Info Guide
#11
05 июля 2015 |
|
Музыка - Беседа с Manwe/SandS - известным композитором, одним из старейших демосценеров России.
Manwe/SandS Беседа с Manwe/SandS - известным компо─ зитором, одним из старейших демосценеров России (он начинал свой путь с БК-0010), автором видеоподкастов о демосцене, попу─ ляризатором языка Forthи просто интерес─ ным человеком :) Alone> Всегда хотел узнать, как правильно преоб─ разовывать тему "куплета" в тему "припе─ ва"? У меня это получается не так хорошо, как хотелось бы. Manwe> Куплет и припев ИМХО должны быть вообще разными. В Beatles часто куплет сочинял Пол, а припев Джон (или наоборот). Плюс ещё неплохо добавлять третью тему - бридж. Если пытаться вывести припев из куплета, получится скучно, как мне кажется. Alone> А как сцепить припев с куплетом? У них до─ лжно быть что-то общее в гармонии, ритме? Manwe> Есть песни, у которых и ритм, и темп меня─ ется при переходе куплета в припев. Это вполне допустимо. Гармония? Обычно, тона─ льность общая, но бывает и переход в дру─ гую. Вообще, в современной музыке не очень понятно зачем держаться каких-то правил. Это раньше были каноны, а теперь поле для эксперимента открыто. Главное, чтобы чувс─ тво меры не подвело, чтобы со вкусом. Alone> А что характеризует куплет и припев, чем они отличаются друг от друга? Manwe> Припев обычно более мелодичный, протяжный. А в куплете можно поработать с ритмическим рисунком, что-то интересное накрутить. Alone> А с чего, по твоему опыту, проще начинать? Особенно в условиях недостатка каналов? Manwe> У каждого музыканта свой стиль, лично я делаю упор на басовые рисунки и обычно на─ чинаю с басовой партии. Буквально вчера на Nintendo DS набивал трек, начиная именно с баса. Другой вариант - взять гитару или сесть за фортепьяно, разработать последовательность аккордов, напеть мелодию - тогда можно на─ чинать писать в трекере сразу с мелодии. Разве что барабаны заранее набить, чтобы не ошибиться в ритме. Alone> А по заполнению каналов? Я обычно набиваю один паттерн под завязку, потом пишу на него вариации. Manwe> Хм... Я обычно хотя бы один канал оставляю свободным, чтобы руки были развязаны. Ина─ че потом сложно высвободиться из шаблона, заданного начальным паттерном. Вообще, по-моему, лучше сперва проработать куплет и припев на живом инструменте. Или хотя бы напеть. Иначе потом в процессе трекинга уже сложней перейти к свежей идее (если она вообще придёт) Alone> Вот тут проблема у тех людей, которые не умеют играть вживую ) у меня обычно свежая идея приходит на другой день (но, с другой стороны, если отложить трек на год, то не приходит вообще). Manwe> Клавиатура компьютера - тоже "живой" инст─ румент, можно потыкать в неё пальцами в режиме импровизации, не записывая ничего в паттерн. Тоже вариант. Alone> А ты часто используешь моделирование музы─ ки в Renoise перед написанием модов? Какие фичи Renoise при этом используются? Manwe> Перед тем, как делать MOD, я обычно сочи─ няю основу композиции на гитаре, фортепья─ но, в трекере Renoise или в секвенсере GarageBand. Из GarageBand часто беру звуки инструментов, там неплохие синтезаторы. Особые фишки Renoise не использую - беру его просто для того, чтобы был качествен─ ный 16-битный звук и не мешали ограничения на число каналов, как в MOD. Но обычно я изначально рассчитываю, что финальный трек будет в 4 канала и в 1 ме─ габайт, поэтому сразу продумываю партии с учётом этого. Alone> А как ты делаешь сэмплы? Оцифровываешь, генерируешь или режешь из записей? Manwe> Раньше очень много нарезал из записей - с радио, с кассет. Потом с компакт-дисков. Не лупы, а именно отдельные звуки инстру─ ментов, особенно отдельные барабаны. Потом появились неплохие синтезаторы, в них синтезировал. Есть такой трекер - Psycle. У него очень неплохой встроенный синтез. Им довольно много синтезировал, а потом вставлял полученные сэмплы в тради─ ционный трекер. Позже стал использовать сэмпловые инстру─ менты из GarageBand, там качественные "жи─ вые" инструменты, 24-битные. Можно нару─ лить как тебе надо, сильно поднять громко─ сть (запас по битности позволяет). Alone> А как достают отдельный инструмент с запи─ си? Manwe> Обычно во вступлении к песне бывают отде─ льно звучащие инструменты. Звуковым редак─ тором выделяешь эти полсекунды, в которые звучит чистая гитарная нота, сохраняешь в отдельный файл, и в трекере уже зациклива─ ешь. Сейчас вот подумал, что имеет смысл выди─ рать сэмплы из гитарных уроков :) Вообще, из любых видео-уроков по игре на любом инструменте. Лишь бы звук с инстру─ мента был записан напрямую в линию, а не через микрофон видеокамеры. Alone> А вот интересный вопрос - если инструмент синтезированный, то может возникнуть воп─ рос авторского права (хотя для стандартных FM чипов там может быть всего десяток байт информации). Manwe> Даже если брать готовый пресет с VST-син─ тезатора, авторское право не нарушится. Если только сам VST-синтезатор у тебя не пиратский. Alone> Сейчас в авторском праве доходят до того, что защищают произведения из одной строч─ ки... Manwe> Сцена живёт по своим законам, более гуман─ ным. Одно дело своровать чужую мелодию - это не гуманно. Другое дело - пойти к че─ ловеку, у которого есть крутой синтезатор, и попросить оцифровать для себя несколько звуков. Помню, я ходил к Павлу Карманову цифровать крутой "Роланд", чтобы ипользо─ вать эти звуки в трекере. Один мой друг брал сэмплы под "Энсоник" у Артемьева. Все ранние трекерщики ходили к кому-то за сэм─ плами - и Purple Motion, и Dune. Кстати, у меня есть статья про авторское право на demoscene.ru. Alone> Да, я читал, очень хорошая статья. Manwe> Танжерин брал сэмплы с "Энсоника" McSound'a, причём всегда указывал его в кредитсах. На Сцене передать greets и respects - са─ мое милое дело. Гуманизм! :) Alone> Так даже лучше - не придерёшься. Вообще ведь самое главное - не сделать оригинальному автору плохо. А нормально ли ремиксить чужие темы без указания оригинального авторства? Послед─ нее время некоторые весьма троллистые пер─ сонажи стали переписывать чужие модули практически нота в ноту и выставлять под своим именем. Как с этим боролись во вре─ мена старой сцены? Manwe> Если автор пишет "запрещаю делать ремик─ сы", то да - лучше не делать. А если не пишет, то лучше сперва спросить. В 90-ые мне несколько человек звонили или писали, спрашивая, можно ли сделать ремикс. Я все─ гда разрешал, с условием, что это не будет хардкор-габба :) Чужие треки изменять без указания автора оригинала - это, конечно, стрёмное дело. Не понимаю зачем. Раньше на Сцене за такое музыкант мигом терял репутацию. Его работы просто уже никто не скачивал и не слушал. Один человек принёс на демопати Sound Storm 98 трекерный модуль Necros'а и выс─ тавил под своим именем. Мы с Танжерином позвонили ему почти ночью, к телефону по─ дошёл, видимо, отец, и я очень официальным голосом представился организатором фести─ валя (а я им и был), сказал, что звоню по поводу нарушения авторских прав и попросил к телефону этого горе-музыканта. Похоже, он действительно испугался. Небось, и от родителей ещё досталось. Больше мы его на Сцене не видели. Alone> Ого ) На цц2004 вспоминаю случай с ремиксом тре─ ка LAV'а, но там было не так жестоко ) Manwe> А за троллингом на ZX-сцене я не очень слежу. Судя по pouet.net, и в Европе любят потроллить. Хотя, конечно, у нас накал страстей выше :) Alone> Может, у нас не переболели ещё? Manwe> Может быть. Или общая обстановка в общест─ ве более напряжённая. Alone> Интересно, что у нас не действовал тот фа─ ктор, который был у иностранцев - где че─ ловек с демой мог найти работу в IT. Кстати, в интернете выложен архив журнала Game Developer Magazine: http://www.gdcvault.com/gdmag Жаль, что ТОГДА мы это всё не читали... И когда идеи впервые появляются в научных публикациях всяких SIGGRAPH'ов, про них особо никто не знает на сцене... Manwe> Но зато у нас был стимул самим что-то при─ думывать. Alone> По моему опыту, придумывалка лучше начина─ ет работать, когда видишь чью-то готовую реализацию, ибо раньше даже в голову могло не прийти, что это возможно ) Причём в код смотреть не надо, дальше идеи идут потоком сами ) Manwe> Ну это да. Alone> А ты пробовал нестандартные строи? Есть ли перспектива для них в трекерной музыке? Вот, например, гамма Болена-Пирса, осно─ ванная на нечётных соотношениях - открыта в 1984 году, серьёзно изучалась в рамках музыкальной психологии. Они реально все ряды тяготения построили. Manwe> Странновато, конечно. У меня есть турецкий инструмент баглама, в ней октава разделена на 24 тона, причём полутона в отношении 4/9 к 5/9. В трекере на БК-0010 я пробовал натураль─ ный пифагорейский звукоряд - тоже нормаль─ но. Если закосить под восточную музыку, то мо─ жно попытаться сымитировать ситар или баг─ ламу с 24 ступенями. Но это узкая область применения. В остальном люди воспримут это как фальшь. Alone> В 22-тоновой кто-то пишет, 19-тоновой, 17-тоновой, "Wendy Carlos' Beta scale was used, which is essentially a stretched form of 19-tone equal temperament", "Equal division of the perfect fifth into 8 equal parts"... У некоторых даже понятия октавы нет, базо─ вое соотношение не 2:1. Manwe> 22-тональная неплохо звучит. На что только нет теорий! :) Мне кажется, равномерно-темперированные ряды менее интересны. Alone> Да, надо наверняка держаться простых дро─ бей с малыми числами. Manwe> 17-тоновая - терпимая :) Мне кажется, людям с программистским скла─ дом ума должны быть интересны эксперименты с ритмическими рисунками и размерами. А эксперименты со звуковыми рядами и гармо─ ниями - это всё же иное. Alone> По экспериментам с ритмом ты прав, я так делал :) http://zxtunes.com/author.php? id=251&play=2463 У меня обычно всё написание начинается с ударных. И до мелодии часто не доходит :) Этот трек, кстати, написан с выключенным звуком :) Manwe> Ритм прикольный у тебя. Я люблю всякое та─ кое слушать :) А друг-барабанщик обычно возмущается, говорит "это какая-то музы─ кальная ловушка!" :) А ты будешь писать MOD на конкурс, объяв─ ленный группой Scoopex? Alone> К сожалению, не умею писать MOD'ы, я даже написал свой редактор цифровой музыки (кстати, как она называется на БК и PC сцене?),но ничего не смог закончить в нём. И ведь сейчас, когда столько свободных звуков доступно, все как-то подзабили на MOD'ы. На Спектруме есть GS, NGS, но в демах му─ зыка с Амиги волосатого года. Manwe> На БК был Strogino Sound Tracker (SST), а на PC проще всего MOD'ы писать в Scream Tracker 3 - там есть режим подсветки огра─ ничений MOD-формата. На Амиге, понятное дело, ProTracker 4.1. Писать MOD'ы - ниче─ го сложного, обычный трекер, как и под AY. Разве что несколько дополнительных команд типа offset - смещение, чтобы сэмпл не с самого начала проигрывался.Иногда полезно. Alone> А ведь всё выросло из этого http://csdb.dk/release/?id=59929 Ходят слухи, что на каких-то синтезаторах был похожий интерфейс,но где - неизвестно. Manwe> На KORG'овских синтезаторах были похожие паттерны. Но когда у тебя компьютер с полноценной клавиатурой - это совсем другое дело. А уж если ещё и с мышью... Alone> Кстати, в этом году я вживую встретился с БКшниками на DiHalt Lite и смотрел их софт (там есть незарелиженная игра). Всё на ви─ нте, который надо перегнать. Есть ещё мно─ го дискет, там может быть тоже что-то уни─ кальное. Manwe> Да, БК-сцена - это круто. Я всё мечтаю за─ брать из Питера свой старый винчестер с незарелиженными проектами для БК. Alone> Островок той самой старой сцены :) Manwe> Ты идеализируешь старую сцену :) Но насчёт теперешней анимации в демках я согласен - не дело это. Именно поэтому мы на демопати БК-mania не разрешали использовать винчес─ тер.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 9 декабря