Info Guide #05
30 апреля 2004
  Железо  

Железо - Исследуем микросхему КР1533ИЕ7.

<b>Железо</b> - Исследуем микросхему КР1533ИЕ7.
     Логика: КР1533ИЕ7
   Комментарий к статьям о микросхемах.

   Началось с ремонта компа, иногда портя-
щего диск, т.е. выдающего на флопогрыз ле- 
вые данные. Пало подозрение  на кварц, для 
замера  частоты  которого  нужен был дели- 
тель. Делить - так делить! Решено было ис- 
пользовать 2 чипа, с возможно бОльшим пол- 
ным коэффициентом  деления  и возможностью 
его побитного (вдвое) изменения. 
   Первый - быстродействующий, для высокой
входной  частоты,  решил  взять  КР1533ИЕ7 
(экономична,чувствительна по входу,удобное 
питание (в сравнении  с ИЕ5 ) и интересная 
логика).  Второй  -  многоразрядный,  взял 
К561ИЕ10, экономично по питанию. Интересо- 
вался  возможостью  реверса  (которого  не 
оказалось). 
   Чипы  предварительно  решил исследовать
на логику действия, т.к.справочника по ним 
у меня нет, да и лично убедиться надежней, 
чем верить информации всяких изданий (мно- 
го казусов встречал,опечаток и ошибок).Для 
испытаний  использовал К561ТЛ1 - Формирует 
фронты  без помех от дребезга кнопок (вход 
типа  RC-цепочки, или  привязка к половине 
питания). 
   Для  индикации  использовал миниатюрные
светодиоды, питал их  током  всего 0.5 мА. 
Сняв  логику действия микрух на листок бу- 
маги (позднее решил отписывать файлы - ли- 
чный, а потому  и  full-достоверный, архив 
логики  микрух удобнее, чем обрывки), сое- 
динил чипы  последовательно, на инкремент, 
объединил  сброс и повесил на разряды све- 
тодиоды. Получился по сути двоичный осцил- 
лограф,позволяющий не только мерять часто- 
ту через джойстик (порт #1F ),но и запоми- 
нать число в пределах 0 - 4095, на основа- 
нии сравнения которого (у исправного и не- 
исправного  компа) можно раскусить большое 
количество загадок. Рекомендую! 
   Поскольку  на  экран не всегда все уме-
стишь, решил  дописывать  сопроводительный 
текст отдельно - как файл с тем же именем, 
но расширением W. Вообще,надо бы составить 
HELP - экраны,  по  правилу  чтения  своих 
схем. Опытный специалист всегда поймет, но 
я за доступность  на всех уровнях. Желате- 
льно  также  появление нового вьювера типа 
X-COLOR (либо  дополнения  в новых версиях 
вьюверов, в BV, например),позволяющего за- 
гружать  группу одноименных (с разным рас- 
ширением) файлов, для дальнейшего их прос- 
мотра с оригинальным текстом, шрифтом, под 
оригинальную  музыку, и т.д., и т.п. - ну, 
типа того, и все такое... 
   Да, и еще. Если вы достаточно опытны, я
только приветствую добавнение к своим фай- 
лам  ваших данных (быстродействие, уровни, 
прожорливость,данные по конкретной серии и 
ее поведению). Вдруг захотите оставить ча- 
стицу своего опыта не где нибудь,а в конк- 
ретном месте - рядом с уже имеющимися дан- 
ными  интересного  вам чипа. В этом случае 
смело дописывайте свою инормацию в соотве- 
тствующий  текстовый  файл (по возможности 
не перекрывая уже корректно-известные дан- 
ные, добавляя нечто новое). Но обязательно 
укажите свои источники информации,либо так 
и пишите,что сами проверяли. При указанных 
значениях, напишите  используемые  приборы 
(для исключения погрешности), либо предпо- 
лагаемую  точность  своих данных (или даже 
вероятность событий).И обязательно укажите 
свое имя (прямое или альтернотивное) и да- 
ту (хотя бы месяц и год). 

                КР1533ИЕ7

   Проверял  КР1533ИЕ7  с помощью К561ТЛ1.
Несмотря на разницу  в быстродействии, ИЕ7
переключалась  корректно. Сигнал  переноса
(активный  0 ) формируется  перед  счетным
фронтом,который переполнит счетчик, и фак-
тически перенос создается на основе сигна-
ла счета (логический 0 на входе +1 для пе-
реноса >=15, или  -1 для  переноса <=0 ) и
состоянии  счетчика (числа на его выходе -
15 или 0 соответственно), и не важно,каким 
образом и в каком  режиме  эти условия пе-
реноса  получены. Поэтому в разных режимах
я описывал действие на число счетчика, пе-
реносы можно  учитывать как само собой, на
основании вышеуказанной логики.
   Сброс в высшем приоритете: пока R=1, на
выходе 0, другие входы  не влияют, но вход
-1 на перенос <=0, само собой, действует. 
   Следующий  приоритет у входа C. Пока на
нем 0, счетчик работает как буфер, переда-
вая 4 бита со входов на выходы асинхронно,
т.е. в реальном  времени. На счетные входы
(+1 и -1) не реагирует. Если до этого сче- 
тчик  был  сброшен ( R=1 ), и при  C=0 был
снят со сброса ( R=0 ),на его выходах сра-
зу же появится информация со входов. Режим
буфера отменяется  при  переключении C в 1
( C=1 ), на выходах остается последнее чи-
сло,бывшее на входах в момент переключения
C. Я не пробовал синхронно с C (с переклю- 
чением C: 0->1 ) менять  состояние счетных
входов, обычно так не делают, т.к.возможно
некорректное поведение счетчика: последние
данные могут быть увеличены или уменьшены,
а может,и иначе изменены (но это вряд ли),
и причем от случая к случаю, впрочем,всего
лишь предполагаю, не пробовал...
   Счетный  режим: R=0, C=1. Один  счетный
вход - рабочий,  другой - блокирующий.  На
рабочий подают счетные импульсы, по фронту
(изменение уровня из 0 в 1 ) которых прои-
сходит  переключение счетчика - собственно
счет. На блокирующем должна быть 1 для ра-
зрешения счета,при 0 счет блокирован, и на
счетные импульсы счетчик не реагирует.Сче-
тные импульсы на входе +1 прибавляют, а на
входе -1 убавляют содержимое счетчика.Син-
хронная смена уровня на обоих счетных вхо-
дах  может  дать некорректный результат. В
частности, при  замкнутых вместе входах +1
и -1 (синхронная, синфазная  смена уровня)
импульсы  на этих входах приводили к неко-
торому  инкременту/декременту  счетчика  в
зависимости от его содержимого, после чего
счет блокируется в пределах 1 импульса (то
инкремент,то декремент). Может,другая мик-
росхема ИЕ7, может, 555 серии, или при бо-
лее  крутых  входных импульсах будет вести
себя  иначе в таком  включении, а может, и
нет. Не  следует полагаться на такое (да и
любое другое синхронное) включение.
   При  синхронном  противофазном счете на
оба входа подавались импульсы, но с инвер-
сией. При  этом  корректно  считал  вход с
опережающим  фронтом (сказывалась задержка
срабатывания элемента К561ТЛ1, через кото-
рый  инвертировался  сигнал с одного входа
на другой).Если учесть этот фактор и заме-
тно  наложить  по  времени импульсы входов
(опережающий на запаздывающий), станет яс-
но, что счетчик работал согласно своей ло-
гике  и в одном переключении счет был раз-
решен, а в другом (противоположном) блоки-
рован.Опять же,если подавать идеально (без
задержек)  противофазные  импульсы, какова
вероятность корректной (или хотя бы посто-
янной) логики  действия  счетчика?  Считаю
нецелесообразным это проверять, т.к.если и
понадобится  необычный  логический резуль-
тат, то его всегда можно реализовать пусть
и более сложным, но зато и гарантийно кор-
ректным способом - раз уж это действитель-
но необходимо!






























   Что касается графика,то его,как обычно,
рисовал  от  балды, т.е. выдумал. Старался
рассмотреть все интересные моменты работы.
Рассматривать  лучше  в  режиме увеличения
2x2. Конечно,соблюдал логику, вряд ли где- 
то ошибся. Но график - это визуальная про-
верка, подтверждающая логику, которую надо
понимать. Т.к. на графике есть и не влияю-
щие импульсы - которые и показаны как "лю-
бые - не влияющие", а не  как  необходимые
для того/иного переключения.

                         By KSA-7G 11.2003 



Другие статьи номера:

CacheVox - Пакет программ для импорта и последующего проигрывания с дискет цифровой музыки.

For Coderz - RAYCASTING - сделай себе немного DOOM'a. Алгоритм трассировки 3D лабиринта как в игре WOLF.

Inferno - О журнале.

DIY - Приспосабливаем мышь от Amiga к ZX Spectrum.

Sofтинка - обзор экранных упаковщиков для ZX Spectrum.

Inferno - Авторы и контакты редакции.

Gameland - описание игры Stronghold (Бастион).

Sofтинка - Пакет CacheVox v1.0 для импорта и проигрывания с дискет цифровой музыки.

Интервью - интервью с Disabler'ом - кодером, художником и железячником из Ростова-на-Дону.

Others - Глюки записи на дискеты. Причины и методы борьбы.

Gameland - Краткое описание проблем игры Dune: Imperia 2.

Inferno - Ошибки в предыдущих номерах.

For Coderz - Маленькие программерские хитрости.

Spectrum - Форматы упакованных данных на ZX Spectrum.

Gameland - об игре Hexagonal Filler.

Sofтинка - Hrum 3.5i - самый быстрый LZ-распаковщик с битовым потоком.

DIY - Изготовление хвоста для мышки.

Железо - Исследуем микросхему К561ИЕ10A.

Железо - Исследуем микросхему КР1533ИЕ7.

Железо - Исследуем микросхему К561ТЛ1. .

Sofтинка - экранный компрессор Laser Compact 4.0.

Inferno - Письма в редакцию.

Sofтинка - компрессор текстов MS Pack 01.96.

Inferno - Об оболочке.

Sofтинка - преимущества архиватора Rar.

Sofтинка - Упаковщик RGB картинок Powerful Code Decreaser v6.2.

Ликбез - Что такое плюс и минус напряжения.

Ликбез - Как работает защита элементов цепи.

For Coderz - Нюансы Raycasting-а.

Sofтинка - Real Information Packer 0.2x - один из самых мощных компрессоров на ZX.

For Coderz - Автосборка программы. Оптимизируем процесс сборки.

Inferno - Вступление.

Others - Результаты анкетирования.

Others - The Compo. Об анкетировании.

О Спектруме - размышления о будущем спектрума.

Железо - Еще раз о защите микросхемы КР1818ВГ93.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
XАЙ-TECН - Сёдня я хочу расказать как можна здeлать в корпусe каком - нить дырки.
Оттяг - крутой ли ты демомейкер?
Новинки - новая игра "Адмирал".
BBS - список станций BBS ZXNet.
Mukpockon - рассуждение Stanly на уже надоевшую тему 'Demo vs Game'.

В этот день...   21 ноября