ZX Power
#04
09 января 2000 |
|
Разное - НАШЕ НИЩЕНСТВО. Очерк А.П.Чехова.
Наше нищенство (С) 1888, А.П.Чехов __________________________________________ От редакции: Да-да, не удивляйтесь, дорогие читате- ли, это не шутка, статья (вернее, очерк) действительно принадлежит перу великого русского писателя, классика мировой лите- ратуры, Антона Павловича Чехова. Почему мы сочли необходимым поместить этот очерк в спектрумовский журнал? Ответ - вот он, пе- ред вами. Читайте, и все поймете сами. И задумайтесь вот над чем: нижеприведенный текст написан более ста лет назад, а между тем, к великому нашему сожалению, ничего не изменилось. * * * Политико-экономы и полицейское право, ведущие борьбу с уличным нищенством, гово- рят: "Ради блага человечества, не подавай- те ни копейки!" Эту фразу следует видоиз- менить таким образом: "Ради блага челове- ческого, не просите милостыни", и вторая форма кажется, будет ближе к решению воп- роса, чем первая. Ведь берут и просят го- раздо чаще, чем дают. Редко кто умеет и любит давать. Русский человек, например, ужасно застенчив, когда дает или предлага- ет, зато просить и брать он умеет и любит, и это даже вошло у него в привычку и сос- тавляет одно из коренных свойств. Это свойство присуще в одинаковой степени всем слоям общества: и уличным нищим, и их бла- годетелям. В низших слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайни- честву, приживальству, а в средних и выс- ших - ко всякого рода одолжениям, любез- ностям, пособиям, заимствованиям, уступ- кам, скидкам, льготам... Извозчик просит прибавки, трактирный официант презирает того, кто не дает ему на чай, акушерка не стыдится стоять на крестинах с тарелочкой и собирать с гостей двугривенные, драма- тург со спокойной совестью заимствует чу- жие пьесы и выдает их за свои, одна деся- тая пассажиров в каждом поезде едет бесплатно, в театрах, загородных садах и в цирках даровые посетители составляют необ- ходимое, привычное зло, с которым не ре- шится вести борьбу не один антрепренер; в каждом правлении железной дороги или банка вы найдете с десяток порядочных, очень приличных людей, получающих жалованье со- вершенно даром; ни один чиновник не отка- жется от пособия или командировки, и любой врач подтвердит, что добрая половина тех медицинских свидетельств, которые прилага- ются к прошениям об отпусках и пособиях, выдаются из любезности, а не по совести. У самой щепетильной и совестливой части об- щества - у молодежи - стипендии, пособия, подписки, концерты с даровыми исполнителя- ми давно уже стали обычаем; Общество вспо- моществования недостаточным студентам ни- как не может получить долгов со своих быв- ших клиентов, и, кажется, не было еще при- мера, чтобы студент, ставши богатым чело- веком, считал нужным возвратить свою сти- пендию. О неуважении к мелким долгам и авансам, о зачитывании чужих книг и руко- писей, о том, что из ста тысяч читающих за чтение платит лишь одна тысяча, нечего и говорить. Каждый интеллигентный человек читал Тургенева или Толстого, но далеко не каждый платил за их сочинения. Красть безнравственно, но брать можно. Адвокат берет за свое участие в бракораз- водном процессе minimum четыре тысячи не потому, что это должно, а потому что мож- но. Художник за свою картину, написанную в пять дней, просит десять тысяч, артист просит за сезон двадцать две тысячи, и никто за это не называет их дурными людьми. Можно брать - и они в глазах об- щества правы. И сознание, что "это можно", всякого просящего и берущего спасает от стыда и неловкого чувства. Иная полковница, поч- тенная мать семейства, стыдится, что у нее седые волосы, но ей нисколько не стыдно ехать в поезде по билету агента или сидеть в партере театра по контрмарке, взятой у знакомого капельдинера. Стыдно лгать, но не стыдно просить у доктора медицинского свидетельства, чтобы одурачить казну и содрать с нее ни за что ни про что 200 - 300 - 1000 рублей, не стыдно просить у влиятельной особы места для человека, за- ведомо неспособного. Порядочный человек не перестает быть порядочным оттого, что да- ром получает жалованье или едет в команди- ровку, над которой сам же смеется. О посо- биях, подписках, даровых жалованьях, о бесплатных билетах и контрмарках, о зачи- танных книгах и проч. все говорят вслух, никто не краснеет, все чувствуют себя прекрасно и все милые люди. Те, кому все это несимпатично в русском человеке, оправдывают его рудинскими свойствами его характера, именно тем, что русский человек относится одинаково бес- печно как к чужой, так и к своей собствен- ности: он зря берет и в то же время зря дает. Пусть так. Но ведь человеку, кроме характера и темперамента, дана еще способ- ность рассуждать; кто берется оправдывать или обвинять, тот не должен забывать об этой способности. Каждый зря просящий и зря берущий, если он не извозчик и не офи- циант, легко может рассудить и понять, что все эти одолжения, любезности, уступки, скидки и льготы не так невинны, как кажет- ся, что за кулисами всего этого чрезвычай- но часто кроются несправедливость, произ- вол, насилие над чужой совестью, эксплуа- тация чужого чувства, преступление. Разве начальник станции, дающий даровой билет, не крадет? Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру? Хуже всего, что беспечность и худо- жественный беспорядок, царящие в отношени- ях русского человека к чужой собственнос- ти, попрошайничество и страсть получать незаслуженно и даром воспитали в обществе дурную привычку не уважать чужой труд. Ба- рин, играющий в винт, нимало не думает о своем кучере, мерзнующем во дворе; так и наше общество привыло не думать о том, что сельское духовенство работает почти даром и живет впроголодь, учителя, получающие за свой тяжелый труд гроши, бедствуют, что в городских больницах работает даром, ничего не получая от общества, масса молодых вра- чей и тот же злополучный Дрейпельхер, на которого была возложена громадная от- ветственность, получал от общества, его осудившего, гроши. Редко кто ратует за прибавку жалованья, например, офицерам или почтовым чиновникам, но за убавку готово стоять большинство. Чем дешевле, тем луч- ше, а если даром, то это еще лучше. Уличное нищенство - это только ма- ленькая частность одного большого общего. Нужно бороться не с ним, а с производящею причиною. Когда общество во всех своих слоях, сверху донизу, научится уважать чу- жой труд и чужую копейку, нищенство улич- ное, домашнее и всякое другое исчезнет са- мо собой. __________________________________________
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября