ZX Format
#02
30 ноября 1995 |
|
Системы - музыкальный редактор Instrument 3.01
Instrument 3.01 (C) Андрей Литвинов 1995 ________________________________ Сегодня речь пойдет о созда- нии музыкальных композиций, име- ющих оцифрованный звук с помощью программы Instrument 3.01. Оциф- ровки звука звучат наиболее реа- листично по сравнению с обычным звуком, как, например, в Sound- Tracker'е. Но все же оцифрован- ный звук имеет и некоторые недо- статки, которые сужают круг его использования: 1. Во время проигрывания мелодии практически невозможна работа других процедур. В большинстве случаев единственной процедурой, работающей при проигрывании, мо- жет быть только опрос клавиату- ры. 2. Звук, выходящий из порта AY- 3-8910/12, не очень чистый. Бо- лее чистый звук получается с по- мощью специальных периферийных устройств (Covox и т.п.). Но по- ка эти устройства не распростра- нены, а также к ним не написано программного обеспечения. Программа Instrument 3.01 - это инструмент для создания ком- позиций с оцифрованным звуком. Его нельзя в полной мере назвать музыкальным редактором, так как его редакторские возможности очень скудны. Но наличие некото- рых опций позволяет без особого труда конвертировать мелодии с известного музыкального редакто- ра Asc Sound Master (ASM). Краткие характеристики прог- раммы Instrument 3.01: - длина композиции - 2048 нот, что равно 32 паттернам редактора ASM при 64 нотах в каждом пат- терне; - 7 загружаемых инструментов (сэмплов); - встроенный конвертор мелодий с ASM; - возможность транспозиции каж- дого из семи сэмплов, т.е. под- нимание или опускание сэмплов на несколько полутонов; - удобная система загрузки/сох- ранения как мелодий, так и сэмп- лов; - Instrument имеет широкий вы- бор управления: клавиатура S, X, O, P, SPACE, SINCLAIR & KEM- PSTON JOYSTICKS, KEMPSTOM MOUSE; - удобный оконный интерфейс и пиктограммные меню обеспечивают комфорт в работе с программой. На этом список достоинств In- strument'a не заканчивается, но они рассматриваться отдельно не будут. Теперь перейдем от теории к практике. Создание композиции. Необходимое оборудование и программное обеспечение: - ZX-SPECTRUM 128K с дисково- дом, музыкальным сопроцессором AY-3-8910/12. - INSTRUMENT 3.01 с комплектом сэмплов к нему. - Муз. редактор ASM 1.11 с дис- ком ASM-формата для выгрузки ме- лодий. Нижеследующая инструкция пос- вящается тем, кто хоть немного знаком с музыкальным редактором ASM. Изготовление мелодии в ASM. Первым делом необходимо заг- рузить ASM. Далее, войдя в ре- дактор ASM-сэмплов, обозначенный опцией SM. XX (нельзя пу- тать ASM-сэмплы с INS-сэмплами!) нужно создать 7 произвольных сэмплов с порядковыми номерами от 1 до 7. Сэмплы не должны быть одинаковыми, их структура зави- сит от вашего вкуса. В дальней- шем, при конвертации, ASM-сэмп- лы заменятся на INS-сэмплы. Мож- но также (но необязательно) вой- ти в редактор орнамента (опция IM. XX),изготовить несколько ор- наментов. Они потребуются толь- ко для удобства в создании ком- позиции в ASM'e и никакой суще- ственной роли не играют. После изготовления сэмплов и орнаментов их нужно записать на диск ASM-формата как мелодию, а не как отдельные сэмплы. Этим файлом можно пользоваться в бу- дущем при написании следующих композиций. Следующий этап - это написа- ние мелодии в ASM'е. Подробно останавливаться на этом я не бу- ду. Скажу лишь несколько замеча- ний и ограничений: 1. Диапазон композиции должен быть не более 4 октав. Это выз- вано особенностями Instrument'a. Наиболее распространенный проме- жуток - это LARGE, SMALL, 1-ST и 2-ND октавы. 2. Нельзя использовать команды PORT, GLIS, SPEED и т.п. Они бу- дут игноророваться конвертором Instrument'a. 3. Пауза (PSE) сохраняет свое действие и в Instrument'e. 4. Желательно использовать только 7 сделанных сэмплов и лю- бое количество орнаментов. После изготовления композиции ее следует записать на диск ASM- формата для возможности дальней- шей отладки. Затем, войдя в ASM- COMPILER, скомпилировать полу- ченную мелодию и записать ее на TR-DOS диск. Процесс создания закончен. Конвертация. После успешной записи на диск скомпилированного файла, надо загрузить Instrument 3.01. Войдя в меню дисковых операций (пикто- грамма в виде дискеты), выбрать опцию Import ASM block. Пользу- ясь ею, загрузить созданный файл с композицией. Появится таблица (Conversion table). Вверху таблицы располагается ряд чисел от 0 до 31. Они явля- ются сэмплами ASM'a. Рядом с каждым из чисел, через двоеточие стоит цифра от 0 до 7, прочерк, или ничего. Цифра означает но- мер INS-сэмпла. Прочерком обоз- начаются ASM-сэмплы, которым "не хватило" сэмплов Instrument'a. Если вы писали композицию в ASM по вышеописанному способу, то прочерков быть не должно. Наводя стрелкой на номер INS-сэмпла и нажимая FIRE, его можно менять. INS-сэмпл с номером 0 не задей- ствуется. В нижней трети экрана распо- ложен список октав ASM'а. Ана- логично таблице сэмплов, здесь через двоеточие указаны октавы Instrument'а. Октава с номером 0 не задействуется. Прочерк может стоять, если ваша композиция вы- ходит за пределы четырех октав . Прочерк также возникает, когда композиция не расположена в LAR- GE, SMALL, 1-ST и 2-ND октавах, но ее диапазон не превышает че- тырех октав. В этом случае можно просто навести на прочерк стрел- ку и кнопкой FIRE установить нужную вам октаву. Если же ваша композиция занимает больше 4-х октав, то можно, пооперировав стрелкой и кнопкой FIRE присво- ить нескольким ASM-овским окта- вам одну INS-овскую. Аналогично можно поступать и с сэмплами, т.е. нескольким ASM-сэмплам при- своить один INS-овский. Это де- лается наведением стрелки на прочерк и нажатием FIRE. Справа от таблицы октав нахо- дится табличка каналов. В ней осуществляется обмен каналами AY по вашему желанию. После завершения работы с таблицей и выхода из нее с помо- щью опции OK, необходимо подо- брать на слух INS-сэмплы, загру- жая их и запуская мелодию пикто- граммой в виде динамической го- ловки. На дистрибутивных дисках имеется большое количество сэмп- лов. Их разнообразия должно хва- тить для вашей мелодии. Загрузка осуществляется наведением стрел- ки на область экрана справа от номеров сэмплов (левая верхняя четверть экрана) и последующим нажатием FIRE. Появится каталог сэмплов с указанием их длины. На каждый инструмент резерви- руется по 16384 байт. Но 6-ой и 7-ой сэмплы размещаются в облас- тях 4-ого и 5-ого сэмплов соот- ветсвенно. Получается, что паре сэмплов (4 и 6, 5 и 7) достается только 16384 байт. Из-за этого надо внимательно следить за ис- пользованием памяти. Наиболее громоздкие инструменты следует располагать первыми. Для отладки вам придется не раз заходить в CONVERSION TABLE, и поэтому бу- дет целесообразно сохранить таб- лицу на диске (меню дисковых операций, опция "SAVE CONV. TAB- LE". Чтобы зайти в CONV. TABLE, нужно еще раз выполнить "IMPORT ASM BLOCK"). И вот, наконец, когда инс- трументы будут подобраны, вы сможете насладиться написанным произведением. Теперь только на- до записать композицию на диск опцией "SAVE TUNE". Если вам была непонятна дан- ная инструкция (по моей вине), или вы хотите услышать что-либо о музыке ZX-SPECTRUM, то пишите в редакцию журнала "ZX-FORMAT" на имя Литвинова Андрея (LAV'а). Желаю успехов в создании музыки. ________________________________
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 30 октября