ZX Format #02
30 ноября 1995

Ассемблер - Ассемблер для чайников

<b>Ассемблер</b> - Ассемблер для чайников
Ассемблер для чайников.

             (#2)


(C)  Михаил Спицын  1995

________________________________


            Флаги


   Регистр "F" процессора  назы-
вается флаговым. Что это такое ?

   Флаг - это  переменная, кото-
рая может иметь два состояния, -
установлено  (равно  единице)  и
сброшено  (равно нулю).  Поэтому
регистр "F" можно  рассматривать
как набор восьми флаговых битов.
Мы  можем  использовать  только
четыре из них:  флаг нуля,  флаг
переноса, флаг знака и флаг чет-
ности-переполнения.


    Арифметические операции.


   Арифметика - наука  весьма  и
весьма  полезная,  мы  постоянно
что-нибудь считаем:  складываем,
отнимаем,  делим,  умножаем.   О
том, как  сделать это на ассемб-
лере, мы сейчас и поговорим.

   Начнем мы с самого  простого,
прибавим  единицу к чему-нибудь,
например к регистру "А":

********************************
  LD A,NUBER
  INC A
  RET
********************************

   Как видите, это очень просто,
для  этого  существует  команда
"INC" - инкремент (увеличение на
единицу), после  нее  идет  опе-
ранд, т.е. какой-нибудь  регистр
или регистровая пара:

********************************
  INC A          INC HL
  INC H          INC DE
  INC E          INC IY
  INC E          INC (HL)
  INC (IX+N)     INC (IY+N)
********************************

   Если Вам нужно  увеличить  на
единицу какую-либо ячейку  памя-
ти, то следует поступить так:

********************************
  LD HL,ADDRES   LD IX,ADDRES
  INC (HL)       INC (IX+0)
  RET            RET
********************************

   Первый  вариант  работает бы-
стрее и удобен, если работа идет
с одной ячейкой  памяти, но  если
вы  работаете в таблице, то  это
не экономично и некрасиво. Срав-
ните:  нам  нужно  увеличить  на
единицу  первый, пятый и десятый
байты в таблице:

********************************
  LD HL,TABL+1   LD IX,TABL
  INC (HL)       INC (IX+1)
  LD HL,TABL+5   INC (IX+5)
  INC (HL)       INC (IX+10)
  LD HL,TABL+10  RET
  INC (HL)
  RET
********************************

   Все, что сказано выше о  уве-
личении на единицу,  справедливо
и   для   декремента,  т.е.  для
уменьшения на единицу:

********************************
  DEC A          DEC HL
  DEC L          DEC IX
  DEC H          DEC DE
  DEC E          DEC BC
  DEC D          DEC IY
  DEC C          DEC IX
  DEC B          DEC (HL)
  DEC (IX+N)     DEC (IX+N)
********************************

   А теперь предположим, что нам
надо увеличить регистр "A" не на
единицу, а скажем, на десять:

********************************
  LD A,NUMBER
  ADD A,10
  RET
********************************

   Складывать можно регистр  "A"
с числом и другими регистрами  и
с ячейкой  памяти,  адресованной
регистровыми парами "HL", "IX" и
"IY".  Так  же  можно складывать
регистровые пары с "HL", "IX"  и
"IY".

(PureBasic - файловая система)

********************************

  ADD A,N        ADD A,(HL)
  ADD A,A        ADD A,(IX+N)
  ADD A,B        ADD A,(IY+N)
  ADD A,C        ADD HL,HL
  ADD A,D        ADD HL,BC
  ADD A,E        ADD HL,DE
  ADD A,H        ADD HL,SP
  ADD IX,IX      ADD IX,BC
  ADD IX,DE      ADD IX,SP

********************************

   Как видите, набор команд дос-
таточно  велик.  При  выполнении
этой  команды  может  возникнуть
ошибка:

********************************

  LD A,45
  LD B,230
  ADD A,B
  RET

********************************

   Сумма "А" и "В" превысило 255
и поэтому в "А" окажется не 275,
а 20 (регистр "А" не резиновый);
чтобы  мы  знали, что  произошло
переполнение, процессор устанав-
ливает  флаг переноса в единицу.
Остается только проверить его.

   Подобно  тому,  как  у  "INC"
есть "DEC", у  "АDD"  тоже  есть
"парочка", это  "SUB",  и  у нее
имеются свои особенности. Коман-
да "SUB" работает только  с  ре-
гистром "А", поэтому при написа-
нии  мнемоники этой команды  "А"
опускается:

********************************

  SUB N          SUB C
  SUB A          SUB H
  SUB B          SUB D
  SUB E          SUB (HL)
  SUB (IX+N)     SUB (IY+N)

********************************

   Команда влияет на флаг  пере-
носа так же, как и "АDD".

   Кроме  пары  команд  "ADD"  и
"SUB"  существуют еще одна пара.
Команды  "ADC" и "SBC"  работают
с учетом  флага  переноса,  т.е.
при  сложении  или  вычитании  к
результату добавляется  (отнима-
ется)  значение  флага переноса.
Для  установки  флага  переноса
есть две спецкоманды - это "SCF"
и "CCF". "SCF" - установить флаг
переноса в единицу. "CCF" - ус-
тановить флаг переноса в ноль.

********************************

  ADC A,N        SBC A,N
  ADC A,A        SBC A,A
  ADC A,H        SBC A,H
  ADC A,L        SBC A,L
  ADC A,D        SBC A,D
  ADC A,E        SBC A,E
  ADC A,B        SBC A,B
  ADC A,C        SBC A,C
  ADC A,(HL)     SBC A,(HL)
  ADC A,(IX+N)   SBC A,(IX+N)
  ADC A,(IY+N)   SBC A,)IY+N)
  ADC HL,HL      SBC HL,HL
  ADC HL,BC      SBC HL,BC
  ADC HL,DE      SBC HL,DE
  ADC HL,SP      SBC HL,SP

********************************

   А  теперь  примеры работы ко-
манд "ADC" и "SBC" :

********************************

  LD A,10        LD A,10
  LD B,5         LD B,5
  CCF            CCF
  SBC A,B        ADC A,B
  RET            RET

  A=5 B=5        A=15 B=5

********************************

   Вместо двух  команд  "CCF"  и
"SBC A,B"  можно поставить прос-
то   "SUB B",   результат  будет
тот же.

********************************

  LD A,10        LD A,10
  LD B,5         LD B,5
  SCF            SCF
  SBC A,B        ADC A,B
  RET            RET

  A=4 B=5        A=16 B=5

********************************

   Как   видно  из  результатов,
флаг переноса значительно влияет
на результат операции. При вычи-
тании он отнимается от результа-
та, а при сложении  прибавляется
к результату.

   По операциям сложения и вычи-
тания  рассказано почти все, те-
перь  мы  поговорим о делении  и
умножении. К сожалению SPECCY не
имеет  команд  деления и умноже-
ния, но эти команды можно соста-
вить из нескольких других.  Нап-
ример, нам нужно перемножить со-
держимое двух регистров -  "А" и
"C" :

********************************

      LD A,10
      LD C,5
      LD B,A
      XOR A
LOOP  ADD A,C
      DJNZ LOOP
      RET

********************************

   В примере встречаются две но-
вые команды  - "XOR A"  и  "DJNZ
LOOP".  "XOR A" обнуляет регистр
"А", а команда  "DJNZ LOOP" пов-
торяет  все  команды, с команды,
помеченной   меткой   (например
"LOOP"), до команды "DJNZ" (пос-
ле нее должна стоять та же  мет-
ка, что и в начале цикла); число
повторений задается  в  регистре
"В". Используя то, что умножение
M  на  N - это сложение числа  М
само с собой  N  раз, Вы  можете
разобратся с примером, приведен-
ным выше.

   Можно использовать это  свой-
ство и  для  деления.  Попробуй-
те сделать это сами.

   В следующий раз  поговорим  о
командах сравнения  и  работы  с
битами.
________________________________



Другие статьи номера:

IS-DOS - Информация: новости в мире IS-DOS

IS-DOS - Как это сделано No 2

IS-DOS - начинающим No 2

IS-DOS - пользователям No 2

IS-DOS - программистам No 2

Ассемблер - Ассемблер для чайников

Железо - Доработки: Пеpеключатель turbo/normal для Scorpion ZS-256-Turbo

Железо - Переферия: презентация звуковой карты General Sound.

Железо - Производители: Create Soft - Возвращаясь к напечатанному

Железо - Производители: KAY - Турбирование Spectrum - машин

Игрушки - Новелла: 48 Утюгов.

Игрушки - По полочкам: Carrier Command.

Интервью - интервью с Сергеем Зоновым и Андреем Ларченко

Информация - Авторы журнала

Информация - От авторов

Информация - Помощь

Информация - Чёрный ящик

Конкурс

Отдохнём - Нечто: Нервная работа

Почтовый ящик - Доска объявлений

Почтовый ящик - Письма читателей

Премьера - Digital Studio v1.12

Программистам - Basic для всех.

Разное - Из истории Амиги.

Разное - Перспективы П/О.

Системы - музыкальный редактор Instrument 3.01

Что новенького - Обзор новинок: Night Hunter, Extreme, Grell & Falla, Duck Out, Internationl Ninja Rabbits, Italian Super Car, Sly Spy Secret Agent, The Turn, Sextris.

http://tube-city.ru помыл двигатель почему машина не заводится.

Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Дискуссия - Неплохо бы ассемблер обновить. "Почему так мало больших программ выходит для Спектрума?"
EHOX - Рассказ "ENOX".
Games - Руководство по прохождению "Зеркало" - для тех, кто застрял, еще не начав играть.
CC'999 - Chaos Construction'999 - Хроника событий и впечатления о былом.
hAve A fUn! - сатанисты обезврежены !

В этот день...   25 апреля