Voyager #04
19 февраля 1999
  Железо  

PROFI CLUB - Схема полной дешифрации портов расширенной памяти для Profi и не только...

<b>PROFI CLUB</b> - Схема полной дешифрации портов расширенной памяти для Profi и не только...
(C) Musa Khaybullin/Star Vision 
Music: BY ZHENYA/ZER0 
───────────────────────────────────────────────────


     ╔════════════════════════════════════╗ 
     ║                              ║ 
     ║  Схема полной дешифрации портов  ║ 
     ║   расширенной памяти для Profi   ║ 
     ║          и не только...         ║ 
     ║                              ║ 
     ╚════════════════════════════════════╝ 



     Начнем немного с истории... Примерно летом
1994 года у меня появился Профи v3.2 со 128 Кб
ОЗУ (уже 3 по счету компьютер!, а начинал я с 48
"Ленинграда"). Со 128 Кб я просидел недолго, где-то
до середины 1995 года, а потом, поменяв 2 линейки
РУ5 на РУ7, стал наслаждаться работой в 512 Кб
режиме: гонял CP/M и iS-Dos в рам-диске. Вскоре я
часто стал замечать, что некоторые проги, в особен-
ности музыкалки, очень не любили включенных 512 Кб.
Очень скоро выяснилось, что авторы этих самых про-
грамм обращались не совсем корректно :-( к 128 па-
мяти и музыкалке, в следствии чего срабатывал порт
расширений у Profi - самопроизвольно включался рас-
ширенный экран, отключалось ПЗУ и т.д. 

     В середине 1996 года у нас в Ташкенте появил-
ся 16 номер Spectrofon'a, где в разделе "Конструк-
тор" Кириллом Громовым приводилась очень удобная
схемка по устранению данных глюков. Быстренько ус-
тановив ее, я долгое время наслаждался работой в
Honey Commader'e с резидентом в памяти ;-). Прибли-
зительно в это же время стали появляться програм-
мы, использующие 6 и 7 биты порта #7FFD для ра-
боты с памятью  512 Кб. В скором времени я его
тоже себе установил. И столкнулся с самым большим
глюком на белом свете! Eсли использовать дешифра-
цию от стандартного #7FFD для этого порта, то во-
обще переставал работать Digital Studio и ему по-
добные музыкальные редакторы, хотя авторы гаранти-
ровали 99% совместимость и безглючность работы
этого порта. В общем, если раньше мне изредка (по-
сле доработки) приходилось выключать расширенную
память, то после установки #7FFD, это приходилось
делать с каждой 4-ой программой. Вскоре это мне
зверски надоело, и на этот порт я установил полную
дешифрацию. 


     Через некоторое время мой знакомый указал
мне на некоторые очень приятные особенности порта
АТМ-TURBO 2+ - #FFF7. Он мог быть всегда (!) вклю-
чен, его не приходилось постоянно выключать, как ос-
тальные порты расширенной памяти, и это ни коим
образом не влияло на работу всех (!) без исключения
программ. И, что самое классное - его поддерживал
Honey Commander. В скором времени этот порт тоже
у меня стоял. При этом мне пришлось использовать
столько микросхем мелкой, и не только, логики, что,
посмотрев на свое детище, мне стало тошно... Какой
бы большой не была плата Профи, вешать столько
корпусов мне было жалко. :-(


     После долгих раздумий было решено загнать
больше половины микрух в РТ4'ые, они здорово эко-
номили место, хотя и больше "кушали". В результате
чего и появилась схема, которую в текстовом форма-
те можно найти в ПРИЛОЖЕНИИ нашего журнала. 


     Вот список использованных деталей: 
┌─────────────────────────┬─────────────────────┐ 
│ D1,D4,D8 - K556РT4   D2   - К555ТМ8  │ 
│ D3,D10  - К555ТМ2   D5   - K555ЛН1   │ 
│ D6      - К555ТМ9   D7,D9 - К555ЛЛ1   │ 
│ D11     - К555КП11   R1-R9 - 1,5 кOm.   │ 
└─────────────────────────┴─────────────────────┘ 


     Выхода Q0, Q1, Q2 нужно подавать туда, куда
раньше шли биты с триггеров управления памятью, в
случае с Профи, на входы ЛИ3. 


     Выходы с D1 означают следующее: 
 12 ножка - сигнал выборки порта полной дешифра-
           ции Профи и АТМ-TURBO 1; 
 11 ножка - сигнал выборки порта полной дешифра-
           ции Пентагона 512; 
 10 ножка - сигнал выборки порта полной дешифра-
           ции Scorpion 256; 
 09 ножка - сигнал выборки порта неполной дешифра-
           ции Spectrum 128. 


     9 ножка м/с D1 нужна только для того, чтобы
высвободить лишние элементы на плате и использо-
вать их потом по своему усмотрению. 

     Прошивка м/с D4 заключает в себе целую кучу
ЛЛ1. Поэтому, у данной схемы есть свои особеннос-
ти - если включил бит по какому-нибудь порту, то
изволь его выключить перед обращением к другому
порту расширения. Хотя с этим Вы вряд ли столк-
нетесь, ведь драйвера автоопределения памяти тести-
руют память по очереди, и если какой-то порт най-
дется, то с ним они и будет работать. 

     Теперь я раскажу вам о некоторых особеннос-
тях работы порта #FFF7, например, чтобы включить
какую-либо страницу памяти, нужно записывать в бит
"0", а не "1", как обычно. 

     Когда Вы установите себе эту схему, то про-
тестить ее можно будет с помощью Test v4.21 от
CompoWellcome, который находится в приложении жур-
налa. В приложении также находятся прошивки РТ4,
соответственно: 
 в D1 - RAS512, 
 в D4 - 512SMS, 
 в D8 - PRFFF7, которые указаны в схеме и моя
прошивка РФ5 для Профи v3.2 с "Пентагоновским"
INT'ом и широким бордюром. Ну а дальше, надеюсь,
все, вроде бы, должно быть понятно. Если возникнут
какие-либо вопросы, пишите мне на фидошный адрес
2:5085/1.65 на имя Musa Khaybullin aka Star Vision.


                 *  *  * 


               Приложение #1. 
               ────────────── 


           Порты расширенной памяти: 
┌══════════════════════┬═══════════════════════┐ 
│    #7FFD (write):   #1FFD:       │ 
├══════════════════════┼═══════════════════════┤ 
│ bit 0 - PAGE 0    bit 0 -            │ 
│ bit 1 - PAGE 1    bit 1 -            │ 
│ bit 2 - PAGE 2    bit 2 -            │ 
│ bit 3 - SCREEN 0/1 bit 3 -            │ 
│ bit 4 - ROM 0/1    bit 4 - EXT PAGE 0 │ 
│ bit 5 - BLK PORT  bit 5 -            │ 
│ bit 6 - EXT PAGE 0bit 6 -            │ 
│ bit 7 - EXT PAGE 1bit 7 -            │ 
├══════════════════════┼═══════════════════════┤ 
│    #FDFD/#DFFD:   #FFF7 (из Tr-Dos):  │ 
├══════════════════════┼═══════════════════════┤ 
│ bit 0 - EXT PAGE 0bit 0 -            │ 
│ bit 1 - EXT PAGE 1bit 1 -            │ 
│ bit 2 - EXT PAGE 2bit 2 -            │ 
│ bit 3 -           bit 3 - EXT PAGE 0 │ 
│ bit 4 -           bit 4 - EXT PAGE 1 │ 
│ bit 5 -           bit 5 - EXT PAGE 2 │ 
│ bit 6 -           bit 6 - ROM -> #C000│ 
│ bit 7 -           bit 7 -            │ 
├══════════════════════╧═══════════════════════┤ 
│           #FFE7 (из-под Tr-Dos):         │ 
└════════╤═════════════════════════════╤═══════┘ 
       │ bit 0 - EXT PAGE 3      │ 
       │ bit 1 - EXT PAGE 4      │ 
       │ bit 2 - EXT PAGE 5      │ 
       │ bit 3 - EXT PORTS ОN/OFF│ 
       │ bit 4 - INT FIRM/PЕNT    │ 
       │ bit 5 - ROM DISK ON/OFF  │ 
       │ bit 6 - ROM PAGE 0      │ 
       │ bit 7 - ROM PAGE 1      │ 
       └─────────────────────────────┘ 



Другие статьи номера:

Информбюро - О планах редакции журнала.

Авторы - Авторы журнала и контакты редакции.

Информбюро - Путеводитель по журналу.

Лоцман - О игре MECHANIC WARS.

Лоцман - О игре Homer Simpson в России.

Лодырь - Полное прохождение игр MONSTRLAND и Homer Simpson в России.

Юмор - смайлы - неофициальный словарь улыбок.

Юмор - аббревиатуры, популярные на сетевых просторах.

Калейдоскоп - новости из мира Спектрума.

История - Авторская аннотация игры HOMER SIMPSON В РОССИИ.

Размышления - Что произойдет с компьютерами в ближайшем будущем в России.

Калейдоскоп - Презентация файлового менеджера NeOS Commander v.0.1alpha

Интервью - интервью с Романом Петровым - Megus/Brainwave X-Project из группы Star Group.

Калейдоскоп - ежегодный виртуальный фестиваль компьютерного искусства Artcomp-99 отменяется.

Тусовка - Chaos Construction 999 в лицах.

Тусовка - Chaos Construction 999 - официальные результаты.

Тусовка - DOXYCON 1999 - официальные результаты.

РАзмышления - New-Age-Computer или компьютер XXI века.

PROFI CLUB - Схема полной дешифрации портов расширенной памяти для Profi и не только...

Лаборатория - Подключение HAYES-модема

Калейдоскоп - NeOS - новая опеpационная система для Спектpума

Калейдоскоп - NeOS - описание стандартных функций.

Лаборатория - Kак конвеpтиpовать гpафику PC or Amiga на Спектpум

Юмор - фидошные приколы.

Юмор - рассказ 48 УТЮГОВ.

Юмор - толковый словарь АК-47

Реклама - Реклама и объявления ...


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Лоцман - Описание-проходилка игры Иван-царевич.
Sketches among the Ruins of my Mind - Прoшлo нe тaк yж mнoгo врemeни c выхoдa пятoгo нomeрa, кoтoрый, cyдя пo oтзывam cцeны, пoлyчилcя camыm yдaчныm.
ZXNet - Информация по сетям в городе Екатеринбурге и его окрестностям.
От авторов - Не станем рассказывать о тех трудностях, с которыми столкнулась редакция при создании третьего номера Оберона.
От редакции - Что еще новенького?

В этот день...   21 ноября