Info Guide #12
31 декабря 2017

Комьюнити - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1993-1995).

<b>Комьюнити</b> - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1993-1995).
         1993-1995
           Вперёд, на ассемблер!
Alone Coder

   С конца1992 года до середины 1994 года
мы  жили бедно, потому что наРЗМКП задер─
живали зарплату.У нас была машина "Запоро─
жец" и дача с картошкой, этим и спасались. 
   Однажды  отец  предложил  мне  написать
свою  книжку  по программированию, а он бы
организовал  её издание. Это было довольно
смелое предложение, потому что ничего сло─
жнее  редактора  анимации  на Бейсике я не
писал.
   Значительным  прорывом была стопка дис─
ков, которую отец принёс с работы от свое─
го друга Макса. Насколько я помню,я был не
уверен,что он их не заберёт,не относился к
ним  как к своим и изучил не сразу. И ско─
пировать тоже не мог,потому что было неку─
да.

Быстров М.В.: 
  Теперь  про Макса. Его настоящая Ф.И.О.
Абрамов Максим Фёдорович.Он работал у нас 
на заводе  у представителя заказчика (т.е.
был  военным, так мы их звали. Он был в то
время, когда  отдал мне эти диски, старшим
лейтенантом).Примерно был моим ровесником.
Может быть,года на 2-5 младше меня. Внешне
был весьма симпатичным парнем.Потом насту─
пили/были  весьма  сложные годы и для всей
нашей  страны, и для нашего завода. Где он
оказывался в эти годы - не знаю. Знаю лишь
то, что сейчас он окончательно потерял че─
ловеческий  облик от чрезмерного потребле─
ния алкоголя.

   Я  взял  розовую  общую тетрадь и начал
писать текст. Старательно переписал преди─
словие  из книги Ларченко и Родионова. Па─
раллельно  записал  разбивку  по  байтам в
служебной дорожке TR-DOS (чего в имеющейся
у  меня литературе не было). На этом запал
закончился.
   Я  взял  другую тетрадь, уже голубую, и
начал  записывать  туда  лучшие  процедуры
своего  сочинения. Первой из них был сдвиг
экрана влево,который наконец-то заработал.
Также  были сдвиги во все остальные сторо─
ны.
   Я решил написать то ли новый Supercode,
то ли графический редактор. Адреса  разме─
щения  процедур для графического редактора
попадали  в розовую тетрадь, а список про─
цедур для нового Supercode гулял по бумаж─
кам. Оригинальный  Supercode, который меня
вдохновил, когда мы купили книжку"Систем─
ные программы для ZX Spectrum", при реаль─
ном знакомстве сильно разочаровал. А книж─
ка была рулезная :)


   Через  некоторое  время  отец выдал мне
личную дискету. Её неполная копия сохрани─
лась на оцифрованных TRDшках в виде затёр─
того каталога на159-й дорожке. Это позво─
лило  вытащить  несколько  картинок  (типа
той, что  выше), но  от ранних программ не
осталось ничего,кроме записей на тетрадках
и  листочках. Впрочем, бумажный  архив  от
этого периода остался почти исчерпывающий,
а покопавшись с годик, я смог и датировать
каждую бумажку, пользуясь датами своих ре─
лизов  и  привязкой  к урокам в тетрадях и
дневнике.

   В это время отец с моей помощью русифи─
цировал базу данных Masterfile и вбил туда
каталог статей журнала"Моделист-конструк─
тор". Этот процесс вызвал у меня идею упа─
ковки шрифта, где часть русских букв дела─
ется из английских с модификаторами и без,
а разные  размеры получаются  вырезанием и
наложением столбцов букв. В бумажках отра─
жено несколько  попыток создать такую сис─
тему  печати, но  полноценную библиотеку я
так и не сделал.
   Ещё  отец  предлагал мне написать прог─
рамму каталогизации дисков. Сначала я сде─
лал  версию  программы  из книжки Очкова и
Пухначева "128  советов  для  начинающего 
программиста" ,  потом  написал  несколько
своих  процедур. Но  до конца не доделал -
это  было не особо-то и нужно. Я начал то─
лько  вести  список  игр  на своих дисках:
первая  версия  на  бумажке, вторая в виде
экранного файла (у меня не было текстового
редактора), а дальше много-много версий на
разных листках. По ним тоже удобно датиро─
вать:
  -на конец1994(gmslist.scr со стёрто─
го  конца  диска COMPDISK.TRD) имелось как 
минимум 53игры (51 в списке + Quackers + 
Saga, не считая невнесённого с дисков "Ма─ 
кса") 
  -на  весну(?) 1995(лист Knight Lore)
имелось 120игр (там 1 Elite, 2 Breakers, 
есть  Olli&Lissa, 3D Grand и Test Drive 2, 
не считаем зачёркнутые Savage и SQUARCOL) 
  -весна(?)  1995 (самый короткий список
игр) - имелась 131 игра 
  -конец1995(лист Rolla Round) имелось
около156игр (есть Olli&Lissa1, Ranarama, 
Draughts(в  утерянной  части списка?), Ski 
Star, Vampire's Empire, которых потом нет, 
2 Breakers) 
  -начало 1996 (лист  Zigzag)  имелось
около 216 игр (видно 206, потому что Toi 
Acid   1-4,   пропущены  буквы  Q,U,W,X  и 
Fantastic Voyage) 
  -на 20.03.96имелось225игр ("список
игр   несортированный",  там  2  Elite,  1 
Breakers,  а  "самый большой список" = 219 
игр  (1  elite, 2 breakers), там пропущены 
Prison  Riot,  War  Cars, Quondam, Mig-29, 
Timetrax и ещё какая-то игра) 
  -до конца1996найдено ещё18игр (ре─
ально должно быть больше) 

   Кроме  списка игр, я ещё рисовал в виде
экрана таблицу команд Z80  и даже фрагмент
какого-то рассказа малоизвестной писатель─
ницы Валентины Соловьёвой...

   Когда в августе1994 года родителям на─
конец  дали  зарплату, они  купили цветной
телевизор. К этому  телевизору меня с ком─
пьютером  не  подпускали  ("посадишь труб─
ку!"), я  смог  провести  только несколько
подключений через разъём SCART,но это было
позже.
   Ещё   в 1994  году  отец  купил  плату
Pentagon 128 и начал её набивать и настра─ 
ивать. В  это время наРЗМКП устроился Вя─
чеслав Михеев, и он  помогал отцу настраи─ 
вать  новую  плату. Это заняло два года, в
течение которых 48K с дисководом постепен─
но умирал - сбоев было  всё больше и боль─
ше. Можно было играть без доступа к диско─
воду, но писать программы получалось толь─
ко по одной процедурке. Это, а ещё ограни─
чение  в 1 час  в день, и есть объяснение
моего   тогдашнего  неэффективного  метода
программирования   мелкими  огрызками.  Но
благодаря  этому на бумагах осталось прак─
тически всё.

KSA-7G: 
   Предположительно, в 1994году, в конце
первого курсаКолледжа электроники,в мае, 
наверное,  купил  компьютер у однокурсника 
Dead Angel'а/Валерки Моисеева, друга/одно─ 
курсника  же Олега Каплунова/Steve Gibson, 
друга  Валерки Филяева/Dave Gibson,  хотя, 
теперь  я так предполагаю, в том году ADG, 
по-видимому, только формировалась. 
   Купил, кажется, за  50 рублей, вместе с
десятком (наверное) кассет, и простенькой/ 
тонкой книжонкой, которая, вроде бы, так и 
называлась  "48K", и в ней почти ничего не 
было, а то, что было, содержало опечатки и 
неточности, из-за которых я промучился,пы─ 
таясь  достучаться до истины, и сперва был 
в ужасе от BASIC редактора - после Партнё─ 
ра недопонимая его и пробуя все инструкции 
без  описания. Пытался  доходить  до всего 
"наощупь", ругаясь и нервничая с непривыч─ 
ки.Спустя два дня распробовал и прибалдел! 
Я  понял - насколько  это  классный BASIC! 
Как и обещал Валерка - "самый лучший в ми─ 
ре", разве что без русского языка... 
   Компьютер  был  "Питерским  Вариантом":
КР1858ВМ1,матричное (надёжное/нестираемое) 
ПЗУ(Didactic scalicaс исправленным NMI), 
посылал в любой порт без дешифраций (треск 
бордюра в играх под AY ), чётный Wait, то─ 
роидальный встроенный транс и стабилизатор 
на КРЕНке (едва тянувший, порой сбоивший), 
отличная  плёночная  клава -58 клавиш, с 
красным BREAK и закономерным расположением 
функций (по Symbol Shift- надпись  ниже, 
дляExtend Mode- надписи сбоку). 
   Именно Steve показал мне радиорынок - о
котором  я раньше разве что слышал: просто 
Steve (как и Dave ) жил в том районе и,са─ 
мо  собой, частенько  мог радиорынок посе─ 
щать... Могу  спутать, но Steve меня кому- 
то  (возможно, Slash'у ) представлял - как 
потенциально  хорошего программиста (вРКЭ
я  был  из лучших  и очень полюбил Speccy, 
проникся   демками,  эффектами,  творчест─ 
вом...). 
   Мне пришлось с нуля выкручиваться, дос─
тавать  компы  за  скромные деньги, самому 
много времени повышать опыт - пытаться ко─ 
мпы  наладить.  Конечно: обучение  и  опыт 
возни с ними - привёл  к прогрессу, и я не 
жалею, но без нормальных знаний и поддерж─ 
ки - я  тратил  на это слишком много энер─ 
гии, сил  и  даже  здоровье. Я считаю этот 
период - ненормальным  выживанием,  и  мне 
обидно, что в жизни приходилось так посту─ 
пать, без хорошей поддержки. В этом смысле 
мне  не  повезло, как  и  миллионам других 
творческих  личностей - которые изначально 
хотели быть лучше, хотели заниматься, мно─ 
гое  знать  и  уметь, но  возможностей для 
этого  у нас всех почти не было: с личнос─ 
тями  в  то  время почти не считались, был 
трудный  безденежный  период, а  в вузы за 
хорошими  знаниями просто так не попадёшь, 
да  и если попадёшь - учат далеко не тому, 
что реально знать хочется. 
   Очень  грустно осознавать, но я слишком
много сил потратил на собственное личност─ 
ное выживание и самообразование - в отсут─ 
ствие нормальной поддержки!А в теории,если 
бы  меня освободили от нафиг мне не нужных 
школьных и вузовских предметов,а предоста─ 
вили возможность вместо этого заниматься с 
грамотными  технарями/электронщиками/прог─ 
раммистами - я  обладал  бы  тогда гораздо 
большими  знаниями и способностями, меньше 
тратил  бы  времени  на многие неудачные и 
бесполезные  усилия чего-то сделать в оди─ 
ночку... Короче:в жизни не всё так как хо─ 
чется! 
   Помню, как мы мотались несколько раз за
кассетами: то я сам, то брата посылали по─ 
купать. Они  продавались  в  магазине"Дом
Книги" на Московском шоссе (сейчас, кажет─
ся,эта остановка называетсяВоенный комис─
сариат - согласно  тамошнему зданию по со─
седству,а вместо книг там уже другое заве─ 
дение). Как заходишь - сразу справа прила─ 
вок был, и под стеклом кассеты лежали. Со─ 
вершенно не помню, сколько они стоили,хотя 
для  нас почти недорого/доступно это было, 
но качество их было очень хорошим!Картинок 
на  них не было, зато отличным (лазерник - 
уже  тогда?) жирным курсивом были написаны 
названия  программ  и  краткое описание на 
русском!На каждой стороне по6игр,кассеты 
60 минут.Грузилось почти всё и почти с пе─
рвого раза, хотя записи были "глуховаты". 
   Позднее  я делал с них качественные ко─
пии через копировщики и восстанавливал не─ 
которые ненадёжные записи.К сожалению,сей─ 
час осталось лишь несколько таких кассет - 
надо у себя глянуть... 

   В  октябре 1994  года я познакомился с
Nick'ом  лично. В то время его звали"Вун─ 
диком" (от слова "вундеркинд"). У него был
Pentagon 128K  с дисководом, и у него были 
демы  (тогда  это  называлось "музыкальные
демонстрации" или просто "музыкалки"). Сам
он  уже  написал  одну  игру (что-то вроде
Pacman'а  или  Питона  с  врагами) и писал 
другую - драку с кучей анимации. Эту драку
он  потом  выставил  на городской "Конкурс
хакеров"  приИнституте развития образова─ 
ния в начале1995 года.А потом писал игру- 
платформер  типа  Rex.  Он  копировал  мне
фирменные игры, но никогда не свои работы.
Поэтому они не сохранились,в том числе эта
драка и недописанный платформер. А фирмен─
ные игры он брал от Вячеслава Михеева.

Nick: 
  Я не помню дат, к сожалению. Естествен─
но, до того был 48К,его мне собрал какой- 
то студент (крутой, видать, студент),самое
клёвое  в  нём  был  корпус - созданный из
обычного фольгированного текстолита, т. е.
спаянный изнутри по швам, но почти ювелир─
ная  работа. А  самое мерзкое - неизбежный
тандем с разными магнитофонами типа "Элек─
троника"и отвёрткой для подстройки голов─ 
ки. Как там, "tape loadind error"- когда 
наконец  добрался до предпоследнего уровня
игры? =) Может, я с ним на "конкурс" и вы─
бирался.
   48-й я потом  поменял на приставку для
ТВ, которая  должна была ловить дециметро─
вый диапазон - но ни хера не ловила )) И я
начал  мутить деньги на 128K- то ли нали─ 
чие дисковода меня вдохновляло, то ли игры
типа  "Терминатора". Возможно  (и  скорее 
всего), были  ещё какие-то "промежуточные"
варианты, не помню.. Кстати,какой-то "Пен─
тагон"до  сих  пор валяется  на веранде в 
Подмосковье - может, даже в рабочем состо─
янии ))
  Вроде  бы, участвовал  на  конкурсе два
раза. Вот  реально  полезным приобретением
были не всякие там "128К",а книжка по ас─ 
семблеру для Z80) 
  Интересно вспомнить, кто помог разобра─
ться и сделать первые шаги? С парнем обща─
лся,который жил не очень далеко отРадика,
вроде, Вадим его  звали. Когда у меня был 
48с магнитофоном - у него был уже 128-й с 
диском. У меня  128-й- у него  386-й )) и 
т.д. )
  Последние  шаги, вроде, помогло сделать
понимание  того, что  за  время работы над
программой (игра типа Rex,которую удалил) 
я потерял где-то диоптрию-полторы зрения -
вместо  монитора был какой-то горе-телеви─
зор )

   Диск от Михеевых со сборником Dizzy 1-6
я брал у Nick'а. Там  все Бейсик-загрузчи─
ки  были  длиной 0, а диск был заклеен. У
меня  не было командера. Я попытался копи─
ровать  файлы черезCOPY B, но TR-DOS стал
ругаться на защиту. Тогда я отклеил защит─
ную  полоску, и  TR-DOS скопировал файл на
тот  же диск. boot на том диске стал выда─
вать"No more than 20!". Положение затруд─
нялось тем, что в каталоге ещё былInvalid
colour (оттуда я взял идею назвать будущий
журнал словом "Ламопёр", накладывая симво─
лы  в каталоге спецкодами - но потом пере─
думал).  Nick,  видимо, не  смог  починить
диск. Другой копии найти не удалось. Слава
Михеев  не отдал свою коллекцию дисков. Он 
давал только диски со старыми играми. Ста─
рые диски от Михеевых были с пронумерован─
ными и перепутанными кодовыми файлами игр,
без упаковки.

   Что  мы ещё делали?  Пытались проходить
Dizzy (в Dizzy 5  Nick делал бессмертие, я 
тестировал  и строил карту), Jet Set Willy
и  Sir Fred  (тут  оказалось  безуспешно).
Изучали  мультиколоры  и  бордеры, о чём у
меня  сохранилось  много записей с разными
методами.
   Nick  подсказал простой способ находить
бессмертия  в играх - искать два байта:3D
32  (dec a : ld (..),a).  Этим  способом я
обессмертил несколько игр, так что мои ди─
сковые версии получились более "профессио─
нальными" (хоть  и на Бейсике). Ещё у меня
появилась  книжка "Тайники ZX Spectrum" с
огромным  списком  готовых POKE, иногда я
использовал и её.
   Nick  увлекался музыкой, играл и до сих
пор  выступает на гитаре (можете найти его
дуэт"Вместо темноты" ). Я тоже увлекался,
но по-своему. Ещё раньше я пытался освоить
игрушечное пианино дома и настоящее везде,
где  попадалось  под  руку, читал книги по
музыке и пытался редактировать в Wham. Пи─
сал  много раз программу, имитирующую пиа─
нино (в том числе  с выключенным экраном),
писал свои биперные движки и даже свой му─
зыкальный  редактор на Бейсике с синтакси─
сом типа командыPLAY на ZX Spectrum 128K.
В  это же время я выучился паять и припаял
магнитофонный  разъём  параллельно динами─
ку-"пищалке". Закончилось  это  тем, что я
записал  музыку  из  игр поверх всех своих
программ  на моей кассете. Так пропали все
мои  шедевры на Бейсике, кроме Animator'а,
который я перенабрал под TR-DOS с соответ─
ствующими доработками для компактности.
   Отец  говорил, что  в  Animator'е  надо
хранить разницу между экранами, чтобы вле─
зло больше кадров. Я не понимал - ведьXOR
соседних кадров займёт столько же места! И
игры на кассетах и дисках все были непако─
ванные (в том  числе  от  Михеевых ). Nick
говорил,  что  упаковщики  работают  очень
сложно, "сам ни за что не придумаешь так".
Несколько раз писал пакер-депакерRLE. От─
лаживать не умел, поэтому просто переписы─
вал  сначала. Он попал в мою дисковую вер─
сию  Gun Fright, для чего  я немного менял
картинку (чтобы не было единичных0 и ff -
они у меня были спецкодами сN для повтора
ихN раз).
   Из  других апгрейдов, кроме того разъё─
ма, я  вспоминаю  замыкание  ножек у одной
микросхемы,  чтобы расширить экран по вер─
тикали. Была ещё идея подключать неисполь─
зуемые 16К  ОЗУ вместо ПЗУ (сначала я ду─
мал, что  вынуть  ПЗУ  достаточно, а потом
стало лень). Тогда многие расширяли память
разными методами, обычно до256K или 512K.
А  ещё я ремонтировал кнопки в клавиатуре,
сделал Delete  и  Edit  через  диоды, а в
стрелочки  даже запаял по два геркона (ка─
жется,взял пример со Славы Михеева ). Nick
же  как-то  сумел  подключить  себе пцшную
клавиатуру, проведя внутри кучу проводков.
А самой дикой идеей у меня тогда было пос─
тавить антенну и вещать километровыми вол─
нами  на  радиоприёмник. Но  идея  утонула
среди других славных дел.



Другие статьи номера:

Помощь - об оболочке: произошли некоторые изменения в кнопках.

Предисловие - от авторов: Прошедшие два года были очень насыщенными.

Комьюнити - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1980-е).

Комьюнити - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1991-1993).

Комьюнити - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1993-1995).

Комьюнити - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1995-1997).

Комьюнити - сценеры шутят.

Код - этюды: вызов процедур по списку адресов.

Код - 3D демы на ZX Spectrum: история развития 3д движков.

Код - 3D движок: оптимизация на прообразе 3D Construction Kit.

Код - 3D движок: фрагменты.

Код - Посекторный движок для 3D-шутера от Destr.

Код - 3D скролл на ZX Spectrum (часть 1).

Код - 3D скролл на ZX Spectrum: реализация (часть 2).

Графика - графические редакторы: Старый софт от Alone Coder'а.

Графика - палитра: Палитровые эффекты в играх.

Музыка - биперные движки: Двоичная модуляция (часть 1).

Музыка - биперные движки: Двоичная модуляция (часть 1).

Системки - история операционной системы CP/M для Спектрума (часть 1).

Системки - история операционной системы CP/M для Спектрума: ограничения (часть 2).

Системки - NedoLang: Начало - самый простой процедурный язык (часть 1).

Системки - NedoLang: Путь к самокомпиляции (часть 2).

Системки - NedoLang: Проклятие языка Си (часть 3).

Системки - NedoLang: Памяти под самокомпиляцию не хватало (часть 4).

Системки - NedoLang: ускорение (часть 5).

Системки - NedoLang: Куда плыть дальше (часть 6).

Металлолом - Знакомьтесь, ATM-turbo 3! ATM-turbo 3 (v8.0) - что это такое и с чем его едят.

Металлолом - Из истории Betadisk'а: Дисковый интерфейс от Technology Research был.

Дикий ум - Компрессия: Первые компрессоры графики на Speccy (часть 1).

Дикий ум - Компрессия: Фичи с эвристикой, Потоковая декомпрессия, Сжатие музыки (часть 2).

Игрушки - От редакции: 2017-й год вышел очень богатым на события.

Игрушки - интервью с автором игры Mickey the Basic game (Sergio).

Игрушки - квест "Неожиданное Путешествие" - взгляд изнутри.

Игрушки - Nomad: интервью с автором скролл-шутера Nomad (Hippiman).

Игрушки - Скроллинг в Evo SDK.

Игрушки - Hints & Tips: Mickey, Nomad.

Мыльница - Errata: ошибки в Info Guide #11, ACNews #65.

Письма - отзывы о журнале от: raver, destr, sirx, survivor, Ellvis, Utz и Николая Амосова.

Об авторах - Авторы журнала.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Система - руководство пользователя Maxsoft Screen Packer v.1.1.
О сетях - О минской ZX-Net.
Система - Описание программ : ZX-ASM3.0, Universal XAS Converter v2.1, Format Utility v2.01, Commander DOS v1.9, Super Catalog v1.12, Text Designer v1.0, The Dizzy Editor v1.0, Digital Studio for Covox, Alfasoft Music Crasher v2.13. Драйвер печати шрифтов , созданных в Mach v2.4.
Самиздат - Лабиринт Отражений.
Обо всем - партийная зона: Отчет MMA о поездке на Enlight 97 - день первый.

В этот день...   30 октября