Joint #01
31 января 2006

Interviews - Интервью с музыкантом TDM/K3L.

<b>Interviews</b> - Интервью с музыкантом TDM/K3L.
Интервью с Томасом Хауэрландом
by C-jeff


Томас Хауэрланд - TDM - великолепный музыкант, хранящий традиции
музыки  Тимоти  Фоллина  на  спектруме  и в наши дни. Сегодня мы
решили  встретиться  с  Томом  лично,  и  узнать,  с чего же всё
началось. Итак, встречайте, TDM of K3l, Hooy-Program, AY Riders!


C-jeff: Привет, Томас!

Tdm:  Привет  Джеффи,  рад тебя видеть в этом классном пабе, рад
что решил поговорить со мной здесь. Что будешь пить?

C-jeff: Может быть немного вина?

Tdm:  Да... Бутылку вина, пожалуйста! Спасибо. Вот так-то лучше.
Приступим :-).

C-jeff: Том, для начала представься нашим читателям.

Tdm: Моё настоящее имя имеет немецкое происхождение, хотя я живу
в   Чехии   -  Томас  Хауэрланд.  Хорошо  уже  то,  что  я  могу
пользоваться  короткой  версией  -  Том Хауэрланд, не содержащей
специальных  знаков.  Я  родился в 1978 г., как раз тогда, когда
стали  появляться  первые игры для автоматов, так что мне сейчас
25 лет.

C-jeff:  У  всех  нас остались приятные воспоминания о детстве и
первом  знакомстве  с  компьютером.  Расскажи,  что  случилось с
тобой?

Tdm:  Хе-хе,  это не проблема. Ответить на вопрос не сложно, так
как  я рос в доме, где микроэлектроника была на каждом шагу. Мой
отец  -  электрик-профессионал  и радиолюбитель. Его брат так же
является  специалистом  по электронике, так что я познакомился с
компьютерами  в очень раннем возрасте. Насколько я помню, первым
увиденным  мной  компьютером  был  ZX  Spectrum  с 48 КБ ОЗУ, от
Sinclair  Research;  увидел  я его в "Доме Детского Творчества".
Это  было круто, поскольку всё, что я набирал на клавиатуре, тут
же отображалось на экране :-).

Позже,  я  увидел  кучу  классических  игрушек.  Я не могу точно
вспомнить,  в  каком  году увидел Spectrum. Возможно, в 1983 или
1984.  Годом  позже отец купил PMD-85, чешский компьютер на базе
процессора Z80. Он был достаточно большой и прилично нагревался.
Нам приходилось использовать вентилятор для охлаждения. Я застал
время  появления  ZX.  Изучал  BASIC  на этом компьютере. Однако
обрати  внимание  на  то,  что  я  тогда  был  11- или 12-летним
мальчишкой,  так  что  от  меня  не стоило ждать каких-то особых
достижений.  Хотя я проторчал перед экраном много часов. Кстати,
это  был громадный и ужасный экран старого телевизора. Когда мне
исполнилось  13, родители купили Didaktik Gama - чешский клон ZX
Spectrum  48K,  с  хорошей  клавиатурой  и 100% совместимостью с
оригиналом.    Это    действительно    хороший    компьютер    с
дополнительными  32  КБ  ОЗУ.  Я  пользуюсь им до сих пор, и всё
делаю  на  нём.  Он  мне  нравится. Это неотъемлемая часть моего
детства, так что... Ты понимаешь, что всё это для меня значит.

Два  года  спустя,  один мой очень хороший друг, Мартин Холубар,
купил  Amiga  1200, и разрешил мне поработать с ней пять дней. Я
был  в  шоке.  Но  это  уже  совсем  другая  история,  т.к. тебя
интересует ZX Spectrum.

[бульканье алкоголя]

C-jeff:  Ну  что  же,  мне очень интересно тебя слушать, так что
прошу тебя - продолжай.

Tdm:  Хех,  я  смотрю, вино способствует нашей беседе. Да, Amiga
была    для    меня   самым   настоящим   шоком.   У   неё   был
высококачественный  звук  и  симпатичная графика. У Мартина была
"голая"  машина без ускорителя и жёсткого диска, но я мог делать
многое! В первый раз я повстречался с восьмиканальным трэкером -
OctaMed - и я изготовил несколько музонов, включая тогдашний хит
--  "Scatman's  World".  Я  использовал  семь  каналов. Звук, по
сравнению  со  спектрумовским AY, просто фантастический. Я знаю,
что  это  неправильно  - сравнивать 32- и 8-битные компьютеры. В
OctaMed  была  классная функция - синтезатор звуков, которая мне
очень   понравилась,   так  как  синтетические  звуки  были  мне
интересны.  Мне  хотелось  услышать голос Amiga без сэмплов, вот
поэтому  мне  и  интересен  был этот синтезатор. Я знаю, что это
глупость, но тогда я был просто помешан на подобном (что-то типа
экспериментов  по  поводу  проверки  того,  что может Amiga "без
дискеты"  -  я  записал  только  512-байтный  загрузочный блок и
увидел   интерфейс  командной  строки).  Печально,  что  я  смог
позволить  себе  приобрести  Amiga лишь четыре года назад, когда
"золотой  век"  уже прошёл. Всем известна проблема с деньгами. Я
думаю, тебе тоже, хе-хе.

Сегодня  у меня Amiga 4000 с PCI-мостом G-Rex 4000 и видеокартой
VooDoo 3, 16-бит звуковая карта TerraTek 512i, сетевуха Realtek.
Есть  и  USB-порты  Algor,  подключённые  в слот Zorro III. Ну и
самая  лучшая  штуковина  -  Seagate Cheetah Ultrawide 3, 320 на
15000  оборотов  с  температурным  датчиком.  Скорость  передачи
данных - около 35Мб/с! Обалденно. Процессоры в машине - Motorola
68060  60MHz и Motorola 604e 200MHz, воткнуты в двухпроцессорную
плату  CyberStorm  PPC.  Это  классно. Моя вторая Amiga - модель
500+  с  8  мегабайтами  FastRAM (быстрой памяти) и контроллером
SCSI-2.  Для  этой чудо-машинки я купил ПЗУ с KickStart 3.1. Да,
мне  известно,  что  "моя  крыша  уехала",  но  Seagate  Cheetah
действительно  не  с  чем  сравнивать.  ;-) Для Amiga до сих пор
разрабатывается  хороший  софт.  Несколько  недель назад я купил
мультимедийный  пакет  "Hollywood",  с  помощью  которого  можно
разрабатывать   небольшие   симпатичные  демки  для  запуска  на
системах   ECS,   AGA   или   RTG.   68060   обязательно  должен
наличествовать в компьютере.

C-jeff: Как тобой началось освоение ZX Spectrum?

Tdm:  Я  и  два  моих  друга  -  Мартин  Холубар и Давид Данек -
основали  T.D.M.  Software.  Печально, но Мартин поддерживал нас
лишь   морально;   ничем  другим  он  не  занимался.  Давид  был
художником, а я делал всё остальное - код и музыку... Наш первый
проект назывался "TERMINATOR" и это было по-настоящему отстойное
творение,   написанное   на   Бейсике  с  ужасными  зацикленными
операторами  BEEP.  :-)  Следующими  были  Highlander  II и III,
намного более приличного качества.

C-jeff:  Остались ли эти программы у тебя? Может быть в архивах,
либо где-нибудь на чердаке?

Tdm:  Ну,  это  очень  сложный вопрос. Они должны быть где-то на
древних  кассетах.  Насколько я помню, я их никогда не стирал. В
то  время  я  не  подозревал, что писал "демки". Не думаю, что я
начинал,  как  кодер.  :-)  Нет!  Я  много  играл в игрушки, был
геймером. Это было чудесно и захватывающе.

C-jeff: Спектрумовские игрушки - это здорово. Очень приятно, что
и  по  сей  день  люди  делают что-то интересное. Видел ли ты, к
примеру, Fire and Ice от n-Discovery?

Tdm:  Нет,  мне нужно будет на неё взглянуть. Знаешь, у меня всё
ещё   очень   мало  свободного  времени.  Хотелось  бы  побольше
заниматься  написанием  музыки.  :-(  Но,  как  сказал POKE, "ты
должен  быть  сильнее своего хренова времени", и это правда. Мы,
люди, часто ищем оправдание нехватке личного времени. :-)

C-jeff:  Да,  это действительно так. Хотя, что касается меня, то
пока  я  учусь, свободного времени у меня остается предостаточно
:).

Tdm:  Да  ты  реально  счастливый  чувак! Может быть, ты даже не
подозреваешь  этого.  ;)  Как  только  твоя учёба закончится, ты
обнаружишь,  что  свободного  времени  становится  всё  меньше и
меньше.  Это зависит от возраста и жизненных приоритетов - а они
в течение нашей убогой жизни изменяются ...

C-jeff: Расскажи о коллективе Hooy-Program, мембером которого ты
являешь?

Tdm:  Hooy-Program была основана Михалом Буковским (Yerzmyey), а
он  крутой  чувак  с  кучей  позитивной  энергии. В общем, я его
люблю. ;-) Он заставляет улыбнуться и даёт силы для работы в эту
компьютерную  эру, когда мало кто делает что-то в своё свободное
время.

C-jeff: Да, в этом плане Ержи можно лишь позавидовать!

Tdm:  Поверь мне, когда я работаю, сосредоточиться на каком-либо
проекте  (и даже музыке) очень сложно. Ах, музыка, источник моей
жизненной   силы,  тема  для  отдельной  беседы  -  если  хочешь
что-нибудь узнать про это, просто спроси меня. ;)

C-jeff: Я тебя внимательно слушаю.

Tdm:  Это  классно  -  ощущать  мощь звука каждой песни, что мне
нравится.  Последний  серьёзный  музыкальный проект у меня был в
1998  году,  с двумя девушками-вокалистками. Да, я писал для них
сладкие  медленные  песенки,  ну  и плюс несколько вещей в стиле
техно.  Медленные  песни  мне  нравятся  больше быстрых. Хотя, у
Scooter  мне  приглянулись несколько композиций, например, "Like
Hypa  said"  с  диска  "Techno Experience 2003". На Спектруме, я
начинал  с  электронной  музыки.  Мне  до  сих пор нравятся вещи
Тимоти Фоллина (Timothy Follin), Мэтью Кэннона (Matthew Cannon),
Бенна Далглиша (Benn Dalglish), Джонатана Данна (Jonathan Dunn).

Когда  я завершил учёбу в университете, свободное время внезапно
закончилось.  Ну  и  ориентиры  в  жизни  поменялись.  Мне нужна
собственная квартира, собственная машина, ну и секс. :=) Так что
пришло  время следующего поколения молодых фанатов Спектрума. Но
мне  в  это  не верится. Посмотри на амижную сцену - там всё так
же.  Лучшие  демки  -  от  "старичков"  типа  The  Black  Lotus,
Ephidrena...  Графика...  Я не художник. Рисовать-то я пробовал,
но это было ужасно. Я музыкант и кодер. Не очень хороший кодер.

C-jeff:  Причем  очень  хороший и интересный музыкант. ;) Скажи,
каким софтом ты пользуешься для создания музыки?

Tdm:  Хех, спасибо за комплимент. Я обычно работаю с SQ-Tracker.
Я  знаю,  что ProTracker 3 лучше, но в нём используется дурацкий
мелкий  шрифт ;-) и мне не нравится система редактирования. И, к
тому же, я достаточно стар, чтобы изучать очередной трэкер. :)

[бульканье алкоголя]

ProTracker  3,  по-моему,  очень  хорошая  программа.  Мой  друг
Johny-X  говорит,  что  это  самый лучший трэкер для AY. И я ему
верю,  так  как  он  всегда  стремился извлечь из AY максимально
сумасшедшие  звуки. Но я не пользуюсь им из-за маленького шрифта
и  маленького окна редактирования. Посмотри на окно SQ-Tracker -
оно гораздо больше и лучше для меня подходит.

Но, у него нет кучи команд, но тех, что есть, мне хватает. Более
того,  сейчас  я уже не так продуктивен, как в прошлые годы, так
что  изучать  PT3  нет смысла. Будучи компьютерным специалистом,
приходится забивать голову кучей ужасных байтов. :)

C-jeff:  Что можешь сказать по поводу своего трэка, например, из
SA invitation?

Tdm: Да, музыка из Syndeecate Apocalypse 2003 invitation intro в
оригинале  написана Тимом Фоллином - моим любимым композитором -
для  бипера ZX Spectrum. Так как я разбираюсь в программировании
Z80,  то мне удалось дизассемблировать плэйер и переписать песни
настолько  хорошо,  насколько  это  возможно.  Я  рад,  что тебе
нравится.  Тема  из  Agent-X  2,  по-моему,  является  лучшей из
сочинённого  Тимом  для  ZX  Spectrum.  С  технической  же точки
зрения,   лучшая   тема  используется  в  игре  Raw  Recruit  (с
различными   басами,   большим   набором  ударных  и  улучшенной
стабильностью  частоты  воспроизводимого  звука). Может быть, ты
замечал,  что  музыкальный  плэйер  Фоллина  -  один из наиболее
"чистых" на Спектруме 48К. В этом можно убедиться, когда в одном
из  каналов  играет  высокочастотный инструмент, а в остальных -
низкочастотные. Результат - звучание стабильно во всех каналах.

C-jeff:  Каких музыкантов прошлого ты бы мог назвать бесспорными
лидерами своего дела?

Tdm:  Тут  всё  просто:  Иоганн  Себастьян Бах, Вольфганг Амадей
Моцарт,  Тимоти  Фоллин  и прочая похожая трансовая, атмосферная
музыка.

C-jeff: А что ты можешь сказать про современную музыку?

Tdm:  Ну,  например,  саундтрэк  к The Matrix Revolutions очень,
очень  хорош.  Особенно последняя композиция суперская! Я думаю,
что  разница  между  музыкой  5-10 летней давности и современной
чисто  техническая.  Я  вспоминаю  свои  первые опыты с AY - мне
казалось,  что  я могу выжать ЛЮБОЙ звук. Я думал, что огибающая
генератора  громкости  -  это  огибающая  генератора  звука. :-)
Позже,  когда  мне  в  руки  попала  А1200,  я  был  удивлён  её
высококачественным  звуком. Я не мог поверить, что подобный звук
воспроизводит  такая  маленькая  белая коробочка. Сегодня многое
делается легко, (сэмплирование, эффекты...) но... чем больше нам
помогают компьютеры, тем меньше мотиваций для того, чтобы делать
что-то  самому.  Может  быть,  это моя личная проблема, но я это
чувствую. :-)

C-jeff: Заканчивал ли ты музыкальную школу?

Tdm:  Да.  Когда я был ребёнком, я посещал начальную музыкальную
школу,  а потом уроки пения. Несколько лет я пел в детском хоре.
Хорошие годы, куча девчонок... :) На самом деле, я не обращал на
них  внимания.  :) В детском возрасте, я учился петь и играть на
фортепиано около пяти лет.

C-jeff:  У-у-у!  Всего  пять  лет?  :)  Э-э,  я  пел  и играл на
фортепиано  восемь! Это по-настоящему долго. Но после завершения
обучения...  в  общем,  теперь  я  знаю,  что  музыкальная школа
здорово повлияла на мои сегодняшние занятия музыкой.

Tdm: Да, это хорошая практика и основа для начала. Всегда лучше,
когда можешь сыграть свои идеи на клавишных.

C-jeff:  Что  для  тебя значит сегодня слово "спектрум"? Что для
тебя это вообще такое?

Tdm:  Гм,  тяжело  говорить  правду.  :-)  Для  меня  это способ
встретиться  со  старыми  друзьями  из  детства (кроме Yerzmyey,
хе-хе  :-)).  Сейчас  я  не  пользуюсь Спектрумом часто. Так как
сейчас я далеко от дома, где остался мой Speccy, я использую мою
А4000  как  компьютер  на  все  случаи жизни (включая и эмуляцию
Спектрума).  Но я всё ещё сотрудничаю с Hooy-Program, особенно с
господином Y., :) и мы всё ещё делаем смешные old-school демки и
ему нравится моя музыка, а мне - его, так что мы счастливы. :-)

C-jeff: Что ты можешь сказать о теме "Смерть ZX"?

Tdm:   Speccy   будет  жить  до  тех  пор,  пока  мы  будем  его
поддерживать.  Вот так. Пока многие думают сходным образом, есть
большие  шансы,  что мы будем продолжать встречаться на party. Я
думаю,   у  каждого  сценера  в  жизни  есть  два  периода:  сам
компьютер, а потом - люди вокруг компьютера.

C-jeff:  Вернёмся  к  музыке. Почему ты не пишешь композиции для
party? Твоя музыка на пати звучала бы довольно интересно.

Tdm: Хех, спасибо  большое  за  хорошее  мнение  обо мне. Первая
проблема  -  время,  необходимое  для написания трэков. Второе -
идей  у  меня  поменьше,  чем у Майка Олдфилда. :-) И мне всегда
хотелось  делать "больше качества", а не количества. Я никогда и
ничего  не  изменял в своих композициях после написания. Да, вот
такой я странный человек. :)


О... пивная закрывается, так что нам нужно идти.

C-jeff:  Да...  жаль, но, я думаю, что скоро мы в неё наведаемся
ещё раз. :)

Tdm:  Однозначно!  Спасибо за хорошо проведённое время. Надеюсь,
наша беседа будет полезной.

C-jeff: Спасибо и тебе за хорошее времяпрепровождение!


[Вышли из пивной]

Tdm: До скорого, Jeff!

C-jeff: Пока!




Другие статьи номера:

Джоинт - Прямое включение: о причинах двухгодичной задерджки выпуска.

Joint - Горячий дым обжег мое горло.

Demoscene - Forever 5 report: репортаж Factor6 с Словацкого пати.

Demoscene - обзор музыки с Словацкого пати Forever 5 от C-jeff и Megus.

Demoscene - отчет Ellvis'a с ческой тусовки Phacon 2004 meeting.

Demoscene - рассказ zOOm'a о Ческогом пати ShuCon'2004.

Demoscene - отчет с Chaos Constructions 2004 от C-jeff'a.

Demoscene - Chaos Constructions 2004 глазами Атаришника Drx из Германии: "Художник ты или музыкант, но без кодера ты никто?"

Demoscene - обзор графики с Chaos Constructions 2004 от Diver/4D.

Demoscene - обзор музыки с Chaos Constructions 2004 от Key-Jee.

Interviews - Интервью с Алексеем Астафьевым (Alex Raider/Flash Inc.)

Interviews - Интервью с легендарным музыкантом Михаилом Белоусовым (Amadeous Voxon/Flash Inc.)

Interviews - Интервью с Jordan/Exodus, автором великолепных демок "Dies Irae", "Real Action".

Interviews - Интервью с музыкантом TDM/K3L.

Articles - 2 года вне демосцены: мысли Key-Jee о изменениях на сцене произошедших в течение последних двух лет.

Articles - о музыкальной группе AY-Riders.

Articles - ZX графика: Взгляд со стороны Атаришника Exocet.

Articles - История итальянской спектрумовской софт-сцены в Италии.

Articles - Операционная система на Спектруме. Что это?

Articles - Музыканты сделайте свои паттерны красивыми.

Articles - беседы о сцене, c-jeff VS elfh: "в 2000-е годы каждую неделю выходили новые релизы, была пресса, а сейчас какое-то блядство..."

Articles - Чипмэйкинг как искусство минимума или "Моё мнение об AY-музыке".

Artique - ремесло асциарта и лит-движения на спектруме.

Artique - ascii и арт "Была такая проблема - аски-арт не воспринимался как искусство"...

Artique - Schafft: о том почему недостаток, невнимание, и иногда даже отрицательное отношение к ascii-art на Spectrum'е.

Artique - псевдо-туториал по рисованию ascii псевдо-графики.

Artique - Советы начинающим и опытным художникам: как с помощью экстравагантных методов добиться потрясающих успехов в ascii и ansi art.

Artique - Kejser_Soze: о том почему недостаток, невнимание, и иногда даже отрицательное отношение к ascii-art на Spectrum'е.

Artique - "недостающие штрихи" рефлексия Kejser_Soze.

Charts - опрос от Joint: кто лучший программист, музыкант, художник на спектруме.

Charts - комментарии kq/skrju к резултататм опроса "кто самый лучший" на спектруме.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Misc - НЛП: Создание иллюзии пpавдивости pечи.
Обзор игрушек - Обзор новых игровых программ: СТАЛКЕР
Список BBS - Сетевые новости.
Проекты - печатная брошюра "этюды в программировании на ассемблере z-80" (новый проект от создателе газеты Абзац)
Реклама - реклама и объявления.

В этот день...   21 ноября