Joint #01
31 января 2006
  Музыка  

Articles - Чипмэйкинг как искусство минимума или "Моё мнение об AY-музыке".

Чипмэйкинг как искусство минимума
by Vibe

Вообще-то,  изначально  данная заметка называлась "Моё мнение об
ay-музыке"  или  что-то  в  этом  роде.  Но  раз  ay-шные модули
относятся  к  чиптюнам  вообще,  то  интересней  было бы сначала
подняться  чуть  повыше  и  попробовать посмотреть на восприятие
чиповой   культуры  в  целом,  так  как  отношение  к  ней  явно
неоднозначное.

Проще  говоря:  не все любят чиптюны. Признать это можно хотя бы
на  основании  того,  что  вещей,  которые всем нравятся, не так
много  на  свете,  и олдскульные модули к ним явно не относятся.
Можно  даже  не  вспоминать  о  том,  что  чиповый  звук ушёл со
временем  ещё  глубже  в  свою  андерграундную  нишу, радуя слух
ценителей,  и  большинство современных чиптюнов классифицируется
таковыми только, разве что, из-за своего размера.

Вообще, то, что наблюдается ныне, можно условно разделить на две
группы:  "старые"  чипы и "новые". Под первыми можно понимать те
модули,  которые  пишутся  в таких же условиях, что и десять лет
назад  -  при  помощи  музыкальных  чипов  Ямахи,  Спектрума или
Коммодора  (или  их  эмуляторов  для IBM PC-платформы), либо при
помощи  сэмплов,  имеющих  подобное  звучание. Объясняется столь
долгое  существование  таких  чипов  хотя  бы  тем,  что  старые
компьютеры  есть ещё у многих, и сколько бы не раздавались крики
о  стазисе  (Спектрум,  Коммодор,  Ямаха  - нужное подчеркнуть),
остаются  люди,  для которых восьмибитная платформа - инструмент
для    творчества,    не   менее   ценный,   чем   для   кого-то
профессиональная  студия,  ведь  для самовыражения человеку надо
лишь  самую  малость  -  дать  возможность и чуточку условий. И,
разумеется,  желание творить... Ценность композиции определяется
не  стилем и не средствами единственно, а успешностью реализации
именно творческого акта.

"Новые"  же  чипы  -  это  то, что к собственно чиптюнам по идее
относиться-то  и  не должно. Культура чипового трэкинга получила
новую  идею  -  уместить в привычные 4/16/32/64 килобайта что-то
серьёзное, с претензиями на хороший, качественный и оригинальный
звук.  Надо  сказать,  что  у многих это получается - достаточно
пробежаться   по   результатам  конкурсов  Big  Chip  Compo  или
послушать  диск  "ToySongs"  группы  Sands.  Стилистика вышла из
своих  рамок,  дав возможность микромузыке развиваться и дальше.
Рассуждения  о  некоей  "неполноценности" какой-либо из групп не
совсем  основательны. Всё, как обычно, просто упирается в личные
предпочтения   каждого.  Некоторые  люди  не  переносят  на  дух
традиционные     чипы,     но    приветствуют    новые    работы
экспериментального характера. Бывает и совершенно наоборот.

У  многих  людей  чиптюны  ассоциируются со старыми играми на ZX
Spectrum  / NES. Характерный приём использования арпеджио в этих
мелодиях  ностальгически  переносит  в  те, уже ушедшие времена.
Вряд  ли  кто  может  сказать,  что та музыка была плохой. Такие
люди,  как  Рон  Хаббард  или Дэвид Уитэккер, писали в двух-трёх
каналах яркие, запоминающиеся вещи, которые помнят до сих пор (и
даже конвертируют в другие музыкальные форматы, пишут ремиксы на
них  - наверное, большинство истовых фэнов олдскульной музыки уж
точно  слышали обработки "Auf wierdesehen, Monty" и "Sanxion" от
Liam  the  Lemming).  Минимум  средств  и  максимум  творчества.
Своеобразный  минимализм,  который,  как  и всё остальное, имеет
свою  "среднюю"  массу  и своих творцов. В конце концов, это ещё
одна  ветка  цифрового  исскуства, и микромузыка уже обрела свой
вкус, историю, правила и традиции.


                             * * *


Естественно,  что  этот  обзор  очень и очень условен, он просто
обозначает  основной,  наиболее  чётко  выраженный  "водораздел"
между  чиптюнами.  А то, что же касательно моего мнения... Одной
из  первых  ау-шных  мелодий,  с  которыми  лично  мне  довелось
познакомиться не так давно - около двух лет назад, - была работа
одного из участников демопати CC'00 (кажется, он выставлялся под
ником   Avatar   da   Muzaka  Man),  с  названием  "Toy  Music".
Впечатления от услышанного живы до сих пор - весьма интересный и
оригинальный   трэк,   заражающий   своим  настроением.  Не  раз
впоследствии  пытался  переписать  его  в  Импульсе  с  похожими
сэмплами, но как-то не задалось. Я просто не умею писать _так_.

Поэтому  - респект в сторону тех, кто способен создавать в таких
ограниченных условиях действительно потрясающие вещи, независимо
от  формата.  Простые синусоиды, пилы, квадраты и отрезки белого
шума  -  кажется,  что  этого мало... но ограничение музыканта в
средствах   помогает   ему   сделать   упор  на  свою  фантазию,
мастерство,  вытянуть тюн за счёт каких-либо изящных находок или
красивой   мелодии.   Та  же  синусоида,  подвергнутая  вибрато,
звучит...  душевно,   что   ли.   Чистый  звук,  не  отягощённый
обертонами,  несёт  в  себе  свою  идею и свою ценность. А этого
совсем не мало, на самом деле.





Другие статьи номера:

Джоинт - Прямое включение: о причинах двухгодичной задерджки выпуска.

Joint - Горячий дым обжег мое горло.

Demoscene - Forever 5 report: репортаж Factor6 с Словацкого пати.

Demoscene - обзор музыки с Словацкого пати Forever 5 от C-jeff и Megus.

Demoscene - отчет Ellvis'a с ческой тусовки Phacon 2004 meeting.

Demoscene - рассказ zOOm'a о Ческогом пати ShuCon'2004.

Demoscene - отчет с Chaos Constructions 2004 от C-jeff'a.

Demoscene - Chaos Constructions 2004 глазами Атаришника Drx из Германии: "Художник ты или музыкант, но без кодера ты никто?"

Demoscene - обзор графики с Chaos Constructions 2004 от Diver/4D.

Demoscene - обзор музыки с Chaos Constructions 2004 от Key-Jee.

Interviews - Интервью с Алексеем Астафьевым (Alex Raider/Flash Inc.)

Interviews - Интервью с легендарным музыкантом Михаилом Белоусовым (Amadeous Voxon/Flash Inc.)

Interviews - Интервью с Jordan/Exodus, автором великолепных демок "Dies Irae", "Real Action".

Interviews - Интервью с музыкантом TDM/K3L.

Articles - 2 года вне демосцены: мысли Key-Jee о изменениях на сцене произошедших в течение последних двух лет.

Articles - о музыкальной группе AY-Riders.

Articles - ZX графика: Взгляд со стороны Атаришника Exocet.

Articles - История итальянской спектрумовской софт-сцены в Италии.

Articles - Операционная система на Спектруме. Что это?

Articles - Музыканты сделайте свои паттерны красивыми.

Articles - беседы о сцене, c-jeff VS elfh: "в 2000-е годы каждую неделю выходили новые релизы, была пресса, а сейчас какое-то блядство..."

Articles - Чипмэйкинг как искусство минимума или "Моё мнение об AY-музыке".

Artique - ремесло асциарта и лит-движения на спектруме.

Artique - ascii и арт "Была такая проблема - аски-арт не воспринимался как искусство"...

Artique - Schafft: о том почему недостаток, невнимание, и иногда даже отрицательное отношение к ascii-art на Spectrum'е.

Artique - псевдо-туториал по рисованию ascii псевдо-графики.

Artique - Советы начинающим и опытным художникам: как с помощью экстравагантных методов добиться потрясающих успехов в ascii и ansi art.

Artique - Kejser_Soze: о том почему недостаток, невнимание, и иногда даже отрицательное отношение к ascii-art на Spectrum'е.

Artique - "недостающие штрихи" рефлексия Kejser_Soze.

Charts - опрос от Joint: кто лучший программист, музыкант, художник на спектруме.

Charts - комментарии kq/skrju к резултататм опроса "кто самый лучший" на спектруме.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
CODING - DITHERING - дизеринг как он есть.
Кто там кодит? - Гуру медитирует: оптимизация программ по времени исполнения и по размеру.
От авторов - Наконец-то наш журнал подошел к концу !!! Журнал получился на славу!

В этот день...   22 февраля