Joint
#01
31 января 2006 |
|
Articles - История итальянской спектрумовской софт-сцены в Италии.
История итальянской спектрумовской софт-сцены в Италии by Stefano История спектрумовской софт-сцены в Италии началась в 1982г. Италия - одна из стран с очень развитым пиратством. Когда Синклер создал свой компьютер, итальянский рынок был довольно "пустым". Другие компании, такие как Commodore, Acorn, IBM, даже не пытались завоевать итальянский рынок, невзирая на то, что он уже созрел для домашних компьютеров. Клайв Синклер стал первым производителем компьютеров, решившимся на этот шаг. Стали появляться журналы о Спектруме, ВСЕ инструкции в которых были переведены НА ОЧЕНЬ ПРИСТОЙНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК, что считалось (и поныне считается) отнюдь не мелочью в Италии. Итальянцы отреагировали на это крайне положительно. Но если Синклер большое внимание уделил Италии, то о производителях программного обеспечения этого сказать было никак нельзя. Казалось, что для англоамериканских производителей программного обеспечения переход через Альпы был слишком труден. Они игнорировали Италию всеми возможными способами: они не занимались переводом ни игр, ни инструкций к ним, они не заботились о распространении программ в Италии, они не обращали внимания на рост активности пиратов. Следует учесть, что в 1982 году немногие итальянцы знали английский язык (да и сейчас тоже, честно говоря...), так что программа без руководства, переведенного на итальянский, была ПОЧТИ бесполезной. Учтем также тот факт, что большую часть пользователей составляли дети от 9 до 18 лет, которые ни слова не знали по-английски, так что игра без инструкции на итальянском языке была СОВЕРШЕННО бесполезной. Нужно также принять во внимание, что только двое издателей (Jackson JCE и Systems editoriale) распространяли игры в Италии; итальянцы, желавшие купить оригиналы программ, часто попадали в серьезные затруднения. Используя такое странное положение дел (множество компьютеров при отсутствии программ), у двух издателей (SIPE and SODIP) родилась великая Идея: они издавали игры -БЕЗ- приобретения прав на них. Их действия были просты: они брали оригинальную версию игры, меняли все тексты в ней. Прежде всего они меняли в игре название, потом меняли название фирмы- производителя на название журнала (-ов), имена авторов - на имена программистов, переводили все прочие тексты на итальянский язык, добавляли краткое описание игры в небольшом журнале и, наконец, распространяли игры через газетные лотки. Они издавали кассеты, на которых было 5-13 игр на каждой стороне (преимущественно для C64 и Spectrum): 20/26/30 игр на кассете. Идея сработала, поскольку никто не покупал легальных прав на продажу игр, и никто не мог им помешать - за исключением самих производителей ПО, которые, как я уже сказал, игнорировали Италию. Не проводилось никаких рекламных кампаний, которые сообщали итальянцам о происходящем, а журналы продавались через газетные лотки, где их ВСЕ видели, подавляющее большинство итальянцев были убеждены, что игры были ПОДЛИННЫМИ. SIPE начали свою деятельность где-то в 1982, издавая два журнала (Playgames and program, для Спектрума, и Commodore Vic 20). Благодаря 'невниманию' со стороны производителей ПО к итальянскому рынку, число журналов стремительно росло, и другие издатели последовали примеру SIPE. В 1986 году SIPE издавали уже 9 журналов: Special program (C64 и Spectrum 48K), Special Playgames (C64 и spectrum 48K), Top playgames (только C64), I magnifici 7 (только C64), Adventure 64 (только C64), Wargames (только C64), Playgames (только Spectrum), Program (только Spectrum), HitParade Spectrum (только Spectrum). Электронные копии этих журналов можно найти на моем сайте http://zxspectrum.hal.varese.it/cassette.htm . В 1986 году было множество издателей, последовавших примеру: Edigamma/Pubblirome (Supergame 2000), Elettronica2000 (Load'n'Run)... Это была прелюдия к развитию пиратства, вполне логично возникшего. Фактически производители только выигрывали от этого рынка, так что было очень сложно принять какие-либо контрмеры. К примеру, SIPE судились с Jackson JCE, поскольку они опубликовали под липовым названием "HALFPENNY FAMILY" игру "WALLY FAMILY" для C64, игру, на которые Jackson приобрел права. SIPE проиграли процесс, и тем не менее позднее издали в журнале ту же самую игру, версию ДЛЯ СПЕКТРУМА. Несколько лет на сцене Италии преобладали игры, распространяемые издателями, действующими по примеру SIPE. Позднее ситуация изменилась. Фактически взлом и изменение заголовков видеоигр, вместе с написанием инструкций на итальянском языке, было непростой работёнкой, а число игр непрерывно росло, поэтому SIPE сталкивались с все возрастающими трудностями, связанными с конкуренцией со стороны других групп, прямо распространявших взломанные версии игр. Эти группы действовали в Италии так же, как и в большинстве стран Европы: покупали ломаную игру у хакеров, записывали на кассеты/диски и распространяли их. Одним из наиболее известных итальянских распространителей такого рода были ALGA SOFT, которые продавали игры в Неаполе и на юге Италии. Преимущественно они брали игры у F4CG. Надо сказать, что в то время как действия групп типа SIPE были частично нелегальными (отчасти потому что по итальянским законам того времени, если НИКТО не покупал прав, никто не мог и заявлять о них), то действия ALGA SOFT были СОВЕРШЕННО НЕЛЕГАЛЬНЫМИ (ALGA SOFT даже не были зарегистрированными издателями и не платили налогов). Невзирая на это, растущая эффективность второй системы представляла реальную угрозу для "ЛЕГАЛЬНЫХ" издателей. SIPE, собственно, не могли издавать более 10-13 игр в 1 журнале, поскольку приходилось вести тяжелейшую работу, зато у ALGASOFT не было проблем с изданием 15/30 игр в 1 номере. Проблема печати инструкций на итальянском языке к играм была "решена", поскольку журналы вроде ZZAP!! на то время уже выпускали их. Сложившаяся ситуация привела к тому, что Италия стала 2-й страной по уровню пиратства. Но это привело и к тому, что в Италии невероятно увеличилось число пользователей Spectrum и C64, так как можно было найти игры по очень низким ценам. Пиратство привело к массе отрицательных последствий. Оно нанесло урон производителям программ, выпускавшим оригиналы игр. Также оно помешало развитию итальянских фирм-производителей программ - каждый итальянский программист знал, что создание игры не принесет совершенно никакого дохода, и самый лучший способ заработать - это... стать взломщиком. Это означало, что за много лет в Италии было написано очень мало видеоигр. Изменилось ли что-то, спросите вы? Да, изменилось, в худшую сторону. Ситуацию ухудшило распространение компьютера Amiga. В период, когда Амига стала вытеснять C64 и Spectrum на итальянском рынке, некоторые производители программ стали обращать внимание на то, что творится в Италии. Не только потому, что были утрачены доходы, а еще и потому, что Италии в подобной ситуации светила участь стать гигантом компьютерного пиратства. Производители программ столкнулись с массой проблем. Первым реальным препятствием стало отсутствие в Италии законов, относящихся именно к сфере программного обеспечения, и поэтому даже подать в суд на незаконного распространителя было отнюдь не так просто. Второе препятствие заключалось в том, что мощь пиратских организаций вышла за все возможные пределы. Та же Каморра (неаполитанский эквивалент сицилийской Мафии) делала большие деньги на незаконном обороте игр. Первую проблему удалось решить введением соответствующих законов о программном обеспечении. Но тут возникло еще одно препятствие: очень высокая цена игр - исходя из того, что в Италии реально были (и остаюстся) только два крупных импортера игр: LEADER и CTO.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября