ZX Format #02
30 ноября 1995
  Железо  

Железо - Производители: Create Soft - Возвращаясь к напечатанному

<b>Железо</b> - Производители: Create Soft - Возвращаясь к напечатанному
Возвращаясь к напечатанному

     или НОВЕНЬКОЕ-С-ДУШКОМ


(C)  Максим Романов  1995

________________________________


   Автор  предупреждает,  что  в
статье  изложено его личное мне-
ние, которое может не совпадать,
и,  в  большинстве  случаев,  не
совпадает. Ни с чем.
        ________________


   Привет  всем !
   Это  я  -  Романов Максим. Ну
вот я и доделал долгожданную иг-
ру и даже выпустил ее в продажу,
в  связи  с чем у меня появилось
немного  свободного времени, и я
решил  написать статью по поводу
статьи  С.Зонова  в разделе "Что
новенького?" (ZX-Format #1), бо-
лее  всего смахивающей на рекла-
му,  и напомнившей мне некое ин-
тервью  с г-ном Зоновым на стра-
ницах  ZX-РЕВЮ.  Но главное не в
этом,  -  Зонов, рекламируя свой
товар,  поливает  грязью чужой и
заводит  пользователей  в тупик,
выдавая  им  фантастические воз-
можности своего товара и не ука-
зывая, сколько же надо потратить
денег, дабы получить эти возмож-
ности!  Да  и  нужны ли они так,
как   кажется   г-ну  Зонову?  В
большинстве своем это чрезмерная
нагрузка,  ведущая  к чрезмерным
тратам пользователя.
   Дабы   не  быть  голословным,
приведу пример.
   ИНТЕРФЕЙС  KEMPSTON  MOUSE  +
IBM  PC KEYBOARD+... Сам по себе
интерфейс мыши - это хорошо, г-н
Зонов сделал вроде все грамотно,
-   интерфейс  понимает  дешевые
пассивные  мыши и дорогие актив-
ные, которые, в основном, не мо-
гут  обеспечить  те динамические
характеристики,  которые обеспе-
чивают пассивные. Кто-нибудь мо-
жет  заявить:  "Пассивные мыши -
это  бред, кроме поисковых ника-
ких  не существует, а активные -
это вещь!" Тут можно сказать од-
но:  да, у нас в стране активные
мыши  получили  наиболее большое
распространение  (в  основном на
IBM), за счет того, что для под-
ключения  оных  не  надо ставить
дополнительных карт как например
для  BUS-MOUSE (пассивная мышь в
интерпретации IBM), ведь в боль-
шинстве  компов  уже  стоит один
или   несколько  COM  портов  на
мультикарте,   да  и  добавление
лишнего железа вносит определен-
ный  конфликт.  У  меня был один
знакомый,  который  купил SOUND-
BLASTER,  и  этот бластер у него
конфликтовал  с  мышой (serial),
поэтому,   если  игра  требовала
мышь - человек отключал бластер,
а если хотел поиграть с музыкой,
то приходилось отключать мышь...
Маразм  ? Но на Спектруме такого
вряд-ли  кто  дождется. В общем,
опираясь  на  свои  наблюдения я
(это  мое,  и только мое мнение)
не   был   удовлетворен  работой
Serial  Мыши (активной), она при
маленькой частоте опроса работа-
ет  в принципе нормально, но при
повышении частоты, ее динамичес-
кие   характеристики   несколько
ухудшаются.  Это  связано, в ос-
новном, с тем, что активная мышь
использует  для обмена данными с
компьютером    интерфейс    типа
RS-232, со скоростью обмена 1200
бод, (в зависимости от типа мыши
передается  3 или 5 байт данных,
чего  вполне достаточно для PC).
При  такой скорости передачи по-
лучается, что в секунду в интер-
фейс  передается в лучшем случае
150 байт, и их вполне достаточно
для частоты опроса 50гц (и мене-
е),  но  при  увеличении частоты
(для быстрого рисования), вы по-
лучите  тот  же результат, что и
при  50гц. Для лучшего понимания
происходящего, немного углубимся
в  принцип  работы serial-mouse:
после передвижения мыши, на мик-
ропроцессор в мыше поступают им-
пульсы счета. Процессор во внут-
ренних регистрах вычиляет смеще-
ние  от  предыдущей координаты и
посылает в линию соответствующий
код: 3 байта для Microsoft mouse
(2  кнопки),  и  5  байт  для 3х
PC-AT  mouse (3 кнопки). Следует
заметить, что координаты и кноп-
ки передаются только при измене-
нии  состояния (физического) мы-
ши, будь то нажатие кнопки , или
сдвиг,  ну,  скажем,  вправо. Из
всего  этого видно, что при ско-
рости  1200 бод и частоте опроса
50гц  контроллер  успевает выда-
вать  процессору  действительные
координаты, тогда как при увели-
чении частоты опроса, процессору
будут  выдаваться предыдущие ко-
ординаты, так как старое переме-
щение  хранится  в  регистрах, а
новое  еще  не успело передаться
из-за ограниченной скорости. Вот
и  получаются такие своеобразные
ломанные  линии, вместо плавных,
даже при увеличенной частоте оп-
роса.  Такую мышь можно сравнить
с  длинной  веревкой : если один
человек  возьмется  за  один,  а
второй  - за другой конец верев-
ки,  и  второй  начнет ее быстро
дергать  взад-вперед, то до пер-
вого  дойдут  далеко не все дер-
ганья веревки. А вот если бы ве-
ревка  была  короткой, то первым
были бы восприняты абсолютно все
колебания.
   Ну  а  пассивная мышь с соот-
ветствующим  контроллером позво-
ляет наиболее четко изменять ко-
ординаты,  независимо от частоты
опроса,  и скорости передвижения
мыши ( максимальная скорость пе-
редвижения мыши порядка 1.5 мет-
ра  в  секунду)  ведь ей не надо
дважды преобразовывать координа-
ты.
   Активная  мышь - наиболее по-
пулярная   и   довольно  дорогая
(8-15$),  а  пассивная,  распро-
странненая  куда меньше, гораздо
дешевле (вспомните, что в актив-
ной  стоит  сочный ЧИП-микропро-
цессор,  а  в  пассивной дешевая
логика (1-2 корпуса)). Мне дове-
лось видеть супер мышь за 15$! К
тому  же  на serial-mouse обычно
две  кнопки, что неприемлемо для
некоторых  программ,  хотя  и на
пассивных  мышах тоже бывают две
кнопки  (кроме  советских,  - на
них я никогда не видел меньше 3х
кнопок).
   Теперь  несколько  слов о PC-
KEYBOARD... Сама клавиатурка не-
дурна,  я  против  нее ничего не
имею. Но у меня есть свое мнение
насчет  целесообразности данного
вложения  (вложение  не такое уж
маленькое,  однако  15-20$). Не-
сомненно, 101/2 клавиши это луч-
ше  40, и лучше, чем 58. Куда уж
им!  Одно неудобство, - на кноп-
ках  кроме стандартного алфавит-
но-цифрового  набора ничего нет!
И  БЫТЬ  НЕ МОЖЕТ! Потому-что на
PC  более и не надо. НО! Тут вам
не  там!  На  Спектруме  принята
немного другая идеология клавиа-
туры,  чем  на других машинах. Я
не про то, что на Спектруме кла-
виатура другого цвета или формы,
а  про то, что на кнопках помимо
основного   символьного   набора
есть   еще   стринги  операторов
(PRINT,  RANDOMIZE,  COS, STEP и
т.д.), чего не найти на писюшной
клавиатуре.  Конечно,  ко  всему
можо привыкнуть, но зачем делать
неудобство, и потом с гордым ви-
дом  к  нему адаптироваться? Не-
сомненно  многие,  кто  поставил
себе писишную клавиатуру, стави-
ли  ее глубоко подумав (или зом-
бировавшись  рекламой  и  словом
"IBM"),  для работы, ну, скажем,
в  IS-DOS  (текстовые редаторы и
т.д.) Для них (конечно, если они
ничем  другим не занимаются) ко-
нечно   небыло  труда  запомнить
расположение кнопки "R" ,"J" или
"L"  с ентером... Но другим, кто
купил   не   подумав,   пришлось
столкнуться  с  проблемами типа:
долго  искать нужные операторы и
математические  функции  в стан-
дартном  бейсике  (интересно,  в
чем  же еще можно произвести вы-
числения?);  путаются  регулярно
кнопки  CTRL,  SHIFT, ALT; также
есть  небольшие неудобства, свя-
занные  с  немаленьким  размером
клавиатуры  (держать ее на коле-
нях неудобно, а на столе еще не-
удобнее).  Г-ну Зонову, для луч-
шей  конкурентоспособности,  или
для большей покупаемости, непло-
хо  было бы сделать наклеечки на
клавиши  с  синклеровской марки-
ровкой,  а то получается, вы ку-
пили  супер-калькулятор,  но  на
нем кроме цифровых кнопок ничего
не  подписано,  вот и гадай, где
та  самая  нужная  функция, ради
которой  и  покупался  весь этот
калькулятор.  
   Ну  вот, вроде с клавиатурами
разобрались,  и  подошли  к моей
любимой  теме:  разборка  самого
интерфейса в целом!
   Начнем  с  малого.  Г-н Зонов
ставит огромный, прямо-таки жир-
ный  плюс напротив того, что ин-
терфейс  может эмулировать мышью
любой  джойстик, и плюс поменьше
напротив  сочной  функции  AUTO-
FIRE.  На  мой  взгляд  эмуляция
джойстиков  - это вчерашний день
(интересно сам Зонов пробовал во
что-нибудь  поиграть с эмуляцией
джойстиков?).  Прошло  то время,
когда   умельцы-одиночки   купив
где-нибудь мышь от ЕС, и вставив
в  нее пару микросхем подцепляли
ее  вместо  джойстика,  с  дикой
гордостью  на  лице.  Ах-ах!  Не
только прямые и диагонали теперь
они    могли    вырисовывать   в
ART-STUDIO!  Но прошло то время,
и  пришли более "нормальные" мы-
ши.  Типичный пример : "KEMPSTON
MOUSE"  подключался тоже к порту
KEMPSTON, но работал на принципе
схожем  с  сегодняшними  мышами,
элементарная часть была упрощена
до минимума, в основном, ее роль
выполняло  программное обеспече-
ние.  Недостатком  ее  было  ма-
ленькое   количество   программ.
Точнее   была   одна   программа
"MOUSE  STUDIO" (C) DEVID, и са-
мым   главным   недостатком  был
принцип опроса. Процессору необ-
ходимо  было тратить практически
все свое время на обработку сиг-
налов  от мыши, поэтому ни о ка-
ких  адаптациях  под  нее игр не
могло быть и речи. Но вот прошло
время, и появился наиболее удач-
ный  из всех ранее увиденных ин-
терфейсов: KEMPSTON MOUSE INTER-
FACE (совместимый, между прочим,
с  фирменным интерфейсом, а сле-
довательно  и  с программами). В
связи  с тем, что вышеупомянутый
интерфейс  имел  небольшую стои-
мость,  простую  установку,  под
него  было  адаптированно немало
программ,  как  игровых,  так  и
системных.  Практически не оста-
лось  программ, загружая которые
пользователь  вздыхал-бы: Вот бы
сюда мышь вставить! Добрые прог-
раммисты давно уже все передела-
ли,  даже немного перестарались,
и  адаптировали то, что с мышкой
смотриться  пущим  маразмом  (не
буду  называть кто и что). И вот
г-н Зонов, спустя год, заявляет,
что  его  мышь  хороша  тем, что
эмулирует  джойстики! (ФУ!). Не-
сомненно,  надо  отдать должное,
что  в зоновском интерфейсе есть
такая   полезная   функция   как
AUTOFIRE.  НО!  Для этого, как и
для эмуляции джойстиков надо ку-
пить   ОБЯЗАТЕЛЬНО   клавиатуру!
Иначе  вы не сможете переключить
режимы!  Это типа того: Вы идете
в магазин купить велосипед с яв-
ным   намерением  на  нем  пока-
таться. Придя в магазин и запла-
тив   денег  (немало,  велосипед
все-таки) вам дают почему-то са-
мокат, да к тому же без колес...
На  нормальный  вопрос  "как  на
этом, извините за выражение, ка-
таться?",  вам разумно отвечают,
что, дескать, можно купить коле-
са  и  педали  с сиденьем за от-
дельную  плату, и получиться ве-
лосипед... То же и у Зонова. По-
купаете  интерфейс мыши (15$), к
нему  саму  мышь  (10$),  и если
совсем  приспичит,  - клавиатуру
(18$) чтобы эмулировать джойсти-
ки,  и иметь обещанный AUTOFIRE.
Вообще,  при несложной калькуля-
ции,  те удобства, которые пред-
лагает г-н Зонов (15+10+18=43$!)
выливаются  в 43 (да, сорок три)
доллара.  Если  перевести  это в
рубли, то вообще волосы вылезут!
Почти  столько стоит плата Скор-
пиона.  Наша  мышь целиком стоит
10$,   это   включая  интерфейс,
мышь, диск и гарантию! Попробуй-
те сравнить 43 и 10...
   Ко   всему   прочему   наглой
ложью, с целью замарать окружаю-
щих  в  статье  было выдано, что
нашу  мышь, дескать, нельзя под-
ключить к Скорпиону! Можно! Под-
ключить  легко и просто! И после
подключения    через   системный
разъем,  у  вас системный разъем
остается  СВОБОДНЫМ для дальней-
шего  подключения  периферии.  К
остальным компьютерам подключить
легко,   главное  следовать  не-
большой  инструкции,  и  если не
поможет  -  обратиться  по месту
приобретения интерфейса! Вообще,
меня  немного  взбесило, то, что
весь  этот  интерфейс был назван
новой разработкой. Интерфейс мы-
ши  уже более года как не новый,
клавиатура  -  тоже.  Такой микс
мне напоминает то, что твориться
на  сегодняшний день в софт-сек-
торе   (программном).   Приходят
"НОВЫЕ"  игры,  в основном 1989-
1992,  реже - 93 года выпуска. С
ними  приходят  довольно  старые
игры,  но  в новом оформлении (в
загрузке),  и со вставленной му-
зыкой...  То же у Зонова: старая
вещь  +  старая  вещь  =  крутое
новье!!!  Разумно  предположить,
что  через  некоторое  время г-н
Зонов придумает что нибудь новое
(или  украдет как всегда чью-ни-
будь  идею,  тут же забыв, у ко-
го),  или  найдет какое - нибудь
старье типа светового пистолета,
и,   раздув   до  невозможности,
скрестит его , ну скажем со сво-
им манипулятором мыши, и напишет
еще  одну статью, где он расска-
жет, как здорово лежать на дива-
не  с  пистолетом  от  Денди, и,
стреляя  по экрану, писать прог-
раммы на бейсике. Или не на бей-
сике,  кому что нравиться... Ис-
пользуя  его  супер-новый интер-
фейс...

   На  сем  разрешите  закончить
данный  обзор "новенького-с-душ-
ком".
________________________________



Другие статьи номера:

IS-DOS - Информация: новости в мире IS-DOS

IS-DOS - Как это сделано No 2

IS-DOS - начинающим No 2

IS-DOS - пользователям No 2

IS-DOS - программистам No 2

Ассемблер - Ассемблер для чайников

Железо - Доработки: Пеpеключатель turbo/normal для Scorpion ZS-256-Turbo

Железо - Переферия: презентация звуковой карты General Sound.

Железо - Производители: Create Soft - Возвращаясь к напечатанному

Железо - Производители: KAY - Турбирование Spectrum - машин

Игрушки - Новелла: 48 Утюгов.

Игрушки - По полочкам: Carrier Command.

Интервью - интервью с Сергеем Зоновым и Андреем Ларченко

Информация - Авторы журнала

Информация - От авторов

Информация - Помощь

Информация - Чёрный ящик

Конкурс

Отдохнём - Нечто: Нервная работа

Почтовый ящик - Доска объявлений

Почтовый ящик - Письма читателей

Премьера - Digital Studio v1.12

Программистам - Basic для всех.

Разное - Из истории Амиги.

Разное - Перспективы П/О.

Системы - музыкальный редактор Instrument 3.01

Что новенького - Обзор новинок: Night Hunter, Extreme, Grell & Falla, Duck Out, Internationl Ninja Rabbits, Italian Super Car, Sly Spy Secret Agent, The Turn, Sextris.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Обзор ПО - Обзор новинок: Head Ball
Сказочка - по мотивам Sim city.
Help - управление журналом.
Сделай сам - RC-фильтр для понижения шумов телефонной линии.
Игры - TOWDIE.

В этот день...   20 апреля