Info Guide
#09
31 июля 2006 |
|
Inferno - Письма в редакцию.
Письма После выхода IG#8 (который из-за недос─ татка времени получился очень маленьким) народ решил нас подбодрить. Спасибо, ребя─ та! Если бы ещё статьи писали с таким же энтузиазмом... :) TJ (Антон Жукович): ────────────────────────────────────────── Прочитал IG#8 и решил черкануть пару стро─ чек.Журнал просто супер! Уйма полезной ин─ формации.Молодец! Продолжай в том же духе! Приколола статья "ZXZXEmul", жду продолже─ ния статьи "БП для ламп" от Splinter'a (кстати, как тебе удалось достучаться до Splinter'a?), (Ред.: tnczx@mail.ru) рубрика "Интервью" просто класс! Хотелось бы в следующем номере увидетьпрочитать интервью Max'a Iwamoto, (Ред.: Не удалось найти человека, через которого можно связаться с Max'ом Iwamoto. А в прошлый раз не удалось достучаться до Madminder'а, известного на ZX как KSA...) понравилась рубрика "Код", про "Дикий ум" промолчу, потому что он действительно ДИ─ КИЙ! Одним словом РУЛЕЗ! Жду 9-ый номер такой же интересный, как и прошлые номера. По поводу игры Pang16c: WooooOOOOOoooooOOOOooooW! Вот он - РУЛЕЗ! P.S. А интро в журнале НЕ Г_Л_А_В_Н_О_Е!!! P.P.S. Согрейся к проекту ACEdit,а то как- то нехорошо получается. Я всё жду,когда на свет появится ACEdit v1.0. (Ред.: Пока нет сил на это.Очередной номер ACNews пришлось выпустить без ACEdit...) ────────────────────────────────────────── Demon (Дмитрий Терентьев): ────────────────────────────────────────── Просто рулез,новый номер.Особенно статейка про 16 цветов на точку. Поеду домой на вы─ ходные - сделаю себе обязательно и буду гонять в Pang. Как всегда,на уровне статья по кодингу. Так же рулез статья об эмуля─ торе Спектрума на Спектруме, действительно бывают ситуации когда это было бы полезно, но меня очень расстроило то,что исходников эмулятора я не нашел на диске. (Ред.: Я позабыл положить их в журнал,при─ шлось выложить их отдельно.) Как всегда интересен раздел "Wild",особен─ но интересна оказалась статья про доказа─ тельство теоремы Ферма, было очень интере─ сно. ────────────────────────────────────────── Asi (Андрей Синицын): ────────────────────────────────────────── По-моему, отличный получился номер. Жаль, конечно, что рубрика "интервью" опять под─ качала (всегда начинаю читать именно с неё).Hадеюсь когда-нибудь увидеть такое же количество интервью, как в 6-м номере. (Ред.: Так и не нашлось человека, который согласился бы заняться сбором интервью для IG. И это при том, что многие наши читате─ ли почти не вылезают из интернета и ведут более чем активную переписку...) Очень порадовали статьи "ламповая идиллия" и "магнитофоны". Раньше вообще не был зна─ ком с советской бытовой техникой (за иск─ лючением нескольких моделей усилителей и колонок:).Интересно было почитать о теоре─ ме Ферма (к тому же она взята из нашей ме─ стной газеты).С нетерпением жду следующего номера. ────────────────────────────────────────── Был и трезвый отзыв: Elfh (Константин Елфимов): ────────────────────────────────────────── Я, признаюсь,очень был рад увидеть от тебя кучу работ в последне время. IG#8 полистал хоть и с интересом,но лично для себя поле─ зного практически ничего не обнаружил. Да, вот, разве что воксельный слон в одном из прошлых интро - опиши, как ты его сделал, - для следующего номера? Еще дам одну ссы─ лку насчёт реализации некоторых математи─ ческих функций - мне это показалось инте─ ресным: http://algorithm.narod.ru/. (Ред.: Пока не успел посмотреть.) Также должен сказать,что Baze все-таки вы─ пустил свой конвертер графики, скачать его можно отсюда: http://baze.au.com/bzither/ bzither-0-1.zip. (Ред.: Я поговорил с Baze, он обещал напи─ сать статью про свой метод конверсии, но пока не написал.) ────────────────────────────────────────── Ничего принципиально не имею против су─ ровых отзывов, но нижеследующий поток соз─ нания - просто шедевр.Оставлю его без ком─ ментариев. Думаю, каждый читатель найдёт в нём для себя какое-нибудь "откровение" (я нашёл 5) в тех областях, где разбирается больше всего.Сохраняю авторскую орфографию и авторскую же пунктуацию. SWW (S.W., A.E., Владимир Смирнов): ────────────────────────────────────────── В нумере IG#8, в рубрике "музона" был помещен любопытный обзор прежних советских стационарных кассетных магнитофонов. Пункт машин "Маяк-" ("231-233"),один из рекомендованых, "лучших", привлек мое вни─ мание, заставил остановиться и вернуться к теме. Вот,так сказать,в продолжение и раз─ витие темы "Маяк-231" и других,хочу выска─ зать ряд соображений: уточнений, исправле─ ний,справок. Автор статьи /и даже всей ру─ брики/, Splinter, справедливо напомнил,что кассетник - исторически первое для "Спект─ рума" средство внешней записи-считывания и хранения /не считая картриджей с той же лентой,под Interface-1/. Магнитофоны испо─ льзовались, и действительно, могут и далее применяться для той же цели. Ну и добавим, есть и вторая - с нашей, ZX,точки зрения - функция, назначение кассетных магнитофонов - воспроизв./запись музыки :) Отвлекусь немного. Вообще-то, в рубрику музона данного электронного /дискового, 5,25"/ журнала Info Guide почти не загля─ дываю. Поскольку здешние темы - не интере─ суют. Кодинг музыки (?),конкурсы и пати по очередным опусам... Нет, не надобно! И по─ тому, что "электронная музыка",как и "сте─ кляные цветы" - и не цветы, и не музыка. Да и потому, что сии "шедевры" ваяют чаще вообще не знакомые с муз-грамотой. Ну хотя бы захудалое музучилище! Не говоря уж про консерваторию.Так ведь нет,освоили, "осед─ лали" муз-редактор, и "скачут". За тысячу моцартов ужо в списке Alone Codera, о чем он поведал в своей ACNews. Тысяча "пианис─ тов"? Это уже не двое на том коне. Тысячу седоков несет "боливар-редактор"! Предста─ вили? Ну о-очень длинный Боливар!! Вывезет всех... Есть предложение,рекомендация:пусть ва─ ши "музыканты" - да сыграют в карты!По из─ вестному анекдоту.Или,по другому анекдоту, где просят "не стрелять в пианиста". Имен─ но - стрелять! Абы не мучался сам, не умея играть на клавишном, и не терзал бы других эдакой "игрой"! Плюс к тому, "музон" к статьям, к текс─ там,вреден,поскольку отвлекает и рассеива─ ет внимание. Внося этим вклад, например, в снижение успеваемости школьников и студен─ тов. (Выключи - дело-то лучше станет! Вот увидишь, студент или школяр.) Но главное: "электронная музыка" - не настоящая. Не музыка это, ребята!! Это так себе, "много шума из ничего", - но и не Шекспир. Не только мое мнение таково: Леонтьев в известных "Письмах" тоже выражал подобное настроение.Сообщая,что в своем компе давно стер муз-файлы. И всем посоветуем того же... Сделай DELETE, или KILL,ERASE - всем муз-файлам в своем компе! Как и в плеере. /Хотя это уже чуть экстремистская точка зрения./ И второе отвлечение от основной здесь темы. По поводу второй статьи Splintera в том же IG-8,в той же рубр.Он взялся распи─ сывать сборку-монтаж лампового стереоуси─ лителя,из двух...ч/б телевизоров.Не возра─ жаю! Это,видимо,игра. Включая шутливый тут надзаголовок: Hi-End. Всерьез имею что сказать, но скажу в другой раз. Идеи пока отстаиваются-отлеживаются. И это будет не "отстой", это будет "настойка". "Настой". Намереваюсь взять разные "хай-фай", "хай- энд", "хай-тек" и прочие "хаи", да связать - в одну охапку! Повязать-затянуть,и хоро─ шенько,со всех сторон расмотреть, "оптом". Поскольку так, "оптом",ясное дело,дешевле выйдет! ИНАчЕ ИХ ИЗЛИшНЕ ДОРОГО НАМ "про─ дают"!! Например, увеличивается без конца количество колонок в системе. "Прогресс", говорят нам... Да,прогресс..Но если бы при этом еще и увеличивалось число ушей слуша─ телей!! Так ведь нет!Два уха - и не более! Или вон именно сегодня в новостях пробала─ лаяли про будущее наше цифровое телевиде─ ние "через 10 лет". А то,мол,у большинства всего по 4 канала, а будет полсотни... Ах, рябята!Ах,Ресин!...Вот еще бы смотреть все эти каналы одновременно! Пожелаем вам,пра─ вительство, на том свете: смотреть все, и сразу! Ну а серьезно, вот о чем. Допустим, "донашний кинотеатр", 5 каналов и соотв.,5 колонок по всем углам... Но ведь под эти 5 каналов невозможны 5 параллельных носите─ лей или источников! Скажут,- цифровым спо─ собом; итого,сколь угодно... Тогда спрошу: вы не бывали в так называемой,"шумовой камере" для соответствующих испытаний на предприятиях??Там динамики,колонки сверху- снизу-слева-справа, рядами и столбцами... Куда идет многоканальный "прогресс"?? Вот сюда,в шумовую камеру!! Тоже - "много шума из ничего".И тоже - не Шекспир!! (Напомню, есть у него комедия с таким названием.) Высококачественная система - должна быть простой:две колонки,даже без разделе─ ния на полосы воспроизведения./Уши тоже разрезать?/ Простые решения, как и пове─ лось,- самые верные решения.Таким образом, Splinter - на верном пути. Даром,что игра─ ючи. Однако, перейдем к делу. В обзоре Сплинтера,в целом верном,и на─ деемся с ним, небесполезном, помимо, и до "Маяков" и прочих моделей,он дал несколько общих советов по восстановлению бытовой техники. Среди правильных идей по замене-ремонту кинематики, есть и ошибочная, или минимум, небесспорная идея. Речь о рекомендации за─ мены в старой бытовой технике, ВСЕХ элект─ ролитических конденсаторов. Опять же, "оп─ том", всех тех, кому - "за двадцать". Да, "электролиты",э/конденсаторы - самый нена─ дежный элемент аппаратуры. Хуже всех полу─ проводников!! Да, эти кондеры, при сроке службы около 20 лет (а дата изгот.- на их корпусе) - заслуживают замены, ВСЕХ СРАЗУ. Превентивная /упреждающая/ мера, профила─ ктический ремонт "с запасом".Много основа─ ний для того, поскольку у этих,эл-х конде─ ров, при большом сроке эксплуатации стано─ вится НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ,НЕИЗВЕСТНЫМ их "оста─ точный ресурс". Доводилось слышать мнение, товарищ рас─ сказывал. Он в рем-группе крупного завода; они обсуждали эту тему с рем-группой по профильн. технике одного из российских представительств фирмы "Сименс". Те гово─ рят,что если беретесь за ремонт аппаратуры со сроком службы уже 15-20 лет (кроме кон─ деров, дата стоит еще и на многих других комплектующих на плате),то имеет смысл,МЕ─ НЯТЬ ВСЕ "эЛЕКТРОЛИТЫ" - сразу,именно "оп─ том", устанавливая новые,тех же номиналов. Вот-вот! Твердое мнение. Надо полагать,хо─ роших "профи".Значительная доля истины.Од─ нако, не все так однозначно... Неск. лет назад покупал на р/толкучке портативный ч/б TV. Заметный вертикальный след на растре... Ладно,говорю,это наверно источник барахлит, заменю все электролиты прежде всего.А продавец и говорит:"С исто─ чником вы правы,импульсный,много раз ремо─ нтировался,надо попросту заменять его чем- то. А вот по поводу электролитических кон─ денсаторов - не советую! По крайней мере, надо менять по одному, включая и наблюдая результат." Позже призадумался. И верно! Да, ресурс старой техники,действительно,выработан.До─ пустим, есть печатные и прочие, непечатные плохие проводники, подразъеденые. Чуть тронь,и...Вот,и тронь! Худо-бедно,допустим работает,работал.А после такой основатель─ ной "хирургии" по всем электролитам,допус─ тим,перестал работать. И что? Куда ткнуть─ ся?? Этот вопрос "оптовой замены" электроли─ тов, полагаю,остается открытым. И к замене следует подходить,прежде всего,по принципу необходимой, МИНИМАЛЬНОЙ замены, в рамках ремонта, а не в рамках профилактики. Какая уж профилактика для древнего изделия?... Можно бы развить, кое-что добавить. Но на том остановлюсь. Надеюсь, все и сами видят множественные проблемы возле этой темы. Теперь, основная тут тема. Так-таки, и все-таки: маг "Маяк". Упомянутый Splin─ ter'ом, с небольшим обзором параметров и некот. особенностей схемы и конструкции, рекомендован, как едва не лучший. Вначале чуть дополню его обзор. Модельный ряд "Маяк-231"("-232","-233") - ряд магнитофонов, отличавшихся между со─ бой индикаторами (люминесцентные или стре─ лочные), и наличием или отсутствием встро─ еного УМЗЧ (вариант без УНЧ - магнитофон- приставка,стало быть). Кстати,для работы в составе со "Спектрумом",последний-то вари─ ант, маг-приставка, и будет лучше всего... Недостаток, типа громкого включения ме─ ханизмов - эт,полагаю,мы пережуем.Эта беда - не беда, бывают куда хуже. Хуже - микро─ схема-микросборка из четырех полевых /вро─ де/ транзисторов, на которых и построена схема автоматики.Полевики не вполне умест─ ны в схемах с индуктивной нагрузкой (элек─ тромагнитами),поскольку ударная противоЭДС коммутации,может "выбить" полевые транзис─ торы. Мне как раз и довелось заменять эту трамзисторную микросборку. Было в "Радио" что-то об автоматике тут.Не знаю,может все лучше,пока исправно. И тогда тут не след что-то делать. Или мо─ жно проверить "обратные" диоды в подобных схемах, и "усилить" их, запарралелить еще одним или более, того же типа. Однако, есть в "Маяках" один, серьезный "прокол". Речь пойдет о кинематике. Из-за одного уникального качества этих магнито─ фонов,они,как рекомендует Splinter,являют─ ся одними из лучших отечественных стацио─ наров - НО ТОЛЬКО ДЛЯ МУЗЫКИ, не для циф─ ровой записи-воспроизведения!!В чем дело?? Дело в типе, в классе электродвигателя. В "Маяках" применен асинхронный, двухфазный, кажется, "КД-3,5".Двухобмоточный,с конден─ саторным сдвигом фаз. "Высоковольтный",как отметил автор.К чему это привело? К ПОЛНО─ МУ ОТСУТСТВИю КАКОЙ-ЛИБО СТАБИЛИЗАЦИИ СКО─ РОСТИ ВРАщЕНИЯ двигателя!! На переменном токе,да на 127 вольтах,как понимаете,это и нелегко было сделать... При этом,если ЧАС─ ТОТА сети,которая тут является тоже "рабо─ чим параметром", может уйти, вроде,лишь до двух герц - по стандартам на "промышл. э/сеть" (причем, 2 Гц - предельное,аварий─ ное знач., а по факту, скажем, не более 1 гц), то на АМПЛИТУДУ сетевого напряжения, никто никаких гарантий не даст! Особенно зимой, или в сельской местности, при вклю─ ченных самопальных "козлах"-калориферах, в сети может быть куда менее 220 В!! Итого, воспроизведение будет "плыть". А если еще и запись сделаете при сети ниже номина─ ла... Ну вы понимаете, что я хочу сказать? - как в рекламе.Таким образом,с "Маяками", БЕЗ ИХ СЕРЬЕЗНОЙ ДОРАБОТКИ, над вами и ва─ шими записями на Спектруме, будет всегда висеть серьезная опасность!!... Надо заметить,что асинхронники - лучшие электродвигатели.Лучшие,будучи бесконтакт─ ными в электросиловой части. (Бывают в них еще термодатчики, тахогенераторы, и проч. слаботочные сигн. цепи.) Так вот. Если говорить о классах э/дви─ гателей, то не надо доказывать, что лучшие двигатели - бесконтактные.Таковых немного: асинхронные, синхронные,и шаговые (послед─ ние,можно сказ.,вариант синхронных).Будучи знакомым с тематикой станочных электропри─ водов,замечу,что процентов 90 потребностей покрыто коллекторными двигателями постоян─ ного тока. Как и во многих прочих исполни─ тельных механизмах. Поскольку "коллектор─ ные" достаточно хорошо сопрягаются с сило─ выми схемами (трехфазные тиристорные), и далее с управляющей электроникой.С др.сто─ роны,бесконтактные двигатели в электропри─ воде - это прогрессивное явление: синхрон─ ные или асинхронные. Особенно,асинхронные. Поскольку нет двигателя, лучше асинхронни─ ка! Но уж больно сложная схема управления им! Вот,к примеру,новосибирский ("Электро─ маш") станочный трехфазный электропривод "Размер 2М-5-2".Это кошмар! с ремонтом ко─ торого, говорят, не справлялись однажды и разработчики./!.../ Так вот. Привод на асинхронниках - луч─ ший по типу двигателя.Но он же...и худший! Вот, для "цифровых" целей. И хотя в элект─ ропроигрывателях, в "вертушках" 2-4 клас─ сов, как правило,ставили э/двигатели этого ряда, асинхронные ЭДГ-4, ЭДГ-6, то там был и ряд смягчающих обстоятельств. Во-первых: там хотя бы нет режима "записи", фиксации, пусть, плавающей фонограммы. Во-вторых,это был давний этап неответственной, бытовой техники "слабых" классов. В третьих, это окупалось ценой. Однако, для магнитофона, - асинхронник?... Можно,но...Как не пришла в голову разработчикам необходимость ста─ билизации? Трудно? Но надо,Федя! Надо было стабилизировать. Как? Их проблемы! За то зарплаты получали. Как не позаботились для этих аппаратов "второй группы сложности", /первая цифра обозначения/,которая,по этим новым тогда обозначениям,в 80-х,соответст─ вовала прежним аппаратам "первого класса". "Ноблесс оближ"! Однако,нет...И вот,теперь проблемы:для музона "Маяки" пойдут вполне, даже действительно,как лучшие,в соответст─ вии с рекомендацией Сплинтера. А вот для цифровой записи/ воспроизведения - эти ма─ ги без /сложной!/ доработки непригодны! Все понятно?? И думаю,кому понятно,сог─ ласятся с налич. пробл. "Что делать?" Надо делать усилитель мощности,УМ, "УМЗЧ" - для этого, штатного тут асинхронного двигателя КД-3,5. Со стабильным ПИТАНИЕМ, и при ста─ бильном (но подстраиваемом) ГЕНЕРАТОРЕ, он обеспечит стабильную скорость ленты магни─ тофона. УМ нецелесообразен на высоковольт─ ных транзисторах. Поскольку, напр., номен─ клатура отечественных высоков-х средней мощности,мала: КТ506,кажется. Для мощности в единицы ватт, ряд КТ8ХХ будет ИЗБЫТОчЕН (напр.,КТ838,КТ846) - и по мощности,и осо─ бенно по габаритам. Надо делать УМ - на "обычных" транзисторах, ряда КТ814-КТ817, с повышающим трансформатором на выходе. Интегральные мощные УМЗЧ серии К174 (либо импортные, еще более мощные) - тут нецеле─ сообразны: они не расчитаны на индуктивную нагрузку. В журнале "Радио" публиковались в 70-х (80-х - ?) описания и схемы под перемотку асинхронников под низковольтные усилители. Этим путем лучше не ходить: это сделает двигатель неремонтопригодным под "ремонт заменой".(Да и не предполагалась его пере─ мотка в эскплуатации.) "Дешевле", удобнее, практичнее мотать /как и перематывать/ трансформатор, чем двигатель. Верно?? Прочее - без проблем.Скорость выставить с мерной кассетой:по записанному на другом магнитофоне тону 440 гц (или люб. др.). С частотомером, или сравнивая на слух с дру─ гим генер. (др. магнитоф. при воспр.) Конденсаторный сдвиг фаз этих маломощ─ ных движков,при таком подходе можно бы за─ менить, обеспечив ДВУМЯ усилителями,на обе обмотки двигателя - нужные амплитуды (из─ мерив предварительно под сетевым включени─ ем). Сдвиг фаз создать ПО ВХОДАМ этих уси─ лителей - маломощными малогабаритными RC- цепочками. (Иначе - тут бумажный конденса─ тор и проволочный рез.) Но на это решение ИДТИ НЕ СЛЕДУЕТ: вместо второго усилителя (тоже с трансформатором на выходе),дешевле поставить ту же,прежнюю цепочку:с бумажным кондером и проволочным сопротивлением. По крайней мере,один "двигательный" УМ, усилитель мощности - необходим, если дора─ батывать "Маяк-ХХХ" под цифровую работу. Генератор на его входе должен иметь стаби─ льное питание, и многооборотный подстроеч─ ный потенциометр для установки частоты. Хотя и без контура автоудержания скорости, это уже обеспечит МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ условия для "цифровых" целей. В остальном идеи исходной статьи прием─ лемы. Надо надеяться,что при смазке "всего механизма", как рекомендовано,никто не до─ думается смазать резиновые детали! Иначе проскальзывания обеспечены, причем удалить масло с резины крайне трудно; хоть ставь тогда новую резину: пасики,обрезиненые ро─ лики. И еще вызывает легкое недоумение реко─ мендация "легко купить" все нужные детали для ремонта:тонвал /ведущий вал/,прижимной ролик, прочие ролики и фрикционы, пассики. Едва ли нас ждут эти детали в магазинах: "поезд" этой техники все же "давно ушел". Вероятнее,более реально - из двух одинако─ вых некондиционных аппаратов,собрать,уком─ плектовать один исправный.Найти некондицию можно всегда: на радиотолкучке, или через объявление в "Из рук в руки". Если имеете один "Маяк", то вот тогда надо искать вто─ рой, "донор". Можно бы еще дать несколько мелких со─ ветов,но пока на том на сегодня остановим─ ся. Пользуясь случаем, хочу попросить: по─ могите со схемой на радиолу "Вега-323-сте─ рео". Если есть лишний экземплер или ксе─ рокс, прошу, перешлите мне через редакцию Info Guide. ────────────────────────────────────────── Желающим могу дать адрес SWW.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября