Adventurer
#07
31 января 1998 |
|
От авторов - Что такое киберпанк?
(C) Dan "Hyperion" Simmons (C) Владимир "Chasm" Федоров - перевод (C) Музыка: Andrew Fer/PhF Что такое киберпанк ? 1. Что такое киберпанковская литература ? Впервые термин "киберпанк", для оп- ределения жанра литературы, был использо- ван Гарднером Дозоисом (Gardner Dozois), который в начале 80'х был редактором "Журнала научной фантастики Айзека Ази- мова". Он подчерпнул это слово из назва- ния короткого рассказа Брюса Бетке (Bruce Bethke) - "Киберпанк" ("Cyberpunk"). Кстати, с тех пор, Бетке называл себя ис- ключительно анти-киберпанком. Киберпанковскя литература, как тако- вая, существовала и до того, как для ее определения стали применять термин "Ки- берпанк" - все началось с самиздатовского журнала Брюса Стерлинга (Bruce Sterling) "Дешевая правда" ("Cheap Truth"). Там, под псевдoнимами, печатались такие авто- ры, как Стерлинг, Ракер (Rucker) и Ширли (Shirley). Свои работы они противопостав- ляли мэйнстриму научной фантастики тех лет. Кстати, те кто имеют желание ознако- миться с оригиналом, могут скачать "Cheap Truth" с FTP сервера в директории "etext. archive.umich.edu:/pub/Zines/CheapTruth". Киберпанковская литература в основ- ном нацелена на людей, вращающихся в тех- нократической культурной "системе". В ки- берпанковских рассказах, герой живет обыкновенно в мрачной обстановке - это "система" которая подавляет жизнь "обык- новенных" людей. Как правило это тотали- тарное правительство, могущественные кор- порации или общество религиозных фанати- ков. "Система" обладает развитыми техно- логиями (даже уже сейчас положение в ре- альном мире пугает некоторых людей), осо- бенно развита информационная технология (компьютеры, средства массовой информа- ции), которая заставляет людей поверить, что им живется хорошо, хотя это далеко от истинного положения вещей. Очень часто эти технологизированные "системы" прибе- гают к перестройке самого человека, попу- ляризируя и широко используя такие "час- ти" человеческого тела, как мозговые им- планты, протезированные конечности, кло- нированные или генетически спроектирован- ные органы и так далее. Люди, живущие в этом обществе, сами становятся частью "Машины". Это и есть "кибернетический" аспект киберпанка. Тем не менее, в любом обществе всег- да существуют люди, которые не вписывают- ся в рамки "правильного" гражданина- это преступники, изгои, люди не от мира сего или просто те, кто хочет жить по-своему. Киберпанковская литература фокусируется именно на таких людях и на их противо- борстве с "системой", притом зачастую все заканчивается отнюдь не хэппи эндом. Это "панковский" аспект киберпанка. Лучшие киберпанковские вещи выде- ляются среди других работ с похожими те- мами, своим особым стилем. Их мир урбани- зирован, выдержан в темных тонах и очень пессиместичен. Читатель сразу, без подго- товки, погружается в этот другой мир со всеми ежедневными проблемами и передряга- ми. У людей, живущих в этом мире,часто присутствует чувство моральной неопреде- ленности, и обыкновенное противоборство с "системой" (сломать ее или просто остать- ся в живых) не делает главного персонажа "героем" или "хорошим" в традиционном смысле этого слова. 