а  у  меня
все-таки  лучше  (быстрее, выше,
сильнее)".  Удел  таких людей  -
IBM PC, которую они пока хают из
зависти.
    Встречаются и искренние фун-
даменталисты,  особенно    среди
простых парней. Они мне были  бы
куда более  симпатичны, если  бы
не поклонялись кумирам  слепо  и
не требовали уничтожения  инако-
мыслящих.
    SPECCY сейчас переживает  не
лучшие  времена, хотя,  судя  по
количеству ваших писем  и  звон-
ков, кризис миновал и наблюдает-
ся заметный  подъем  интереса  к
этой платформе (я связываю  этот
подъем с массовым  оттоком  юзе-
ров от "DENDY" и  "SEGA".  Наиг-
равшись  вдоволь,  наш   человек
сначала безуспешно ищет  клавиа-
туру на  этих  штучках, а  потом
идет  за отверткой...).  Сколько
продержится вторая волна интере-
са и будет ли третья, теперь за-
висит от нас.
     Прошли  те  времена,  когда
можно было  безнаказанно  каждый
месяц запускать новую  доработку
в стремительный водоворот  рынка
SPECCY и  наблюдать:  приживется
или отторгнется. Теперь от  того
водоворота остался небольшой ру-
чей, и, наверное,  есть  разница
между каплей  бензина, добавлен-
ной, скажем, в Волгу или в чашку 
чая.
    Меня иногда спрашивают:  по-
чему последние два года я  почти
не публикую НОВЫХ разработок для
SPECCY, не связано ли  это, слу-
чайно, с  постепенным  развитием
старческого  слабоумия  (грустно
шучу) или с потерей  интереса  к
этой  машине?  Отвечаю:  нет, не
связано. Целая куча новых и  уже
опробованных в "железе"  дорабо-
ток похоронены в  моей  тумбочке
не из-за синдрома скупого  рыца-
ря, но  во  исполнение  заповеди
"Не навреди!". Как и вы, дорогие
читатели, я надеюсь на  осущест-
вление  глобального  революцион-
ного   проекта,  а  пластические
операции и косметический  ремонт
не способны на большее, чем сде-
лать обыкновенный  "Пентиум"  из
XT.
     Приходится, конечно, приот-
крывать тумбочку, когда  хочется
кушать  или   просят,  например,
быстро подключить фирменный  мо-
дем (см. статьи в "Major  Wares"
и  "ZX  Power"),  но  открывания
тумбочки - это далеко не  Откры-
тие Америки.
     Хочу поучаствовать  в  дис-
куссии о путях развития SPECCY.
     Надеюсь, что мое мнение  (а
может быть и сотрудничество) бу-
дет полезно  другим  разработчи-
кам, т.к. я уже испытал на своем
компьютере  многие  из    только
проектируемых ими примочек (DMA,
14MHz, аудио- и видео- акселера-
торы, расширения графики, нефик-
сируемые страницы ОЗУ и  т.д.  и
т.п.) и, честно  говоря, остался
при  убеждении, что  все это  НЕ
ТО.
     Реализовать же более  круп-
ный проект одному  человеку, ес-
тественно, не по силам.
     Итак, первое, что необходи-
мо сделать  всем, включая  меня,
для спасения SPECCY - это  оста-
вить свои амбиции вместе с  "ге-
ниальностью" пред вратами ада (в
смысле предстоящей адской  рабо-
ты), объективно, взвешенно  оце-
нить все предлагаемые проекты  и
остановиться на едином.
     Второе.  Так как пункт пер-
вый абсолютно нереален, то  хотя
бы приоткрыть  свои  планы, пре-
дупредить об используемых  стан-
дартах, разделить области прило-
жения  сил, дабы  не  изобретать
один велосипед дважды.
    Третье. Если  законы  рынка,
государственные границы и совко-
вое прошлое не дадут нам осущес-
твить даже пункт "2", то  попро-
бовать заставить  себя  хотя  бы
толерантно относиться  к  чужому
способу мышления.
     Теперь  о  схемотехнической
стороне проблемы.  Я  утверждаю,
что для возрождения SPECCY необ-
ходимо сделать ВСЕГО ДВА ШАГА, и
первый  из  них  уже  наполовину
пройден. Спросите у любого  юзе-
ра: "Чего не хватает SPECCY?", и
он, наверняка, ответит "музыки и
графики", а  не  "быстродействия
процессора и объема ОЗУ".  Улав-
ливаете, к чему я клоню?  Совер-
шенно верно, я  предлагаю  пойти
по пути AMIGи, а не IBM PC -  не
массово  турбировать   (как  это
звучит сокращенно, вы уже  дога-
дались)  "материнки", а  сделать
"умной" периферию.
     Первый шаг, о котором я го-
ворил, это GENERAL SOUND -  поч-
ти  уже готовая  "интеллектуаль-
ная"  саундкарта, о  которой все
знают.
     Второй  шаг  -  3D   VIDEO-
PROCESSOR - почти  уже  задуман-
ная "интеллектуальная" видеокар-
та, о которой никто не знает ни-
чего.
     Под интеллектом (не  путай-
те с "Intel inside") карты здесь
подразумевается то, что  процес-
сору  Z80  достаточно   РАЗ    В
ПРЕЫВАНИЕ давать видеокарте  ко-
манды типа "скролл фона 1  впра-
во на одну точку", "скролл  фона
2  вправо на две точки", "спрайт
номер 5 сдвинуть вверх на 4 точ-
ки", "спрайт номер  999  вывести
на экран  с  позиции  такой-то",
"вращать   спрайт", "масштабиро-
вать спрайт", "провести  линию",
"сделать заливку" и т.д.
     Тогда и 256К + 7МГц на "ма-
теринке" мало не покажется!
     Я согласен со многими  мыс-
лями Nemo, но по поводу  проекта
"TRANSFORMER" хочется поспорить.
     Уважаемый капитан, ваше от-
ношение к пути IBM PC нам извес-
тно, так  зачем  Вы  предлагаете
тот же путь для  SPECCY?  Ладно,
хорошо, если бы Z180 был  турби-
рованной разновидностью  Z80, но
Вы сами в заметной  растеряннос-
ти от несовпадения  их  архитек-
тур,  сами  честно  признаетесь,
что получается в общем-то другая
машина. Неужели  нужно  выбрасы-
вать старый добрый SPECCY?  Даже
если  отбросить  сентиментальные
чувства, то реален ли такой  ап-
грейд с экономической точки зре-
ния, или придется иметь дома оба
компьютера?
     Статья в "ZX Format'е"#5 не
только по уровню, но и  по  тону
вызывает большие возражения.
     Покритиковал другого - зна-
чит,  уже   пора  хвалить  себя:
предлагаемый мною путь не потре-
бует  изменения шины компьютера,
а значит, смены самой машины!
     Читатель ждет  ответа:  так
где же этот  пресловутый  видео-
процессор?  Тут будут две новос-
ти:  сначала плохая, а затем хо-
рошая.
     Готового видеопроцессора  в
рукаве у меня нет, нет его  и  в
моей  тумбочке  (я  не про голо-
ву!). Хорошая: его создание зай-
мет на  порядок меньше  времени,
чем создание нового компьютера с
ОС. Рецепт приготовления пример-
но такой:  берете  дешевую  SVGA
карту, добавляете к ней  процес-
сор (Z80, быстродействующий  ми-
кроконтроллер,    Z180,    i386,
68000, "Пентиум" - выбор по вку-
су, но Z180 подходит лучше  все-
го), потом ПЗУ  и  ОЗУ, все  это
соединяете  на  одной  плате   и
вставляете  в  (нет,   Ржевский,
нет!) системный  разъем  Scorpi-
on'a,  KAY,  PROFI,  "Пентагона"
(если найдете  там  разъем)  или
другого хорошего компьютера.
    Предвижу ваши вопросы и свои
ответы на них.
    О цене.  Попробуйте  сделать
SVGA графику на  SPECCY  за  еще
более низкую цену, или вы верите
в шару?
    О быстродействии. Не  совсем
AMIGA, но цветной DOOM в  "окне"
потянет.
    О качестве. Требует  скрупу-
лезных оценок. Пока могу  гаран-
тировать  работу  на  телевизор,
каждую  точку  своего  цвета  из
256-ти, палитру на 262 тыс. цве-
тов, битплановые режимы  высоко-
го разрешения и быстрые  тексто-
вые режимы с  аппаратным  скрол-
лом. Возможен режим работы и  на
монитор, что важно в свете  сов-
ременных сертификационных требо-
ваний.
    О совместимости. По  сбросу,
естественно,  выход  в  эмулятор
синклеровского экрана практичес-
ки без ограничений на софт.  По-
ложение  и  длительность   INT'а
можно при желании сделать  прог-
раммируемыми.
    О  программном  обеспечении.
Совместимость вниз  есть, а  да-
лее - адаптировать парочку  кру-
тых игр, и процесс пойдет:  есть
софт - есть спрос, есть  спрос -
купят примочку, есть  примочка -
напишут новый софт  (для  видео-
процессора  даже  ребенок  может
написать крутую игру, скажем  на
BASIC'е, было бы откуда  конвер-
тить спрайты и фон).
    Есть и другие рецепты приго-
товления  видеопроцессора:  уде-
шевленные, навороченные и  экзо-
тические. К первым я  бы  отнес:
пара видеорежимов + Z180 +  под-
гружаемый "интеллект", т.е.  ра-
бота с экраном просто  передает-
ся Z180, для которого  юзер  сам
пишет программу. Ко вторым - ап-
паратное масштабирование и  дру-
гие функции, которым  позавидует
AMIGA, но сейчас это не ко  вре-
мени и не по  средствам.  Наибо-
лее экзотический вариант  -  ис-
пользование в качестве видеопро-
цессора... материнки  IBM  PC/AT
286/386 - звучит маразматично  и
даже обидно, но получается деше-
во и без сверхусилий. Кроме  то-
го, мы имеем "с  гуся"  контрол-
лер клавиатуры, прерываний, DMA,
часы, место под ОЗУ.)
   Когда (если)  работа  над ви-
деопроцессором будет  закончена,
можно подумать о математической,
коммуникационной (модем, винчес-
тер, CD ROM)  и  других  "умных"
картах.
   Хочется  услышать  экспертную
оценку проекта, особенно от про-
фессионалов, особенно от  питер-
ских (если возможно, то без  на-
доевшей уже  мизантропии).  Если
оценка  будет  положительной, то
пора засучить рукава  и  перейти
от  декларируемых  вами  и  нами
призывов - к реальному объедине-
нию во имя будущего  транснацио-
нального компьютера.
     Тем, из кого высокий  пате-
тический  накал  моих  пламенных
строк выжал  последнюю  слезу, в
качестве  моральной  компенсации
сообщим некоторые  из  планируе-
мых  недокументированных  команд
нового видеопроцессора:

  #FDFDE2 - главному герою  дви-
   гаться вглубь туннеля
  #FDFDE4 - Кащею   Бессмертному
   приготовиться
  #FDFDFF - пошла массовка




Другие статьи номера:

TR-DOS для начинающих - Часть 1.

Авторская разработка - General Sound - мультимедиа для ZX Spectrum!

Визитная карточка - Представляем новый электронный журнал "Major Wares" (c) Codebusters & V.M.G.

Компьютерная новелла - Knight Lore "Преданья рыцарских времен".

Новые программы - И.Рощин. HELP_Z80. В.Давыдов. Catalog's Base v1.8.

Описание оболочки журнала "ZX-РЕВЮ"

Перекресток драконов - Aavlon, Castle of Dreams, Erik the Viking.

Перекресток драконов - Eureka!, Eye of Bain, Kentilla.

Перекресток - Sherlock, Apollo, Shadows of Mordor, Rigels Revenge, Temple of Terror, ID, That's the Spirit, Return to Ithaka.

Ретро - Дж.Хардман, Э.Хьюзон. 40 лучших процедур.

Советы экспертов - Castle Master.

Советы экспертов - Firelord.

Советы экспертов - Stonkers.

Форум-игры - Insult Megademo, Catch 23, Livingstone, Rock Star ate my Hampster, НЛО-2: Дьяволы Бездны, Terminator 2, Venturama, The Spririts, Nipper, Sweewo'S World, King's Bounti-2, Hacker 2, Black Magic, Satcom, Звёздное Наследие.

Форум - А.Гура. Кодекс программиста.

Форум - А.Стрельников. Перспективы развития ZX Spectrum.

Форум - В.Давыдов. По материалам, опубликованным в ZX-РЕВЮ: Некоторые вопросы, связанные с автостартом Бейсик-программ. Redefine Keys. Процедура печати 42 символов в строке. Процедура умножения HL=B*C. Доработка посекторных загрузчиков. Мини-драйвер дисковых операций.

Форум - Группа 'Light'. Музыкальный процессор для ZX-Speccy.

Форум - Д.Федоров: Печать картинки с маской с точностью до пиксела. Алгоритм расчета адреса по координатам с точностью до пиксела.

Форум - И.Рощин. Совместное использование ZX ASM 3.0 и STS 5.1.

Форум - М.Бекарев. Расчет адреса экранной области по знакоместу и наоборот.

Форум - П.Федин. Доработка Profi для бесконфликтного подключения периферии.

Форум - С.Астров. Генератор псевдослучайных чисел.

Читатель-читателю - В.Сироткин. Защита программ (взгляд на проблему).

Читатель-читателю - И.Рощин. Драйвер экрана для компьютера "Пентагон-128".

Этюды - А.Савинов: Процедура вывода на экран символов двойной высоты. Процедура "растворения" символов.

Этюды - А.Уржа. Процедура рисования окружности.

Этюды - В.Сироткин. Программа подсчета контрольной суммы.

Этюды - Е.Волчков. Улучшение подпрограммы вычисления адреса в дисплейном файле.

Этюды - Е.Мороз. Бегущая строчка.

Этюды - И.Командин. Программа проявления экрана.

Этюды - И.Рощин. Два графических эффекта.

Этюды - М.Лазутов: Программа модернизации шрифта. Программа кодирования/декодирования блока кодов. Эффект с атрибутами.

Этюды - О.Смолянкин: Процедуры очистки экрана. Вывод текстовых сообщений на экран.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
История - О Maxwell'e.
Взгляд - Взгляд с платформы (о игре BABYLON-5).
Werewolf - Человек, принявший форму волка - Ликантроп.
EI2YEARZ! - Краткий отчет о праздновании двухлетия Eternity Industry.
Десяточка игр - TOP 10 игр.

В этот день...   21 ноября