|
Scenergy
#02
31 декабря 1999 |
|
Scenergy - новое в облочке журнала.

What's new in Scenergy?
Итак, что новенького появилось в оболочке
Scenergy со времен 1-го номера? Чем все
это время занимался Flying/DR: пинал балду
или все же пытался сделать что-то полезное
для журнала?
Наверное все-таки что-то делал, раз уж в
оболочке появилось столько нововведений.
Возможно что часть из них вы уже заметили,
что-то еще только увидите, а что-то вообще
никогда не заметите потому что они никак
внешне не проявляются.
Так или иначе, но ниже я приведу список с
кратким перечислением всех новых функций в
Scenergy, а затем, если это будет кому-то
интересно, расскажу о некоторых из них
более подробно.
Условные обозначения:
[!] Важные изменения
[+] Новые возможности
[-] Убитые баги
[*] Изменения
[!] Scenergy поддерживает несколько дисков! Теперь вы не только
можете запускать Scenergy с любого имеющегося дисковода, вы
также можете запустить его с любого диска. Все статьи и
приложение могут быть произвольно распределены по дискам и
при этом вам не придется перегружать машину. Scenergy сама
попросит вас, при необходимости, вставить в дисковод нужный
диск. При этом вы можете задействовать несколько дисководов
и Scenergy будет автоматически переключаться на нужный.
[!] Теперь оболочка Scenergy поддерживает plug-in'ы! Правда сам
механизм plug-in'ов реализованный на данный момент еще не
до конца проработан и будет существенно дорабатываться, но
сам по себе факт появления такой поддержки в оболочке
Scenergy является очень значительым событием.
[!] Появилась поддержка вложенных submenu. Всего можно задать
255 submenu и произвольным образом связать их с пунктами
main menu или других submenu. Кроме того каждое submenu
может иметь свой комментарий.
[!] Для владельцев машин с объемом памяти больше 128к появилась
возможность включить предварительное кэширование музыки
и/или статей до запуска журнала. Это, при наличии большого
объема памяти, позволит в дальнейшем, при работе с журналом
вообще не обращаться к диску.
[!] В оболочке Scenergy сделана поддержка любых форматов музыки
(а не только Fast Tracker как Scenergy #1)
[!] Сделано разделение музыки по авторам. Теперь войдя в music
selector вы увидите список музыкантов предоставивших музыку
для журнала. Выбрав любого из них вы увидите список его
музыки в журнале. Дальше все как раньше - выбираете мелодию
и возвращаетесь к чтению статьи. Соответственным образом
переработан и выбор default'овой мелодии в Setup'е.
[!] Увеличен размер буфера под музыку. Теперь он составляет
16384 байта (в Scenergy #1 было только 10240 байт). Правда
за это пришлось заплатить уменьшением размера статьи до
49152 байт (в Scenergy #1 было 58624 байта)
[+] Для владельцев машин с объемом памяти больше 128к появилась
возможность оставлять оболочку журнала резидентно в памяти.
При включении этой опции оболочка будет один раз загружена
в память при старте журнала и будет распаковываться из нее,
а не грузиться с диска вместе с каждой статьей.
[+] Для тех, кто не догадался что main menu в Scenergy можно
скроллировать (и даже нужно) теперь сделаны специальные
указатели :) Естественно они могут быть убраны в Setup'е.
[+] Опять же для тех кто не понял что submenu со статьями может
содержать более одной страницы - теперь номер и общее
количество страниц в submenu также индицируется.
[+] Кроме того теперь кнопки листания страницами и кнопка
выхода из submenu подсвечиваются если навести на них курсор
мыши. Так что теперь только слепой не заметит их :)
[+] Наверняка многих владельцев машин со 128 килобайтами памяти
(или для тех у кого стоит расширение памяти которое не
поддерживается в Scenergy) раздражал постоянный decrunching
при выходе в main menu. Теперь, чтобы облегчить жизнь всем
этим людям, введен еще один режим работы main menu, т.н.
simple menu. В этом режиме decrunching вообще отсутствует,
а пункты меню просто пишутся на экране. Некрасиво, зато
быстро. Режим работы, естественно, выбирается в Setup'е.
[+] Теперь в main menu уже прочитанные статьи выделяются другим
цветом.
[+] Теперь для того чтобы включить/выключить музыку не нужно
лезть в статью - это можно сделать прямо в main menu нажав
соответствующую горячую клавишу. Также заработали горячие
клавиши на листание страницами submenu, а кроме того теперь
можно, как и везде, листать страницы submenu подведя курсор
к верхней или нижней части экрана.
[+] Для людей испытывавших трудности с выходом из вложенных
меню в Setup'е (особенно это касается людей пользующихся
эмуляторами) теперь в каждом меню сделан дополнительный
пункт EXIT.
[+] Номер диска журнала теперь индицируется при его запуске.
[-] Убрано непосредственное обращение к процедурам ПЗУ в
процедуре сканирования клавиатуры использующейся в Scenergy
Setup. Теперь Setup должен нормально работать на всех
нестандартных прошивках ПЗУ, таких, например, как Gluk
Reset Service.
[-] Наконец-то пойман и убит баг который я искал почти все 2
года пока писалась оболочка Scenergy. Это тот самый баг
из-за которого на экране иногда оставались части курсора.
Надеюсь что убил его окончательно.
[*] Убрана опция выбора использования 8-го банка памяти на
Scorpion'ах. Теперь 8-й банк не будет использоваться в
Scenergy и, соответственно, владельцам Scorpion'ов остается
только 112 килобайт верхней памяти. Как оказалось -
теневой монитор Scorpion'а очень чувствителен к порче
содержимого 8-го банка и при его использовании поведение
машины становится непредсказуемым.
[*] Немного пределано меню Other в Setup'е. Т.к. все опции
этого раздела с трудом помещались на экране - я разделил их
на 4 группы по признаку того, к чему эти опции относятся -
Start menu, Main menu, Shell и Screen Saver.
[*] Сделано еще много больших и маленьких внутренних доработок
оболочки, не видных глазу, зато сказывающихся на ее работе.
А теперь о некоторых вещах более подробно.
Пожалуй самым важным нововведением в этом
номере можно считать появление в оболочке
журнала поддержки нескольких дисков.
Когда стало ясно, что статьи для этого
номера Scenergy не влезут на один диск ни
при каких условиях, встал вопрос о том,
как обеспечить пользователю удобную
систему работы с журналом, раскиданным на
несколько дисков. То, что получилось в
результате, вы можете увидеть при работе с
самим журналом, а здесь я постараюсь
вкратце рассказать об основных моментах:
1. Статьи и приложение журнала может
занимать произвольное количество дисков.
Диски журнала делятся на два типа - диски
со статьями (на которых, впрочем, может
быть записано и приложение) и диски только
с приложением. При этом журнал может быть
запущен с любого диска со статьями, а сам
этот диск может быть вставлен в любой
дисковод (а также может находиться на
винчестере или RAM диске, если включена
работа оболочки через #3D13).
2. При необходимости загрузить статью или
приложение, которое отсутствует на текущем
рабочем диске, Scenergy попросит вставить
нужный диск в любой имеющийся дисковод и
указать - в какой именно дисковод был
вставлен диск. Но это ни в коей мере не
значит, что Scenergy будет запрашивать вас
о местоположении нужного диска каждый раз.
Нет, подобный запрос будет выдан только
однажды, а затем Scenergy будет сама
переключаться на нужный диск. Правильность
вставленного диска контролируется при
каждом обращении к диску, поэтому данные
будут гарантированно считаны с нужного
диска.
3. Т.к. при смене диска содержимое кэша
диска должно сбрасываться, то это делает
его практически бесполезным в случае
использования нескольких дисков. Но теперь
Дисковый кэш сделан более "умным". Он не
просто кэширует все подряд - он "знает",
что некоторые типы данных (например музыку
или плееры) стоит не только кэшировать, но
и сохранять в памяти при смене диска. В то
же время он "знает", что есть и другие
типы данных (например intro), которые
вообще не нужно кэшировать - это повышает
скорость их загрузки и экономит память
кэша.
4. Для владельцев машин с памятью больше
128кб (а особенно 1мб) при использовании
дискового кэша возможно потребуется опция
отключения проверки дисков. В этом случае
Scenergy не будет каждый раз обращаться к
диску для того, чтобы проверить - нужный
ли диск стоит в дисководе. Т.е. в случае,
если у вас все данные "сидят" в кэше - не
будет никаких обращений к дискам. Но тогда
вам придется самим контролировать, какие
диски где у вас стоят, не вставлять и не
вытаскивать диски из дисководов пока вас
об этом не попросят :) Иначе последствия
могут быть довольно печальные.
5. Из-за того, что журнал состоит из
нескольких дисков, у вас может возникнуть
ситуация, когда на разных дисках журнала
вы можете иметь разные настройки Setup'а.
Этим можно выгодно пользоваться, чтобы
быстро сменить настройки, просто загрузив
журнал с нужного диска. Если же вам нужно,
чтобы на всех дисках настройки были
одинаковыми - просто загрузитесь с диска с
нужным набором настроек и, последовательно
вставляя каждый диск журнала (только те,
что содержат статьи!) нажимайте кнопку
Save setup.
Не менее важной особенностью новой версии
оболочки журнала стала поддержка системы
plug-in'ов. Правда то, что вы, как
пользователь, видите, может и не особо
впечатлить - обычные screen saver'ы, да
еще и с диска подчитываются... Но поверьте
мне, что потенциальные возможности этой
системы трудно переоценить. Да, на данный
момент реализована только основа системы
plug-in'ов, но когда эта система будет
реализована в полном объеме - вы, надеюсь,
оцените все ее достоинства. Но это удел
будущего, а пока в Scenergy могут работать
только несколько screen saver'ов, которые
были написаны мной и кодерами из других
команд по моей просьбе.
Не буду раскрывать всех моих замыслов
относительно этой системы, просто поверьте
что их много :) Надеюсь, что мне удастся
закончить все к 3-му номеру Scenergy.
Многие, правда, наверняка заметят, что
музыка затыкается при старте plug-in'а. На
данный момент я не вижу приемлемого
решения этой проблемы. Дело в том, что в
общем случае plug-in обязан считываться с
диска, а это, в свою очередь, означает
запрещение прерываний. Концепция Scenergy
не позволяет использование хитрых форматов
диска и multiloader'ов - все должно
работать на 128кб + TR-DOS через #3D13.
Конечно можно сделать какой-нибудь изврат
с multiloader'ом опционально, но это, imho
не выход, да и памяти под это уже нет. Так
что, если у вас есть идеи по этому поводу,
я буду рад их услышать!
Ладно, хватит о plug-in'ах, поговорим о
чем-нибудь другом.
Еще одним важным нововведением в оболочке
стало появление опции предварительного
кэширования музыки и статей для машин с
памятью более 128кб. Скажу сразу, что эту
опцию вообще-то реально можно использовать
только при наличии 512кб или более. Дело в
том, что различные фичи на данный момент
съедают до 80кб верхней памяти, т.е. на
Scorpion'ах остается только 32кб, а на
других машинах с 256кб памяти - 48кб, что
просто чрезвычайно мало. Конечно, можно
включить normal (экономия - 1 страница)
или simple (экономия - 2 страницы) режим
работы main menu и не включать resident
shell (экономится еще 1 страница). При
этом добавится еще 48кб, т.е. всего будет
80кб памяти на Scorpion'ах или 96кб памяти
на других машинах с 256кб памяти. Это тоже
немного, но на кэширование музыки уже
хватит.
Кэширование музыки и статей происходит
сразу после окончания работы intro. При
этом на кэширование музыки уходит где-то
20-25 секунд (на Pentagon'е без turbo), а
статьи кэшируются более минуты. Так что,
если вы воспользуетесь этими опциями, то у
вас будет время чтобы сходить на кухню и
налить себе чайку или разжиться бутылочкой
пивка из холодильника пока Scenergy будет
засасывать в кэш все данные. Зато потом
можно будет читать журнал вообще не лазая
по диску! Конечно на 512кб это, возможно,
будет не совсем так если объем статей в
журнале будет слишком большим.
Больше всего изменений в этом номере было
сделано в main menu. В нем вы можете найти
кучу больших и маленьких изменений, каждое
из которых призвано сделать навигацию в
main menu более удобной. Я постараюсь
вкратце описать каждое из них.
Самым важным изменением наверное можно
счтиать появление поддержки вложенных
submenu. Т.е. теперь, зайдя, к примеру, в
раздел Demo party вы увидите, что все
report'ы сгруппированы по party, а не
лежат все в одной куче. Отличить submenu
от обычной статьи очень просто - справа от
его названия стоит стрелочка. Для выхода
из вложенных submenu предусмотрен пункт
'..' (или просто click в любом свободном
месте экрана, если включена опция Submenu
advanced exit в Setup'е).
Кроме того еще одним важным изменением
стало появление нового режима работы main
menu - т.н. simple menu.
После появления Scenergy#1 многие люди,
использующие машины со 128кб памяти, были
очень недовольны постоянным decrunching'ом
при выходе в main menu. Конечно, для них
было сделано отключение анимации пунктов
меню, но то ли они не нашли эту опцию (что
вообще-то странно), то ли по какой-то еще
причине, но факт оставался фактом. Теперь
для всех этих людей появился режим simple
menu. В этом режиме decrunching напрочь
отсутствует, зато пропадают и красивые
пункты меню. Вместо них на экран просто
выводится список разделов журнала. Это,
конечно, менее красиво, но, зато быстро и
функционально. Так что если у вас 128кб,
то это как раз для вас.
Режим работы main menu естественно можно
выбрать в Setup'е (раздел Other).
Остальные изменения носят более-менее
косметический характер:
- Индицируется номер текущей страницы
submenu и общее количество страниц.
- Можно листать страницы submenu, подведя
курсор к верхней или нижней границе
экрана и нажав fire. Кроме того можно
использовать клавиши PageUp и PageDown.
- Кнопки PageUp, PageDown и Exit теперь
подсвечиваются при наведении на них
стрелки.
- Прочитанные статьи выделяются другим
цветом. Кстати, эта фича была сделана
после того, как Arty увидел подобное в
какой-то Спектрумовской газете (что это
за газета я, увы, не знаю, но думаю что
ее авторы себя узнают). Так что спасибо
за идею!
- В самом main menu, если все пункты меню
не помещаются на экране, теперь кроме
scrollbar'а выводятся мигаюшие стрелки,
указываюшие, в каком направлении можно
скроллировать меню. При желании их
можно убрать (опция View direction
arrows).
- Клавиша Music on/off теперь работает и
в main menu.
- Спрайты названий разделов заменены на
текстовые надписи.
- Изменен шрифт.
Также много изменений претерпела система
работы с музыкой в журнале.
Теперь вся музыка разделена по авторам.
Т.е. если раньше заглянув в выбор музыки
вы видели просто список мелодий, то теперь
вы увидите список музыкантов, которые
предоставили свою музыку для журнала. Если
выбрать одного из музыкантов - появится
список его музыки, имеющейся в журнале.
Вам останется просто выбрать ту, что вам
нужна.
Кроме того, теперь Scenergy понимает
музыку в любых музыкальных форматах. Так в
этом номере музыка написана в 4 различных
редакторах - Fast Tracker, Pro Tracker 2,
Pro Tracker 3.3 и Pro Tracker 3.4.
Кроме перечисленных выше больших и малых
изменений и нововведений есть еще большое
количество других, менее заметных, но не
менее важных. Их все объединяет только
одно - они призваны сделать вашу работу со
Scenergy еще быстрее и удобнее.
Поэтому приятного чтения!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 13 ноября