2. Что такое киберпанковская субкультура ? Под влиянием киберпанковской литера- туры, примерно в середине 80'х, некоторые группы людей стали причислять себя к ки- берпанкам потому, что они правильно под- метили, что описанная модель фантастичес- кой "техно-системы" постепенно стала проявляться в Западном обществе уже тог- да, и поэтому они стали отождествлять се- бя с героями киберпанковских рассказов. В последнее время средства массовой инфор- мации ухватилась за это и стали широко применять термин киберпанк. Так среди киберпанков выделяют сле- дующие подгруппы: а) Хакеры (hackers), крэкеры (crack- ers) и фрикеры (phreaks). Хакеры - это "волшебники" компьютер- ного сообщества - люди, которые глубоко понимают как работают их компьютеры и мо- гут сделать при помощи них поистинне "ма- гические" вещи. Крэкеры - реальные "ковбои клавиа- тур" из киберпанковской фантастики. Они взламывают компюьтерные сети без ведома их владельцев, ради незаконной прибыли или просто ради удовольствия, с целью по- казать свое мастерство. Фрикеры - это те, кто делают подоб- ные вещи с телефонными системами, ищут пути, чтобы обмануть телефонные компании и не платить за переговоры, а также де- лают различные хитроумные телефонные при- мочки. Все три группы используют компьтер- ные и телекоммуникационные технологии для удовлетворения своих собственных целей. б) Киберпанки (cyberpunks) - эти лю- ди думают, что лучший способ борьбы с "Системой" - это шифрование и шифроваль- ные системы. Они верят, что широко рас- пространенное использование крайне слож- ных для взлома систем может создать "районы уединения", куда "Система" не сможет добраться. в) Рэйверы (ravers) - они используют синтезированную и сэмплированную музыку, сгенерированные на компьютере психодели- ческие (киберделические) световые эффек- ты, а также синтезируют наркотики для от- тяжных танцев на всю ночь и фак-сейшен- ов в заброшенных складах. Однако киберпанк киберпанку рознь. Киберпанком может назваться какой-нибудь несносный тинейджер, который немного под- наторел в компьютерах или вообще человек с улицы, которого прикалывает имидж ки- берпанка. Это заставляет многих людей смотреть на самозванных киберпанков в не- гативном свете. Также есть те, кто ут- верждают, что термин "киберпанк" нельзя применять к людям,занимаюшимися компьюте- рами (что в некотором смысле так и есть, если говорить о ламерах и отступниках) и возмущаются, что средства массовой инфор- мации используют этот ярлык потому, что это ,на их взгляд,смахивает на обыкновен- ную циничную базарную брань. 3. Что такое киберпространство ? Как оно связано с нынешними "сетью" и "виртуальной ре- альностью" ? Насколько мне известно, термин "ки- берпространство" ("cyberspace"), в первый раз был использован Вильямом Гибсоном (William Gibson) в его рассказе "Burning Chrome". Там Гибсоном впервые были описа- ны люди, использующие устройства, назван- ные "киберконсоли" ("cyberdecks"), для замены нормальных органов восприятия на сенсорный интерфейс, позволяющий подклю- чить свой мозг на прямую к компьютерной сети. Человек ,подключившийся к сети по- добным образом, считался находящимся в "киберпространстве". Также можно сказать, что ,хотя сама идея принадлежала Гибсону, но более детальное описание "киберпрост- ранства" дал Вернoр Винге (Vernor Vinge) в рассказе "Настоящие имена" ("True Na- mes"). Если говорить о реальных вещах, то "киберпространство" - это метафорическое "место", где "оказывается" любой, подклю- чившийся к мировой компьютерной сети. Конечно ,многое в представлении Гиб- сона о киберпространстве - абсурд, но когда-то и "Наутилус" Жюль Верна казался фантастикой, поэтому, несомненно, некото- рые из замыслов писателя являются предпо- сылками для развития новых компьютерных технологий. Уже сейчас слово "киберп- ространство" начало потихоньку вписывать- ся в современную лексику для обозначения недавно появившейся всемирной компьютер- ной сети (особенно по отношению к Интер- нет). Также, многие исследователи компью- терных технологий в области "виртуальной реальности" пытаются воплотить в жизнь что-то похожее на информационное прост- ранство в представлении Гибсона. Поэтому термин "киберпространство" также исполь- зуется для обозначения сгенерированой компьютером виртуальной окружающей среды, даже если она и не является "частью се- ти". 4. Киберпанковские книги Сейчас я хочу познакомить вас с ко- ротким списком лучших из опубликованных киберпанковских работ. Нужно заметить, что некоторые вещи, написанные до 1980, также можно отнести к "киберпанковским", либо по сходной стилистике - "Гравита- ционная радуга" ("Gravity's Rainbow") Пинчона (Pynchon), либо по похожему сюже- ту "Shockwave Rider" Брюннера (Brunner), "Сверхновая" ("Nova") Делани (Delany). В романе Вильяма Гибсона "Невромант" ("Neuromancer"), повествуется о крэкере, оперирующем в киберпространстве,и наемном убийце, использующем кибернетические тех- нологии будущего, притом все замешено на мистике, что в принципе не очень-то ха- рактрно для киберпанка. Эта книга получи- ла такие премии, как Небьюла, Хьюго, П.К. Дика и Дитмара. Ни один фантастический роман до этого не был удостоен всех этих наград. Также Гибсон написал два продол- жения : "Отсчет на ноль" ("Count Zero") и "Перегруженная Мона Лиза" ("Mona Lisa Overdrive"). Гибсон также опубликовал сборник ко- ротких рассказов "Burning Chrome", кото- рый содержал три истории в духе "Neuromancer'а", а также несколько дру- гих, среди которых можно выделить "Зимний рынок" ("Winter Market") и "Побоище" ("Dogfight"). Также Гибсон написал "Виртуальный Свет" ("Virtual Light"), действие которо- го происходит в ближайшем будущем- техно- логии этого мира пришли в упадок. Хотя это не характерно для жанра, но сама кон- цепция романа выдержана в традиции кибер- панка. Сборник Брюса Стерлинга "Кристальный экспресс" ("Crystal Express") содержал короткие рассказы о "механистическом" бу- дущем человечества и "пост-человечества" такие, как "Зеленые дни в Брунее" ("Green days in Brunei"). Рассказы содержат части сюжета, который Стерлинг в последствии реализовал в "Островах в Сети" ("Islands in the Net"). Мир его рассказов настолько реалистичен, что можно провести параллели с будущим нашего собственного мира. Это ярко показано в новелле "Раскольничество" ("Schismatrix"), выдержанной в духе "ме- ханистического" будущего, но так и не на- печатанной. Стерлинг был редактором книги "Отра- жения: антология киберпанка" ("Mirrorsha- des: A Cyberpunk Anthology"), которая со- держала рассказы многих авторов, конечно там было много сомнительного киберпанка, но были и настоящие жемчужины такие, как "Отражение Моцарта" ("Mozart in Mirrorsh- ades"). Гибсон и Стерлинг совместно написали новеллу "Машина для вычисления разности" ("Difference Engine"), которую кое-кто назвал "паропанк" ("steampunk"). В сюжете этой новеллы чередовались темы, присущие киберпанку и вставки из жизни 19'го века, где Бэббидж (Babbage) разрабатывал техно- логию механического вычисления. "Лавина" ("Snow Crash") Нила Сте- фенсона (Neal Stephenson) превратила ки- берпанк в угарный стеб - по другому это назвать никак нельзя, так как по сюжету этого рассказа мафия занималась доставкой пиццы, а главного героя зoвут Hiro Pro- tagonist, что по-русски звучит, примерно, как Гера Героев. Ларри Маккаффери (Larry McCaffery) был редактором антологии "Storming the Reality Studio", которая содержала отрыв- ки из киберпанковских вещей, бесприст- растные критические статьи- по-настоящему хорошая библиография. Также стоит отметить несколько дру- гих работ: "Жестко связанные" ("Hardwired") Уолтера Джон Вилльямса, (Walter Jon Wil- liams) повествует о двух контрабандистах, которые решаются пробраться на орбиталь- ную станцию корпорации, которая контроли- рует их мир. В "Голосе урагана" ("Voice of the Whirlwind") того же автора, клонированные солдаты пытаются выяснить, что стало с их "оригиналами". Роман "Игроки с подсознанием" ("Mindplayers") Пэта Гэдигана (Pat Gadigan)рассказывает о тренировках и жиз- ни "игроков с подсознанием" - психотера- певтов будущего, которые "путешествуют" с другими людьми в "пространство" созданное на основе мыслей пациента, для того,чтобы скорректировать их подсознательные реак- ции. Герой романа Грега Беа (Greg Bear) "Музыка крови" ("Blood Music") - генетик, модифицирует несколько своих кровяных клеток, делая их мыслящими и, притом, с человеческим уровнем интеллекта. Также можно порекомендовать поискать не печатавшиеся киберпанковские работы: "Раскольничество" ("Schismatrix") Брюса Стерлинга и "Цветы вакуума" ("Vacuum Flo- wers") Майкла Сванвика (Michael Swan- wick). 5. Киберпанк на телевидении и в кино. Несколько слов о фильмах, снятых на основе рассказов Гибсона. Телевидение представляет нам доволь- но мало настоящих киберпанковских филь- мов. Среди них можно выделить сериал "Max Headroom", который был очень насыщен ки- берпанковскими концепциями. Также был снят несколько растянутый сериал "Дикие пальмы" ("Wild Palms") с "киберпрост- ранством", зловещими корпорациями и ге- роем одиночкой на основе творчества Ви- льяма Гибсона. В середине 90'х были выпущены нес- колько телевизионных фильмов, основанных на романах серии "Тэк" Вильяма Шатнера (William Shatner). Несмотря на то, что там присутствовали традиционные элементы киберпанка, типа путешествий в киберп- ространстве, эти фильмы не представляли из себя ничего другого, кроме как поли- цейские истории, где "хорошие" парни преследуют "плохих". Были сняты "Войны Тэк" ("TekWar"), "Лорды Тэк" ("TekLords") и "Лаболатория Тэк" ("TekLab"). Кстати, основая линия сюжета "Лордов Тэк" очень похожа на сюжет "Лавины". "Бегущий по лезвию бритвы" ("Blade Runner") считается классическим киберпан- ковским фильмом. Как заметил Гибсон, мир этого фильма соответствует его видению урбанистического будущего в книге "Neuro- mancer". Если вам интересно, то много лю- бопытных материалов по этому фильму, мож- но найти на FTP сервере "rtym.mit.edu: /pub/usenet/news.answers/movies/bladerun- ner-faq". Также есть несколько других фильмов, которые можно считать киберпанковскими: "Чужой" и его продолжения, первый и вто- рой "Газонокосильщик", оба "Терминатора", "Беглец" ("Freejack"), "Когда наступит конец света" ("Until the End of the World"), "Вспомнить все", а также глупо- ватые "Электрический человек" ("Circuitry Man") и "Буйное помешательство" ("Brain- storm"). Также, компанией Mystic Fire Video был снят часовой документальный фильм "Киберпанк", который содержит интервью с Гибсоном, а также рассуждения о будущем сети. А сейчас несколько слов насчет филь- мов, снятых по романам Гибсона. Когда компания "Cabana Boys Produc- tion", покупала права на выпуск компью- терной игры "Neuromancer", не все права автора были соблюдены, поэтому на фирмен- ной коробке с игрой можно было прочитать надпись: "скоро выйдет одноименный фильм от Cabana Boys Production". Сейчас все права возвращены Гибсону, и он в данный момент пишет сценарий к фильму. Также, снимается фильм, по короткому рассказу Гибсона "Johnny Mnemonic"- он должен выйти примерно в начале 1995 года (прим. переводчика: в оригинале данный текст датируется 1994 годом). Гибсон на- писал сценарий и был консультантом режи- сера Роберта Лонго. В главной роли снялся Кину Ривз, а плохишей играют Дольф Лундг- рен и Такеши Китано. Диана Мейер получила ль "Молли-эквивалентную", также роли получили Ice-T и Генри Роллинз. По слу- хам, в скором времени планируется снять фильм по "Отелю 'Новая Роза'" ("New Rose Hotel"), а также Гибсон задумал снять ко- роткий (15 минут) фильм в Британии, по своему рассказу "Вселенная Гернсбэка" ("The Gernsback Continuum"). Вильям Гибсон также написал один из многих пробных сценариев к третьим "Чу- жим". Как ему и характерно, всего лишь одна деталь из его сценария сделала бы фильм мрачным и крутым - на затылках зак- люченных выжжен штрих-код. Конспект сце- нария Гибсона, включая инструкции по съемкам фильма, можно найти на сервере "rtym.mit.edu:/pub/usenet/news.answers/ movies/alien-faq/part3". 6. Что такое "Агриппа" и где ее найти ? "Агриппа: Книга мертвых" ("Agrippa: A Book of the Dead") - текстовой компо- нент творческого проекта, написанный Вильямом Гибсоном в 1992 году. Гибсон на- писал полуавтобиаграфическую поэму, кото- рую он записал на компьютерный диск. В законченном виде все это выглядело так: на экране появлялся текст, оформленный в виде гравюры (дизайном проекта занималсв Деннис Эшбаух (Dennis Ashbaugh)), затем он менялся на другой, притом выглядело это как проявление фотографии, затем еще один и так до конца, пока последний экран не "засвечивался". Также "текст" поэмы, после прочтения, автоматически стирался с диска - то есть, его можно было прочитать один раз. В сети мнения о этом проекте были различные , от "Довольно интересная кон- цепция. Это бросает вызов нашему тради- ционному представлению об 'исскусстве'~, до "Гибсон сделал поделку на потребу тол- пе" и "Гибсон неплохо зашиб деньгу на этих "ценителях" исскуства, которые купи- лись на его авантюру". Естественно (некоторые могут ска- зать, что это так и задумывалось Гибсо- ном), кто-то набил текст "Агриппы" и по- местил его в Интернет. Если вам интерес- но, то ее можно найти по адресам: "english-server.hss.cmu.edu:/English Ser- ver/Fiction/Gibson-Agrippa" или "bush.cs. tamu.edu.:/pub/misc/erich/agrippa". 7. Киберпанковская музыка Сущесвует спор о том, что такое настоящая "киберпанковская музыка". Счи- тать ли таковой музыку,навеянную кибер- панковскими темами, или это та музыка,ко- торую будут слушать люди в "киберпанковс- ком будущем" ? Те, кто говорит, что киберпанковская музыка уже существует, обыкновенно гово- рят, что быстрая, синтезированная и сэмп- лированная музыка такая, как: техно, рэйв и индастриал и есть "киберпанк". В конце 1993 года Билли Айдол (Billy Idol) выпустил альбом, названный "Кибер- панк", который привлек обшественное вни- мание. Альбом с комерческой точки зрения оказался неудачным и подвергся нападкам критиков. По этому поводу Билли дал нес- колько заявлений по сети, поэтому бази- руясь на двух из них, которые кажутся искренними, можно сказать, что это был неудачный эксперимент, и что он просто хотел вписаться в "киберпанковскую сце- ну". Тем не менее, насмешки и обвинения в коммерцилизации сыпались на него еще очень долго. Напоследок хочу сказать еще несколь- ко слов. Если вы заинтересовались кибер- панковской культурой, то большое коли- чество материалов (книги, музыку и т.д.), можно найти на сайте Cyberpoet's Guide to Virtual Culture, по адресу: "etext.archi- ve.umich.edu:/pub/Zines/CyberPoet".
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября