Joint
#01
31 января 2006 |
|
Articles - Чипмэйкинг как искусство минимума или "Моё мнение об AY-музыке".
Чипмэйкинг как искусство минимума by Vibe Вообще-то, изначально данная заметка называлась "Моё мнение об ay-музыке" или что-то в этом роде. Но раз ay-шные модули относятся к чиптюнам вообще, то интересней было бы сначала подняться чуть повыше и попробовать посмотреть на восприятие чиповой культуры в целом, так как отношение к ней явно неоднозначное. Проще говоря: не все любят чиптюны. Признать это можно хотя бы на основании того, что вещей, которые всем нравятся, не так много на свете, и олдскульные модули к ним явно не относятся. Можно даже не вспоминать о том, что чиповый звук ушёл со временем ещё глубже в свою андерграундную нишу, радуя слух ценителей, и большинство современных чиптюнов классифицируется таковыми только, разве что, из-за своего размера. Вообще, то, что наблюдается ныне, можно условно разделить на две группы: "старые" чипы и "новые". Под первыми можно понимать те модули, которые пишутся в таких же условиях, что и десять лет назад - при помощи музыкальных чипов Ямахи, Спектрума или Коммодора (или их эмуляторов для IBM PC-платформы), либо при помощи сэмплов, имеющих подобное звучание. Объясняется столь долгое существование таких чипов хотя бы тем, что старые компьютеры есть ещё у многих, и сколько бы не раздавались крики о стазисе (Спектрум, Коммодор, Ямаха - нужное подчеркнуть), остаются люди, для которых восьмибитная платформа - инструмент для творчества, не менее ценный, чем для кого-то профессиональная студия, ведь для самовыражения человеку надо лишь самую малость - дать возможность и чуточку условий. И, разумеется, желание творить... Ценность композиции определяется не стилем и не средствами единственно, а успешностью реализации именно творческого акта. "Новые" же чипы - это то, что к собственно чиптюнам по идее относиться-то и не должно. Культура чипового трэкинга получила новую идею - уместить в привычные 4/16/32/64 килобайта что-то серьёзное, с претензиями на хороший, качественный и оригинальный звук. Надо сказать, что у многих это получается - достаточно пробежаться по результатам конкурсов Big Chip Compo или послушать диск "ToySongs" группы Sands. Стилистика вышла из своих рамок, дав возможность микромузыке развиваться и дальше. Рассуждения о некоей "неполноценности" какой-либо из групп не совсем основательны. Всё, как обычно, просто упирается в личные предпочтения каждого. Некоторые люди не переносят на дух традиционные чипы, но приветствуют новые работы экспериментального характера. Бывает и совершенно наоборот. У многих людей чиптюны ассоциируются со старыми играми на ZX Spectrum / NES. Характерный приём использования арпеджио в этих мелодиях ностальгически переносит в те, уже ушедшие времена. Вряд ли кто может сказать, что та музыка была плохой. Такие люди, как Рон Хаббард или Дэвид Уитэккер, писали в двух-трёх каналах яркие, запоминающиеся вещи, которые помнят до сих пор (и даже конвертируют в другие музыкальные форматы, пишут ремиксы на них - наверное, большинство истовых фэнов олдскульной музыки уж точно слышали обработки "Auf wierdesehen, Monty" и "Sanxion" от Liam the Lemming). Минимум средств и максимум творчества. Своеобразный минимализм, который, как и всё остальное, имеет свою "среднюю" массу и своих творцов. В конце концов, это ещё одна ветка цифрового исскуства, и микромузыка уже обрела свой вкус, историю, правила и традиции. * * * Естественно, что этот обзор очень и очень условен, он просто обозначает основной, наиболее чётко выраженный "водораздел" между чиптюнами. А то, что же касательно моего мнения... Одной из первых ау-шных мелодий, с которыми лично мне довелось познакомиться не так давно - около двух лет назад, - была работа одного из участников демопати CC'00 (кажется, он выставлялся под ником Avatar da Muzaka Man), с названием "Toy Music". Впечатления от услышанного живы до сих пор - весьма интересный и оригинальный трэк, заражающий своим настроением. Не раз впоследствии пытался переписать его в Импульсе с похожими сэмплами, но как-то не задалось. Я просто не умею писать _так_. Поэтому - респект в сторону тех, кто способен создавать в таких ограниченных условиях действительно потрясающие вещи, независимо от формата. Простые синусоиды, пилы, квадраты и отрезки белого шума - кажется, что этого мало... но ограничение музыканта в средствах помогает ему сделать упор на свою фантазию, мастерство, вытянуть тюн за счёт каких-либо изящных находок или красивой мелодии. Та же синусоида, подвергнутая вибрато, звучит... душевно, что ли. Чистый звук, не отягощённый обертонами, несёт в себе свою идею и свою ценность. А этого совсем не мало, на самом деле.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября