Deja Vu
#05
31 мая 1998 |
|
ANOTHER WORLD - Мультимедия - синтез трех стихий.
SoundTrack: TEHNO-TREK OT RLA __________________________________________ Edition: Ze Pagan/PGC/BD __________________________________________ МУЛЬТИМЕДИА - синтез трех стихий ├════════════════════════════════┤ ... Мультимедиа быстро стала одним из ведущих направлений развития информацион- ных технологий. Многие эксперты считали, что 90-е годы станут годами мультимедиа, подобно тому, как 80-е стали годами персо- нальных компьютеров. Я предлагаю вам, ува- жаемые читатели DEJA VU, совершить неболь- шой экскурс в совсем еще недалекое прош- лое,в начало 90-х,и поглядеть на суть это- го термина. Статья написана по материалам издания "Компьютер Пресс",предоставленными для публикации Стрельниковым Андреем.Преж- де всего,давайте выясним что означает этот таинственный термин... * * * "Мультимедиа" (multimedia) - это инте- рактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным зву- ком. Термин "мультимедиа" даже в английс- ких журналах характеризуется как "ill-de- fined" - неудачно определенный, в русском же языке это слово выглядит совсем чуже- родным и попытка выразить понятие "мульти- медиа" с помощью уже существующих в рус- ском языке терминов приводит к чему-то длинному, например, "интерактивные видео- звуковые компьютерные системы", что неиз- бежно породит очередную непроизносимую аб- бревиатуру. Появление систем мультимедиа, безуслов- но, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компью- терный тренинг, во многих сферах професси- ональной деятельности науки, искусства, в компьютерных играх и т.д., однако оно яви- лось логическим эволюционным продолжением развития ряда направлений в компьютерной теории и практике. Так, разработка технологии гипертекста и применение ее к созданию электронных ру- ководств, энциклопедий естественно поста- вили вопрос об иллюстрировании статей, включении графических карт и фотографий. С развитием технических возможностей в сос- тав систем гипертекста стали включать не только неподвижные изображения, но и ко- роткие видеоролики, звуковые и речевые ил- люстрации. Появились также системы "гипер- изображений" (hiperimage), обеспечивающие "нелинейную" работу с массивами хранимых изображений, т.е., позволяющие рассматри- вать фрагменты изображений в укрупненном масштабе, устанавливать связи между раз- личными изображениями, их элементами и то- му подобное. Такого рода системы зачастую называют "гипермедиа". Пользователям баз данных также стало не хватать традиционных текстовых и числовых типов данных и появились multimedia data- bases (далее "MM-базы"). MM-базы позволяют хранить факсимильные изображения, исходные и объектные коды программ,оцифрованные ви- део и звук - т.е. фактически любую инфор- мацию,которая может быть занесена в память компьютера. Развитие графического интелектуального пользовательского интерфейса, с одной сто- роны, и методов объектно-ориентированного программирования - с другой,породили поль- зовательские среды, типа HyperCard и NeXT step, которые уже фактически являлись сис- темами мультимедиа и содержали необходимый аппарат для представления разных типов ин- формации. Со стороны рабочих станций и специали- зированных компьютеров к появлению мульти- медиа вело развитие систем САПР, теле- и видеостудий,управляемых компьютером,а так- же музыкальных компьютерных центров. Развитие компьютерных тренажеров и ком- пьютерных игр, требующих анимации сложных изображений в реальном времени и звукового сопровождения для имитации или моделирова- ния поведения объектов и окружающей среды, также логично приводит к системам мульти- медиа. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Итак, появление систем мультимедиа под- готовлено как требованиями практики, так и развитием теории. Однако резкий рывок в этом направлении, происшедший за последние несколько лет, обеспечен прежде всего раз- витием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии ПЭВМ: резко воз- росшие память, быстродействие, графические возможности и характеристики внешней памя- ти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков - аналоговых и CD-ROM, а также их массовое внедрение. Важную роль сыграла также разработка методов быстрого и эффективного сжатия/развертки данных. Рассмотрим некоторые технические вопро- сы построения систем мультимедиа. Пожалуй, основная проблема - совместная обработка разнородных данных цифровых и аналоговых, "живого" видео и неподвижных изображений и т.п. В компьютере все данные (если кто-то еще не знает;)) хранятся в цифровой форме, в то время как теле-, видео- и большинство аудиоаппаратуры имеют дело с аналоговым сигналом. Однако, выходные устройства ком- пьютера - мониторы (в большинстве) и дина- мики имеют аналоговый вход. Поэтому прос- тейший и наиболее дешевый путь построения первых систем мультимедиа состоял в сты- ковке разнородной аппаратуры с компом,пре- доставлении компьютеру возможностей управ- ления этими устройствами,совмещении выход- ных сигналов компьютера и видео- и/или аудио-устройств и обеспечение их нормаль- ного совместного отображения. Пожалуй, к таким системам больше всего подходит тер- мин "мультимедиа", т.к. в них объединены хесколько независимых сред, систем - носи- телей данных. Дальнейшее развитие систем мультимедиа проходит в направлении "моно- медиизации" - объединения разнородных ти- пов данных в цифровой форме на одной сре- де-носителе, в рамках одной системы. А теперь, я полагаю, самое время кос- нуться некоторых фирм-производителей и по- смотреть какие же шаги были ими предприня- ты в вопросах развития мультимедиа... Commodore: CDTV Еще несколько лет назад,когда о мульти- медиа никто ничего не знал, достаточно бы- ло познакомиться с компьютером Amiga фирмы Commodore, посмотреть на гиперреалистичес- кие анимированные картинки ее игр, послу- шать синтезированную речь, полнозвучную многоканальную стереомузыку, нисколько не влияющую на скорость анимации и работы с диском - и становилось ясно, что следующим шагом должно быть что-то вроде интерактив- ного кино. С появлением же мультимедиа вдруг оказалось, что Amiga от рождения бы- ла именно мультимедиа-компьютером,и теперь дождалась своего часа. Три спецпроцесора Amiga: Agnus, Denise и Paula - обеспечивают чрезвычайно изощ- ренную работу с изображением и звуком. Так графический сопроцессор - коппер, входящий в состав Agnus, управляет всеми аспектами вывода изображения на экран; он действует полностью независимо от ЦП, по собственной программе. Paula управляет работой систем- ной шины компьютера, обеспечивая быстрые пересылки больших обьемов данных (видео, звуковых, текстовых) в промежутках между работой ЦП и видеочипов, т.е. не замедляя их работы. Кроме того, Paula содержит схе- мы синтеза звука и речи, в том числе пол- ный набор английских фонем. Вот она, про- думанная до мелочей архитектура! Вообщем, можно долго перечислять достоинства этого компьютера. Очень важна для мультимедиа изначальная ориентированность архитектуры Amiga на со- ответствие телевизионным стандартам. Час- тоты развертки у Amiga совподают со стан- дартом NTSC (у европейской версии компа - с PAL). Поддерживается интерлейсный режим. Amiga - едва ли не единственный из персо- нальных компьютеров, который работает, по- добно телевизору, в режиме оверскана: пол- ный горизонтальный и вертикальный ход луча (752x482) больше области, используемой для вывода графической информации. В 1990 году фирма Commodore сделала но- вый серьезный шаг в направлении мультиме- диа: представила первую домашнюю и обучаю- щую систему мультимедиа - CDTV (Commodore Dynamic Total Vision). CDTV не является компьютером в традиционом смысле - это комбинация CD-ROM и центрального устройст- ва компьютера Amiga в корпусе размером с видеомагнитофон. Он не имеет в стандартной конфигурации ни клавиатуры,ни флоппи-диска (однако, они могут быть подключены). Уп- равление работой CDTV производится мышью или дистанционным инфрокрасным блоком. Я лишь коротко остановлюсь на некоторых мо- ментах работы этого девайса. В момент разработки CDTV еще не было микросхем сжатия видеоданных достаточно дешевых, чтобы оставить цену устройства приемлемой для домашнего применения (вот и забота о пользователе!); поэтому использо- ванны программные методы сжатия. CDTV спо- собна воспроизводить 14 кадров в секунду в видео-окне, занимающем 40% площади экрана. Система CDTV позволяет смешивать звук, за- писанный на CD-ROM, с музыкой и речью, ге- нерируемой компьютером. Apple: HyperCard Фирма Apple известна как лидер в облас- ти "настольных типографий" и графического интерфейса. Последние модели MacII (в то время, of coz), оснащенные процессорами M68030, могут содержать до 8 Мбайт прямо адресуемого ОЗУ. Используются мультискан- мониторы с аналоговым RGB-входом. В отли- чии от Amiga не поддерживаются интерлейс- ный режим и оверскан, что усложняет задачу работы с видео; нет в архитектуре Mac и специальных видеопроцессоров-вся работа с графикой обеспечивается программами Quick- Draw. Собственные звуковые возможности Mac также бедноваты по сравнению с Amiga; хотя они и обеспечивают довольно внятный синтез речи, потребности мультимедиа должны обес- печиваться дополнительным оборудованием. Выбор такого оборудования достаточно ши- рок, но я остановлюсь лишь на HyperCard. HyperCard - это оболочка,надстройка над операционной системой, уже довольно давно входящая в комплект стандартной поставки машины. Фактически, это первая широко рас- пространенная система мультимедиа. За это время (4 года) созданы тысячи приложений для HyperCard, она стала образцом для под- ражания, заложенные в ней идеи реализованы в более поздних системах на разных типах компьютеров. Система HyperCard сочетает свойства ги- пертекста,позволяющего создавать среду ок- ружения с помощью механизма связей, и объ- ектно-ориентированного языка; она опериру- ет с такими объектами, как "карты", "сте- ки", "кнопки", "поля", "фон". HyperCard представляет пользователю электронный эк- вивалент "карточек", логических объектов, которые могут содержать информацию различ- ных типов - текст, графику, речь, видео. Система чрезвычайно проста в использова- нии. Next Step в мультимедиа? КОмпьютеры семейств NeXT, "родившиеся" позже остальных и потому вобравшие в свою архитектуру многие новые идеи и техничес- кие достижения, пожалуй, наилучшим образом соответствуют технологии мультимедиа. В то время, как IBM и Microsoft уже десять лет навешивают все новые гроздья усовершенст- вований на изначально примитивные IBM PC и MS-DOS, как будто создавая гоночный супер- автомобиль на базе старого трехколесного велосипеда - Джобс не побоялся в третий раз начать все с нуля и создать компьютер сегодняшнего дня. NeXT - компьютер,у кото- рого базовые средства систем мультимедиа заложены в архитектуру и аппаратных,и про- граммных средств. Применение в NeXT мощных центральных процессоров (68030 и 68040),процессора об- работки сигналов (DSP), который обеспечи- вает обработку звуков, сигналов, изображе- ний, синтез и распознование речи, сжатие изображений, обеспечение средств работы с цветом (NeXTstation Color), большой объем оперативной и внешней памяти, стандартно встроенные сетевые контроллеры - обеспечи- вают разработчикам мультимедиа необходимую аппаратную поддержку. Дополнительная плата NeXTdimension позволяет работать с 16 млн. цветов (24 бита)и еще 8 битов остается для аппаратного обеспечения прозрачности; для ускорения работы графики добавляется Intel i860; дополнительный JPEG Image Compressi- on Processor CL550 обеспечивает сжатие ви- део в реальном времени и позволяет хранить на винчестере большой емкости свыше 60 ми- нут видеоизображения. NeXTstep стандартно включает систему речевых аннотаций: пользователь может ком- ментировать текстовые документы, используя микрофон вместо клавиатуры. Входит в его состав также NeXTmail - система электрон- ной "мультимедиа" почты, позволяющая обме- ниваться сообщениями, включающими, помимо текстов, речевую и графическую информацию. Возможности, предоставляемые NeXT, соз- дают хорошую платформу для быстрого роста количества продуктов мультимедиа и, воз- можно, появление нового их качества. IBM и другие: AVC, DVI Компьютеры типа IBM PC в своем "нату- ральном" виде наименее приспособлены для целей мультимедиа - наихудшие (до появле- ния SuperVGA) графические возможности,при- митивный одноголосный звук, только 640К прямо адресуемой памяти (не вмещающие даже одного кадра оцифрованного видеоизображе- ния), отсутствие удобного пользовательско- го интерфейса. Однако, благодаря высокой модульности, наращиваемости архитектуры - компьютер IBM путем установки дополнитель- ных плат легко превращается в специализи- рованную станцию любой направленности. Рынок мультимедиа IBM начала осваивать еще в 1986 году, объявив систему InfoWin- dow, позволяющую компьютеру управлять ана- логовыми аудио- и видеоустройствами; в ка- честве диалогового устройства в InfoWindow был применен сенсорный экран (touch-scre- en). Другое направление развития мультимедиа поддерживаемое IBM - это AVC - Audio-Visu- al Connection (звуко-визуальная связь),ко- торое фирма объявила в 1989 году. Система ориентирована в основном на старшие компь- ютеры семейства PS/2,с 386 или 486 процес- сором и не менее 2.5М RAM. Графические об- разы могут быть получены с помощью платы Video Capture Adapter.Она производит оциф- ровку отдельных кадров с видеокамеры, ви- деодиска или видеоленты, обеспечивая раз- решение 640x480 с 16 бит/пиксель, а также может демонстрировать на экране "живое" аналоговое видео или совмещать его с ком- пьютерным изображением. На середину 1990 года максимальная скорость передачи оциф- рованных кадров составляла только 3 кадра/ сек для полноцветных кадров (размером 614К каждый); однако, поскольку VGA может рабо- тать только в режимах 4 и 8 бит/пиксель, изображение может быть конвертировано и количество данных уменьшится. Звуковое сопровождение обеспечивается дополнительной платой Audio Capture/Play- back Adapter, построенной на базе сигналь- ного процессора TI 320C25 производитель- ностью около 10 Mips, которая позволяет производить оцифровку данных с линейного выхода различных аудиоустройств, редакти- рование их и воспроизведение с очень высо- ким качеством (в том числе стерео). В последнее время стратегия фирмы IBM все более смещается в сторону цифровых систем мультимедиа. Прежде всего это свя- зано с успехами в разработке линии DVI (Digital Video Interactive), которую сов- местно ведут фирмы Intel и IBM. Система DVI была разработана фирмами RCA (Sarnoff Research Center) и General Electric; затем права на DVI-технологию приобрела фирма Intel. Первоначально платформа DVI базиро- валась на ассиметричной схеме, ориентиро- ванной на CD-ROM. В конце 1990 года выпу- щены первые коммерческие хардверные про- дукты DVI-две платы Action Media 750 (фир- мой IBM - для архитектуры Micro Channel, а Intel - для архитектуры ISA). Ядром плат DVI является набор чипов ви- деобработки i750 фирмы Intel.Эти чипы про- изводят сжатие/расширение видео- и аудио- файлов в реальном времени, в процессе за- писи или считывания с диска. Основные чипы набора: Pixel Processor 82750PA, работаю- щий со скоростью 12.5 Mips и Output Disp- lay Processor (ODP) 82750DA. ODP способен воспроизводить цифровое видео в диапазоне разрешений от 256x200 до 1024x512, с 8, 9 или 16-ю битами под цвет пикселя (в насто- ящее время разрабатывается вариант с 24-мя битами). Кроме того,i750 обеспечивает раз- личные видеоэффекты благодаря возможности перепрограммирования микрокодов чипов, не прерывая и не замедляя операций. Плата DVI содержит библиотеку функций видеоэффектов, преобразований и т.п.,доступ к которым мо- жет осуществляться из программ на языке Си. DVI объединяет телевизионную и компью- терную технологию, что позволяет компьюте- ру, оснащенному VGA, воспроизводить полно- ценное движущееся видеоизображение. Цифро- вой выход Action Media смешивается с ана- логовым выходом VGA; окно DVI может распо- лагаться в любом месте экрана, сжиматься, растягиваться, двигаться; сгенерированные компьютером текст и графика могут распола- гаться в этом окне или накладываться по- верх него. Согласно оценкам Intel, при за- поминании движущегося видео коэффициента, сжатия достигает почти 160 к 1. Благодаря этому стандартный компакт-диск вмещает 72 минуты видео и стереозвуковых данных (без сжатия он вмещал бы только 28 секунд); средний размер сжатого кадра - около 4.5К, и даже при скорости передачи данных 150К/ сек CD-ROM успевает считывать 30 кадров в сек. При хранении наборов неподвижных изо- бражений (картин, фотографий) коэффициент сжатия падает до 25 к 1. Посколько DVI яв- ляется цифровой системой, она, в принципе, может быть настроена на любое разрешение, так что возможно создание DVI-систем для HDTV - телевидения высокой четкости (раз- решение 1050 или 1125 строк) и для кино- фильмов (разрешение около 4000 строк). В настоящее время DVI обеспечивает ка- чество "near-VCR" - "почти-видеомагнитофо- на" (разрешение 240 строк) для продуктов, изготовленных на Action Media (их называют RTV - Real Time Video или, по-русски, "ви- део реального времени"). Однако, можно по- слать подготовленные данные на фирму In- tel, где их сожмут по асимметричной схеме PLV (Production Level Video); при воспро- изведении данных PLV, Action Media обеспе- чивает качество видеомагнитофона. К 1992г. предполагается достичь качества выше ТВ- -вещания, но ниже HDTV для продуктов PLV и качества "почти-ТВ" для RTV. DVI стала первой технологией, позволяю- щей использовать для полнофункционального мультимедиа не оптические диски фабричного производства, а имеющийся в любом компью- тере винчестер, что значительно расширяет круг разработчиков и пользователей мульти- медиа. Фирма Microsoft, хотя и задействована как соисполнитель в различных проектах мультимедиа (DVI, CD-ROM-XA и др.), прово- дит ежегодные конференции по CD-ROM, одна- ко явно запаздывает с объявлением собст- венной линии, выпуском собственого продук- та. Лишь в конце 1991 года она собирается выпустить мультимедиа-расширение Windows, включающее в себя интерфейс MCI-Media Con- trol Interface, который, судя по объявлен- ным свойствам,будет представлять собой от- вет Microsoft на AMCA фирмы Apple (Apple's Media Control Architecture,архитектура уп- равления носителями информации). В резуль- тате, фирмы, лидирующие в разработке инст- рументов и продуктов мультимедиа для ком- пьютеров линии IBM, вынуждены действовать с оглядкой на возможные будущие шаги Mic- rosoft,чтобы вдруг не оказаться вне "стол- бовой дороги" после того,как Microsoft на- конец объявит свои планы по поводу мульти- медиа. Такая политика Microsoft не новость - вспомним многолетнюю многострадальную историю системы Windows,лишь в прошлом го- ду, в версии 3.0, обеспечивающей пользова- телей сервисом, которым от рождения обла- дал Macintosh, от версии к версии DOS,обе- щания многозадачности. И в заключении Ну что ж, уважаемые читатели, я полагаю надо подвести итог всему вышеизложенному материалу. Очень хочется надеяться,что эта статья вызвала у вас определенный интерес, хотя она по сути является перепечаткой... Итак, в мире явно наблюдается бум муль- тимедиа. При таких темпах развития, когда возникают новые направления, а другие, ка- завшиеся весьма перспективными, вдруг ста- новятся неконкурентоспособными,трудно сос- товлять какие-либо обзоры: их выводы могут стать неточными или вообще устареть. Выглядят весьма интересными работы по внедрению элементов искусственного интел- лекта в системы гипермедиа. Системы типа "Knowledge Navigator" фирмы Apple, "интел- лектуальные" электронные книги обладают способностью "чувствовать" среду общения, адаптироваться к ней и оптимизировать про- цесс общения с пользователем.Еще одна быс- тро развивающаяся область применения ком- пьютеров, в которой важную роль играет мультимедиа - это системы виртуальной или альтернативной реальности. Не путайте с Virtual'но Amig'ным синдромом:)! А также близкие к ним системы "телеприсутствия" (telepresence).С помощью специального обо- рудования -шлема с двумя миниатюрными сте- реодисплеями (eye-phones), квадронаушника- ми, специальных сенсорных перчаток и даже костюма (ну прям Газонокосильщик какой- -то;)) вы можете "войти" в сгенерированный или смоделированный компьютером мир повер- нув голову, посмотреть налево или направо, пройти дальше, протянуть руку вперед - и увидеть ее в этом виртуальном мире, можно даже взять какой-либо виртуальный предмет (почувствовав при этом его тяжесть)и пере- ставить в другое место; можно таким обра- зом строить, создавать этот мир изнутри. Вполне возможно, что технология мульти- медиа настолько интегрируется в идеологию, архитектуру ПК, что сам термин "мультиме- диа" постепенно отомрет...
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября