Inferno #04
22 июня 2003
  Железо  

Pentagon - Инструкция по активации незадействованной (нулевой) банки пзу в компьютере Пентагон.

<b>Pentagon</b> - Инструкция по активации незадействованной (нулевой) банки пзу в компьютере Пентагон.
 (с) 2003 U#74 

        ИНСТРУКЦИЯ ПО АКТИВАЦИИ
 НЕЗАДЕЙСТВОВАННОЙ (НУЛЕВОЙ) БАНКИ ПЗУ
        В КОМПЬЮТЕРЕ "ПЕНТАГОН"

────────────────────────────────────────── 
0. Теория 
────────────────────────────────────────── 
Выбор банка (0-3) ПЗУ Пентагона управляет-
ся  сигналами на ногах  1 (А15) и 27 (А14)
следующим образом:

┌─────┬───────────────────────┐ 
│A14=0│                       │ 
│     │БАНК0(незадействованый)│ 
│A15=0│                       │ 
├─────┼───────────────────────┤ 
│A14=1│                       │ 
│     │БАНК1(TR-DOS)          │ 
│A15=0│                       │ 
├─────┼───────────────────────┤ 
│A14=0│                       │ 
│     │БАНК2(BASIC128)        │ 
│A15=1│                       │ 
├─────┼───────────────────────┤ 
│A14=1│                       │ 
│     │БАНК3(BASIC48)         │ 
│A15=1│                       │ 
└─────┴───────────────────────┘ 

Из  данной таблички следует, что нам необ-
хоlимо  по  Reset'у  установить на выводах
А14 и А15 ПЗУ низкий уровень, дабы исполь-
зовать  0-й  банк... А как это сделать, мы
сейчас и будем разбираться.

────────────────────────────────────────── 
1. Что мы имеем 
────────────────────────────────────────── 

Как оно там есть быть в схеме компа:

    DD82   DD94             DD83
    ┌──┐   ┌──┐             ┌──┐
A0─1┤& ├3─1┤1 o─2──────┬──4─┤1 ├6──>/INEN
A1─2┤  │   │  │        │  5─┤  │ на ИД4
    └──┘   └──┘        │    └──┘ DD89:14
     ЛИ1   ЛН2   DD83  │     ЛЛ1 DD89:15
                 ┌──┐  │
         /IORQ──1┤1 ├3─┘
 DD78         ┌─2┤  │ 
┌─────┐        │  └──┘ 
│     o12───┐  │   ЛЛ1   /IORQ─┐  ┌─>/OIRQ 
│ АГ3 │ R13 ▒  │               │  └──────┐ 
└─────┘ 470 ▒  │               │         │ 
           │  └─────────────┐ │   DD85  │
DD77       │        DD76    │ │   ┌──┐  │
┌──┐   VD2 │       ┌──┬──┐  │ └──5┤1 │  │
│ 1├11─│<─┬┴─────13┤  │  ├9─┴──┐  │  ├6─┘
│  │   C3=== +5V┬12┤  │  │     │  │  │
└──┘     ─┴─    └1─┤  │  o8─>──│─4┤  │
ЛЛ1     DD82 ┌─┬─10o TM2 │     │  └──┘
       ┌───┐ │ │   └──┴──┘     │   ЛЛ1
 *C39─4┤ & ├6┘===C20*  ┌───────┘ 
DD77:8─5┤   │   │       │   ┌──────>/DOSEN 
       └───┘  ─┴─      │   │       DD36:1
        ЛИ1      ┌─────┘   │       27c512
                 │   DD83  │  DD84
     DD77        │   ┌──┐  │  ┌──┐
     ┌──┐        └─12┤1 ├11┴─5┤1 o─6─┐ 
A14─1─┤1 ├─3────────13┤  │     │  │   │ 
A15─2─┤  │            └──┘     └──┘   │ 
     └──┘             ЛЛ1      ЛН1   │
      ЛЛ1                  ┌─────────┘
                           │  DD83
                           │  ┌──┐
                           └─9┤1 ├8─>ROM2
                       *C36─10┤  │DD36:27
                              └──┘ 27c512
                               ЛЛ1 
* C36 = bit4 порта #7FFD 
* C39 = /RESET 
* C20 может быть не установлен 

────────────────────────────────────────── 
2. Что нам со всем этим делать? 
                 В смысле - как побороть? 
────────────────────────────────────────── 

Обратимся за советом к AXLR, а вдруг помо-
жет?
           
Отрывок из (C) 1998-1999 AXLR 
"Доработка контроллера для работы с HD-ди- 
сками": 

   как должно быть
                      ┌──> DD36:1(27c512)
             C39───┐  └─────────────┐
                   │  ЛИ1  DD76(TM2)│ 
DD77(ЛЛ1)       ЛИ1 │ ┌──┐   ┌──┬──┐ │ 
┌──┐           ┌──┐ └─┤ &├─13│  │  ├9┴ - - 
│ 1│11─┬───────┤ &├───┤  │   │  │  │ 
│  │  === C3 ┌─┤  │   └──┘   │  │  o8─ - - 
└──┘  ─┴─    │ └──┘          └──┴──┘ 
 DD78(АГ3)  │
  ┌─────┐   │
  │     │12─┘
  │     │
  └─────┘

  Сигнал с DD76:9 (TM2) подаем  на DD36:1 
(27c512), старый сигнал от DD36:1 отсоеди- 
няем. 
  При необходимости  меняем  DD76(TM2) на 
более быстродействующую, серии 1533. 

────────────────────────────────────────── 
3. Пороемся ещё где-нибудь... 
────────────────────────────────────────── 

Вот некий опус, некогда любезно предостав-
ленный Alone Coder'ом по моей просьбе:


              СБРОС В ГЛЮК

(c)2001 T(C)S [хардер из Рязани] 
                           DD36:1(27c512)
   C39────┐                     │
          │  ЛИ1      DD76(TM2) │
          │ ┌──┐      ┌──┬──┐   │
          └4┤ &├6───13│  │  ├9──┴─ - - - 
DD77:11──┬──5┤  │      │  │  │ 
        │   └──┘    ┌─┤  │  o8── - - - -
    C3 ===  DD82    │ └──┴──┘
        │           │
       ─┴─   DD77:8─┘


C36(DD62:12)<─────────────>DD36:27(27c512) 

* где DD62(ТМ9) - триггер порта #7FFD 
    (12нога - выход от 4 бита сего порта) 

* примечание от U#74: ROM2 = (DOSEN [НЕин- 
версный!!!] ИЛИ С36), 
т.е. как это есть быть в схеме: 

             DD83(ЛЛ1)
              ┌────┐
    DOSEN────9┤ 1  ├8──DD36:27(27c512)
    С36─────10┤    │
              └────┘

* примечание номер два - посмотри на схему 
AXLR и попробуй найтитЬ разницу, тем более 
там  уже предусмотрен сигнал от Magic (че- 
рез АГ3-ю)... 

────────────────────────────────────────── 
4. Вот еще вариации на тему... 
────────────────────────────────────────── 

Vojager#1 
(c) Вова Кулибин 

 ╔═════════════════════════════════════╗
 ║                                     ║
 АВТОЗАГРУЗКА В "ПЕНТАГОН 128"  ║                                     ║
 ╚═════════════════════════════════════╝

   Чтобы  происходил автозапуск TR-DOS при
сбросе  компьютера, необходимо  по сигналу
reset установить  триггер TR-DOS'а (D76.2)
в ноль. Для этого необходимо отрезать сиг-
нал reset от ножки 4D82 (ЛИ1) и подать его
на 13D76 через диод КД521,КД522 или анало-
гичный. Если диода под рукой не оказалось,
можно использовать свободный элемент D82.4
следующим образом:

- выпаять диод VD2,
- соединить 11D77 (катод VD2) с 13D82,
- соединить 13D76 с 11D82, reset c 12D82.

   Далее  впаяйте конденсатор примерно 200
пф  между  10D76 и корпусом (отверстие под
него на плате имеется). Кроме того, сигнал
C36 должен быть в высоком состоянии, этого
можно добиться, отрезав ножку 12D62, впаяв
в образовавшийся  разрыв сопротивление по-
рядка 300 Ом  и сопротивление  500-1000 Ом
между 10D83 и плюсовой шиной питания. Если
необходимых элементов нет, можно использо-
вать свободный элемент ИЛИ микросхемы D65.
Как  правило, схема  настройки не требует,
но в некоторых случаях возникает необходи-
мость подобрать емкость между 13D76 и кор-
пусом, а также  впаять сопротивление 10кОм
между  4D82  и +5в. Практически  все 128-е
программы при такой переделке работают но-
рмально, хотя встречаются и такие, которые
не признают машину  за 128К. Их необходимо
запускать  через  основное  меню. Лучше бы
те, кто их писал, писали бы нечто для мик-
рокалькуляторов.
     Да не заржавеют ваши паяльники !

────────────────────────────────────────── 
5. Греем паяльники:)) 
────────────────────────────────────────── 

Ищем свободные элементы ЛИ1 на плате -  их
там есть... И - вперёд!

────────────────────────────────────────── 
Приложение: 
────────────────────────────────────────── 

    Свободные элементы м/схем на плате
         компьютера Пентагон-128.

Пример: DD52(4 OR 5 = 6) 
4 и 5 - входа;
OR    - выполняемое элементом действие;
= 6   - выход,нога номер 6;
/     - инверсия.

  ЛЛ1 
DD52(4 OR 5  = 6) 
DD65(9 OR 10 = 8) - не на всех платах! 

  ЛИ1 
DD82(12 AND 13 = 11) 
DD97(9  AND 10 = 8) 
   (12 AND 12 = 11)

  ЛH1 
DD51(5  = / 6) 
DD84(3  = / 4) 
DD86(11 = / 10) 
   (13 = / 12)

  ЛH2 
DD94 (13 = / 12) 
DD100(13 = / 12) - КМОП-серия 

  ЛП9(повторитель) 
DD95( 13 = 12) 

Данный список вам пригодится, причем неод-
нократно...

────────────────────────────────────────── 
6. Для тех, кому данной информации  недос- 
таточно, милости просим  во  вторую  часть 
статьи, где  подробно  описана  последова- 
тельность действий для  реализации  данной 
доработки на Пентагоне... 



Другие статьи номера:

События - Об окончании первой части виртуального музыкального пати The Compo.

Sofтинка - Об операционных системах для спектрума ChAOS и ZXVGS.

Inferno - Авторы журнала.

Pentagon - Инструкция по активации незадействованной (нулевой) банки пзу в компьютере Пентагон.

Pentagon - Инструкция по переделке Пентагона-128 для выхода по Reset'у в 0-ю банку ПЗУ 27512.

Gameland - Прохождение игры Черный Ворон: Неизвестные Отгрузки. Диск 1.

Gameland - Прохождение игры Черный Ворон: Неизвестные Отгрузки. Диск 2.

Sofтинка - Описание графической оболочки для дисковой системы TR-DOS - ChAOS.

Inferno - Об оболочке.

Sofтинка - Редактор двухэкранной графики DouBleScreen Editor v0.4.

Sofтинка - Операционная система ZXVGS. Состав версий, софт.

Inferno - Вступление от редакторов.

Железо - Итоги освоения кодеров RGB - PAL/NTSC, на конец 2002 года.

Gameland - Об играх King's Bounty 3, Чёрный Ворон: Неизвестные Отгрузки.

Others - Об анкетировании.

For Coderz - Макросы под ассемблер Alasm v4.4x.

Математика - Фрактал Мандельброта.

Sofтинка - Музыкальный редактор Pro Tracker v3.71. Особенности программы.

Sofтинка - Формат RAR 2.x. Техническая информация.

Others - Зарегистрированные пользователи ZXVGS и CPM22QED.

Sofтинка - Типы файлов, определённые в ОС ZXVGS.

Sofтинка - Функции операционной системы ZXVGS.

Sofтинка - Внешний вид операционной системы ZXVGS.

Sofтинка - IDEDOS - доступ к жёстким дискам в ОС ZXVGS.

Sofтинка - Описание операционной системы ZXVGS.

Sofтинка - MEMDISK - файловая система для хранения файлов в областях памяти.

Sofтинка - Релизы ОС ZXVGS и их различия.

Sofтинка - Резидентные Расширения Системы (RSX) в ZXVGS.

Sofтинка - Список версий новой операционной системы для спектрума ZXVGS.

Железо - Расширенная клавиатура для sinclair-совместимых персональных компьютеров.

For Coderz - Алгоритм нахождения целой части квадратного корня.

События - Номинанты виртуального музыкального пати The Compo.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Софтварь - Новое о Мортале.
Калейдоскоп - Презентация игры EMPIRE demo version 3.00.
Genz - credits: авторы газеты.
Обратная связь - контакты редакции.
Разбиралка - Проходлика к игре DIZZY NEW.

В этот день...   12 декабря