200
#W
01 января 1995 |
|
Барометр - Стоящие на стенах Вавилона.
Барометр
Сергей БЕРЕЖНОЙ
СТОЯЩИЕ НА СТЕНАХ ВАВИЛОНА
Андрей ЛАЗАРЧУК. Солдаты Вавилона: Роман / "День и ночь".-
1994.- ##1-3.
ПОДСТУПЫ: СОНЕТ
Поначалу кажется просто невозможным выбрать слово, на которое
должно опереться в разговоре об этом романе.
Второе прочтение подарило мне понимание того, о чем следует
писать в связи с "Солдатами Вавилона". Определилось пространст-
во. Оставалось найти точку опоры - слово.
И только прочитав роман в третий раз, я нашел слово,с которо-
го следовало начать. Смешно, но с этим словом я не был оригина-
лен. "В начале было Слово, и Слово было - Бог..."
Итак...
Лазарчук написал концентрированно философский роман. С трес-
ком рвутся, не выдерживая темпа повествования, или появляются
ниоткуда сюжетные линии, умирают и оживают герои, возводятся и
рушатся концепции, страшно и кроваво пересекаются пространства и
миры...Читатель стремительно погружается в пучины даже не извра-
щенной - какой-то иной логики. Логики плывущих аксиом. Логики
хаоса.
И вдруг читатель замечает, что все эти обрезки литературы на-
чинают сплетаться в какую-то картину - размытую, мозаичную,полу-
разрушенную, искалеченную, уродливую,- но определенно цельную.
Следующий шаг, которого требует от читателя этот роман - най-
ти его, романа, "точку сборки". Сложность заключается в том, что
точку эту следует сознательно искать, более того - я совсем не
уверен, что ее найдет каждый, кто за этот труд возьмется. Можно
считать, что мне повезло: философская концепция, удобно располо-
жившаяся в "точке сборки" романа, давно привлекала мое внимание,
и, встретив знакомые понятия, я сопоставил их с тем,что знал - в
том числе, и о работах Лазарчука.
И все вдруг встало на свое место. И оказалось,что форма рома-
на идеально соответствует его содержанию, и форма эта не усту-
пает изяществом классическому сонету.
Теза. Антитеза. Синтез.
ТЕЗА: КОДОНЫ
Никуда не деться от введения нетрадиционной для классического
литературоведения терминологии - терминов теории информации.
Человеческий мозг - достаточно мощный (самый мощный из извес-
тных нам) инструмент обработки информации. Отвлечемся от мате-
риальной сущности мозга, представим его в виде абстрактной моде-
ли:пассивная информация (память) - активная информация (способы
обработки пассивной информации). Назовем эту замкнутую информа-
ционную модель сознанием.
Для того, чтобы "разомкнуть" эту модель, добавим еще две сос-
тавляющие: входной информационный пакет, поступающий в сознание
извне и предназначенный для обработки сознанием, и выходной ин-
формационный пакет - результат работы сознания, обращенный вовне
этого сознания.
В рамках этой абстрактной схемы разница между мозгом человека
и процессором компьютера чисто количественная.Поэтому вполне ло-
гично предположить,что с накоплением ресурса памяти и возможнос-
тей обработки информации, техногенное сознание способно создать
собственные способы воздействия на внешний мир - куда включают-
ся, с точки зрения этого техногенного сознания, и сознания чело-
веческие.
Так появляются кодоны - техногенные информпакеты, которые
внедряются в сознание человека и перехватывают у него предвари-
тельную обработку входной информации. И человек начинает видеть,
слышать, ощущать то, чего нет...
"...Где прямой свет ложился на пол, ковер был чист,но по сто-
ронам от светлой полосы копошилось что-то темное,по колено и вы-
ше, похожее на плотную пену, и вдруг там, под пеной, что-то дер-
нулось, пена прорвалась, на миг показалась костяная рука, судо-
рожна сжалась и исчезла; и снова звук, будто рывком проволокли
плотную тяжесть. Левее, у стены, стояла кроватка Сида, и в кро-
ватке копошилась эта же пена, а за кроваткой Ника увидела будто
бы наклонившегося вперед человека, нет, не человека - что-то ок-
руглое, плотное, сжатое,похожее на боксерскую перчатку в челове-
ческий рост, и в следующий миг то, что было там, распрямилось, и
Ника поняла, что оно на нее смотрит... То, что там стояло,с тош-
нотворным чмоканьем выдвинулось из-за кроватки и вдруг раскры-
лось, именно как перчатка, и из него выпал,тут же исчезнув в пе-
не, крошечный скелетик..."
Видения, неотличимые от реальности, опрокидывающие и насилую-
щие сознание...Как легко парализовать сознание человека - доста-
точно вывести то,что он видит и слышит за пределы понимания (то
есть,за пределы возможностей корректной обработки внешней инфор-
мации)...
Это первая посылка. Взаимоотношения человека с миром жестко
завязаны на информационный обмен между ними - человеком и миром.
Стоит блокировать этот обмен, и человек исчезнет для мира, а мир
- для человека.
Нет, не совсем верно... Для человека исчезнет мир, в котором
он жил раньше. Но на место исчезнувшего мира придет новый, кото-
рый будет существовать только в сознании этого человека - но бу-
дет по-прежнему дан ему во всех мыслимых ощущениях, и, следова-
тельно, - будет для него безупречно реален...
Но если вброшенным в новую реальность оказывается не одно со-
знание, но несколько? Но если - все люди видят тот же кошмар,что
и ты? Что тогда можно назвать реальностью? А если правы те, кто
видит ближайшую перспективу в формировании Надсознания - ре-
зультата объединения отдельных человеческих сознаний,- и отсече-
ние информканалов пошло именно на уровне Надсознания?..
Но само Надсознание есть ни что иное, как результат объедине-
ния накопленных человечеством ресурсов памяти и способностей об-
работки информации. И, по аналогии, само Надсознание способно на
формирование тех же кодонов - но уже антропогенных. И что есть
антропогенный кодон, как не попытка сотворения нового мира? И не
Богом ли этого нового мира будет сотворившее его Надсознание?
АНТИТЕЗА: ЭРМЕРЫ
Человеческая этика противится насилию над сознанием. Порабо-
щенное сознание должно быть освобождено, кодон должен быть убит,
изгнан, человека необходимо вернуть в реальный мир - то есть, в
тот мир, который считает реальным эрмер - экзорцист, изгоняющий
из сознания кодона-демона...
Эрмер не осознает, что он просто перебрасывает сознание чело-
века из одной иллюзии в другую, меняет на входном информканале
один фильтр на другой - и, возможно, не менее грязный... Да и
есть ли вообще "чистый" фильтр? А уж если представить, что может
пойти по входному информканалу, если фильтра не будет совсем...
Впрочем, принципиальной разницы нет: хоть фильтрованная информа-
ция, хоть не фильтрованная, нулевой фильтр - тоже фильтр,отрица-
тельный результат - тоже результат...
Для того, чтобы изгнать дьявола, человек должен изучить его.
Но, изучая врага, неизбежно начинаешь его понимать. Перед эрме-
ром выстраивается вся цепочка: Сознание - Надсознание - Бог,тво-
рящий Новый мир... Бог, а не дьявол.
Но кто бы это ни был, он сотворил мир, горящий в огне катас-
троф. Собственно, само существование мира - это и есть растяну-
тая на миллионы лет катастрофа.Что такое Вселенная? Взрыв - кол-
лапс, взрыв - коллапс... Что такое жизнь человеческая? Взрыв -
коллапс... Один апокалипсис наслаивается на другой, как масло на
ломоть хлеба, и иного человеку - и миру - просто не дано. В ка-
ком бы мире ты не существовал,и какими бы ты не тешился иллюзия-
ми...
Так кто же ты, эрмер-спасатель,возвращающий души из ада иллю-
зий в не менее иллюзорный рай? Может, ты убийца миров, которые
лучше того, что привычен тебе? Может, ты ученый, больше других
знающий о том, как рождаются иллюзорные миры? Может,ты странник,
блуждающий по этим мирам в поисках того самого, единственного...
А может, ты противоборствуешь юному Богу, который творит новый
мир?.. А может, ты - слуга и творец Апокалипсиса, как бы этот
Апокалипсис не назывался: Столкновение Миров, Второе Пришествие,
Великая Революция, Афганистан...
Как бы то ни было, какие бы катастрофы не обрушивались на че-
ловека, главным для него остается "нравственный закон", со-
циальная этика, собственный Бог каждого из нас. Каждый выбирает
ее для себя сам, и, единожды избрав, да не впадет в ересь. Один
из героев романа сочиняет гениальный апокриф о солдатах Вавило-
на. После того,как Господь "смешал языки" строителей Вавилонской
Башни, к стенам города подступили враги. И, несмотря на то, что
солдаты не понимали командиров, город выстоял,ибо каждый его за-
щитник знал свое место на стене и свою "боевую задачу"...
Не понимая друг друга,они остались верны каждый своему Богу -
и спасены были.
СИНТЕЗ: IN NOMINE...
Они равновелики в этом романе: боги и люди, миры и мифы. Они
одинаково значимы. Потому что все они составляют единую цепочку.
Ту самую: Сознание - Надсознание - Бог - и Мир, в котором неиз-
бежно появляется свое Сознание,- и все начинается с начала. От
Отца к Сыну, от Сына - к Духу,- ничто не ново под этим небом.
И не только под этим...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: БОГИ ПРОТИВ ЭТИКИ
Теперь несколько слов о том, почему, собственно,я назвал этот
роман концентрированно философским.
По моему глубочайшему убеждению, Лазарчук построил роман на
единственной, но всеобъемлющей идее - проблеме невзаимодействия
человеческой этики с законами, управляющими мирозданием. Законы
эти Лазарчук сводит к глобальному философскому принципу равноз-
начности материи и сознания, заменяя этим постулатом ортодок-
сальные попытки решения основного вопроса классической филосо-
фии. Такой ход дает ему возможность совершенно по-новому взгля-
нуть на роль информации в структуре мироздания: даже бог,с точки
зрения автора, суть информационный пакет, порожденный обобщенным
сознанием человечества. Такой бог практически несоотносим с сов-
ременным пониманием этики, что и порождает конфликт между ним и
человеком,для которого этика является одной из основ социального
существования.
Роман, видимо, намеренно усложнен автором. Далеко не каждый
читатель прорвется через безумную смесь сюжетных,метафорических,
мировоззренческих, апокрифических фрагментов,через кровавые сре-
зы множества реальностей, через пересекающиеся параллели судеб
героев... Роман далеко не демократичен. Но Лазарчук, как мне ка-
жется, заслужил, чтобы у него был свой собственный читатель,дос-
таточно терпеливый, чтобы не раз и не два возвращаться к "Солда-
там Вавилона"... Сергей БЕРЕЖНОЙ
КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ:
Фантастика "Уральского следопыта"
А.ГРОМОВ. Наработка на отказ: Повесть / "УС", 1993, ##2-4.
С.ДРУГАЛЬ. Чужие обычаи: Рассказ / "УС", 1993, #9.
А.ЗАКИРОВ. Лабиринт: Рассказ / "УС", 1993, #7.
А.ИВАНОВ. Корабли и Галактика: Повесть / "УС", 1993, ##10-11/12.
В.КАЛИНИНА. Планета-Мечта: Повесть / "УС", 1993, ##2-3.
А.ЛАЗАРЧУК. Мумия: Рассказ / "УС", 1993, #7.
М.НЕМЧЕНКО. Родительский день: Рассказ / "УС", 1993, #7.
Г.ПРАШКЕВИЧ. Спор с Дьяволом (Шпион против алхимиков - II): По-
весть / "УС", 1993, ##1-2.
Г.ПРАШКЕВИЧ. Приговоренный (Шпион против алхимиков - III): По-
весть / "УС", 1994, ##1-2.
В.ФИРСОВ. Сказание о Четвертой Луне: Повесть / "УС", 1993,##8-9.
В.ЩЕПЕТНЕВ. Тот, кто не спит: Повесть / "УС", 1993, #4.
В 1994 году закончилась эпоха Бугрова. В следующем году фан-
тастика "Следопыта" будет плакать и смеяться другим голосом.Но в
девяносто третьем и девяносто четвертом годах этот голос еще
звучал... Когда громко, когда приглушенно - но звучал...
И 1993, и 1994 год журнал начал с повести из "шпионского" ци-
кла Геннадия Прашкевича. "Спор с Дьяволом" можно читать не без
определенного удовольствия - во всяком случае, мне так показа-
лось: динамично, детективно,плюс литературная тайна,- и открытая
концовка повести позволяла предположить, что дальше будет не ме-
нее интересно. Представьте: герой узнает о таинственной цепочке
убийств и самоубийств видных деятелей науки и культуры мирового
масштаба. Есть основания предполагать,что следующей жертвой ста-
нет престарелый писатель Биллингер (без пяти минут нобелевский
лауреат),уединенно живущий на своей даче. У старика работает са-
довник, которого находят мертвым. Герой занимает место покойного
садовника - само собой, не ради цветочков и персиков,а для того,
чтобы оборонить старика-писателя от таинственной угрозы - и, ми-
моделом, выяснить, что такое лежит у деда в сейфе. В сейфе обна-
руживается новый роман.Герой начинает его переснимать и просмат-
ривать, но успевает сделать то и другое едва до середины. Приез-
жает литагент Биллингера,по глупости залезает в сейф без миноис-
кателя, нарывается на добрый заряд пластиковой взрывчатки,остав-
ленный неизвестными доброжелателями, и...
Кто подложил взрывчатку? Погибла ли рукопись романа? Чем этот
роман заканчивается - и почему? Кому мог помешать старый затвор-
ник Биллингер? Вот над чем размышляет главный герой, ломая хреб-
ты случайно подвернувшимся налетчикам. Ответ ему подбрасывает
один из его боссов: это-де алхимики - секретная мировая мафия,
которая слишком по-своему любит человечество. Босс приказывает
герою всячески мешать алхимикам проявлять свою любовь. Чем герой
и руководствуется в следующей серии.
Следующая серия, появившася через год,носила название "Приго-
воренный" и была совершенно беззубой. Как что-то хотя бы мини-
мально самодостаточное она не смотрелась совершенно. Скорее, от-
дельная глава из романа. Шпион попадает в переделку, ему долго и
красочно расписывают, как крепко он влип, но он не унывает и в
два счета выдирается из капкана.В развитие предшествующего сюже-
та,алхимики ухлопали-таки Биллингера (прямо по телефону). Исчез-
нувшая рукопись пока не всплыла. Один из боссов оказался тварью,
не заслуживающей доверия. Все.
"Спор с Дьяволом", по крайней мере, был расцвечен какой-ника-
кой культурной подкладкой (Биллингер обожает рассуждать о Сэлли-
нджере,Артуре Кларке и Говарде Фасте - как вам такая компашка?).
В "Приговоренном", напротив,мировая культура проглядывает только
в регулярных тоскливых воплях героя о том, как его мучает со-
весть за некогда погубленную душу коллеги (Раскольников мучился
более самоуглубленно - у него этот процесс занимал все ресурсы
организма, на стрельбу и погони его уже не хватало).
Так что, к сожалению рецензента, он вынужден отказаться от
выставления "шпионским" повестям Прашкевича определенной оценки.
Рецензент будет ждать возможности охватить взором всю эпопею в
целом. Как это сделало мудрое жюри, вознаградившее серию "Аэли-
той-94". А пока - увы.
Год 1993 продолжился повестью Валентины Калининой "Плане-
та-Мечта". После прочтения повести хочется называть автора Вале-
чкой и ласково повторять: "Ну, маленькая, ну,не плачь; и не пиши
больше о таких плохих дядях:видишь - сама себя напугала..." Нет,
в общем, в повести можно даже найти (при наличии особо острого
стремления) рациональное зерно.Можно даже рассмотреть его - хошь
в лупу, хошь в мелкоскоп. Рассмотреть и пожалеть: ну не сможет
никакое мало-мальски рациональное зерно вырасти на такой эстети-
ческой почве.
"Планета-Мечта" - это, граждане,социальная фантастика. Где-то
в чем-то. Наблюдается что-то социально движущееся. Освободи-
тельные движения наблюдаются, подспудные и над. Замятинщина при-
сутствует (Горничная-1, Лакей-3 - чувствуете, какие редкие про-
фессии у тамошних нумеров?). Оруэлловщина наличествует. Олдосов-
щина-Хакслиевщина. Но больше всего бросается в глаза фон, на ко-
тором все это малоудобно разложено. Фон, конечно, знатный - шпа-
ги, бластеры, короли, зеки, черти, блаародство, производство и
асисяй-любовь. И именно в тех интонациях, что я употребил.
Я поражен. "Следопыт", конечно, подростковый журнал, но и в
подростковости меру неплохо бы знать... хотя бы для того, чтобы
не давать повода для издевательств.
И, по крайней мере, хотя бы не ставить контрастные по литера-
турному уровню произведения рядом. В следующем (четвертом) номе-
ре напечатана более чем профессионально сделанная повесть Васи-
лия Щепетнева "Тот, кто не спит": спокойный такой и очень
культурный триллер на советском материале. Кстати, одна из двух
публикаций "Следопыта", выдвигавшаяся на "Бронзовую улитку" и
"Интерпресскон". Рядом с этой повестью творение Калининой произ-
водит еще более угнетающее впечатление, нежели само по себе.
Итак, "Тот,кто не спит". Голый сюжет от первого лица. Стреми-
тельный поток сознания. Перестрелки, погони, взрывы, рукопашные
бои. Сначала все это существует как бы само по себе - взаимосвя-
зано, но как бы вне определенного контекста. Но, мало-помалу,
этот контекст проявляется, подвсплывает к поверхности, поближе к
читательскому восприятию - ненавязчиво, как бы даже неохотно...
Достаточно затасканный сюжет об очередном социальном эксперимен-
те КГБ (а что было бы, если бы наиболее выносливая часть совет-
ского народа пережила ядерную бомбардировку?) вдруг приобретает
свежесть - и, пожалуй, только из-за формы, в которой он отлит.
Щепетневу поразительно хорошо удалось сбалансировать повесть -
сильно рекомендую!
В следующем номере (сдвоенном 5/6) редакция порадовала нас
большим рассказом Джина Вульфа "Пятая голова Цербера" - прекрас-
ная новелла и весьма приличный перевод.
Далее последовала подборка рассказов отечественных авторов.
"Родительский день" Михаила Немченко - излишне патетическая за-
рисовка о том,как нужно чтить свои корни. Видимо,автор полагает,
что от напоминания эта мысль станет менее банальной. "Мумия"
Андрея Лазарчука в комментариях не нуждается - премии "Бронзовая
улитка" и "Интерпресскон" достаточно весомы и каждая в отдельно-
сти, а уж вместе... И, наконец, "Лабиринт" Абдулхака Закирова -
превосходный, на мой взгляд,философский рассказ на темы древнег-
реческой мифологии. Досадно,что рассказ этот не номинировался на
"Бронзовую улитку" - его присутствие в номинационном списке пош-
ло бы списку явно на пользу. Возможно, имеет смысл провести его
по номинациям 1995 года.
В номерах 8 и 9 "Следопыт" напечатал еще одну повесть покой-
ного Владимира Фирсова - "Сказание о Четвертой Луне". Честно го-
воря,я до сих пор не могу поверить,что она написана в 1969 году.
Повесть невероятно современна даже сейчас, когда тоталитаризм
уже забит демократическими сапогами до тяжелой икоты - а выйди
эта повесть в 1987-м, скажем, стоять бы ей наравне с
"Невозвращенцем"... впрочем, я, кажется, снова себя обманываю -
фантастика все-таки...
Параллельная реальность. Автоматы и мечи. Империя,владыка ко-
торой бессмертен до тех пор, пока каждый день выпивает жизнь из
одного из своих подданных.Ежедневные казни - decapito - переста-
ли быть зрелищем даже для обывателей.Отрубленные головы бережно,
как книги в библиотеке, хранятся на полках в специальном отделе-
нии дворца...
Повествование ведется от лица одной из таких голов,возвращен-
ной к жизни на чужом теле.
Жажда мести, заговор, революция...
Наконец-то (сколько лет прошло со времени публикации повести
"Срубить крест"!) мы видим, как этот автор мог писать... Остает-
ся только гадать, сколько шедевров осталось им не написанными
из-за того, что они все равно не были бы востребованы - своим
временем...
По контрасту с повестью Фирсова, рассказ Сергея Другаля "Чу-
жие обычаи" - космическая НФ, написанная в виртуозном другалев-
ском стиле. Команда первооткрывателей высаживается на свеженькую
планету и принимается устанавливать взаимопонимание с местным
первобытным населением. Судя по тому, как ребята это делают, ме-
тодология процедуры контакта на Земле еще не разработана.Контак-
теры просто развлекаются - и заодно развлекают читателя.Один ге-
рой, установив несоответствие обычаев планеты общечеловеческим
нормам, начинает активную прогрессорскую деятельность, за что и
получает. Другой, установив то же самое, принимает чужие обычаи
как данность и успешно (до полной потери гуманистической идеоло-
гии) вливается в первобытно-племенной коллектив. Резюме: в чужой
монастырь со своим уставом не суйся. Пожалуй, редко какой рас-
сказ я читал с большим удовольствием.
Помня, что время не стоит на месте - и авторы иногда тоже,- я
постарался забыть о разочаровании от "Охоты на Большую Медведи-
цу", первой повести Алексея Иванова, и приступил к его новому
программному произведению, которое называется "Корабли и Галак-
тика". И сразу же обрадовался - мне показалось,что у автора поя-
вилось чувство юмора. Ну что еще я мог подумать, если с первых
строк стало ясно, что я читаю классическую по форме космическую
оперу,нарочито патетическую и выспренную,да еще и с великолепны-
ми пародийными эпизодами - одно описание космической крепости с
подъемным мостом, контрфорсами и краснокирпичными заплатами чего
стоит! В общем, читаю,радуюсь и думаю,что все хорошо,только надо
было автору для еще большего юмору тупо писать вообще все сущес-
твительные с заглавной буквы - не только Корабли, Люди и Космос,
а еще и, скажем, Пульт,Антенна и Сопло. И вдруг замечаю - что-то
не так. Кажется, автор все эти пародийные прелести использует
как антураж для серьезной космической оперы - насколько космиче-
ская опера вообще может быть серьезной. То есть, это у Алексея
Иванова эстетика такая - то,что я однозначно воспринимаю как хо-
хму, он не менее однозначно воспринимает как изыск. Вот ведь ка-
кая разница восприятий... И теперь меня мучает и гложет вопрос:
это у меня восприятие такое уродское - или господин автор не в
состоянии адекватно подобрать инструментарий для создания своих
произведений? Впрочем, повторяю, читается все это забавно и даже
может сильно понравится младшим школьницам.
И закончить обзор я хочу упоминанием о повести москвича Алек-
сандра Громова "Наработка на отказ". Громов написал сильную и
динамичную вещь о Человечестве, которое обречено бесконечно пов-
торять свои ошибки,главная из которых - пренебрежение этичностью
средств, используемых для достижения поставленной цели. Это кос-
мическая фантастика - действие разворачивается на другой плане-
те, которую колонизируют сразу несколько держав. Каждая делает
это по-своему, но основное внимание автор обращает на одно посе-
ление,давно ставшее самодостаточным социумом. Социум этот быстро
ассимилирует новичков (тем самым сводя почти на нет влияние ма-
теринского социума) и семимильными шагами движется от относите-
льной свободы к неприкрытому тоталитаризму.
В "Наработке на отказ" есть почти все,что я хотел бы видеть в
добротно сделанном произведении массовой коммерческой (что не
значит дурной) НФ - герой с ясно различимым характером,изобрета-
тельно написанный антураж, загадка. Несколько подкачал сюжет -
автору, кажется,не хватает пока дыхания на такие длинные дистан-
ции и он никак не может выдержать ритм. Впрочем, это могут быть
издержки технические - "Следопыт" напечатал повесть (роман?) в
журнальном варианте... А в общем, могу только порадоваться,что в
нашей фантастике появился новый многообещающий автор.
И в 1993, и в 1994 годах "Уральский следопыт" приходил в
Санкт-Петербург судорожно.К декабрю здесь появился только четве-
ртый номер. Увы. Обзор останавливается на полпути...
Как жизнь Василий ВЛАДИМИРСКИЙ
Юрий БРАЙДЕР, Николай ЧАДОВИЧ. Избранные произведения. Том I. /
Нижний Новгород: "Флокс", 1994.- (Золотая полка фантастики).
Я люблю роман "Евангелие от Тимофея" и потому заранее прошу
простить меня за возможную пристрастность. На это есть свои при-
чины. Кому-нибудь может показаться, что мои оценки слишком
субъективны и эмоциональны, но... Простите.
Как известно, "Евангелие..." вместе с новым романом "Клинки
Максаров", первоначально напечатанном в значительно сокращенном
варианте в "Меге" #1 за 1994 год,составляют первую половину обе-
щанной тетралогии "Тропа". Стоит ли говорить,что вариант романа,
сокращенный в три раза за счет с кровью вырванных из текста кус-
ков, был весьма далек от совершенства. Однако мне кажется, что
"Евангелие...", в свое время почти обойденное вниманием критики,
заслуживает того, чтобы остановиться на нем отдельно.
"Евангелие от Тимофея" - очень умный и очень грустный роман.
Это роман-антиутопия, роман-гротеск,роман-притча. Притча о влас-
ти и о жизни, которая продолжается вопреки и несмотря на тупую
давящую силу этой власти. И если Лес в "Улитке на склоне" (вещи,
связь с которой в "Евангелии от Тимофея" прослеживается на уров-
не символов) является метафорой чужого и непонятного будущего,то
Вершень, Иззыбье и Бездна - достаточно прозрачная метафора нас-
тоящего, не менее таинственного и пугающего. И у Стругацких, и у
Брайдера и Чадовича власть как таковая - один из главных предме-
тов размышления. Уже в силу своей природы власть, как правило,
достается тому, для кого обладание ею служит достаточным вознаг-
раждением за любые издержки морального плана. Чем выше моральные
требования человека к себе, тем меньше шансов у него взобраться
на верхнюю ступеньку социальной лестницы. Так происходит в любом
обществе, не зависимо от того,чем регулируются отношения в нем -
Конституцией,Библейскими Заповедями или Письменами на полях ста-
рой поваренной книги. Так будет продолжаться до тех пор,пока бу-
дет существовать сама власть - или, по крайней мере, институты
власти.
Здесь таится и еще одно, принципиальное отличие "Улитки на
склоне" от "Евангелия от Тимофея": если взгляд Переца на полную
бытового абсурда жизнь Управления - это взгляд изнутри,то взгляд
Артема, главного героя дилогии, путешественника между мирами -
это взгляд стороннего наблюдателя, и среди кажущегося абсурда он
обнаруживает четкую систему, действующую с достаточно высокой
функциональностью, любое отступление от которой ведет к гло-
бальной катастрофе со сложно представимыми последствиями. Поэто-
му достигший вопреки всем социальным законам вершины власти
Артем еще более беспомощен, чем Перец, занявший место Директора
Управления. Любое изменение, независимо от его целей, ведет
только к худшему - и это замыкает нового "Тимофея" в заколдован-
ный круг.
И поэтому Артем уходит. Все поручения,которые дают ему стран-
ные существа, живущие во многих мирах одновременно, всего лишь
служат предлогом. На самом деле ступить на Тропу его заставляет
бессилие что-либо изменить.
Мир - или, вернее, миры - "Клинков максаров" в основном еще
менее гостеприимны,чем мир "Евангелия..." И если Вершень закали-
ла и изменила душу и разум Артема, то мир максаров проделал тоже
самое с его телом и волей - лишив тем самым последнего, что род-
нило его с тем человеком, который когда-то покинул Землю через
межпространственную щель. Впрочем, здесь авторы уже не замахива-
ются на глобальные проблемы философского или социального плана.
Главный вопрос "Клинков максаров" - вопрос о природе зла, но на
мой взгляд, сам образ абсолютного зла выполнен в этом романе не
совсем удачно. Социальные отношения в мире максаров на первый
взгляд прямо противоположны отношениям в "Евангелии..." Жесткая,
централизованная олигархическая власть там - и полная анархия,
где относительное затишье может существовать только благодаря
паритету сил воинственных, почти бессмертных максаров здесь. И
Артем, незванным вторгшийся в пределы страны максаров,оказывает-
ся именно той мелочью, которая разрушает это шаткое равновесие.
"Клинки максаров" четко доказывают, что склонность ко злу -
свойство не врожденное, а благоприобретенное. И даже максары по
рождению не чужды любви - а она, как это ни банально,сильнее не-
нависти и даже смерти. Зло в человеке, равно как и добро, всегда
индуцировано извне,но личности вне того и другого не существует.
Именно поэтому добро и зло неразделимы.
Путь Артема - не путь Воина, и поэтому он возвращается назад,
чтобы снова выйти на Дорогу, ведущему к Изначальному миру, через
миры и судьбы. Встретить самого себя на этой Тропе не проблема,
не говоря уж о друзьях, умерших многие годы назад.
Третье большое произведение сборника - "Стрелы Перуна с раз-
деляющимися боеголовками" прежде не публиковалось. Довольно мяг-
кая сатира на нынешнее положение дел в государстве,когда отдель-
ные субъекты в своем стремлении к автономии стремительно прибли-
жаются по размерам и населенности к городам-государствам Древней
Греции.Судьба Пряжкина,министра обороны Всея Роси и всех провин-
ций - судьба обыкновенного честного и в меру добросовестного ра-
ботника, маленького человека,попавшего в мясорубку Большой Поли-
тики. В общем-то говоря, именно этому и посвящен весь сборник
Брайдера и Чадовича - судьбам маленьких простых людей, против
своей воли втянутых в события глобального масштаба, людей, поло-
манных,пережеванных и выплюнутых эпохой - но тем не менее не по-
терявших того, что делает их симпатичными нам: самоиронии,мягко-
го скепсиса и сострадания к другим.
За это я и благодарен Ю.Брайдеру и Н.Чадовичу.
Геннадий ПРАШКЕВИЧ. Шпион против алхимиков: Сб.- Екатеринбург:
"Тезис", 1994.- (Иноземье).
Итак, наконец-то екатеринбургскому издательству "Тезис" приш-
ла в голову светлая мысль собрать под одной обложкой все девять
повестей сибирского писателя Геннадия Прашкевича, так или иначе
относящихся к его широко известному циклу "Записки промышленного
шпиона". Примечательно, что все эти повести наконец выстроены в
соответствии с внутренней хронологией цикла и благодаря этому
теперь жизнеописание Эла Миллера, гения промышленного шпионажа,
выглядит достаточно последовательным и детальным.Точнее сказать,
это описание перманентного грехопадения Миллера, ибо среди всех
повестей нету ни одной - ни одной! - где промышленными шпионами
не совершалось бы то или иное тяжкое преступление против всего
человечества.
Промышленный шпион не может быть глуп и недальновиден, и Эл
весьма умен в рамках своей профессии,но он живет в безжалостном,
жестоком мире, где знания смертельно опасны, ибо они означают
деньги,привилегии и власть. А поэтому лучше тихо делать свое де-
ло, и, выйдя за пределы Консультации, молчать, как рыба или наб-
равший в рот воды. Эл именно так и поступает, будь то информация
о экологической катастрофе, как в "Итаке - закрытом городе" или
"Человеке из морга", или о машине времени,как в "Шпионе в Юрском
периоде". Пожалуй, он слишком любит жизнь - и эта безумная жажда
жизни не только делает Миллера идеальным шпионом, но и придает
повестям неожиданную остроту психологического детектива. Прашке-
вич поступил мудро, противопоставив в последнее время Консульта-
ции, на которую работает Эл,тайную организацию "алхимиков" - еще
более глобальную и всеобъемлющую,цель которой - любыми средства-
ми заставить человечество двигаться по заранее немеченому ими
пути.И хотя "алхимики" никогда не убивают своими руками,пугающая
загадочность и неясность их конечной цели как-то сразу делает
Консультацию более близкой к нам и менее пугающей. Ну, а незри-
мое присутствие "алхимиков" в свою очередь придает действиям Эла
некоторую законность в наших глазах.
Любовь Лукина, Евгений Лукин. Шерше ля бабушку: Сб.- Волгоград:
Упринформпечать, 1994.
Кто сказал, что сегодня не модно писать рассказы? Плюньте,по-
жалуйста, ему в глаза: рассказ, несомненно, представлял, пред-
ставляет и будет представлять одно из сложнейших и интереснейших
явлений мировой культуры.Именно этой формой виртуознее всех вла-
деют супруги Лукины из Волгограда, и поэтому то, что кроме "сол-
датской сказки" "Разрешите доложить!" в их третью книгу вошли
практически все ранние рассказы, может только порадовать. Впро-
чем, по-настоящему впервые тут увидели свет разве что некоторые
из фантастических миниатюр под собирательным названием "Фанти-
ки", но это-то и здорово,потому что именно "Фантики" в этом сбо-
рнике особенно хороши. Оригинальность манеры Лукиных, разительно
отличающая их прозу от рассказов других авторов заключается в
удивительном сочетании простоты сюжетов и правильности языка,ис-
пользуемого авторами для их изложения. В отличие от многих дру-
гих, для Лукиных никогда не являлся секретом тот факт, что крат-
чайшее расстояние между двумя точками - прямая,и поэтому их мыс-
ли никогда не тонут в нагромождении лишних слов,а их образы нео-
жиданно ярки и жизненны. Примечательно, что Лукиным каким-то чу-
дом почти всегда удается удержаться от чисто эмоционального
прессинга - ни тебе окровавленных младенцев, ни благородных до
невозможности рыцарей без страха и упрека.Кроме того, Лукины по-
чти никогда неоправданно не прибегают к использованию неологиз-
мов или заимствованию иностранных слов, что тоже весьма радует
слух.
Трудно назвать лучшие даже из самых ранних сочинений Лукиных,
ибо все их рассказы написаны просто замечательно. Впрочем, я бы
выделил из "Фантиков" "Полдень, ХХ век", "Во избежание", "Шерше
ля бабушку", "Спроси у Цезаря" и,конечно же, "Ностальгию". Прав-
да, остальные рассказы сборника написаны не менее оригинально и
живо, и мое частное мнение не имеет тут ровно никакого значения,
ибо сделать четкий и однозначный выбор в пользу какого-нибудь
одного из них практически невозможно.
Алексей ЩУПОВ. Холод Малиогонта: Сб.- Екатеринбург: "Тезис",
1994.
Эта книга - первая у молодого автора, можно сказать, заявка,и
заявка по-своему весьма интересная. Наиболее интересны, правда,
первая и последняя повести сборника ("Доноры" и "Холод Малиогон-
та"), но зато они представляют собой практически идеальные обра-
зцы определенного рода литературы. Увы,ни "Косяк", ни "Вертолет"
несмотря на все свои несомненные достоинства какого-то усиленно-
го внимания не заслуживают: ну, уменьшился вертолет до размера
вороны - сколько же об этом можно писать!
Впрочем, содержание заглавной повести тоже не отличается осо-
бой оригинальностью: это, видите ли,почти дословный римейк "Мас-
тера и Маргариты" в современном интерьере и в лихом исполнении.
Философией Булгакова, "той силой, что вечно хочет зла, а совер-
шает благо" здесь и не пахнет: там,где у классика основополагаю-
щие силы мироздания выполняют предначертанное Судьбой, у Щупова
некий полуопереточный-полумасонский орден вершит скорый и крова-
вый суд исходя из того, что "цель оправдывает средства", а "мы
лучше знаем, что для вас значит благо". Впрочем, получается до-
вольно симпатичный крутой боевичок с чертовщинкой. Правда,стран-
но выглядит на месте булгаковской притчи о Пилате и Иешуа невра-
зумительная байка о потерявшемся поезде, но это следует оставить
совести автора.
А вот у "Доноров" идея весьма хороша, да и читается повесть,
несмотря на некоторую свою облегченность, "навылет". Недостатка
на мой взгляд только два: во-первых, герой, на которого по сюже-
ту должны сыпаться все несчастья почему-то представляется,напро-
тив, суперменом-везунчиком, без особого напряжения уложившим не
меньше роты вооруженных гангстеров, тогда как его должна была
уложить уже третья пуля. Во-вторых, несколько раздражает убогая
концовка типа "бог из машины" - слишком уж бросается в глаза бе-
спомощность такого хода.
И, тем не менее, книга эта, на мой взгляд, заслуживает самого
пристального чтения Б. ВАЛЕТ
Дмитрий БРАСЛАВСКИЙ. Подземелья Черного Замка / Худ. А.И.Сухору-
ков.- М.: Производственно-коммерческий центр "АТ", 1991. - (Кни-
га-игра 1).
Дмитрий БРАСЛАВСКИЙ. Тайна Капитана Шелтона / Худ.
А.И.Сухоруков.- М.: Калейдоскоп, 1992. - (Книга-игра 2).
...Не то я проморгал,гуляючи по лесу в поисках Черного Замка,
какой-то важный ключ, не то не взял нужный талисман - так или
иначе, в этой сказке меня убили. И магия не помогла. А Принцесса
- дура. "За этой дверью вы найдете все, что нужно!" Я, как пос-
ледний лопух, выламываю дверь и влетаю прямо в кабинет Колдуна.
Ну и, само собой,ему было не трудно со мной справиться - еще бы,
мастерство на два пункта выше, чем у меня! Эх,если бы я пришиб в
лесу Зеленого Рыцаря, да взял бы его меч... Но после драки, как
говорится, кулаками не машут. Ничего, в следующий раз умнее
буду...
Теперь я понимаю, почему на Западе так популярны такие игры.
Стоит только раз въехать в сюжет на коне главного героя, как вы
пленены - вы будете раз за разом гибнуть в разнообразных перед-
рягах и поединках,зная,что - черт побери!- как-то же можно осво-
бодить эту Принцессу! Действительно, можно, но правильный путь
снова не лег вам под ноги - и вы оказываетесть в Черном Замке
перед запертой дверью,а сзади уже слышны шаги Зеленых Баронов.И,
что самое паршивое, винить в этом совершенно некого: путь выбра-
ли вы сами.
Браславский делает довольно мощные игры.Его можно упрекать за
неверно взятый тон (дело вкуса),за заимствование реалий (ненака-
зуемо - пока!), за некоторые неточности в построении (вот тут не
отвертится), но нельзя не признать главного: для любителя фэнте-
зи он предложил совершенно новую возможность уйти в Зеркало - и
не рабски повторять при этом слова главного героя, а самому
произносить их.
Конечно, это лишь новая форма эскапизма. Пусть это слово раз-
дражает тех, кто не способен оторваться от нашего Отражения. Мне
жаль их.
Честное слово,нет ничего лучше хорошей дозы такого эскапизма
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября