Возвращаясь к напечатанному или НОВЕНЬКОЕ-С-ДУШКОМ (C) Максим Романов 1995 ________________________________ Автор предупреждает, что в статье изложено его личное мне- ние, которое может не совпадать, и, в большинстве случаев, не совпадает. Ни с чем. ________________ Привет всем ! Это я - Романов Максим. Ну вот я и доделал долгожданную иг- ру и даже выпустил ее в продажу, в связи с чем у меня появилось немного свободного времени, и я решил написать статью по поводу статьи С.Зонова в разделе "Что новенького?" (ZX-Format #1), бо- лее всего смахивающей на рекла- му, и напомнившей мне некое ин- тервью с г-ном Зоновым на стра- ницах ZX-РЕВЮ. Но главное не в этом, - Зонов, рекламируя свой товар, поливает грязью чужой и заводит пользователей в тупик, выдавая им фантастические воз- можности своего товара и не ука- зывая, сколько же надо потратить денег, дабы получить эти возмож- ности! Да и нужны ли они так, как кажется г-ну Зонову? В большинстве своем это чрезмерная нагрузка, ведущая к чрезмерным тратам пользователя. Дабы не быть голословным, приведу пример. ИНТЕРФЕЙС KEMPSTON MOUSE + IBM PC KEYBOARD+... Сам по себе интерфейс мыши - это хорошо, г-н Зонов сделал вроде все грамотно, - интерфейс понимает дешевые пассивные мыши и дорогие актив- ные, которые, в основном, не мо- гут обеспечить те динамические характеристики, которые обеспе- чивают пассивные. Кто-нибудь мо- жет заявить: "Пассивные мыши - это бред, кроме поисковых ника- ких не существует, а активные - это вещь!" Тут можно сказать од- но: да, у нас в стране активные мыши получили наиболее большое распространение (в основном на IBM), за счет того, что для под- ключения оных не надо ставить дополнительных карт как например для BUS-MOUSE (пассивная мышь в интерпретации IBM), ведь в боль- шинстве компов уже стоит один или несколько COM портов на мультикарте, да и добавление лишнего железа вносит определен- ный конфликт. У меня был один знакомый, который купил SOUND- BLASTER, и этот бластер у него конфликтовал с мышой (serial), поэтому, если игра требовала мышь - человек отключал бластер, а если хотел поиграть с музыкой, то приходилось отключать мышь... Маразм ? Но на Спектруме такого вряд-ли кто дождется. В общем, опираясь на свои наблюдения я (это мое, и только мое мнение) не был удовлетворен работой Serial Мыши (активной), она при маленькой частоте опроса работа- ет в принципе нормально, но при повышении частоты, ее динамичес- кие характеристики несколько ухудшаются. Это связано, в ос- новном, с тем, что активная мышь использует для обмена данными с компьютером интерфейс типа RS-232, со скоростью обмена 1200 бод, (в зависимости от типа мыши передается 3 или 5 байт данных, чего вполне достаточно для PC). При такой скорости передачи по- лучается, что в секунду в интер- фейс передается в лучшем случае 150 байт, и их вполне достаточно для частоты опроса 50гц (и мене- е), но при увеличении частоты (для быстрого рисования), вы по- лучите тот же результат, что и при 50гц. Для лучшего понимания происходящего, немного углубимся в принцип работы serial-mouse: после передвижения мыши, на мик- ропроцессор в мыше поступают им- пульсы счета. Процессор во внут- ренних регистрах вычиляет смеще- ние от предыдущей координаты и посылает в линию соответствующий код: 3 байта для Microsoft mouse (2 кнопки), и 5 байт для 3х PC-AT mouse (3 кнопки). Следует заметить, что координаты и кноп- ки передаются только при измене- нии состояния (физического) мы- ши, будь то нажатие кнопки , или сдвиг, ну, скажем, вправо. Из всего этого видно, что при ско- рости 1200 бод и частоте опроса 50гц контроллер успевает выда- вать процессору действительные координаты, тогда как при увели- чении частоты опроса, процессору будут выдаваться предыдущие ко- ординаты, так как старое переме- щение хранится в регистрах, а новое еще не успело передаться из-за ограниченной скорости. Вот и получаются такие своеобразные ломанные линии, вместо плавных, даже при увеличенной частоте оп- роса. Такую мышь можно сравнить с длинной веревкой : если один человек возьмется за один, а второй - за другой конец верев- ки, и второй начнет ее быстро дергать взад-вперед, то до пер- вого дойдут далеко не все дер- ганья веревки. А вот если бы ве- ревка была короткой, то первым были бы восприняты абсолютно все колебания. Ну а пассивная мышь с соот- ветствующим контроллером позво- ляет наиболее четко изменять ко- ординаты, независимо от частоты опроса, и скорости передвижения мыши ( максимальная скорость пе- редвижения мыши порядка 1.5 мет- ра в секунду) ведь ей не надо дважды преобразовывать координа- ты. Активная мышь - наиболее по- пулярная и довольно дорогая (8-15$), а пассивная, распро- странненая куда меньше, гораздо дешевле (вспомните, что в актив- ной стоит сочный ЧИП-микропро- цессор, а в пассивной дешевая логика (1-2 корпуса)). Мне дове- лось видеть супер мышь за 15$! К тому же на serial-mouse обычно две кнопки, что неприемлемо для некоторых программ, хотя и на пассивных мышах тоже бывают две кнопки (кроме советских, - на них я никогда не видел меньше 3х кнопок). Теперь несколько слов о PC- KEYBOARD... Сама клавиатурка не- дурна, я против нее ничего не имею. Но у меня есть свое мнение насчет целесообразности данного вложения (вложение не такое уж маленькое, однако 15-20$). Не- сомненно, 101/2 клавиши это луч- ше 40, и лучше, чем 58. Куда уж им! Одно неудобство, - на кноп- ках кроме стандартного алфавит- но-цифрового набора ничего нет! И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Потому-что на PC более и не надо. НО! Тут вам не там! На Спектруме принята немного другая идеология клавиа- туры, чем на других машинах. Я не про то, что на Спектруме кла- виатура другого цвета или формы, а про то, что на кнопках помимо основного символьного набора есть еще стринги операторов (PRINT, RANDOMIZE, COS, STEP и т.д.), чего не найти на писюшной клавиатуре. Конечно, ко всему можо привыкнуть, но зачем делать неудобство, и потом с гордым ви- дом к нему адаптироваться? Не- сомненно многие, кто поставил себе писишную клавиатуру, стави- ли ее глубоко подумав (или зом- бировавшись рекламой и словом "IBM"), для работы, ну, скажем, в IS-DOS (текстовые редаторы и т.д.) Для них (конечно, если они ничем другим не занимаются) ко- нечно небыло труда запомнить расположение кнопки "R" ,"J" или "L" с ентером... Но другим, кто купил не подумав, пришлось столкнуться с проблемами типа: долго искать нужные операторы и математические функции в стан- дартном бейсике (интересно, в чем же еще можно произвести вы- числения?); путаются регулярно кнопки CTRL, SHIFT, ALT; также есть небольшие неудобства, свя- занные с немаленьким размером клавиатуры (держать ее на коле- нях неудобно, а на столе еще не- удобнее). Г-ну Зонову, для луч- шей конкурентоспособности, или для большей покупаемости, непло- хо было бы сделать наклеечки на клавиши с синклеровской марки- ровкой, а то получается, вы ку- пили супер-калькулятор, но на нем кроме цифровых кнопок ничего не подписано, вот и гадай, где та самая нужная функция, ради которой и покупался весь этот калькулятор. Ну вот, вроде с клавиатурами разобрались, и подошли к моей любимой теме: разборка самого интерфейса в целом! Начнем с малого. Г-н Зонов ставит огромный, прямо-таки жир- ный плюс напротив того, что ин- терфейс может эмулировать мышью любой джойстик, и плюс поменьше напротив сочной функции AUTO- FIRE. На мой взгляд эмуляция джойстиков - это вчерашний день (интересно сам Зонов пробовал во что-нибудь поиграть с эмуляцией джойстиков?). Прошло то время, когда умельцы-одиночки купив где-нибудь мышь от ЕС, и вставив в нее пару микросхем подцепляли ее вместо джойстика, с дикой гордостью на лице. Ах-ах! Не только прямые и диагонали теперь они могли вырисовывать в ART-STUDIO! Но прошло то время, и пришли более "нормальные" мы- ши. Типичный пример : "KEMPSTON MOUSE" подключался тоже к порту KEMPSTON, но работал на принципе схожем с сегодняшними мышами, элементарная часть была упрощена до минимума, в основном, ее роль выполняло программное обеспече- ние. Недостатком ее было ма- ленькое количество программ. Точнее была одна программа "MOUSE STUDIO" (C) DEVID, и са- мым главным недостатком был принцип опроса. Процессору необ- ходимо было тратить практически все свое время на обработку сиг- налов от мыши, поэтому ни о ка- ких адаптациях под нее игр не могло быть и речи. Но вот прошло время, и появился наиболее удач- ный из всех ранее увиденных ин- терфейсов: KEMPSTON MOUSE INTER- FACE (совместимый, между прочим, с фирменным интерфейсом, а сле- довательно и с программами). В связи с тем, что вышеупомянутый интерфейс имел небольшую стои- мость, простую установку, под него было адаптированно немало программ, как игровых, так и системных. Практически не оста- лось программ, загружая которые пользователь вздыхал-бы: Вот бы сюда мышь вставить! Добрые прог- раммисты давно уже все передела- ли, даже немного перестарались, и адаптировали то, что с мышкой смотриться пущим маразмом (не буду называть кто и что). И вот г-н Зонов, спустя год, заявляет, что его мышь хороша тем, что эмулирует джойстики! (ФУ!). Не- сомненно, надо отдать должное, что в зоновском интерфейсе есть такая полезная функция как AUTOFIRE. НО! Для этого, как и для эмуляции джойстиков надо ку- пить ОБЯЗАТЕЛЬНО клавиатуру! Иначе вы не сможете переключить режимы! Это типа того: Вы идете в магазин купить велосипед с яв- ным намерением на нем пока- таться. Придя в магазин и запла- тив денег (немало, велосипед все-таки) вам дают почему-то са- мокат, да к тому же без колес... На нормальный вопрос "как на этом, извините за выражение, ка- таться?", вам разумно отвечают, что, дескать, можно купить коле- са и педали с сиденьем за от- дельную плату, и получиться ве- лосипед... То же и у Зонова. По- купаете интерфейс мыши (15$), к нему саму мышь (10$), и если совсем приспичит, - клавиатуру (18$) чтобы эмулировать джойсти- ки, и иметь обещанный AUTOFIRE. Вообще, при несложной калькуля- ции, те удобства, которые пред- лагает г-н Зонов (15+10+18=43$!) выливаются в 43 (да, сорок три) доллара. Если перевести это в рубли, то вообще волосы вылезут! Почти столько стоит плата Скор- пиона. Наша мышь целиком стоит 10$, это включая интерфейс, мышь, диск и гарантию! Попробуй- те сравнить 43 и 10... Ко всему прочему наглой ложью, с целью замарать окружаю- щих в статье было выдано, что нашу мышь, дескать, нельзя под- ключить к Скорпиону! Можно! Под- ключить легко и просто! И после подключения через системный разъем, у вас системный разъем остается СВОБОДНЫМ для дальней- шего подключения периферии. К остальным компьютерам подключить легко, главное следовать не- большой инструкции, и если не поможет - обратиться по месту приобретения интерфейса! Вообще, меня немного взбесило, то, что весь этот интерфейс был назван новой разработкой. Интерфейс мы- ши уже более года как не новый, клавиатура - тоже. Такой микс мне напоминает то, что твориться на сегодняшний день в софт-сек- торе (программном). Приходят "НОВЫЕ" игры, в основном 1989- 1992, реже - 93 года выпуска. С ними приходят довольно старые игры, но в новом оформлении (в загрузке), и со вставленной му- зыкой... То же у Зонова: старая вещь + старая вещь = крутое новье!!! Разумно предположить, что через некоторое время г-н Зонов придумает что нибудь новое (или украдет как всегда чью-ни- будь идею, тут же забыв, у ко- го), или найдет какое - нибудь старье типа светового пистолета, и, раздув до невозможности, скрестит его , ну скажем со сво- им манипулятором мыши, и напишет еще одну статью, где он расска- жет, как здорово лежать на дива- не с пистолетом от Денди, и, стреляя по экрану, писать прог- раммы на бейсике. Или не на бей- сике, кому что нравиться... Ис- пользуя его супер-новый интер- фейс... На сем разрешите закончить данный обзор "новенького-с-душ- ком". ________________________________