Adventurer
#07
31 января 1998 |
|
Спектрум - Бред о SPECCY & PC. Размышления о будущем.
(C) Смирнов Михаил (CLEAR) г.Рыбинск (C) Музыка: Clear Прочитав в 6-ом ADVENTURER 'е очере- дной бред уважаемого CAV Inc. , где была высказана мысль , что журналу нехватает чего-нибудь такого-этокого, чего автор и сам не знал, мне показалось, что почти отсутствует именно БРЕД , который есть во всех компьютерных изданиях, в том числе и в КомпьюТерре состоящей на 99% из БРЕ- ДА .Поэтому я решил тоже немного побре- дить. Кстати, журнал КомпьюТерра ,судя по публикуемым в нем материалам, в пору пе- реименовать в ПисюТерра ,так название бу- дет больше соответствовать начинке. ЧАСТЬ I В этом году на страницах журналов и газет стали появляться грустные мысли о будущем Спектрума -быть ему или не быть. Весной 93-го года мой друг, до этого пару лет проработавший на IBM ,видя как падают цены на PC стал подумывать - не купить ли ему 386 DX 40 домой? Я ему намекнул, что у него "не все дома" , а он мне отве- тил на счет моего Пентагона : "все равно к концу года Спектрум накроется" . Где же сейчас 386 DX 40 ? - на свалке исто- рии!!!! Он его так и не купил, а сегодня об этом ни капли не жалеет. После того случая я каждый год слышу от писюшников, что "к концу года..." , но вопреки всему этого не происходит. Как мне кажется, су- ществование нашей платформы зависит от благосостояния народа. Если 80% работаю- щих станут получать более $500 в месяц, тогда Спектрум начнет загибаться. Судя потому, как идут в России реформы, это произойдет лет через 5-10 , т.е. еще не скоро. И это если сейчас не предпринимать каких-либо мер по улучшению hard 'а. Всем известно, что качество графики и звука на Спектруме хуже, чем на дру- гих компьютерах, с появлением нового ком- пьютера Sprinter проблемы с графикой возможно будут решены, а вот со звуком пока еще нет ( GENERAL SOUND - не выход, а пародия на Амигу .Подключение же писю- шного Sound Blaster 'а - маразм!!). Вот поэтому, некоторые "user'ы" собираются свалить на другие платформы - Амигу и PC . Про Амигу сказать ничего не могу, не работал на ней, а вот про PC ... Чи- тайте!! По поводу звука в огород PC мне хо- чется бросить булыжник, и поостудить го- рячие головы желающих на нем заняться му- зыкой. Реклама во всю талдычит, что,купив мультимедийный PC , пользователь сможет заниматься музыкальным творчеством,но это все ложь. Большинство таких компьютеров комплектуется дешевыми звуковыми картами до $100 - Sky Rocket , Miss Melody и Edison Gold ,а ведь они только на полови- ну являются 16-ти битными. 16 бит исполь- зуется в кодеке - АЦП и ЦАП , то есть цифровой ввод - вывод в системе записи и воспроизведения на жесткий диск. Синтеза- тор же 8-ми битный (в некоторых звуковых картах синтезатор может вообще отсутство- вать), он построен на основе SoundChip YAMAHA ,которая является FM - генератором ( Frequency Modulation - Частотная Моду- ляция ). Принцип звукоизвлечения - часто- тно-модулированная генерация синусоидаль- ных волн дискретной структуры. Микросхемы бывают 2-х видов - OPL 2 и OPL 3 , раз- личающиеся количеством так называемых "о- ператоров" , задействованных для генера- ции одной ноты, в первой их 3, во второй 4. Каждый оператор может вырабатывать си- нусоиду, изменять ее амплитуду, модулиро- вать другой оператор и сам быть модулиро- ванным,и даже модулировать сам себя. Ком- бинации системы соединения нескольких оп- ераторов называются алгоритмом. Внутри алгоритма любой оператор может быть вклю- чен, выключен, соединен паралельно и пос- ледовательно, он может работать как моду- лятор и как смеситель звуковой волны. Та- ким образом, 8 бит хватает, чтобы имити- ровать инструменты системы General MIDI, но до естественности звучания натуральных инструментов им также далеко, как черно- белому монитору до цветного ( в Спектру- мовском 4-х битном DIGITAL SOUND инст- рументы звучат более естественно ),к тому же OPL 2 и OPL 3 не соответствуют стандарту General MIDI по полифонии (суммарное количество нот, звучащих одно- временно по всем каналам) - одновременно должны звучать 24 ноты, а в них 16 и 20 соответственно. Возможно, что Спектрумов- ский AY-8910 был прототипом этих микро- схем, т.к. является усеченным вариантом OPL 2 ,он 4-х битный,в нем,можно сказать, 1,5 оператора на каждый канал (не прове- рено) :-) .На основе OPL 2 и OPL 3 сдела- ны почти все синтезаторы-самоиграйки, та- ких фирм как CASIO и YAMAHA ( младшие модели для детей от 2 до 10 лет ). Более дорогие звуковые карты исполь- зуют волновой метод синтеза, еще его на- зывают "табличным". Аналогичный метод ис- пользуется на Спектруме в DIGITAL SOUND . Среди карт стоимостью до $500, наилучшей по качеству (по отношению сиг- нал/шум) является Tahiti фирмы Turtle Beach Systems ($300). На этой карте син- тезатор отсутствует (на других картах он есть,хотя качество АЦП/ЦАП в них хуже), но специальный 26-пиновый разъем позволя- ет подключить любой синтезатор, совмести- мый со стандартом Wave Blaster , а это еще $200-$300. К тому же, для нормальной работы потребуется MIDI клавиатура - $100, а лучше "динамическая" - $400, ина- че на закладку одного произведения можно потратить месяц или более (проверено на моем друге ), при этом музыка будет зву- чать "квадратно". Некоторые карты при смене звуковой программы "буксуют", то есть останавлива- ют прием MIDI - сообщений на время заг- рузки новой звуковой программы, что при- водит к потере принимаемой информации.На- пример, карта YAMAHA SW20 меняет звуки за 0,5...1 секунды, а GRAVIS ULTRASOUND загружает звуковые программы с жесткого диска, на что уходит еще больше времени. Существует звуковой набор Monterey - Tahiti + Rio . Rio - это Wave Blaster с возможностью установки дополнительного ОЗУ до 4 Мбайт, для загрузки пользова- тельских сэмплов. Такой набор рекоменду- ется дилерами, как "решающий все пробле- мы", то есть звукозапись и синтезатор вместе , что называется, "в одном флако- не". Кроме того ,карта имеет эхо-машину, но как это будет выглядеть на практике? А вот как - согласно поговорке "теоретичес- ки она лошадь, а практически она падает." Эхо-машина подключена только к линейному выходу карты, а значит - прощай работа с акустическими планами и индивидуальной установкой глубины по инструментам. А за- грузка одного сэмплерного тембра займет в лучшем (!) случае четверть часа. С учетом того, что вы не найдете в библиотеках SampleStore приличного фортепиано или оркестрового звука объемом меньше 2 - 3 Мбайт, грузиться перед работой ( или в случае сбоя по сети или смены партитуры ) придется целый час (загрузка занимает так много времени потому, что происходит че- рез MIDI интерфейс,в режиме эксклюзив). При работе с таким дерьмом нервы могут и не выдержать. Я знаю композитора (настоящего), ко- торый работает на Musik Workstation - Ensoniq SD-1 ( Ensoniq -американская фир- ма, SD-1 - синтезатор, 4 года назад счи- тался в России самым крутым инструментом, сейчас его можно купить за $1000- $1400). Наслушавшись росказней писюшника про воз- можности и звуки на PC , купил себе IBM , поставил набор Monterey ,чтобы работать с сэмплерными звуками, взятыми с CD-ROM, приобрел "золотой CD-диск" с "крутыми" секвенсерными программами, в качестве MIDI клавиатуры подключил Ensoniq .Пос- ле шести месяцев траханья с софтом и хар- дом, ползанья мышкой по экрану в поисках какой-то кнопки или функции, он решил из- бавиться от этого безобразия, причем из- за падения цен на PC за это время он по- терял около $600. Я ему помогал разби- раться с программами, а заодно и сам ос- воил эту "технику". Могу сказать, что из всей музыкально-компьютерной аппаратуры, на какой мне доводилось работать за пос- ледние 9 лет,секвенсер PC оказался самым неудобным, возможно, из-за того, что он линейный. Это то же самое, если бы в PRO TRACKER 'е был бы один (!) паттерн, но "резиновый", и ни каких сонгов! На запись любого музыкального произведения на PC , с применением музыкальной клавиатуры, времени уходит примерно в 4 раза больше, чем на Ensoniq 'е (года два назад, я за две недели на Ensoniq 'е, заложил 14 пе- сен, с придумыванием мелодий,аранжировок, с выбором инструментов. Все это сопровож- далось изучением возможностей самого ап- парата, неоднократным изменением записан- ного, записью музыки и вокала на магнито- фон).А одна из "крутых" секвенсерных про- грамм (в режиме записи), при быстром про- игрывании каденции на SD , более половины нот "проглотила", хотя в SD все ноты про- звучали и это притом, что в Ensoniq 'е CPU 16-ти битный 68000,а в IBM был 32- х битный 80486 DX2-66. Процессор PC 'шки в 4,7 раза быстрее 68000, но в паре с "крутым" софтом нихрена не успевает, при этом скорость передачи MIDI - сообщений всего лишь 31250 бит/с или чуть более 3-х (!) кбайт в секунду. Клавиатура Ensoniq 'а имеет полифо- нический эффект послекасания ( after- touch). Это позволяет выборочно придавать вибрацию или изменять громкость или ка- кой - то другой параметр для конкретных нот, которые играются, в зависимости от того, как нажимаются соответствующие кла- виши. На сколько мне известно ни в одной звуковой карте такого эффекта нет. Основ- ные характеристики SD : секвенсер - 24 трека, при выключении питания секвенсер сохраняет данные в статическом ОЗУ , по- этому при включении питания можно сразу приступать к работе, не загружая данные с диска ; полифония - 32 голоса ; 27 встро- енных 24-х битных динамических эффекта (некоторые из них сложные - до 4-х эффек- тов в одном: дисторшн+резонансный фильтр+ хорус+реверберация; любой звук можно вк- линить в любую часть такого эффекта); 180 тембров, из них полтора десятка расширен- ных наборов ударных инструментов, органи- зованы в 3 банка - 2 ROM ,1 RAM по 60 в каждом, загрузка в RAM с диска - 10 се- кунд. Все звуки базируются на 168 формах огибающей, охватывающих все возможные группы инструментов: акустический, элект- рический, цифровой синтез и аналоговые звуки. Любой тембр может состоять из шес- ти голосов одновременно, любой голос мо- жет быть скорректирован или сделан абсо- лютно новый: огибающая - атака, спад,под- держка, затухание; управляемый фильтр; вибратто; портаменто и т.д. Заметьте, звук создается в реальном времени, а не проигрываются семплы! Немного слов о секвенсере Ensoniq ' а. Такой гибкой организации секвенсера я еще нигде не встречал. Одновременно можно организовать 60 секвенций (паттернов) и / или сонгов, в секвенциях - любое количес- тво тактов (можно записать всю песню).На- пример, вы создали 10 секвенций : 1-я вс- тупление,2-я куплет, 3-я припев,4-я соль- ник и т.д., и из них скомпоновали 50 (!) вариантов одной песни. Или 50 секвенций и 10 абсолютно разных сонгов, и это при мг- новенном доступе к любой секвенции и сон- гу, без загрузки с диска. Что касается звука Monterey , то он с трудом конкурирует с Ensoniq 'ом и это при том, что SD сделан в 90-ом году, а Monterey в 94-ом.Динамика звука в картах реализована как-то однобоко - при измене- нии громкости звука меняется только амп- литуда, а спектр частот остается прежним. К примеру, если ударить по одной и той-же клавише на настоящем акустическом форте- пиано, но с разной силой, то разница в спектральном составе между этими звуками будет просто огромной! Кроме этого,спектр меняется при нажатии разных по высоте нот. В Ensoniq 'е звук начинает формиро- ваться мз волновых форм, только после по- лучения информации о громкости от секвен- сера или нажатой клавиши, это позволяет получать очень динамичные звуки, звучание инструментов поражает естественностью. Можно задать такие параметры для инстру- мента, что при увеличении высоты ноты, скажем, скрипки, она может плавно перехо- дить в гитару или другой инструмент. Небольшое отступление. Ко мне как-то зашел любитель писюковой музыки ( на его PC стоит звуковая карта Tropez ,она чуть послабее чем Tahiti ),и я решил ему по- казать как может играть мой комп. К Пен- тагону у меня приделан небольшой прибам- бас: 8-ми битные ЦАПЫ , имитирующие не- большую часть внутренней схемы AY 'шки. Загрузил переделанный под него Instrument V2.01 и завел Hitsquad , где звучит электрогитара с эффектом дисторшн. Вы бы видели его изумленное лицо! Оказывается на его "крутом", 250-баксовом Tropez 'е такого звучания добиться нельзя (внутрен- ние возможности карты), хотя в списке GENERAL MIDI электрогитара с дисторшином числится. Конечно, если загрузить внешний сэмпл, то такой звук можно получить, но факт - налицо! Однажды я был у него дома, он поставил мне MIDI файл DEEP PURPLE , без загрузки внешних сэмплов, слышали бы вы как это звучит - ухохочешся! :) Про- должим... Если вычесть из цены Ensoniq 'а стоимость корпуса (с блоком питания, дис- ководом и т.д.) - $200 и клавиатуры - $600, то чисто "мозги" будут стоить $400- $600,что сопоставимо с ценой набора Mon- terey - $500. У Ensoniq SD-1 есть один небольшой недостаток - он несовместим с General MIDI по соответствию номеров программ - звукам (в 90-ом году стандар- та General MIDI еще не существовало). В следующей модели Ensoniq 'а - TS-10 этот недостаток устранен. Компьютеры IBM PC не используют даже звезды шоу-бизнеса. К примеру, в со- здании альбома Майкла Джексона "HISTO- RY" принимало участие более 20 музыкан- тов-клавишников, а также множество специ- алистов: 17 программистов синтезаторов, 6 "дополнительных" программистов синтезато- ров, 5 программистов звуковых эффектов, 4 программиста ударных, 3 программиста син- тезированного баса, 2 программиста Syn- clavier 'а, 1 программист органа и один программист компьютеров (каких - не уточ- няется).А вот,что говорит один из специа- листов, принимавших участие: " ...я вошел в помещение и увидел не менее 80 синтеза- торов!...иногда, они использовали MIDI Time Code для компьютера Macintosh , иногда SMPTE - синхронизатор Garfield Master Beat ...единственная вещь, которую мы никогда, думаю, не использовали, - это секвенсер на базе IBM - совместимого PC ." Исходя из выше сказанного, получает- ся, что покупать PC для использования в качестве синтезатора, секвенсера, вряд ли целесообразно. Если вы чувствуете в себе гения от музыки - купите синтезатор клас- са Music Workstation ,вы сэкономите кучу времени и нервов. Шибко умные, в выше изложенном могли прочитать между букв скрытое сообщение, для остальных - ждите выхода следующего номера журнала ADVENTURER . Со звуком пока все, теперь немного мыслей на счет будущего. Из всех разраба- тываемых сейчас проектов, мне больше все- го по душе Sprinter-97 , и хотя в нем Z80 14Мгц не лучше ли сразу перейти на 32-х битный процессор - Z80000 или Z380 , или предусмотреть его установку в даль- нейшем для особо жадных до скорости. В Екатеринбурге же понесло на сближение с PC , а это для Спектрума - крах! Питерс- кий TRANSFORMER - ничего нового в графи- ке. А IS-DOS - это палка в колеса,даже не палка - бревно, причем из железобетона. А вы знаете, что 32-х битный 80386 внутренней архитектуре имеет возмож- ностей раза в два меньше, чем 16-и битный Z8000? Интересно,с каким же INTEL 'овским процессором тогда может тягаться Z380? :) Тот, кто думает, что проблем у Спе- ктрума нет и не стоит говорить на эту тему, подобен тому страусу, который пря- чет свою голову в песок в надежде, что таким образом, он сможет уйти от проблем, и избежать суровой действительности. По- ложение, в котором мы все оказались, само по себе никогда не улучшится. Платформа распылена по десятку компьютеров, которые между собой частично не совместимы. Исте- рию по поводу краха нагнетают, скорее всего Амижники , у которых тусовка очень маленькая, и им нужны юзеры, чтобы не бы- ло скучно в "одиночестве". И большинство кодеров из "ушедших", до сих пор творят на Спектруме , так как их "творчество" вне Спектрума никому не нужно - и без них тесно. На сегодняшний день, на игровом рын- ке среди компьютеров и игровых приставок, Спектрум имеет (по количеству владель- цев) очень незавидное положение (хотя у Амижников дела обстоят еще хуже - по слухам - в 4 раза). А ведь каких-то 5 лет назад он доминировал над всеми остальны- ми, с отношением более чем 100:1. Никто, никогда не задумывался, что же случилось? И почему столько юзеров и кодеров мы по- теряли? Сегодня платформа держится почти на одном голом энтузиазме, половина коде- ров, точнее ее "элита", одной ногой стоит на других платфорах ( с одной стороны для производства софта это не плохо, хотя с другой появляется соблазн забить на Спек- ки ). А перед остальными юзерами встает вопрос: - "Что делать???" Есть два пути развития данной ситуации: 1. Оставаясь на Пентагоне , в течении NN лет большинство народа дружною толпою сваливает кто куда, остаются одни фанаты, Спектрум , как платформа исчезает, стано- вясь виртуальной машиной. :-( 2. Все переходим на нечто более совер- шенное. :-) Я думаю, что 2-ой вариант, для боль- шинства будет более предпочтителен. Но тут тоже две дороги: более навороченная версия Scorpion 'а и Sprinter-97 . Из всех существующих сейчас моделей, они имеют больше шансов на выживание. Куда двинем? Перед тем как решить "куда-же?", для начала немного вспомним Историю. Первой подложила нам свинью в 9? го- ду фирма "Stееpler" ,выкинув на рынок иг- ровую приставку "Dendy" и сопроводив мощ- ной рекламной кампанией. Тогда Спектрум и "Dendy" стояли на полках в магазинах рядом. Потенциальный покупатель видя, что использование последнего не требует наличия в голове даже одной извилины,про- голосовал рублем в пользу этой "бестол- ковщины".Не последнюю роль здесь сыграла цена - разница более чем в 2 раза в поль- зу "Dendy" ,но самое главное,что картин- ка была на весь экран, а это скорее всего и было определяющим в выборе. Спектрум в отличии от "Dendy" , не имел кодера сиг- нала PAL и модулятора, а ведь в это вре- мя народ активно обзаводился телевизорами типа "FUNAI" ,подключение по RGB к кото- рым весьма проблематично, так как многие из них не имели разъема SCART . На то,что картридж имеет огромную стоимость, никто не обращал внимания. Для сведенья: в фир- менной "Dendy" используются два 8-ми битных процессора фирмы "Motorola" - 6838 и 6827, 1-ый -это разновидность 6800 процессора, 2-ой -это графический процес- сор, он обслуживает 2 кБайта видео ОЗУ и кодирует сигнал PAL . Второй стала "SEGA" . Ее приставоч- ка "SEGA MEGA DRIVE" уже 16-ти битная, и как следствие,у нее более крутая графика. Сегодня стоимость ее и Спектрума при- мерно одинакова. Для Спектрума это два самых глав- ных противника, в борьбе за юзера. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для повышения вероятности выживания платформы, компьютер должен иметь харак- теристики выше,чем у названных приставок. Для этого необходимо иметь: 1. Максимально возможное разрешение. 2. Возможность вывода информации на весь экран, то есть за пределы PAPER - на BORDER . 3. "Изюминку" при работе с графикой - чтобы опередить 16-ти битную Сегу . Все это имеет Sprinter . Scorpion же является, по сути, половинчатым реше- нием. Однажды скорпионщик осознает, что ему тесно на его машине, и что тогда? У- ходим на PC ? Кое - кто пишет, что у Sprinter 'а высокая стоимость, и за такие деньги можно купить Амигу 600 , но эта модель имеет положение, какое у нас зани- мает Spectrum-48 - почти аутсайдер. А мнение, что лучше и дешевле будет дорабо- тать компьютер до Scorpion 'а - весьма спорно. Может это как раз тот случай,ког- да "скупой платит дважды"? Scorpion мне напоминает топтание "вокруг да около". Для "любителей" PC и Амига: ма- лоизвестная фирма "Exponential" выпус- тила на рынок клон процессора Power PC , называется это чудо техники "Power PC x704" , имеет тактовую частоту 533 Мгц. Сейчас идет работа над следующим "чудом" с частотой около 1 Ггц. В районе 2-х Ггц, для кремния, наступит предел быстродейст- вия. Уже сегодня все процессоры изготав- ливаются по смешанной технологии ТТЛ + КМОП , дальнейшее повышение частоты воз- можно только при переходе на ЭСЛ , на основе арсенид-галия. А это означает рез- кое повышение стоимости процессоров почти на порядок, арсенид - это вам не кремний, который "лежит под ногами". Вероятность такого перехода мала. Доселе существующее положение, когда преимущество имеет тот комп, у которого частота выше - исчезнет. В выигрыше окажется тот, у кого круче ар- хитектура компьютера и внутренний код процессора. Это место может свободно за- нять (в будущем) один из потомков Sprin- ter 'а, если не сидеть "сложа руки". Еще А.И.Суворов говорил: "надо брать не чис- лом, а умением" . Первый писюк в 1979 го- ду был хуже, чем Spectrum-48 , а сейчас он берет числом... Вы не забыли, что Zilog - вершина 8-ми битных?!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября