200
#W
01 января 1995 |
|
Посвящение в альбом - Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
Посвящение в альбом
Сергей БЕРЕЖНОЙ
ПОПЫТКА ИСПОВЕДИ
Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим
братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
Первое послание Иоанна
В конце семидесятых или начале восьмидесятых,- теперь уж и не
вспомнишь, - в его жизни случилось нечто, определившее его буду-
щее: он выделил для себя фантастику,как особый вид чтения. Впро-
чем,тогда это событие вовсе не выглядело столь значительным. Ну,
появилась тяга к НФ - с кем не бывало? Что в этом такого? Прой-
дет... а пока он заново перечитывал всю фантастику из домашней
библиотеки и искал новых впечатлений, как говорится, "на
стороне"...
Как вскоре выяснилось, особенно далеко искать эти впечатления
было не нужно. В кладовке обнаружились неразобранные неполные
комплекты журналов "Вокруг света", "Химия и жизнь", "Техника -
молодежи" и "Знание - сила", которые он до того лишь листал от
случая к случаю. Теперь же он сложил их, разобрав по номерам, в
огромную стопку у дивана и, удобно улегшись, принялся читать всю
фантастику, что в них была.
Он не делил тогда фантастику на отечественную и зарубежную.Он
вообще не обращал внимания на фамилии авторов. Впрочем,скоро это
прошло. Стругацких он выделил для себя уже давно - после "Поне-
дельника..." (в домашней библиотеке было первое издание - "дет-
литовское", шестьдесят пятого года); вскоре стал отличать Кларка
(тот часто попадался), Хайнлайна (потрясли "Пасынки Вселенной" -
хотя не было номера "Вокруг света" с началом романа), Саймака...
Печатавшиеся на тех же страницах отечественные авторы производи-
ли впечатление более скромное, но и здесь вскоре начали выде-
ляться какие-то имена (что было не совсем легким делом - в его
бедную голову валились одним потоком Щербаков и Булычев, Михано-
вский и Лем, Де-Спиллер и Брэдбери). Запомнились, прежде всего,
серийные рассказы: "гуслярский" цикл Булычева и детективно-фан-
тастический цикл Максимовича из "ТМ". Несколько вещей запомни-
лись сразу - тем,что произвели совершенно ошеломляющее впечатле-
ние: ни на что не похожий "Экзотический вариант" Бориса Руденко,
"Сумасшедший король" Бориса Штерна, "Подсадная утка" Ларионовой,
"Узник" Эрнста Маринина (кто он? где он?), "Великая сушь" Вячес-
лава Рыбакова...
Последний рассказ был написан просто и страшно.Пятнадцатилет-
ний пацан понял в нем самое главное:зло может произойти от того,
что люди хотят добра. Для него это было чудовищным открытием. До
тех пор добро и зло в его представлении существовали отдельно
друг от друга, борясь и противоборствуя, причем добро,естествен-
но, было просто-таки изначально обречено на победу... И понима-
ние того,что великое Добро может порождать не менее великое Зло,
выводило его мироосознание в совершенно новое для него
измерение...
Такое не просто забыть.
Конечно, рано или поздно он так или иначе - не через эту
дверь, так через другую,- вышел бы в это новое пространство эти-
ки. Но случилось так, на этой двери было написано имя.
И имя было - Вячеслав Рыбаков.
* * *
Прошло шесть или семь лет. Безумно много времени. Годы пере-
мен,которые он наблюдал в себе - или же сознательно их начинал и
пытался довести до конца. Он научился ломать себя и, кажется,
стал большим докой в этом спорте. Он перестал быть трусом (нас-
колько можно перестать им быть), заслужил дружбу, которой будет
гордиться, возможно, до конца жизни. Жизнь потихонечку (а иногда
и не слишком церемонясь) лепила из него нечто человекообразное.
И были книги. Были три толстых тетради, куда он переписывал
все стихи Высоцкого, до которых сумел добраться.Были Феликс Кри-
вин (тоже переписанный от руки в толстую тетрадь) и "Путешествие
дилетантов" Окуджавы. После - "Мастер и Маргарита" (которую он
выменял в букинистическом на толстый том Пикуля - "Из тупика",
кажется), "До третьих петухов" и все остальное Шукшина.Маркес...
Конечно, фантастика. Стругацкие - все, что сумел добыть. Жи-
тинский, покоривший сразу и навеки. Наново открытый в "Перевале"
Булычев. "Сторож брату моему" и сборники Михайлова. Умный и тон-
кий "Здарг" Гуревича. "Чюрленисовский цикл" Ларионовой. Особня-
ком - чистый интеллектуализм Лема.
В начале восемьдесят седьмого он впервые в жизни принял само-
стоятельно стратегическое решение - ушел из института.Внутреннее
противодействие было мощнейшее, натура, привыкшая к конформизму,
сросшаяся с ним, сопротивлялась изо всех сил. Но он победил.
Именно тогда он прочитал "Свое оружие".
Это был шок. Он читал, как Солт разваливался на куски, борясь
сам с собой, боролся и побеждал - сам себя, себя прошлого... Это
было о нем.
Потом были "Письма мертвого человека" (смотрел фильм в моско-
вском кинотеатре "Керчь", ехал через весь город - больше нигде в
Москве картина тогда не шла).
Потом была "Зима". "Домоседы"...
Встреча в правлении городского общества книголюбов с какой-то
московской критикессой (фамилию он не запомнил), знакомой с кух-
ней "Молодой гвардии": "Ах, Володя Щербаков и рад бы издавать
хорошие вещи,но ему же не дают...На него так давят...Да и кого у
нас издавать?" - "Рыбакова!..."
Потом Андрей Чертков задумал "Оверсан", и он написал для пер-
вого номера рецензию на "Свое оружие". (Сейчас перечитал ее,поу-
лыбался... Неужели прошло всего шесть лет?)
Следующий год принес новые публикации. Это была уже совсем
другая эпоха:прочитан был Гроссман (уже этого хватило бы для пе-
ресмотра всего прежнего опыта). Открыт Платонов. Увенчал все это
потрясший до глубины души Оруэлл... Рыбаков напечатал "Люди
встретились", "Ветер и пустоту", "Первый день спасения", но ни
одна из этих вещей не вызвала какого-то особого духовного резо-
нанса.... просто он был немного в другой плоскости мышления.
А потом было "Доверие".
Рыбаков отомстил ему за то, что он отвлекся. Месть была утон-
ченна и абсолютна. Пока он с неистовостью неофита искал в уто-
пиях и дистопиях некие благие идеи, блуждал в растоптанных иллю-
зиях Замятина, пугался мрачной иронии Хаксли, находил что-то,те-
рял - и все это в наивной убежденности, что есть,должен быть ис-
тинный путь... А "Доверие" ставило на этом пути строгий экспери-
мент - и прекрасный,желанный и заманчивый мир рассыпался в дым -
лишь соприкоснувшись с реальностью.
Именно реальность разрушала безвозвратно все - все! - благие
идеи. Умом он понял это, прочитав "Отягощенных Злом". Сердцем -
прочитав "Доверие". И именно тогда он познал безнадежность: бла-
гие намерения неизменно мостили путь к вратам ада.Нужно было ис-
кать выход из порочного круга. Не для всех сразу. Сначала -
только для себя.
"Град обреченный" - новый апокалипсис человека, медленно, но
верно теряющего совесть... Понять мысль Стругацких было легко.
"Носитель культуры" и "Давние потери" Рыбакова утверждали в той
же мысли: центром всего нужно было сделать совесть. Но дальше,
дальше-то что? Он искал, в чем может укорить себя, и без труда
находил - человек несовершенен и изъянов в нем - прорва...Допус-
тим, он доведет себя до такого состояния, когда совести не в чем
будет его упрекнуть (чего проще - спятить или сдохнуть), но
мир?.. Но люди?.. Как обратить свою совесть вовне себя?
Жизнь продолжалась. В конце восемьдесят девятого года он же-
нился. Мир вокруг оставался несовершенным, более того - уродли-
вым, но отблеск их любви скрадывал глубокие изъяны действи-
тельности, в мире появилось нечто прекрасное, без чего он уже не
мог бы дышать...
И вдруг - как ломом по ребрам - "Очаг на башне"... Роман об
убийстве любви.
Он был не просто потрясен. То, что он испытал, нельзя было
назвать просто потрясением. Он был Симагиным, и Вербицкий убивал
его любовь. Это был уже не просто внутренний резонанс, это было
полное отождествление...
До сих пор не могу заставить себя раскрыть этот роман - нас-
только это больно...
"...ее улыбка лопнула, словно взорванная изнутри,руки вскину-
лись изломчато и страшно..."
Какое мучение сравнится с этим?
"- Она не умерла! - закричал он и с удвоенной силой принялся
растирать жесткое, как настывший камень, тело - кожа лохмотьями
поползла с его ладоней..."
Это "Зима" - рассказ о смерти всей любви на Земле.
Что человек без любви?..
Что он без совести?..
* * *
Случайно это вышло, нет ли,- но именно рассказы,повести и ро-
маны Вячеслава Рыбакова вставали поворотными вехами на его - мо-
ем - пути. Может быть,это случайность. Может,нет. Не знаю.Просто
так было. И, может, так будет.
Надеюсь...
Я не ищу в его произведениях подсказок, тем более - ответов.
Но как-то так получилось, что боль его героев - моя боль. И лю-
бовь их - моя любовь.
Впрочем, я напрасно ищу объяснения той невероятной связи, что
возникла между моей жизнью и прозой Рыбакова. Он сам уже давно
все объяснил:
"В сущности, все, что я пишу, это объяснения - даже не в люб-
ви, а просто любви. Только любовь не отвергает, а впитывает.
Только она дает возможность принимать проблемы иного человека
так же остро, как свои, а значит - обогощать себя. И только она
дает надежду, что все это - не зря".
Я верю Вам, Вячеслав Михайлович.
1991, 199
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября