Adventurer #07
31 января 1998

От авторов - Что такое киберпанк?

     (C) Dan "Hyperion" Simmons
     (C) Владимир "Chasm" Федоров - перевод
     (C) Музыка: Andrew Fer/PhF


          Что такое киберпанк ?


      1. Что такое киберпанковская
              литература ?


     Впервые  термин "киберпанк", для оп-
ределения жанра литературы, был использо-
ван Гарднером Дозоисом  (Gardner Dozois),
который  в  начале  80'х  был  редактором
"Журнала   научной фантастики Айзека Ази-
мова".  Он подчерпнул это слово из назва-
ния короткого рассказа Брюса Бетке (Bruce
Bethke)  -  "Киберпанк"  ("Cyberpunk").
Кстати, с тех пор, Бетке называл себя ис-
ключительно анти-киберпанком.
     Киберпанковскя литература, как тако-
вая,  существовала  и до того, как для ее
определения  стали  применять термин "Ки-
берпанк" - все началось с самиздатовского
журнала  Брюса Стерлинга (Bruce Sterling)
"Дешевая  правда"  ("Cheap  Truth"). Там,
под  псевдoнимами, печатались такие авто-
ры,  как Стерлинг, Ракер (Rucker) и Ширли
(Shirley). Свои работы они противопостав-
ляли  мэйнстриму  научной  фантастики тех
лет. Кстати, те кто имеют желание ознако-
миться с оригиналом, могут скачать "Cheap
Truth" с FTP сервера в директории "etext.
archive.umich.edu:/pub/Zines/CheapTruth".
     Киберпанковская  литература в основ-
ном нацелена на людей, вращающихся в тех-
нократической культурной "системе". В ки-
берпанковских   рассказах,   герой  живет
обыкновенно  в  мрачной  обстановке - это
"система"  которая подавляет жизнь "обык-
новенных"  людей. Как правило это тотали-
тарное правительство, могущественные кор-
порации  или общество религиозных фанати-
ков.  "Система" обладает развитыми техно-
логиями  (даже уже сейчас положение в ре-
альном мире пугает некоторых людей), осо-
бенно  развита  информационная технология
(компьютеры,  средства  массовой информа-
ции),  которая заставляет людей поверить,
что им живется хорошо, хотя это далеко от
истинного  положения  вещей.  Очень часто
эти  технологизированные "системы" прибе-
гают к перестройке самого человека, попу-
ляризируя и широко  используя такие "час-
ти"  человеческого тела, как мозговые им-
планты, протезированные  конечности, кло-
нированные или генетически спроектирован-
ные  органы  и так далее. Люди, живущие в
этом  обществе,  сами  становятся  частью
"Машины".  Это  и  есть "кибернетический"
аспект киберпанка.
     Тем не менее, в любом обществе всег-
да существуют люди, которые не вписывают-
ся  в рамки "правильного" гражданина- это
преступники,  изгои, люди не от мира сего
или  просто те, кто хочет жить по-своему.
Киберпанковская  литература  фокусируется
именно  на  таких людях  и на их противо-
борстве с "системой", притом зачастую все
заканчивается  отнюдь не хэппи эндом. Это
"панковский" аспект киберпанка.
     Лучшие  киберпанковские  вещи  выде-
ляются  среди других работ с похожими те-
мами, своим особым стилем. Их мир урбани-
зирован,  выдержан в темных тонах и очень
пессиместичен. Читатель сразу, без подго-
товки,  погружается в этот другой мир  со
всеми ежедневными проблемами и передряга-
ми.  У  людей, живущих  в этом мире,часто
присутствует  чувство моральной неопреде-
ленности, и обыкновенное противоборство с
"системой" (сломать ее или просто остать-
ся  в живых) не делает главного персонажа
"героем"  или  "хорошим"  в  традиционном
смысле этого слова.

      2. Что такое киберпанковская
             субкультура ?


     Под влиянием киберпанковской литера-
туры, примерно в середине 80'х, некоторые
группы  людей стали причислять себя к ки-
берпанкам  потому, что они правильно под-
метили, что описанная модель фантастичес-
кой   "техно-системы"   постепенно  стала
проявляться  в Западном обществе уже тог-
да, и поэтому они стали отождествлять се-
бя с героями киберпанковских рассказов. В
последнее  время средства массовой инфор-
мации  ухватилась  за  это и стали широко
применять термин киберпанк.
     Так среди киберпанков  выделяют сле-
дующие подгруппы:

     а) Хакеры (hackers), крэкеры (crack-
ers) и фрикеры (phreaks).


     Хакеры - это "волшебники" компьютер-
ного  сообщества - люди,  которые глубоко
понимают как работают их компьютеры и мо-
гут сделать при помощи них поистинне "ма-
гические" вещи.
     Крэкеры  -  реальные "ковбои клавиа-
тур"  из  киберпанковской фантастики. Они
взламывают  компюьтерные  сети без ведома
их  владельцев,  ради  незаконной прибыли
или просто ради удовольствия, с целью по-
казать свое мастерство.
     Фрикеры  - это те, кто делают подоб-
ные вещи  с  телефонными  системами, ищут
пути,  чтобы обмануть телефонные компании
и  не  платить за переговоры, а также де-
лают различные хитроумные телефонные при-
мочки.
     Все  три группы используют компьтер-
ные и телекоммуникационные технологии для
удовлетворения своих собственных целей.

     б) Киберпанки (cyberpunks) - эти лю-
ди  думают,  что  лучший  способ борьбы с
"Системой"  - это шифрование и шифроваль-
ные  системы. Они верят, что  широко рас-
пространенное  использование крайне слож-
ных   для  взлома  систем  может  создать
"районы  уединения",  куда  "Система"  не
сможет добраться.

     в) Рэйверы (ravers) - они используют
синтезированную  и сэмплированную музыку,
сгенерированные  на компьютере психодели-
ческие (киберделические) световые  эффек-
ты, а также синтезируют наркотики для от-
тяжных  танцев  на всю ночь и фак-сейшен-
ов в заброшенных складах.

     Однако  киберпанк  киберпанку рознь.
Киберпанком  может назваться какой-нибудь
несносный тинейджер, который немного под-
наторел  в компьютерах или вообще человек
с  улицы,  которого прикалывает имидж ки-
берпанка.  Это  заставляет  многих  людей
смотреть на самозванных киберпанков в не-
гативном  свете.  Также  есть те, кто ут-
верждают,  что  термин "киберпанк" нельзя
применять к людям,занимаюшимися компьюте-
рами  (что в некотором смысле так и есть,
если  говорить о ламерах и отступниках) и
возмущаются, что средства массовой инфор-
мации  используют этот ярлык  потому, что
это ,на их взгляд,смахивает на обыкновен-
ную циничную базарную брань.

     3. Что такое киберпространство ?
       Как оно связано с нынешними
        "сетью" и "виртуальной ре-
               альностью" ?


     Насколько  мне известно, термин "ки-
берпространство" ("cyberspace"), в первый
раз  был  использован  Вильямом  Гибсоном
(William  Gibson) в его рассказе "Burning
Chrome". Там Гибсоном впервые были описа-
ны люди, использующие устройства, назван-
ные  "киберконсоли"  ("cyberdecks"),  для
замены  нормальных органов восприятия  на
сенсорный  интерфейс, позволяющий подклю-
чить  свой  мозг на прямую к компьютерной
сети.  Человек ,подключившийся к сети по-
добным  образом,  считался  находящимся в
"киберпространстве". Также можно сказать,
что ,хотя сама идея принадлежала Гибсону,
но  более детальное описание "киберпрост-
ранства"  дал Вернoр Винге (Vernor Vinge)
в  рассказе "Настоящие имена"  ("True Na-
mes"). Если говорить о реальных вещах, то
"киберпространство" - это  метафорическое
"место", где "оказывается" любой, подклю-
чившийся к мировой компьютерной сети.
     Конечно ,многое в представлении Гиб-
сона  о  киберпространстве  -  абсурд, но
когда-то  и "Наутилус" Жюль Верна казался
фантастикой, поэтому, несомненно, некото-
рые из замыслов писателя являются предпо-
сылками  для  развития новых компьютерных
технологий.  Уже  сейчас   слово "киберп-
ространство" начало потихоньку вписывать-
ся в современную лексику  для обозначения
недавно  появившейся всемирной компьютер-
ной  сети (особенно по отношению к Интер-
нет).
     Также,  многие исследователи компью-
терных  технологий в области "виртуальной
реальности"   пытаются  воплотить в жизнь
что-то похожее на  информационное  прост-
ранство в представлении Гибсона.  Поэтому
термин "киберпространство"  также исполь-
зуется   для  обозначения  сгенерированой
компьютером виртуальной окружающей среды,
даже  если  она и не является "частью се-
ти".


        4. Киберпанковские книги


     Сейчас  я хочу познакомить вас с ко-
ротким  списком  лучших из опубликованных
киберпанковских  работ.  Нужно  заметить,
что  некоторые  вещи, написанные до 1980,
также можно отнести  к "киберпанковским",
либо  по  сходной  стилистике - "Гравита-
ционная   радуга"  ("Gravity's  Rainbow")
Пинчона (Pynchon), либо по похожему сюже-
ту  "Shockwave Rider" Брюннера (Brunner),
"Сверхновая" ("Nova") Делани (Delany).


     В романе Вильяма Гибсона "Невромант"
("Neuromancer"),  повествуется о крэкере,
оперирующем в киберпространстве,и наемном
убийце, использующем кибернетические тех-
нологии  будущего, притом все замешено на
мистике,  что  в принципе не очень-то ха-
рактрно для киберпанка. Эта книга получи-
ла такие премии, как Небьюла, Хьюго, П.К.
Дика  и  Дитмара.  Ни один фантастический
роман до этого  не был удостоен всех этих
наград.  Также Гибсон написал два продол-
жения : "Отсчет на ноль" ("Count Zero") и
"Перегруженная  Мона  Лиза"  ("Mona  Lisa
Overdrive").
     Гибсон также опубликовал сборник ко-
ротких  рассказов "Burning Chrome", кото-
рый   содержал   три   истории   в   духе
"Neuromancer'а",  а  также несколько дру-
гих, среди которых можно выделить "Зимний
рынок"   ("Winter  Market")  и  "Побоище"
("Dogfight").
     Также  Гибсон  написал  "Виртуальный
Свет" ("Virtual Light"), действие которо-
го происходит в ближайшем будущем- техно-
логии  этого  мира  пришли в упадок. Хотя
это не характерно для жанра, но сама кон-
цепция романа выдержана в традиции кибер-
панка.
     Сборник Брюса Стерлинга "Кристальный
экспресс"  ("Crystal  Express")  содержал
короткие рассказы о "механистическом" бу-
дущем человечества и "пост-человечества"
такие, как "Зеленые дни в Брунее" ("Green
days in Brunei"). Рассказы содержат части
сюжета, который  Стерлинг  в  последствии
реализовал  в "Островах в Сети" ("Islands
in the Net"). Мир его рассказов настолько
реалистичен, что можно провести параллели
с будущим нашего  собственного  мира. Это
ярко показано в новелле "Раскольничество"
("Schismatrix"),  выдержанной в духе "ме-
ханистического" будущего, но так и не на-
печатанной.
     Стерлинг был редактором книги "Отра-
жения: антология киберпанка" ("Mirrorsha-
des: A Cyberpunk Anthology"), которая со-
держала  рассказы многих авторов, конечно
там  было много сомнительного киберпанка,
но были и настоящие жемчужины  такие, как
"Отражение Моцарта" ("Mozart in Mirrorsh-
ades").
     Гибсон и Стерлинг совместно написали
новеллу  "Машина для вычисления разности"
("Difference  Engine"),  которую  кое-кто
назвал "паропанк" ("steampunk"). В сюжете
этой  новеллы чередовались темы, присущие
киберпанку и вставки из жизни 19'го века,
где Бэббидж (Babbage) разрабатывал техно-
логию механического вычисления.
     "Лавина"  ("Snow  Crash")  Нила Сте-
фенсона  (Neal Stephenson) превратила ки-
берпанк  в  угарный стеб - по другому это
назвать  никак  нельзя, так как по сюжету
этого рассказа мафия занималась доставкой
пиццы,  а главного героя зoвут  Hiro Pro-
tagonist, что по-русски звучит, примерно,
как Гера Героев.
     Ларри  Маккаффери (Larry  McCaffery)
был  редактором  антологии  "Storming the
Reality Studio", которая содержала отрыв-
ки  из  киберпанковских  вещей, бесприст-
растные критические статьи- по-настоящему
хорошая библиография.

     Также  стоит отметить несколько дру-
гих работ:

     "Жестко   связанные"   ("Hardwired")
Уолтера  Джон Вилльямса, (Walter Jon Wil-
liams) повествует о двух контрабандистах,
которые  решаются пробраться на орбиталь-
ную станцию корпорации, которая контроли-
рует их мир.
     В  "Голосе  урагана"  ("Voice of the
Whirlwind") того же автора, клонированные
солдаты   пытаются  выяснить, что стало с
их "оригиналами".
     Роман    "Игроки   с   подсознанием"
("Mindplayers")    Пэта   Гэдигана   (Pat
Gadigan)рассказывает о тренировках и жиз-
ни  "игроков с подсознанием" - психотера-
певтов будущего, которые "путешествуют" с
другими людьми в "пространство" созданное
на основе мыслей пациента, для того,чтобы
скорректировать  их подсознательные реак-
ции.
     Герой  романа  Грега Беа (Greg Bear)
"Музыка крови" ("Blood Music") - генетик,
модифицирует   несколько  своих  кровяных
клеток,  делая  их мыслящими и, притом, с
человеческим уровнем интеллекта.
     Также можно порекомендовать поискать
не  печатавшиеся  киберпанковские работы:
"Раскольничество"  ("Schismatrix")  Брюса
Стерлинга и "Цветы вакуума" ("Vacuum Flo-
wers")   Майкла  Сванвика  (Michael Swan-
wick).

   5. Киберпанк на телевидении и в кино.
    Несколько слов о фильмах, снятых на
         основе рассказов Гибсона.

     Телевидение представляет нам доволь-
но  мало  настоящих киберпанковских филь-
мов. Среди них можно выделить сериал "Max
Headroom",  который был очень насыщен ки-
берпанковскими   концепциями.  Также  был
снят  несколько  растянутый сериал "Дикие
пальмы"  ("Wild  Palms")   с "киберпрост-
ранством",  зловещими  корпорациями и ге-
роем  одиночкой  на основе творчества Ви-
льяма Гибсона.
     В  середине  90'х были выпущены нес-
колько  телевизионных фильмов, основанных
на  романах  серии  "Тэк" Вильяма Шатнера
(William  Shatner).  Несмотря  на то, что
там  присутствовали традиционные элементы
киберпанка,  типа  путешествий  в киберп-
ространстве,  эти  фильмы не представляли
из  себя  ничего другого, кроме как поли-
цейские   истории,  где  "хорошие"  парни
преследуют  "плохих".  Были  сняты "Войны
Тэк" ("TekWar"), "Лорды Тэк" ("TekLords")
и "Лаболатория Тэк"  ("TekLab").  Кстати,
основая  линия сюжета "Лордов Тэк"  очень
похожа на сюжет "Лавины".
     "Бегущий  по  лезвию бритвы" ("Blade
Runner") считается классическим киберпан-
ковским  фильмом. Как заметил Гибсон, мир
этого  фильма  соответствует  его видению
урбанистического будущего в книге "Neuro-
mancer". Если вам интересно, то много лю-
бопытных материалов по этому фильму, мож-
но  найти  на  FTP сервере "rtym.mit.edu:
/pub/usenet/news.answers/movies/bladerun-
ner-faq".
     Также есть несколько других фильмов,
которые  можно  считать киберпанковскими:
"Чужой"  и его продолжения, первый и вто-
рой "Газонокосильщик", оба "Терминатора",
"Беглец"   ("Freejack"),  "Когда наступит
конец  света"  ("Until  the  End  of  the
World"),  "Вспомнить все", а также глупо-
ватые "Электрический человек" ("Circuitry
Man")  и "Буйное помешательство" ("Brain-
storm").
     Также,  компанией  Mystic Fire Video
был  снят  часовой  документальный  фильм
"Киберпанк",  который содержит интервью с
Гибсоном,  а  также рассуждения о будущем
сети.

     А сейчас несколько слов насчет филь-
мов, снятых по романам Гибсона.

     Когда компания  "Cabana Boys Produc-
tion", покупала  права  на выпуск компью-
терной  игры  "Neuromancer", не все права
автора были соблюдены, поэтому на фирмен-
ной коробке с игрой  можно было прочитать
надпись: "скоро  выйдет одноименный фильм
от  Cabana  Boys  Production". Сейчас все
права  возвращены  Гибсону, и он в данный
момент пишет сценарий к фильму.

     Также, снимается фильм, по короткому
рассказу  Гибсона  "Johnny  Mnemonic"- он
должен  выйти примерно в начале 1995 года
(прим.  переводчика:  в  оригинале данный
текст  датируется 1994 годом). Гибсон на-
писал  сценарий и был консультантом режи-
сера Роберта Лонго. В главной роли снялся
Кину Ривз, а плохишей играют Дольф Лундг-
рен и Такеши Китано. Диана Мейер получила
ль  "Молли-эквивалентную",  также  роли
получили  Ice-T  и Генри Роллинз. По слу-
хам,  в  скором времени планируется снять
фильм  по "Отелю 'Новая Роза'" ("New Rose
Hotel"), а также Гибсон задумал снять ко-
роткий  (15  минут)  фильм в Британии, по
своему   рассказу  "Вселенная  Гернсбэка"
("The Gernsback Continuum").

     Вильям  Гибсон также написал один из
многих  пробных  сценариев к третьим "Чу-
жим".  Как  ему  и характерно, всего лишь
одна  деталь  из  его сценария сделала бы
фильм мрачным и крутым - на затылках зак-
люченных  выжжен штрих-код. Конспект сце-
нария  Гибсона,  включая   инструкции  по
съемкам фильма, можно  найти  на  сервере
  "rtym.mit.edu:/pub/usenet/news.answers/
movies/alien-faq/part3".


     6. Что такое "Агриппа" и где
             ее найти ?

     "Агриппа:  Книга мертвых" ("Agrippa:
A  Book  of the Dead") - текстовой компо-
нент    творческого  проекта,  написанный
Вильямом Гибсоном в 1992 году. Гибсон на-
писал полуавтобиаграфическую поэму, кото-
рую  он  записал  на компьютерный диск. В
законченном  виде  все это выглядело так:
на  экране появлялся текст, оформленный в
виде  гравюры (дизайном проекта занималсв
Деннис  Эшбаух  (Dennis Ashbaugh)), затем
он  менялся  на  другой, притом выглядело
это  как проявление фотографии, затем еще
один и так до конца, пока последний экран
не  "засвечивался".  Также "текст" поэмы,
после прочтения, автоматически стирался с
диска - то есть, его можно было прочитать
один раз.
     В  сети  мнения  о этом проекте были
различные , от  "Довольно интересная кон-
цепция.  Это  бросает вызов нашему тради-
ционному  представлению об 'исскусстве'~,
до "Гибсон сделал поделку на потребу тол-
пе"  и  "Гибсон  неплохо  зашиб деньгу на
этих "ценителях" исскуства, которые купи-
лись на его авантюру".
     Естественно  (некоторые  могут  ска-
зать,  что  это так и задумывалось Гибсо-
ном),  кто-то набил текст "Агриппы" и по-
местил  его в Интернет. Если вам интерес-
но,   то   ее  можно  найти  по  адресам:
"english-server.hss.cmu.edu:/English Ser-
ver/Fiction/Gibson-Agrippa" или "bush.cs.
tamu.edu.:/pub/misc/erich/agrippa".


       7. Киберпанковская музыка


     Сущесвует  спор   о  том,  что такое
настоящая  "киберпанковская музыка". Счи-
тать  ли  таковой музыку,навеянную кибер-
панковскими темами, или это та музыка,ко-
торую будут слушать люди в "киберпанковс-
ком будущем" ?
     Те, кто говорит, что киберпанковская
музыка  уже существует, обыкновенно гово-
рят, что быстрая, синтезированная и сэмп-
лированная музыка такая, как: техно, рэйв
и индастриал и есть "киберпанк".
     В конце 1993 года Билли Айдол (Billy
Idol)  выпустил альбом, названный "Кибер-
панк",  который привлек обшественное вни-
мание.  Альбом с комерческой точки зрения
оказался  неудачным  и подвергся нападкам
критиков.  По этому поводу Билли дал нес-
колько  заявлений  по сети, поэтому бази-
руясь  на  двух  из  них, которые кажутся
искренними,  можно  сказать, что  это был
неудачный  эксперимент, и  что  он просто
хотел  вписаться  в "киберпанковскую сце-
ну". Тем не менее, насмешки и обвинения в
коммерцилизации  сыпались  на  него   еще
очень долго.

     Напоследок хочу сказать еще несколь-
ко  слов. Если вы заинтересовались кибер-
панковской  культурой,  то  большое коли-
чество материалов (книги, музыку и т.д.),
можно найти на сайте Cyberpoet's Guide to
Virtual Culture, по адресу: "etext.archi-
ve.umich.edu:/pub/Zines/CyberPoet".








Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Реклама - Реклама и объявления ...
Long Life IMPULSЕ! - этoт нoмеp был выпущен исключительнo пo пoвoду СНAОS СОNSTRUСTIОNS `2000.
Старые , добрые... - Разбор игры "GREMLINS".

В этот день...   19 октября