Info Guide
#12
31 декабря 2017 |
|
Комьюнити - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1991-1993).
1991-1993 Учимся программировать Alone Coder В1990-1991 годах я увлекался написани─ ем стихов и рассказиков. Но я всё это заб─ росил (в прямом смысле - выбросил тетрадку со всем этим творчеством) из-за компьюте─ ра. Тут надо уточнить, что мне давали только час в день на компьютер, поэтому я особо не заигрывался, хотя каждую програм─ му попробовал. Помню, что в ноябре1991 года написал поздравление маме с днём рож─ дения,состоящие из одних операторовPRINT. Я также с некоторым трудом выучил оператор FOR :) Сосед же решил собрать новый компьютер. Это был "Синклер" в виде Pentagon 48K. Он однажды пригласил меня его увидеть. В по─ лутьме маленький телевизор "Сапфир" (ряза─ нский, да) показывал Бейсик,где рисовались грампластинки из концентрических окружно─ стей. Радио-8бРК так не мог. Потом сосед принёс компьютер к нам поиграть. А отец начал паять такой же. Насколько я могу восстановить, отец спаял свой Pentagon 48K в конце1991 года. На май 1992, когда я попал в больницу со сломанной ногой, он уже точно был, с кучей игр. И я хорошо помню копирайт1991 года после сброса. Как эта прошивка ПЗУ попала к нам? Говорят, она сделана в Луганске Сергеем Дегтярёвым на основе то ли поль─ ской, то ли чешской прошивки1987 года. Компьютер был собран опять в половинке от шахматной доски, опять с клавишами от "Партнёра" (у меня их осталось ещё много, только не хватает пружинок), с самодельным источником питания. Со временем отец сде─ лал на заводе аккуратный корпус из клееных пластмассовых деталей, куда поместился весь компьютер вместе с клавиатурой и ис─ точником питания. На нём красовалась гор─ дая наклейка"TOSHIBA", срезанная с паль─ чиковой батарейки. Первыми играми у нас были Locomotion, Elevator Action, Stop the Express и какая- то с летающим роботом. Грузили мы их сна─ чала с катушек, потом купили кассетный магнитофон. Отец однажды привёз кассеты с играми из командировки в Горький (Нижний Новгород).С этих кассет помню,в частности, Bruce Lee, Ikari Warriors, Phanton Club, Street Hassle и такую экзотику, как Eddie Kidd Jump Challenge, Luna Crabs и выре─ занный с фирменной PSIONовской кассеты Thro' the Wall на Бейсике. Никакие игры не были защищены. Часть игр мы переписывали с удвоенной скоростью копировщиком Turbo Comp, прошивка1991 года легко такое чита─ ла. Отец также поставил маленькую платку фильтра магнитофонного сигнала. Не знаю, насколько она помогала. Из литературы был только самиздат, на─ печатанный заглавными буквами на кальке, причём вместо квадратных и фигурных скобок стояли немецкие буквы с умляутами. Одна книга называлась"БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВА─ ШЕГО СПЕКТРУМА", а другая была описанием встроенного Бейсика от Викерса. В это время: В 3-м общежитии РГРТУ на 2-м этаже с 1991 года действовала неофициальная фирма по сборке "Синклеров". Там работал Паша Юлин, ныне монтажник на "Глобусе". Всего было человека три. Они собрали и продали пару сотен "Пентагонов 48K". Платы,корпуса и клавиатуры закупали на рынке в Москве, сразу в виде наборов в целлофане. Это был непонятного происхождения чёрный шершавый корпус, который они специально допиливали под клавиатуру. Не корпус от "Профи". Ком─ пьютеров, соответствующих этому описанию, я не видел. Зато видел у Николая Медведева забавное подобие фирменной чёрной коробоч─ ки, но с прямоугольным расположением кла─ виш. Тогда в Рязани многие собирали "Синкле─ ры". В частности, вышеупомянутые Рома Бо─ рисов и мой двоюродный брат Андрей сделали себе компьютеры именно тогда. Причём у Андрея с первой попытки остал─ ся образец плохо протравленной платы, где ширина дорожек на их протяжении менялась в два раза и они отваливались при прикосно─ вении. Продавались не только платы, куп─ ленные в Москве или напечатанные на тогда лучшем в Рязани оборудовании"САМа", но и откровенная кустарщина. Но кустарный - не всегда значит плохой: отец Ldir'а сам из─ готовил плату "Ленинграда", проработавшую с доработками до2003 года - если это был тот самый компьютер, который я у него зас─ тал. Примерно в1991 году и я впервые увидел игровой зал (с компьютерами, а не автома─ тами) - с River Raid на Atari и Freddy Hardest на ZX Spectrum. Freddy Hardest к тому времени у меня уже был дома, на пер─ вой же кассете, причём без заставочного мультика. А этот игровой зал (в магазине на ул. Черновицкой) помнит и Slash. John Silver вспоминает магазин"Элект─ роша" в Дашках, где продавали кассеты с играми. Первые игры вживую он увидел на Спектруме у двоюродного брата Ромы, это были Tai Combat и Saboteur. Cyberdaemon: В1991-92гг. в Песочне,в"Дом Сад Ого─ род"были самодельные Спектрумы. Как сей─ час помню, самые хитовые игры - Bomb Jack и Exolon.Их выгнали, когда на их место пришли продавцы видеомагнитофонов и теле─ визоров - самая ходовая техника того вре─ мени. Дмитрий Девяткин: В тот момент, когда выдавались ваучеры, ко мне в гости приехал двоюродный брат из Ижевска Иван Попов, который там активно собирал и продавал Спектрумы. У них там чуть ли не промышленная мастерская была по их сбору. Так вот, брат мой купил у нас на радиорынке корпус от какого-то телефона со словами "спаяю в нём 48K" ))). Мне он ком─ пьютер сделал в корпусе от какого-то сове─ тского большого калькулятора программируе─ мого. Очень удобно было ) Я когда поеду к родителям, попробую фотографии того перио─ да посмотреть - вдруг на них дата стоит. Я продолжал изучать Бейсик. Ощутив воз─ можности растрового экрана, я стал рисо─ вать шрифты через PLOT (изобрёл шрифт 3x3), потом через DATA. Когда я осилил DATA, я ощутил себя настолько прокачанным, что попытался записать свой шрифт в ПЗУ. И был сильно удивлён, что там ничего не из─ менилось :) У меня была своя кассета, на которую я одну за другой записывал игры "Очко", "Пи─ тон", "Перепрыгни через камень" (по моти─ вам Bruce Lee ), минидему "Едущая машина" и игру в одну строчку "Точка над i". Также там была пара картинок в Art Studio, одну из которых я помню - это был розовый кот. Кроме того, я рисовал мультики в блок─ нотах, тетрадках и отрывных календарях. Вдохновился этим по статье Котёночкина в "Весёлых картинках" и телепередаче "Сам себе режиссёр". У меня в тетрадках был да─ же целый сериал "Залезание на кеглю". К сожалению, часть тетрадок утеряны, оста─ лось только один-два мультфильма. Ещё вместе с соседом Серёжей Чемодано─ вым (у него была "Дельта", а до этого, ка─ жется, "Партнёр") и одноклассником Андреем Ионкиным (у него было что-то похожее на "Дидактик" ) мы играли в "Скачки на иппод─ роме", которые я писал на компьютере Ион─ кина. Я перенёс идею игры с Радио-8бРК, в будущем планировал перенести оттуда и игру "Президент" в виде "Губернатора" с привяз─ кой к рязанским реалиям, но дело не пошло. Мы нарезали из бумажек "деньги" (в нашем дворе были в ходу ещё игровые "деньги" из чайных упаковок с соседней чаеразвесочной фабрики) и делали ставки. Причём сохране─ ние на компьютере Ионкина не работало, по─ этому каждый раз я набивал программу зано─ во. (Я так же делал дома с программой, имитирующей пианино - иногда я её вводил даже с выключенным монитором, чтобы роди─ тели не заподозрили. У меня же был всего час разрешённого компьютерного времени в сутки!) "Дельта" Сергея Чемоданова была подклю─ чена к цветному телевизору. Для него я на─ брал на Бейсике простой графический редак─ тор "Рисующая точка". Насколько я понимаю, многие делали такие редакторы. Например, другой сосед Сергей Галишников. Или неиз─ вестный гражданин, который затёр чёрными линиями заставку первой части Dizzy, кото─ рую я потом восстанавливал и раскрашивал вручную. Но это было уже в дисковые време─ на, о которых ниже. Однажды мы втроём пытались снять на ки─ нокамеру Ионкина свою версию мультфильма про приключения капитанаВрунгеля. Я был художником-постановщиком. Некоторые рисун─ ки сохранились. Мы разрезали фигуры на ча─ сти и пытались использовать метод перекла─ дки. Это ужасный метод, потому что фигурки гнутся и разлетаются от малейшего дунове─ ния, а результат при этом далёк от рисо─ ванной анимации. Но мы попробовали.Правда, уже при проявке выяснилось, что на плёнке ничего не видно - от недостатка света при съёмке. В другой раз я сделал на компьютере Ио─ нкина анимацию с псомПлуто псевдографикой на Бейсике.Тогда Ионкин снял его на камеру с экрана - и на этот раз уже получилось. Всё это привело меня к мысли о написа─ нии редактора анимации на Бейсике. Я сде─ лал такой редактор, с увеличением в4 раза и хранением кадров в виде8x4 штук симво─ лов шрифта. Настоящее увеличение Бейсик бы не потянул, поэтому пользователь начинал работать с пустым кадром, редактировал од─ новременно увеличенную копию и рабочую, а новый кадр делал из старого. Назад мотать было нельзя. Сначала я хотел назвать этот шедевр "Notebook" (блокнот, от мультиков в блокнотах), но потом передумал и назвал "Animator" (см. ACNews #53 ). А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч В декабре 1993 года я отправил свой редактор анимации письмом на какой-то го─ родской конкурс. Текст программы написал там от руки. Причём отправил версию с оп─ росом клавиш не черезINKEY$ (как было из─ начально), а черезIN. Адреса портов клавиатуры я узнал от другого ученика нашей школы Коли Медведева (Nick), которому передал записку через Че─ моданова. Лично я его тогда не знал, Чемо─ данов называл его "Николай Трофимович". Что мне было о нём известно - он переско─ чил через класс (кажется, пятый), сдав эк─ замены экстерном. Это мне было близко, по─ скольку я сам после полугода обучения в первом классе перешёл во второй. Что я не учёл - что старшие биты портов клавиатуры на разных компьютерах могут быть в разных состояниях. А я их не маски─ ровал. Поэтому (а может, по какой-то дру─ гой причине) организаторы конкурса не смо─ гли запустить мою программу, хотя и похва─ лили - об этом мне потом сообщил Nick, ко─ гда мы познакомились лично осенью1994 го─ да. А вообще на конкурсе были программы для разных платформ, как минимум одна на уровне рисования снеговика кружочками, о чём я услышал по радио. Я тогда уже интересовался, какие ещё бывают языки программирования, и пытался влезать в загрузчики через кнопкуBREAK. На сохранившемся листке с тем же розовым котом (см. выше) есть байты машинного кода какого-то загрузчика. Я читал содержимое памяти однострочными циклами на Бейсике, которые опять-таки набирал каждый раз за─ ново. Единственное доступное мне руководс─ тво по машинным кодам было в виде малень─ кой жёлтой книжки с эмблемой АК на обложке и кучей опечаток внутри. Оно повествовало про ZX Spectrum 16K и как на нём сделать редактор машинного кода (не ассемблера). Насколько я помню, набранный пример не ра─ ботал. Эту книжку мы с отцом купили на ра─ диорынке. Ещё была голубая книжка издате─ льства "Солон" с описаниями языков прог─ раммирования и книжка с разноцветной обло─ жкой издательства"VA Print" про компьюте─ рную графику. И ещё советская книжка про компьютерную графику с компьютерами1980 года и некоторыми непропечатанными страни─ цами. Так что я осилил толькоLDIR. В том же 1993 году отец собрал новый Пентагон-48 - уже с дисководом. Это была печатная плата, у которой половина была аналогична старой, а вторую половину зани─ мал Beta 128 disk interface и параллельный интерфейс на BBSS (который мы никогда не использовали).Половинки были отделены друг от друга земляной шиной,поэтому все соеди─ нения между ними производились проводочка─ ми. Этот компьютер опять размещался в поло─ винке шахматной доски. Для его клавиатуры пришлось разобрать клавиатуру Радио-8бРК. Дисковод5305 был притащен непонятно отку─ да и был явно б/у: каждый раз, когда он должен был читать диск, надо было вручную подтолкнуть его крутящуюся часть. Потом я пытался эту часть снять и поломал совсем. А отец принёс другой такой же дисковод, но уже без проблем. Хотя, впрочем, была проб─ лема. В самом компьютере: мощности само─ дельного блока питания не хватало на ком─ пьютер и дисковод. В любой момент доступа к диску всё могло повиснуть насмерть. Нем─ ного помогало, если держать руку на корпу─ се дисковода. Но мы с отцом всё-таки умудрились в 1993 году сделать дисковую версию iS-CHESS 48 с картинкой. Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я а б в г д е (оригинал К. Мошкина с кубиками вместо шахмат см. в книге Л. А. Расстригина"По воле случая"). С этого началась череда дисковых вер─ сий, которые дальше делал только я - с по─ мощью ручного пересохранения,утилиты Tape- copy, а потом и родионовского PCOPIER. За─ щиты я ломать не умел, но их на наших кас─ сетах и не было. Помню, как пытался сделать монолоадер через PEEK в Бейсик-интерфейсе TR-DOS. Не грузился первый сектор. Отец сказал, что я далеко не"Serge Moscow" (у нас была дис─ ковая версия чего-то с монолоадером и над─ писью"Disked by Serge Moscow" ). Потом мы ещё раз сходили на радиорынок и купили книги издательства"Питер":"ZX Spectrum для пользователей и программис─ тов" (1-е издание) и"Диалекты Бейсика". Это уже было действительно полезное чтиво. Мы достали все нужные программы, и я начал изучать ассемблер (мои эксперименты со шрифтами, теперь уже в Art Studio, отец почему-то считал бессмысленной тратой вре─ мени). Но моя первая попытка написать сдвиг экрана влево не сработала, так же как и попытка написать аналог карманной игры "Ну, погоди!" (у меня была такая с Микки-маусом - и не только у меня, см. ин─ тервью Sergio в этом номере) черезRST 16. Кое-чего в книжках не хватало - как отла─ живать. Cyberdaemon: Первый раз на радиорынке я оказался зи─ мой1992года, когда у меня уже был "Синк─ лер".Тогда, полагаю, это был расцвет тор─ говли. Вход там был всегда платный. (Ред.: в Москве на Митинском рынке как минимум в 1994 был платный вход:http://tushinec.ru/ index.php?link=forum&f=43&t=3313&page=1 За вход платили и в Санкт-Петербурге на "Юноне".)Цена билета для продавцов была значительно выше. Почему-то сразу вспомнился колоритный персонаж, которому на рынке дали прозвище "Красная шапочка" (в холодное время года он ходил в красной вязанной спортивной ша─ пке). Это был участник одной из рязанских ОПГ, который собирал дань с продавцов на радиорынке. Часто приходил с несколькими "друзьями". Позже, когда рынок уже пришел в упадок, чаще появлялся в одиночку. Где-то в98-99случайно встретил его в Да─ шках и сильно удивился. Ибо к этому време─ ни всех членов ОПГ либо 'выпилили', либо посадили. А в Радике,сразу после центрального входа, слева, в холле, был магазинчик ко─ мпьютерной литературы во второй половине 90-х. Crutch: Вся специфичная литература только там и была, сильно позже появилась в"Барсе".В других магазинах был шлак попсовый. Всё интересное отРадика,что не касается учё─ бы, это - общаги. А место тусы делающих что-то не только для себя - радиорынок. Те, кто закончил Радик (и не толькоРа─ дик ),в начале 90-х открывали магазинчики. Помню Кукера, он, вроде бы, единственный был, кто принимал им изготовленные Спект─ румы при покупке нового. Потом перешёл на ПЦ, но свои Синклеры принимал даже тогда. Он с Украины и, говорят, учился вРадике лет8(наверное, косил, уже от украинских ВС). Кукер жил в первой общаге радика, в уг─ ловой комнате (у перекрёстка) на последнем этаже. На радиорынке стоял слева у входа на сцену. Уехал (выпустился) в1997г. Он активно заниматься начал со 128-х пентаго─ нов, 48-е он тоже собирал и потом забирал на апгрейд. Было бюджетнее сделать апгре─ йд, чем брать новый, но он брал только своей сборки. Делал в корветовских корпу─ сах с клавиатурой на проводе. Потом цеплял ПЦшные клавиатуры.Платы из Москвы, думаю, а паяли несколько человек в общаге. Cyberdaemon: Кукера я много раз видел. Покупал у не─ го (кроме компов, он торговал и литерату─ рой по Спектруму ). У него был напарник,не знаю его имени. Он, в основном, и торговал на рынке сопутствующими товарами. Однажды я вместе с Мишей (Crutch) был у Кукера в общаге, в святая святых - его комнате. Не помню точно, но Миша у него что-то покупал в тот день.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 30 октября