ZX Format #07
05 декабря 1997

Программистам - Алгоритмы работы и примеры процедур для быстрых вычислений на асемблере: Умножение и деление 3-х байтовых чисел,

<b>Программистам</b> - Алгоритмы работы и примеры процедур для
быстрых вычислений на асемблере: Умножение и деление 3-х байтовых чисел,
Быстрые вычисления в ассемблере

music by COOPER
(C) GreenFort
_

Да,  сколько  проблем с этой математи-
кой,  а  ведь  надо, и надо просто повсе-
местно.  То векторная графика дает о себе
знать,  то подсчет очков в своей игрушке,
а  то и расчет положения светил на небос-
воде. Так или иначе, всегда возникают си-
туации, когда скорости ПЗУшного калькуля-
тора явно недостаточно.
 Мы  предлагаем вашему вниманию цикл ста-
тей,  посвященных математическим операци-
ям. Подразумевается, что человек читающий
эти  строки уже усвоил азы программирова-
ния на Ассемблере.

 Начнем с простого:

 1. ДЕЛЕНИЕ.

 Принцип работы процедуры деления основан
на  делении в столбик, единственное отли-
чие  только в системе счисления: она дво-
ичная.

1.1 Пример_простейшей_процедуры_деления:

НА ВХОДЕ : C = Делимое, В = Делитель
НА ВЫХОДЕ: L = результат, A = остаток

  ;L=C/B:
DIVIS   XOR A ;обнуление  текущего  ос- 
  ;татка 
DIVIS2  LD L,#01 ;счетчик (сдвиг 8 раз) 
D1 RL C ;чтение текущего разряда 
 RLA ;накопитель разрядов 
 CP B ;какой результат текущего 
  ;разряда 
 JR C,ZER ;переход,если текущий 
  ;разряд=0 
 SUB B ;тек.разряд=1,снятие с 
  ;накопителя 
 SLI L ;занесение разряда=1 
 JR NC,D1 ;переход,если счетчик не 
  ;переполнился 
 RET ;выход 
 ZER SLA L ;занесение разряда=0  
 JR NC,D1 ;переход,если счетчик не 
  ;переполнился 
 RET ;выход 

L - используется  как счетчик и хранит
результат.
   A - остаток  деления, из C  последова-
тельно считываются разряды в регистр A.
   B - остается неизменным после деления.

 Процедурку можно, кстати, раскрыть.

Если  вам  нужна  большая  точность деле-
 ния,то можно продолжить делить.

 Пример:
 LD C,что делить будете
 LD B,на что делить будете

 CALL DIVIS;первичное деление
 ;C=0,A-остаток
 LD H,L ;сохранение результата
 CALL DIVIS2   ;вторичное деление
 ;без обнуления остатка

езультат в HL:

H = целая часть результата
   L = дробная часть результата

 Получаемая точность: +-(1/256),т.е. два
знака после запятой обеспечивается.



1.2 Процедурка_деления_3-х_байтовых_чисел

 На входе : A,H,L - три байта делимого
 B,D,E - три байта делителя
 На выходе: A,H,L - результат

;A,H,L=(A,H,L)/(B,D,E)
DIVISIO 
 LD C,A ;старший байт делимого 
  ;храним в C 
 XOR A ;обнуление накопителя 
 EXX ;резрядов 
 LD HL,#01   ;счетчик (на 24) и 
 LD B,H ;трехбайтовый хранитель 
 EXX ;результата 
DIV1SLA L ;выборка разряда 
 RL H 
 RL C 
 RLA 
 CP B ;накопитель больше 
  ;делителя? 
JR C,DIV2 ;если меньше,то резуль- 
  ;тат 0) 
 JR NZ,DIV3;в случае,если больше 
; результат=1 накопитель уменьшается 
 EX AF,AF' ;сохранение A 
 LD A,C ;аналогично проверка 
 CP D ;младших двух байт на- 
 JR C,DIV22;копителя и делителя 
 JR NZ,DIV32 
 LD A,H 
 CP E 
 JR C,DIV22 
DIV32   EX AF,AF' ;накопитель=делитель 
DIV3EX AF,AF' 
 LD A,L ;накопитель-делитель 
 LD L,H ;(младшие 2 разряда) 
 LD H,C 
 AND A 
 SBC HL,DE 
 LD C,H 
 LD H,L 
 LD L,A 
 JR NC,DIV33 
 EX AF,AF' ;накопитель-делитель 
 SUB B ;старший разряд при 
 DEC A ;переполнении младших 
DIV34   EXX ;занесение врезультат 
 SLI L ;текущий бит=1 
 RL H 
 RL B 
 EXX 
 JP NC,DIV1;счетчик еще не кон- 
  ;чился 
 JP DIVEXIT;счетчик переполнился 
  ;конец деления 
DIV22   EX AF,AF' ;занесение в результат=0 
DIV2EXX 
 SLA L 
 RL H 
 RL B 
 EXX 
 JP NC,DIV1;счетчик еще не кон- 
  ;чился 
DIVEXIT EXX ;счетчик переполнился 
 PUSH HL ;конец деления 
 LD A,B 
 EXX 
 POP HL 
 RET 
DIV33   EX AF,AF' ;накопитель-делитель 
 SUB B ;старший разряд без 
 JP DIV34 ;переполнения младших 

  Затем довольно удобно использовать  ре-
зультат для сложения или вычитания:

Сложение результата с 3-х байтовым числом

  . 
   CALL DIVISIO 
   LD B,1-й байт, который прибавляем 
   LD DE,2 и 3 байт, которые прибавляем 
   ADD HL,DE 
   ADC A,B 
  . 

 2. УМНОЖЕНИЕ.

  Умножение, как и  деление базируется на
умножении в столбик.

 2.1 Простейшая_процедурка_умножения.

Пример:

;HL=B*C
 LD HL,#0   ;подготовка резултата 
 LD E,B ;коэф.текущего разряда 
 LD D,H 
 LD B,#08 ;счетчик 
MCYCSRL C ;выборка разряда второ- 
  ;го множителя 
 JP NC,NOADD   ;разряд=0 (DE*0=0) 
 ADD HL,DE ;разряд=1 (DE*1=DE) 
NOADD   SLA E ;смена коэффициента  раз- 
 RL D ;ряда на след. разряд 
 DJNZ MCYC ;цикл на 8 
 RET ;выход 

 Конечно,  сразу бросается в глаза, что и
эту конструкцию можно раскрыть.

2.2 Умножение_3-х_байтовых_чисел. 

;A,H,L=A,H,L*B,D,E 

MULTI   EXX 
 LD HL,FLAG;сброс переноса 
 RES 0,(HL) 
   LD B,24 ;счетчик 
 LD HL,#0   ;результат (C,H,L) 
 LD C,H 
PF2 EXX 
 SRL B ;выборка разряда 
 RR D ;второго множителя 
 RR E 
 JR NC,PF3 ;разряд=0,переход на 
  ;выборку следующего разряда 
 EX AF,AF' ;сложение ответа с 
 PUSH HL ;текущим коэф.разряда 
 EXX 
 POP DE 
 ADD HL,DE 
 ADC A,C 
 JP NC,NOFLAG 
  ;результат не помещается в трех байтах!
 LD A,(FLAG)   ;обработчик переполне- 
 OR 1 ;ния 
 LD (FLAG),A 
 RET 
NOFLAG  LD C,A 
 EXX 
 EX AF,AF' 
-PF3 SLA L ;переход к следующему 
 RL H ;текущий коэф.(AHL*2) 
 RLA 
 EXX 
 DJNZ PF2 ;цикл на 24 
 LD A,C 
 RET ;выход 
FLAGDB 0 



 1  в переменной FLAG в случае переполне-
ния результата;хотя очень часто программы
все  продуманы и необходимости в нем нет.
Все возможные последующие операции(сложе-
ние,вычитание) с ответом такие-же,как и в
делении.

 Если  разберетесь,  то  мы думаем,вы без
особого  труда  сами  сможете  переделать
процедуры  и  под большее количество байт
для повышения точности расчетов.
 Напоминаем,  что процедурки для 3-х бай-
товых  чисел  вы  можете использовать как
для подсчета целых чисел, так и дробных.

Продолжение следует. 



Другие статьи номера:

От авторов - несколько слов о следующем номере.

Аторы журнала - ZX-Format No.7

Содержание номера - краткое содержание журнала ZX-Format No.7

Игрушки - обзор новинок: Los Angeles Drugs Bust, Jungle Warfare, Dragonia, 3D Starfighter, Rock star ate my hamster, Star Cobtrol, Malstese joe's pool challenge, Dynamite dux, Blood Brodthers, Galactic Games, Motor Masscre, International Kickboxing.

Игрушки - Tai-Pan: классический шедевр ZX Spectrum. Игра, совмещающая в себе quest и менеджер. Интересная новелла и достаточно подробное описание.

Игрушки - Operation R.R. Вступительная новелла к новому графическому quest'у от GALAXY.

Игрушки - Адвентюры: описание игры-пародии "Bored of the ring" - "Тошнит от колец" Можно пользоваться как описанием, а можно просто читать как пародию на Р.Р.Толкиена.

Игрушки - 3D construction kit: подробное описание редактора 3D игр типа Castle Master. В статье приведено описание внутреннего языка системмы, который, собственно, и превращает набор локаций и обьектов в полноценную игру.

Программистам - Basic - 7: Окончание описания Beta-Basic.

Программистам - библиотечка математических процедур. Цикл статей для желающих научиться программировать на ассемблере.

Программистам - Алгоритмы работы и примеры процедур для быстрых вычислений на асемблере: Умножение и деление 3-х байтовых чисел,

Программистам - Формат Mod файлов. Описания формата стандартных MOD файлов, используемых в General Sound.

Программистам - BMC 2. Eще несколько слов о конвертации PC-шных картинок в 3-color.

Обзор - Общий обзор прохождения очередной Demo-party ENLiGHT 1997 с фотографиями некоторых гостей.

Обзор - Несколько моментов с выставки видео и аудиотехники Video FAIR, проходившей осенью в С-Пб.

Железо - Капитан Nemo предлагает поделиться технологией KAY со всеми желающими заняться производством.

Железо - Информация о новом проекте фирмы Scorpion - плате расширения графики и памяти GMX.

Железо - Статья об аудиоусилителях и прайс-лист (для желающих купить готовый усилитель или набор для сборки).

Примьера - Описание нового турбо-ассемблера STORM от X-Trade.

Примьера - Riff Tracker новый Музыкальный редактор для General sound.

Примьера - Описание текстовго редактора ZX-Winword, позволяющий делать графические вставки в текст, и его утилита Sprite Cutter - для нарезки этих вставок.

Примьера - Head Ball - Головобол: Описание новой игры.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: Digital Reality.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: Extreme.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: MMA, ALK.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: Flash inc.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: Progress.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: Felix/Softland.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: Slash.

Интервью - интервью с участниками ENLiGHT'97: Вячеслав Медноногов.

Здесь был ты - Повелитель зубов - 2. Продолжение похождений компании бравых хоббитов.

Здесь был ты - Выключатель - Небольшая философская притча.

Почта - Шедевр. Еще одно любопытное письмо - "большая часть прикладных и системных программ - полная чушь и лабуда!"

Почта - письма читателей: Николай Сергеев, Jobman, Николай Парфёнов, Дмитрий Залисский.

Почта - бесплатная реклама и обьявления.

Разное - перспективы ПО. Новая RPG игра от Одесской группы "Оберон" - НЕИЗВЕСТНЫЙ МИР.

Разное - перспективы ПО. STATE OF THE ART: новый графический редактор для спектрума.

Разное - Электронный самиздат: Несколько слов о новом виде софта - электронных книгах.

Amiga Club - Новая статья бывшего Спектрумиста Макса Петрова об Amiga.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Реклама - Реклама и объявления.
Улыбнитесь - Стихи от BROM'а.
Новости ПО - игры: Worm World, Dizzy "A", Clickmania. Софт: AON v0.5, E-mage Work Station, PIformat v2.1, Sprite Editor v1.01. Журналы: Adventurer 10, RUSH 2.
Спектрум - Думы о перспективах платформы Spectrum.
Улыбнись - Последний спектрумист.

В этот день...   21 ноября