Info Guide
#09
31 июля 2006 |
|
Gamedev - Ответы на вопросы по поводу игры Time Gal.
Интерактивные мультфильмы Данный текст ответит на, возможно, воз─ никшие у вас вопросы по поводу игры Time Gal. А именно: что такое аналоговое видео, когда,где и кем эта игра была выпущена из─ начально, зачем мы её портировали,и почему нами была выбрана именно эта игра и именно эта её конкретная версия. Интерактивные мультфильмы на игровых автоматах Вы наверняка слышали о жанре FMV, бум которого пришёлся на начало 90-х годов (если нет, то читайте статью о ZX-Box, там есть пояснения). Но немногие знают, что он случался не впервые. Первый бум FMV-игр приходится на начало 80-х годов, когда по─ явились первые лазерные видеодиски (подро─ бнее о них - ниже).Изначально FMV-игры вы─ ходили на игровых автоматах. Представляли собой эти игры интерактивный мультфильм - на экране идёт некий сюжет, в ключевые мо─ менты нужно нажать одну из кнопок, от чего зависит дальнейшее развитие сюжета. Обычно верным является только один из вариантов, остальные ведут к потере попытки. Одной из первых игр подобного жанра (возможно,самой первой) был Dragon's Lair, выпущенный Cinematronics в 1983 году. Идея принадлежит Rick Dyer (тогдашнему президе─ нту Advanced Microcomputer Systems ). Ани─ мация выполнена аниматором Donald Virgil Bluth и его студией (до этого он работал в студии Дисней, но в конце 70-х ушёл отту─ да,основав собственную студию). Разработка игры стоила около миллиона долларов и ве─ лась на протяжении 7 месяцев. По этим циф─ рам легко догадаться, что производство по─ добных игр - дело затратное. Тем не менее, на протяжении 80-х вышло несколько десят─ ков подобных игр - сначала похожих на Dra─ gon's Lair (включая его продолжение),потом более технологически продвинутых - с на─ ложением компьютерной графики (например, классические вертикальные леталки-стрелял─ ки, где видео представляло анимированный задний план),световыми пистолетами,большей интерактивностью. В начале 90-х эти идеи использовала известная многим American Laser Games ( Mad Dog McCree и другие иг─ ры), но это уже другая история. Занятный факт:некоторые разработчики в целях сниже─ ния стоимости разработки создавали игры на основе нарезки японских мультфильмов. Вторую жизнь многие из FMV-игр начала 80-х получили с распространением домашних видеоплееров формата LD и игровых приста─ вок на основе этой технологии (например, Pioneer LaserActive ).Третью жизнь они по─ лучили во время второго FMV-бума, на прис─ тавках и персональных компьютерах. В наше время существует эмулятор упомянутых выше игровых автоматов, он называется Daphne (разумеется,игры имеют огромный объём,ори─ гинальное видео в них оцифровано и переве─ дено в обычные видеоформаты). Вернёмся к теме. Есть такая страна - Япония,и живут там хитрые японцы.Они любят всё крутое и технологичное, подсматривают идеи по всему миру и делают своё, улучшен─ ное и дополненное. Разумеется, FMV-игры на основе технологии лазерных видеодисков не прошли мимо них, и японские разработчики также сделали несколько своих подобных игр. Одной из таких игр и является Time Gal. Игра Time Gal Оригинальная версия игры разработана компанией Taito (которая всегда плотно за─ нималась игровыми автоматами) в 1985 году. Анимация в игре выполнена хорошо известной у нас студией TOEI Animation. Известна она тем, что именно её мультсериалы показывали у нас в больших количествах в 90-х годах,а в более ранние времена её же полнометраж─ ные ленты показывались в наших кинотеат─ рах. Поэтому не удивляйтесь,если героиня в игре показалась вам знакомой - это обычный для TOEI типаж. Сюжет у игры простой - что и требуется для игр подобного жанра. В далёком и свет─ лом будущем (4001 год) злой дядя Luda ук─ рал машину времени и с её помощью хочет поработить мир. Наша героиня - учёный, спортсменка, комсомолка по имени Reika - преследует злодея во все времена и, конеч─ но,в конце концов догонит,а машину времени отнимет. Так как против злодеев с голыми руками бороться сложно, у Reika есть весо─ мые аргументы - бластер,который она неред─ ко использует в процессе,а также специаль─ ное устройство для остановки времени.Впро─ чем, вес её аргументов для игрока не важен - свои игрушки героиня использует строго по сюжету,а не по произволу игрока. В игре 16 уровней, каждый представляет какую-либо эпоху, от далёкого прошлого до упомянутого светлого,и не очень,будущего. Игровой про─ цесс аналогичен Dragon's Lair - игрок в нужные моменты нажимает нужные кнопки. Технологически Time Gal реализована то─ же аналогично Dragon's Lair - аналоговый видеодиск, простая электроника (на основе Z80, между прочим), которая формирует вся─ кие полезные надписи на экране и управляет процессом воспроизведения видео. Игра не была забыта и по прошествии некоторого времени была портирована на ряд систем: 1992 - Sega CD. Игра полностью переде─ лана под возможности приставки. А именно: переделана вся анимация - у SCD слабые во─ зможности воспроизведения видео, поэтому количество цветов сильно уменьшено, движе─ ния упрощены,фон часто статичен. Также ме─ стами изменены уровни,переделана вся озву─ чка (её стало меньше, а оставшаяся - бед─ нее).За всё это непотребство отвечает Wolf Team, выполнившая данный порт. 1995 - Pioneer LaserActive. Насколько я знаю, игра перенесена с игрового автомата без принципиальных изменений (технологии схожи). Порт выполнила Pioneer LDC. 1996 - Sony Playstation. Порт выполнен самой Taito Corporation, разумеется,близко к оригиналу (с дополнительными режимами игры). К сожалению,видео после оцифровки с аналогового видеодиска и сжатия в стандар─ тный формат Playstation заметно потеряло в качестве (почему-то никто не удосужился почистить его от помех и искажений).Наско─ лько мне известно,игра выходила в компиля─ ции с другой автоматной FMV-игрой от Taito - Ninja Hayate, но в России имел распрост─ ранение только отдельный диск (причём с русским переводом встроенных субтитров). 1997 - Sega Saturn. Порт выполнен Eguzeko Development. Я не видел эту вер─ сию,говорят - такая же,как для Playstation (и тоже в компиляции). Аналоговое видео Теперь о технологии, использовавшейся в игровых автоматах 80-х. Истоки её относятся к 1958 году, до пе─ рвой публичной презентации она доросла в 1972 году, а первые устройства появились в продаже только в 1978 году (отдельные эк─ земпляры плееров встречались в России, я сам видел такой в начале 90-х,дома у одно─ классника с мажорными родителями). Называ─ ется она Laserdisk (сокращённо LD), это первая коммерческая технология хранения видеоданных на оптическом носителе,то есть диске.Прошу обратить внимание - не на ком─ пакт-диске, который всем хорошо известен. LD совсем не компактный, он имеет диаметр 30 сантиметров.Диск двухсторонний, на одну сторону помещалось от 30 до 60 минут ви─ део. В процессе просмотра фильма диск при─ ходилось вручную переворачивать. Помимо стандартных LD, существовало несколько ме─ нее габаритных вариантов - 18-сантиметро─ вые и 12-сантиметровые (как обычный CD). Разумеется, время записи на них было мень─ ше - 20 и 5 минут на сторону соответствен─ но. Принципиальное отличие LD от появивших─ ся через 15 лет VideoCD (VCD, видео на обычном компакт-диске) в том, что видео не было цифровым. Как вы понимаете,в те боро─ датые годы не было никаких технологий циф─ рового сжатия видео.Вместо данных,содержа─ щих упакованный видеопоток,на диске храни─ лся непосредственно видеосигнал (промоду─ лированный особым образом).Звук мог храни─ ться также в аналоговом формате,либо в ци─ фровом - разумеется, без сжатия (с качест─ вом обычного аудиокомпакта, каким мы его знаем сейчас). Только в 1995 году Pioneer разработала стандарт LD-ROM, позволяющий хранить на LD до 540 мегабайт цифровых данных (помимо 60 минут аналогового видео и звука). Эти данные могли быть цифровой аудиодорожкой или другими данными - в час─ тности,кодом игры (эта возможность и испо─ льзовалась в Pioneer LaserActive ). Так как видеоданные на LD хранятся не в цифровом формате (автоматически обеспечи─ вающем возможность коррекции ошибок), изо─ бражение и звук на них могут иметь свои 'артефакты', возникающие из-за сбоев при чтении (диск LD довольно легко повредить), изменения свойств отражающего слоя (этим страдали ранние LD) и из-за особенностей самого формата - в частности,мерцание изо─ бражения с частотой 25/30 герц (возникает из-за принципиального отсутствия буфера кадра). Так,пыль или грязь на диске приво─ дит к появлению шума на изображении. Со временем качество записи на диске может ухудшаться - конечно, не в той степени,как на видеокассетах. В целом же качество изо─ бражения LD выше, чем у VHS - разрешение почти вдвое выше, возможен цифровой звук (включая альтернативные звуковые дорожки). Пользовательские характеристики также вы─ ше: во-первых,произвольный доступ (не тре─ буется перематывать до нужного места, как кассету), а во-вторых,LD дешевле видеокас─ сет, так как проще в производстве. Плееры LD потеряли популярность только с появлением формата DVD. Тем не менее, производство дисков для них продолжалось до недавнего времени - последние LD-релизы фильмов были выпущены в конце 2001 года (это в Японии, а в остальном мире - на год раньше). Как и зачем TG попала на ZX Сама идея портирования какого-либо ин─ терактивного мультфильма возникла у меня в связи с успехами Hedge (а потом PSB и AlCo) в написании плееров видео с CD. При─ влечь внимание общественности к просто плееру видео - довольно сложно,ведь что-то похожее уже бывало ранее. А вот игр на ос─ нове видео - не было. Реализация подобной игры довольно простая и не требует больших усилий (соответственно, выполняется быст─ ро).Я предложил идею AlCo, и мы решили ре─ ализовать этот проект. Почему-же была выбрана мало кому извес─ тная игра Time Gal (и именно Playstation- версия), а не тот же хорошо знакомый Mad Dog McCree? Причины следующие: 1. Эту игру было проще реализовать (в частности,для видеотира нужно придумывать, как наложить курсор на изображение, и ре─ шать ряд других проблем). Alone: Поскольку в движке TG используе─ тся два экрана, работа с курсором заключа─ ется (в момент переключения экранов) в его стирании с видимого экрана и рисовании на невидимом (который сейчас станет видимым). Но если мы хотим фреймовый курсор, то при─ дётся вешать его на прерывание, проверяя ещё и семафор - не обрабатываем ли мы сей─ час конец кадра. 2. Playstation -версия этой игры имелась в наличии у меня.На Playstation существует стандарт на хранение потокового аудио и видео, давно существуют конверторы из этих форматов в стандартные. Таким образом, из─ влечение видео было несложной задачей. Иг─ ровой скрипт также хранился в открытом ви─ де, но полностью разобраться в нём не уда─ лось.Впрочем,это и не потребовалось - ока─ залось несложным просто просмотреть видео каждого уровня в Virtual Dub и составить скрипт в удобном для нас виде. Версия TG для SegaCD (также имевшаяся в наличии) выглядела более подходящим вариа─ нтом для портирования на ZX, так как видео в ней имеет гораздо меньшее количество цветов и может быть сконвертировано более качественно. Но на SCD нет стандартных фо─ рматов и нет готовых инструментов для изв─ лечения данных из игры - неизвестно,сколь─ ко времени занял бы процесс изучения/рас─ ковыривания,и был бы получен результат во─ обще.Данный проект мы планировали быстрым, и потому выбрали более простой и реальный вариант. Shiru Otaku
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября