Joint
#01
31 января 2006 |
|
Interviews - Интервью с легендарным музыкантом Михаилом Белоусовым (Amadeous Voxon/Flash Inc.)
Интервью с Михаилом Белоусовым by aGGreSSor Следом за интервью с Алексеем Астафьевым, было принято решение подготовить интервью и со вторым "папой" из Flash Inc. - Михаилом Белоусовым. Это решение было мотивировано той своеобразной ролью, которую он сыграл на спектрумовской русскоязычной сцене, как один из композиторов послуживших ориентиром и заставивших своей музыкой взяться за трекер, многих и многих синклеристов, и как "человек с паяльником" показавший, что к спектруму можно прикрутить и поддержать железо, выполненное для других платформ, поднявший тему звуковой карты для спектрума. Одним словом, встречайте: tPA?: Упоминание твоего ника вызывает у большинства синклеристов ностальгические воспоминания о твоих звонких, грамотных и мелодически выверенных AY-композициях, создающих у слушателя совершенно особое настроение. Твой подход к трекерству дал пищу для размышлений и породил впоследствии множество замечательных композиторов на Spectrum, но все они были уже "после". Известно также, что ты один из первых подключил к спектруму Covox и начал двигать его в массы, затем были различные его модификации, самой "навороченной" из которых считается SoundDrive. Тебе же вероятно принадлежат первые опыты подключения модема к Speccy. Flash Inc. поддержали свои разработки программно, но многие ваши программы так и не дошли до народа. Теперь внимание, вопрос: Как тебе удалось совмещать в себе физика и лирика, в буквальном смысле этого слова? Voxon!: Я "с детства" интересовался радиоэлектроникой. Познакомившись с Alex Raider'om, мы стали вместе думать о том, как сделать так, чтобы у нас были компьютеры? Шло время и все (включая компоненты) стало более доступным. Я не буду рассказывать историю о том, какие были у нас компы до Speccy - это мало кого интересует. Просто я посмотрел на игрушки и, почему-то, не стремился в них играть. Прежде всего я рассматривал графику, слушал музыку... Вот! Игры без музыки мне вообще были не интересны. Захотелось чего-то своего - самодельного. А так как начатки программирования на Z-80 ASM у меня уже были (опять таки благодаря Raider'у), я начал писать всяческие процедуры, издающие звуки. 8-)) Впоследствии удалось даже сделать простенький редактор, работающий по принципу WHAM!. Что касается совмещения, то мне было просто интересно возиться с паяльником. Но ведь железка и остается формально несколькими кремниевыми пластинками с проводочками, если ее не заставить работать. Приходилось снова садиться за ASM... К тому же нами была разработана концепция демок - GIFT. Этими демками мы не просто поздравляли, а как бы показывали друзьям свой уровень. 8-) Что касается музыки, то я с детства слушал все подряд, когда мой старший брат купил магнитофон. И гармоничные звучания просто крутились у меня в голове, а вот нот я до сих пор не знаю, да и не хочу. 8-)) tPA?: Действительно концепция и традиция демки-поздравления - gift`а, поздравления спектрумского сценера сценером же, с днем рождения, сценером любимого кота, вплоть до поздравления сценера его любящим хомячком, выполненным в виде чего-то среднего между intro и собственно demo, вызвало живой отклик в спектрумских народных массах, породило множество подражателей и антагонистов (когда демка писалась для того, чтобы передать неприятелю fuck и облить его грязью в глазах общественности - самое начало крупномасштабных платформенных войн). Но возникает вопрос - такое demo не может быть представлено на compo, на каком-нибудь party (возможно это упущение современных party, можно было бы устраивать такое compo в самом конце, как эпилог), сама форма его подачи - несерьезная, никому не придет в голову назвать gift - искусством, независимо от его реализации и самоценности. Следствием чего стало появление такого стиля? Я мог бы предположить демонстрацию того, что русскоязычная спектрумская сцена стала настолько продвинутой, что для нее написать demo так же просто, как поздравить с днем рождения... Хотелось бы узнать хотя бы предысторию. Возможно ли когда-нибудь (теоретически) принятие этой традиции русскоязычной амижной сценой (по принципу обратного процесса - все лучшее со спектрума на амигу)? Слово тебе: Voxon!: Этот вид демок появился следующим образом. У Raider'a было день рождения; я просто ничего не мог придумать по поводу подарка. Деньги дарить - это дурной тон. Выяснять, что человеку хочется, уже не было времени... Открытку подписывать... 8-))) Вот и родилась идея электронной открытки. С утра я быстренько написал музыку, потом накодировал прыгающий спрайтик с бегущей строкой внутри и индикатором AY. Завершением всего было сочинение текста "открытки". На все это у меня ушло примерно часа 3. Первый GIFT был готов. После того, как я показал его своим друзьям, такой же быстрый (по написанию) GIFT придумал и Маврин Игорь. Собственно он не был активным Flash member'ом, но во всех радостных мероприятиях принимал основательное участие. Потом это вошло у нас в традицию внутри группы, ну и немного за пределы ее. Этот вид демонстрашек никогда не имел цели претендовать на какое-либо участие в any DemoParty, но просто был как бы тренировочным полигоном в совершенствовании своих навыков. С каждым разом ГИФТы становились сложнее и даже из нескольких частей. 8-)) Возможно, что из-за этих вещей так и не дописан был HOCUS-POCUS, так и не доведена до логического завершения IRIS, который гулял по свету в глубокой бэте или собранной по кускам абсолютно другими людьми. Я считаю, что конкурс поздравительных открыток имеет право на существование на всех без исключения платформах; что в них может оцениваться не столько оформление или музыка, сколько именно текст поздравления по оригинальности и "приколам". tPA?: В известном смысле твои композиции на Spectrum напоминают олд-скульную музыку из старых амижных демок. Можно ли это считать случайностью? Хотелось бы узнать твое знакомство с платформой, повлияла ли она на твое творчество и твое к ней отношение?.. Voxon!: Было такое... В одно время нам попала кассета с записями всяческой музыки из амижных демок и игрушек. Впоследствии попалась даже видеокассета. Качество записи было не очень хорошим, но достаточным, чтобы понять хоть немного прелести этой платформы. Мне просто понравился стиль музыки. Тем более свою роль до этого сыграли и польские музыканты. tPA?: Если рассмотреть гипотетическую ситуацию твоего возвращения на сцену, можно ли предположить, что ты выберешь амижную сцену, как непаханое поле экспериментов или это будет PC-сцена? Какими соображениями был продиктован твой выбор PC, в тот момент, когда добрые две трети спектрумских журналов пропагандировали амигу, как следующую сценовую платформу после спектрума? Просто ли не поддался пропаганде или за этим стояло, что-то большее? Voxon!: У меня были достаточно сильные симпатии к Амиге, так как ее возможности были воистину мне по душе. Но абсолютное невнимание трейдеров к Новосибирску и, как мне кажется, завышенная цена, свело все это на нет. Тем более что отец уже купил РС, и одной головной болью у меня стало меньше. Выбирать пришлось самый легкий путь. Эта РС уже обладала всеми возможностями, которые мне требовались (16 битная звуковая карта, 44100Кгц - стерео). С ней отлично справлялся Fast Tracker 2. Большего мне и не нужно было, так как я решил - что буду заниматься только музыкой. tPA?: "Выходцы" со спектрума достаточно много сделали для русской амижной demoscene (можно даже сказать, что только они что-то и сделали/делают), но бывшие/настоящие спектрумские сценовые композиторы практически никак на ней не отметились. Наблюдается также тенденция, что с переходом на PC/Amiga сценеры "теряются" и начинают делать вполне заурядные и никому кроме них не интересные вещи, пусть даже и в модных музыкальных направлениях. Как ты считаешь, есть ли будущее у сценового музыканта на амиге сейчас и у русской амижной сцены вообще? Могут ли ей помочь "выходцы" со Spectrum? Voxon!: Чем мне казалась музыка интереснее на Спектруме. Именно в ограниченных возможностях синтеза. Вся приятность заключалась в том, как из трех прямоугольных и посредственных шумовых генераторов сотворить оригинальное, неповторимое звучание. Чем круче и оригинальнее "пробулькнется", тем приятнее. 8-)) На самом деле там (на Speccy) действительно существовал креатив (например, синтез барабанов, эха, плавных переходов). А когда предоставляются практически безграничные возможности, то сочинение музыки становится просто написанием мелодии. Тут я, конечно, все упростил, но у меня складывается такое впечатление, что музыка, написанная на более продвинутом компьютере становится подражанием (причем в меньшей или большей степени жалким). Именно поэтому с приобретением мощного компьютера с продвинутой звуковой картой, мне просто стало НЕИНТЕРЕСНО, и я музыку забросил. Так что, по моему мнению, чем примитивнее музыкальное устройство, тем интереснее с ним работать. Иначе можно плодить по 10 композиций в день, и они будут слушаться по инкубаторски. Но я регулярно слушаю результаты всяческих Music Compo и там, скажу, есть абсолютно потрясающие вещи, которые так крепко западают в душу!!! Мне кажется, что этот вопрос еще долгое время останется открытым. Part 2 >> .... << Part 1 tPA?: Если говорить о трекерстве на "продвинутых" платформах, то существует во- первых обычный четырехканальный #?.mod (самим своим существованием обязанный амиге) и различные его расширения (#?.xm, #?.s3m, #?.dbm, etc) предоставляющих композитору те самые практически безграничные возможности. В принципе, обычный #?.mod написанный в амижном Protracker'e, не так далеко отстоит от ZX-mod в том же спектрумском Protracker'е. Да, конечно сэмплы здесь мы будем брать готовыми, но это не снимает вопрос их грамотного подбора и даже порождает новый - поиск сэмплов т.к. подходящих, как правило, все равно не найти, а потому приходится их искать на CD, у знакомых, а то и задуматься над генерацией своих, с чем на амиге в отличие от PC обязательно возникнет проблема - спаяй себе сэмплер. Четыре канала вместо трех. Ну и что? Выразительные способности спектрумских трекеров были напрямую придвинуты к амижным (глиссандо, трели, etc). Но это только мое мнение. Насколько велика пропасть между обычным #?.mod и спектрумским chip-tune? Может быть, различие находится больше в головах, нежели в железе? Или наоборот имеет смысл отказаться от всяческих расширений и двигать only #?.mod, как единственно возможный сценовый музыкальный формат? А то и вовсе подключить к амиге AY (кстати, сразу снимается вопрос эмуляции AY в эмуляторах спектрума), поддержать и ориентировать сцену на минимализм такого рода. Допустим, такое мнение устоялось бы, не попахивает ли оно идиотизмом и не слишком ли оно надуманное? Хотелось бы получить подробный ответ по каждому из предъявленных вопросов. =) Voxon!: Я не считаю, что нужно "откатываться" назад. Нужно совершенствовать технологию на уже имеющихся форматах. Я не говорил о том, что надо все упростить, чтобы народу "жилось лучше" - проще. Мне наоборот кажется, что можно писать в любом формате, а конкурс делать в mp3. Это вообще убирает большинство проблем с совместимостью форматов, качеством игры их разными плеерами и т.д. - Практика конвертации своих треков в #?.mp3, на данный момент уже положительно воспринята русской амижной сценой, как можно видеть из прошедших Chaos Construction. (Комментарий редакции PowerAmiga) tPA?: На любой demoparty при проведении различных PC/Amiga music compo народ массово встает и выходит из зала. Среди выставленных работ преобладают работы в модных музыкальных течениях, эта же тенденция коснулась в последние годы и спектрума, но в значительно меньшей мере. В самом деле, музыку на AY, если только это не ремикс и не переложение полонеза Огинского, например, сложно отнести к какому-то конкретному стилю. Я бы даже назвал все это вместе взятое, просто сценовой chiptune-музыкой на Spectrum. Как ты считаешь, в чем причина такого положения вещей, можно ли (нужно ли?) на нее влиять и имеет ли смысл композиторам на PC/Amiga сценах вырабатывать свой собственный "платформенный" стиль? Voxon!: На этот вопрос я уже частично ответил в предыдущий раз. Конечно, стоит! Ну, чем эти платформы хуже? Просто креативить на них надо с более сложным подходом. Это конечно может отсеять часть народа. Но останутся самые лучшие! Так сказать "последние герои" 8-)). Я тоже уже отсеялся, но я надеюсь, что набравши сил, еще напомню народу старого доброго Voxon'a 8-))) tPA?: В самом деле? Ты изменил свой псевдо (ник) и обладаешь достаточной самоиронией, чтобы говорить о результатах такого отсева в отношении себя. Каким родом деятельности ты занят сейчас (например, многие бывшие спектрумские сценеры называют себя d.j.'s и гнут замшелые пальцы в потемках дискотек районного/областного розлива)? Те кто называют себя этим словом, часто говорят, что они "выросли" из Spectrum/PC/Amiga, т.е. полагают для себя это определенным прогрессом. Отголоски их деятельности иногда докатываются и до music compo. Твоя нынешняя деятельность связана с музыкой или железом? Видишь ли ты себя в качестве такого d.j.? Будет ли иметь что-то общее твоя музыка, в случае твоего возвращения на сцену, с прежней "романтически булькающей" или все это осталось в прошлом? Voxon!: К DJ я отношения не имею, и не собираюсь. Мне кажется, что это очередное рождение и продвижение отстоя. В подробности я впадать не буду. Слышал я достаточно вещей таких DJ-ев: на мой взгляд, это просто лень. Вот в VIP ресторане за такие "творения" просто бы застрелили. 8-)) (шутка). В случае моего возвращения я буду делать музыку близкую к классической или в стиле Жарра. tPA?: Что ты можешь сказать о сценовой музыке на других платформах, таких как Amiga/Atari/C64/MSX/etc, в какой степени они связаны между собой музыкально, наблюдается ли какая-то преемственность? (По крайней мере, одно время было достаточно модным переносить популярные композиции с Amiga/Atari на Spectrum). Voxon!: Мне сейчас сложно говорить об этих платформах. Но так как Спектрум был наиболее массовым, на него перекладывалась музыка практически со всех платформ. Однако я перекладывал тройку своих музычек на PC. И от этого они, как мне кажется, ничуть не пострадали. Одна из них так и осталась чип-тюновой навеки 8-)) tPA?: Это очень интересно. Ты можешь предоставить редакции что-нибудь из переложенного с тем, чтобы мы положили это в приложении к нашему журналу и донесли, таким образом, до читателей? Это правда, очень интересный момент. Voxon!: У меня на новый год украли компьютер, и потерял свои модули, может у кого-то из друзей они остались. Если так, то обязательно вышлю. tPA?: Каков твой подход? Что для трекерной музыки наиболее важно - гармония или мелодика в композиции и что в большей степени способно создать настроение у слушателя? Какие выразительные средства делают композицию неповторимой? Твои предпочтения в живой/электронной музыке и музыкальное образование (самообразование)? Любимые сценовые музыканты? Voxon!: Мой метод заключается в том, что сначала я придумываю мелодию. Обычно это происходит в ванной или в гальюне 8-)) В таких местах просто забываешь про все и можно расслабиться. Беру с собой диктофон и просто напеваю мелодию на пленку. Потом я перекладываю ее на трекер, подбираю инструменты (зачастую для достижения нужного звучания приходится перебрать до 600 инструментов), компоную инструменты (звучание одновременно двух или более инструментов может давать абсолютно непредсказуемое и очень красивое звучание. Далее идет аранжировка, подбор подзвучек, гармонических подголосков, расчет стереобазы. Наконец выбираются эффекты, фильтры и реверберация. Что касается образования, то его у меня нет. Просто я не хочу руководствоваться какими-то канонами, а делать все так, как душе угодно. Обычно я не ошибался. В музыке я не делаю каких-либо предпочтений - все зависит от исполнения и исполнителя. Мне одинаково приносит наслаждение и классическая музыка и всяческая "адская". Я люблю находить красивые моменты. Правда бывает, что хочется что-то поправить, но это уже будет вариацией на тему или ремикс. Такими вещами я заниматься не люблю. Из музыкантов мне нравятся... Все равно всех не перечислить. Их очень много. И хочется, чтобы их было еще больше!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября