|
Open Letters
#01
20 июня 1999 |
|
Ответ на письмо №4.

27.08.98 г.Сургут
Здравствуйте, уважаемый капитан Nemo!
Пишет Вам простой спектрумовский ко-
дер. Так как Вы являетесь схемотехником
Спекки, то я хотел бы ознакомить Вас с
моими размышлениями о будущем платформы
SPECTRUM. Я уверен, что не первый в этом
деле и попытаюсь учитывать это.
2. Итак, на сегодня самые приоритетные
пути развития таковы:
Аппаратные:
2.1. Развитие чисто процессорной мощ-
ности без потери совместимости.
2.2. Резкое увеличение графических
мощностей.
Музыкально-цифровые ушли после появле-
ния GS.
Программные:
3.1. Новая операционная система с ав-
тонастройкой на все аппаратные характе-
ристики компьютера и периферию и исполь-
зующая все доступные ресурсы.
3.2. Появление мощных систем в сфере
музыки и графики (MULTIMEDIA).
И общая проблема стандартизации.
4. Я ознакомился с многими проектами
(Splinter, GMX, Transformer), но с моей
точки зрения, появление "Монстра" повле-
чет следующие проблемы:
4.1. Понижение совместимости.
4.2. Неокупаемость проекта (пользова-
тель просто не сможет купить еще один
компьютер, даже если будет стоимость убы-
точной для продавца).
5.Вот мои задумки (этакая помесь всего
сказанного на эту тему).
5.1. Резкое повышение процессорной
мощности без потери совместимости (это
скорее вопрос к Вам - можно ли сделать
такое чисто аппаратно?)
5.2. "Акселератор" вставляется вместо
процессора через шлейф, а процессор, по-
кинувший насиженное место и вставляется в
"акселератор". По умолчанию (после сбро-
са) активен Z-80. Каким-либо портом пе-
реключается текущий процессор, банк ОЗУ и
ПЗУ. в ПЗУ можно записать инициализацию
Z-180, BIOS, AUТOCONF и т.д.
5.3. Примечание (*): Регистры можно
передавать и программным путем.
5.4. Я, к сожалению, не разбираюсь в
электронике, но все же думаю, что немного
логики здесь есть.
6. Графика. Здесь почти все как в GS.
6.1. По умолчанию (после сброса) уста-
навливается обычный спектрумовский экран
и определяется доступная видео память.
В ПЗУ защита управляющая программа,
процедуры операций с графикой 4-х видов:
- текстовые режимы;
- растровая (блочная);
- векторная 2D (линии, круги, заливка
и т.д.);
- векторная 3D (прорисовка трехмерных
объектов, 3D масштабирование и т.д.)
6.2. Было бы неплохо, если присутство-
вало:
- Переваривание BMP, JPG, TIFF, PCX и
т.д.
- Распаковка запакованной информации
(графики).
- Математические функции.
Еще важно делать в таких картах прямой
доступ к памяти (в данном случае - видео-
памяти). Ну, а в РЗУ хранятся переменные.
Помимо встроенных, не помешала бы под-
держка произвольных режимов (dXxdYxC) и
палитры (в пределах доступной памяти).
Наличие возможности (неограниченного)
расширения видеопамяти и замены процессо-
ра.
7. Вот, пожалуй, и все о железе.
Сам я сейчас разрабатываю мощнейший
(для Спекки) графический редактор. В нем
будут реализованы ранее нереализованные
на Спекки:
- Векторные FONT'ы.
+ Градиентная заливка ("Моховой" теч-
турой)
+ 16-ти битная последовательность
"формы" линии (пунктир и т.а.)
+ REAL TIME MAGNIFI X8
- редакторы FONT'а, "формы" линии,
текстуры, точки (8х8) и т.д.
+ 2 экрана
- подключение вместо точки любого об-
ъекта (линии, круга, окна)
+ безошибочная заливка
- масштабирование, перспективы, нак-
лон, кручение и т.д.
"+" - уже сделано и работает. Также
уже сделаны все графические примитивы.
Все операции производятся с максимальной
для Спектрума скоростью. В общей сложнос-
ти сделано около 30 %. Длина маш. кода
всего редактора будет около 40 Килобайт
или около 12000 команд (это на глаз).
Сейчас где-то 12к кода.
Учитывая масштабы работ и то, что я
один, срок выхода более чем неизвестен.
Тем более, что для многих операций прихо-
дится разрабатывать новые алгоритмы (или
неоткуда взять, или меня не устроили их
характеристики). Таким образом, родился
новый алгоритм прорисовки линии (та часть
процедуры линии, которая принимает реше-
ние - переходить или не переходить на
точку вниз представляет собой 11(!) ко-
манд процессора Z-80, включая единствен-
ную команду перехода JP M - она выполня-
ется как результат раздумий. Этот же ал-
горитм используется при масштабировании,
наклоне и т.д. Хотелось бы узнать мнение
г.Брезенхема по этому поводу.
7.2. Также был разработан совершенно
новый алгоритм заливки. У него пять ос-
новных достоинств:
7.1. Четко установленный размер буфера
(2 * макс.размер области заливки, для
Спекки 2*6144=12к).
7.2. Огромная скорость (на Спекки бо-
лее 30000 точек/секунду).
7.3. Кореляция между сложностью релье-
фа и временем заливки стремится к нулю.
7.4. Соотношение "чем меньше макс.раз-
мер области, тем выше скорость "заливки"
является герметическим, т.е. если весь
экран (49152 точки) заливается 68 frames
(1.36 сек.), то окно для векторной буквы
(64х64) зальется в пределах 5 frames.
7.5. Полная безошибочность. Данный ал-
горитм исключается ошибки на 100 %. Реа-
лизация данного алгоритма на Спекки ГА-
РАНТИРУЕТ заливку ЛЮБОГО объекта в преде-
лах 5 (пяти) секунд. Хотя скорость можно
увеличить где-то на 20-25 %, но надо кон-
вертировать весь экран в формат "линия за
линией" и потребуется еще 6 килобайт.
Все цифры указаны с учетом того, что
процессор работает на частоте 3.5 Mhz.
Вот и все, что я смог написать.
8. Уважаемый капитан Nemo! Я хотел бы
узнать Ваше мнение по всему вышесказанно-
му и заодно получить последние прайс-лис-
ты.
8.1. P.S. Можно ли запатентовать алго-
римы, если - да, то как?
8.2. P.P.S. Если Вы захотите ознако-
миться с вышеназванными алгоритмами, то я
Вам представлю их с полным описанием их
работы.
8.3. P.P.P.S. Прошу извинить за все
допущенные мной в тексте ошибки и опечат-
ки.
С уважением
N.
11.09.98 г.Сургут 26.11.98 C Nemo
Здравствуйте, N!
Извиняюсь за задержку ответа, т.к. на
письма такого рода весьма затрудняюсь от-
вечать. Ошибочен сам подход к проблемам
Spectrum'а. Согласно формальной логике,
из неверных попыток (False - англ., блядь
- ложь, мошенничество, прельщение глу-
постью - старорусское) может следовать
все, что угодно, в том числе и истинные
утверждения. Вместе с тем, все в целом -
неверно, несмотря на то, что есть и ис-
тинные утверждения. Также можно заметить,
что Вы слишком злоупотребляете просмотром
телепередач (телевизора) и чтением массо-
вой "желтой" компьютерной литературы.
Ваша основная ошибка - это уверенность
в том, что основополагающей причиной раз-
вития компьютеров является рост их техни-
ческих параметров. По Вашему мнению, это
первопричина, "перводвигатель" всего, что
происходит в компьютерном мире. Это не
так. Технические характеристики - это
следствие развития платформ как со-
цио-культурных (или кибер-социальных) об-
разований. Ровно настолько, насколько хо-
рошо структурно развита платформа и нас-
колько она массовая, какие задачи решают-
ся на платформе, - гос.управление, про-
фессиональная и коммерческая деятельность
(IBM); демомейкинг, кулибинство, изучение
компьютерной техники (Spectrum), - зави-
сит и техническая "навороченность" аппа-
ратуры. Бессмысленно ставить телегу впе-
реди лошади и выпускать микроскопы для
того, чтобы ими забивали гвозди.
"Итак, на сегодня самые приоритетные
пути развития таковы".
1. Изменение спектра задач платформы
Spectrum. Как за счет внедрения в массы
пользователей новых областей применения
Spectrum'а и новых приемов и сфер исполь-
зования, так и за счет совершенствования
уже имеющихся структур и сфер использова-
ния.
2. Эволюционное, непрерывное развитие
платформы. При таком подходе темп разви-
тия определяется не "навороченностью" са-
мого крутого "монстра" (а их наплодили
немало), а интенсивностью замены устарев-
шей техники. Переход на новые, более со-
вершенные стандарты и отказ от старых,
себя исчерпавших. С финансовой точки зре-
ния можно и нужно делать лишь то, что в
состоянии оплатить пользователи. Т.е. по
одежке протягивать ножки. Бессмысленно
вкладывать деньги в нищих, они никогда не
вернутся.
3. Развитие идеологии Spectrum'а. Что-
бы каждый ламер знал, что Spectrum - это
телевизор и только телевизор как устройс-
тво отображения. Что это менять нельзя,
иначе плохо будет всем, т.е. всему сооб-
ществу. А вот, например, магнитофонный
интерфейс можно и нужно убрать. Что рабо-
тать необходимо "под "операционной систе-
мой", а не "с ней" или "над ней". Что
операционная система должна быть одна.
(Представьте себе, что кроме TRDOS'а су-
ществовали бы и все остальные дисковые
интерфейсы, что "наплодились" в Европе?
Spectrum бы просто не состоялся как плат-
форма).
Теперь попробуем проанализировать Ваши
предложения с этих позиций, а не исходя
из расхожей глупости "Spectrum'у не хва-
тает технических характеристик". Итак, по
пунктам:
2.1. Давайте развивать "чисто процес-
сорную мощность" (подразумевается, види-
мо, тактовая частота). Сейчас машин с
грамотно сделанным Turbo-режимом единицы
процентов от всего парка. Программ под
них нет, - а посему никто и не знает, что
там турбо-режим сделан грамотно, а не че-
рез задницу. Вот и напишите программу,
которая бы задействовала эти характерис-
тики. Это и будет развитие.
2.2. Для графических мощностей нужен
дисплей (именно дисплей, а не телевизор
без радиоканала отечественного производс-
тва, который ламеры называют "дисплеем").
Попробуйте продать хотя бы парочку, а по-
том бесплатно их обслуживать, - денег то
у пользователей нет! Полезно также для
усугубления понимания этой проблемы про-
дать еще парочку дисплеев по почте в де-
ревню, скажем, Тьмутараканьку, где напря-
жение скачет в районе 150-300 вольт, и
посмотреть, как они там технически прод-
винутся.
3.1. Давайте сделаем новую операцион-
ную систему. За мой счет, за Ваши деньги.
Платить-то больше некому. Потратим 10-20
человеко-лет на создание, отладку и шли-
фовку кода, напечатаем (а главное, расп-
ространим!) тонн эдак 50 сопроводительной
литературы, закупим штук эдак с двадцать
клонов Spectrum'а (а их именно столько на
просторах России). Наймем помещение для
их установки. Заимеем телефон, абонент-
ский ящик (это необходимо для обратной
связи и сопровождения клиентов - а то как
Вы узнаете, где система глючит?). Во вре-
мя перекуров в этой кипучей деятельности
мы на подоконнике офиса в порядке совме-
щения приятного с полезным напишем первую
версию операционной системы, так что ее
стоимостью можно пренебречь. Вероятно
стоить это будет тысяч эдак 300-500. Рек-
визиты указаны в прайс-листе, как только
перечислите деньги, так сразу и присту-
пим.
3.2. А зачем мощные системы музыки и
графики (MULTIMEDIA - термин-то какой! По
телевизору, наверно, услышали?)? Есть
Amig'а. Есть IBM. Вообще же говоря, есть
и GS. Проблемы современной музыки коре-
нятся не в несовершенстве музыкальных
инструментов, а в несовершенстве слушате-
лей. Зафиксированы прецеденты, когда не
только исполнители пользовались фонограм-
мой ("фанерой"), но и зрительный зал.
Кроме того, чем "сложнее", "навороченнее"
аппаратура, тем дороже код (программы) к
ней. Как в себестоимости (т.е. цене для
ее создателя), так и в оконечной цене для
покупателя. Дилетантский (непрофессио-
нальный) подход к программированию в этом
случае будет уже невозможен. Если Вы в
одиночку пытаетесь создать такой продукт,
то лет эдак 15 это у Вас займет. В струк-
тур (фирм) в Spectrum'е практически нет.
95 % - это кулибины-надомники, финансиру-
ющиеся за счет родителей. Даже если пред-
положить невозможное, что эти 15 лет Вы
честно отработали - кто это купит? Даже
те достаточно простые программные продук-
ты, распространяемые на коммерческих ус-
ловиях, оплачиваются, что называется "че-
рез пень-колоду". А ведь есть еще пира-
ты...
4. Splinter и GMX - это действительно
проекты. Transformer - это концептуальная
разработка. Как ни странно, концептуаль-
ная разработка может быть более реальной,
чем проект. Если бы "Transformer" был
проектом, то он бы, несомненно, оказался
"монстром". Вместе с тем, если Вы перечи-
таете начало письмп, то обнаружите, что в
перспективе Transformer возможен, а вот
Splinter и GMX невозможны даже в перспек-
тиве.
4.1. Понижение программной совмести-
мости неизбежно.
Допустимо: 90 % транзитивной программ-
ной совместимости, 95 % прямой программ-
ной совместимости. При этом развитие бу-
дет плавным, без складок и многозначнос-
ти, т.е. непрерывным. Будь Transformer
реализован сейчас, соответствующие пара-
метры бы составили 60 % и 50 % соответс-
твенно. Итого имеем: 0.6 = 0.9n. Решаем
относительно n : n = lu (0.6) / lu (0.9)
n - 5. Т.е. необходимо примерно пять про-
межуточных моделей. Учитывая, что по це-
лому ряду причин модели не могут сменять-
ся чаще, чем через год и реже, чем через
два, то получаем лет эдак 5-10. И самое
главное, рынок должен быть готов к реаль-
ному применению такой техники. Так что
основная проблема в мозгах, а не в желез-
ках.
4.2. То, что неокупаемо в пределах го-
да, окупаемо в пределах 10-ти лет. Причем
пользователю совсем необязательно поку-
пать еще один компьютер. Это абсурд. Сог-
ласно п.4.1. ему придется купить 5 комп-
ьютеров! Необходимо менять платы и делать
upgrade. в таком случае пользователь бу-
дет регулярно финансировать производите-
ля. Серия KAY уже имеет upgrade-цепочку
из 5-ти моделей (RAY-256/2SL-94 г./V 1.0
до KAY-1024/3SL-TURBO- 98 г.). Разница в
цене между моделями плат составляет в
среднем 100 рублей. При этом все платы
работают, и только самые первые модели
начинают утилизироваться. Это альтерна-
тивный "доработкам" (кухонным) подход.
Нетрудно заметить, что после 3-х дорабо-
ток (с примерно 50 %-ной вероятностью)
комп летит в мусорный бак. Отремонтиро-
вать его невозможно, продать также. Вот
это и есть попадание на деньги, т.к. не-
обходимо покупать новый комп (1000 р. -
сравните с 500 р. - по upgrad'у в расс-
рочку на 5-10 лет). Так как у пользовате-
лей денег нет, то они перестают таковыми
быть.
5.1. Пересчитайте все вышенаписанное.
И, главное, поймите: быстро только кошки
сношаются, - все остальное происходит
медленно. Что же касается диаграммы 1, то
это что-то до боли знакомое мне напомина-
ет - уж не GMX ли? Вы берете одноэтажный
сарай, - который и так вот-вот развалит-
ся, - и делаете его двухэтажным. Нелогич-
но. Под дальнейшей перспективой, видимо,
понимается третий этаж и мансарда. Это уж
и вовсе из области фантастики. Но можно,
- у нас в России все можно, - она всегда
славилась дураками и дорогами. Первых не
стало меньше, вторые не стали короче.
Единственное, что необходимо продумать,
это как Вы объясните тот простой факт,
что устойство в диаграмме 1 будет дороже
аналогичной, целиком новой платы? В ка-
честве резонов можно попенять пользовате-
лю на его сарай и сказать: "не плачь, еще
послужит, ты так к нему сердцем прирос,
каждая микросхемка тебе в нем дорога. Да-
вай сварим же суп из топора". Вот так и
попадают на деньги.
6.2. Диаграмма 2. Ага, вот и мансарда.
Знаете, сколько будет стоить этот агре-
гат? Один только квадратик, скромно спря-
танный в углу диаграммы, а именно прямоу-
гольничек "Декодер PAL/RGB" обойдется Вам
один рублей эдак в 300. В фирменных
Spectrum'ах TV-интерфейс (т.е. аппаратные
навороты, отвечающие за соединение с TV)
занимает от 25 до 30 % площади платы (и,
соответственно, стоимости).
Кстати, а зачем из диаграммы выходит
стрелочка к BUS? Вполне законченная конс-
трукция, однако. Spectrum больше не ну-
жен. Хотя нет, я не прав, ннеобходим по-
вод, чтобы это впарить. Тут-то шина и
пригодится.
По п.6.1. Слушайте, а зачем все это
надо (имеется ввиду перечень п.6.1)? При-
ведите пример хотя бы одной реальной пос-
тановки задачи, за которую кто-то будет
готов отдать деньги. Имеются ввиду не
мнимые, эфемерные возможности (так ска-
зать, прельщение мыслеобразами), а реаль-
ные применения? Вместе с тем, весьма
удовлетворен знакомым Вам набором слов из
компьютерной отрасли. Какой будет резуль-
тат на уровне платформы? Что полезного
это принесет пользователям? Что они будут
делать после того, как им надоест разга-
дывать этот ребус и пытаться как-то прак-
тически использовать?
6.2. Насчет переваривания BMP, JPG,
TIFF, PCX и т.д. ничего сказть не могу.
Здесь Вы превзошли меня. Эти термины мне
не знакомы. Профессионал характеризуется
не только тем, что он знает, что ему не-
обходимо для работы, но и не знает того,
что ему не нужно. Заем забивать себе го-
лову ерундой?
вообще по п.6.1. и 6.2. замечу следую-
щее. Архитектуры не аддитивны. Это зна-
чит, что "лучшее - враг хорошего". Если
выразиться более академично, то архитек-
тура, как и любая сложная система необя-
зательно оптимальна, если составлена
сплошь из оптимальных узлов. И наоборот -
архитектура (структура) может быть опти-
мальной, даже если составлена частично из
неоптимальных по отдельности узлов. Если
собрать все мыслимые достоинства различ-
ных архитектур в одну, то получится один
крупный недостаток. Куча - она и есть ку-
ча. Это, кстати, главное, что не поняли
разработчики Spectrum'а. Они собрали все
пожелания ламеров в ону кучу. Куча и по-
лучилась. Ну и напоследок. Когда человеку
требуется неграниченное количество мозгов
(памяти), то это бросает мрачную тень на
на его собственные мозги. Компьютеры, по-
нимаемые как архитектуры, комплиментарны
ментальности. Это силлогизм.
7.1. Относительно программного обеспе-
чения - здесь я и не специалист, и не
профессионал. Обращайтсь в фирмы, которые
занимаются soft'ом. Единственно, что хо-
телось бы отметить: п.7.3. необходимо пе-
реформулировать: "Время заливки практи-
чески не зависит от сложности рельефа".
8. Алгоритмы патентовать для себя
бессмысленно. Патентный механизм предназ-
начен не для гарантирования пенсиона за
однажды случившееся посещение умной мысл-
ью чьей-то головы. Авторское право защи-
щает прежде всего реализации, а не идеи.
Между этими понятиями есть некоторая раз-
ница. По существу, это защита инвестиций
(капиталов), направляемых в области повы-
шенного риска. Под капиталом (инвестици-
ей) можно понимать и Ваше личное время
(труд), затраченный на создание продукта
(готового продукта, а не идеи!), и прямые
денежные средства, и накладные, стоимость
оборужования для получения результата и
т.д. и т.п. Т.е. главная цель авторского
права - это не обеспечить кому-то безбед-
ную старость, а защитить инвестиции с
риском и поспособствовать превращению
этих инвестиций в капиталы. Не следует
путать деньги с капиталом. Деньги - это
просто деньги. Капитал же - это работаю-
щие в определенном направлении деньги, -
как бы рабочее тело. Утомительно давать
подробное юридическое толкование с приве-
дением прецедентов. Попробуйте понять это
в том виде, как сказано.
Применительно к Вашему письму необхо-
димо отметить, что готовый продукт вряд
ли не за горами. Юридически правом распо-
ряжения реализацией (продукта) обладает
тот, кто понес основные затраты. В част-
ности, в фирмах продукты интеллектуально-
го труда становятся собственностью самих
фирм, а не тех людей, которые по трудово-
му соглашению этот продукт наработали.
Что же касается способов защиты авторско-
го права, то государству сейчас не до
этого, и спасение утопающих - дело рук
самих утопающих. Приведу пример эффектив-
ной защиты своих авторских прав. Когда на
рынке Казакова (СПб) появились "левые"
версии "НЛО" Славы Медноногова, то он, не
долго думая, направился к г.Зонову и ска-
зал ему примерно следующее: "Если продажа
левых дисков не прекратится, то следующая
версия на Scorp'е работать не будет".
г.Зонову пришлось отъехать не солоно хле-
бавши. Действительно, нехорошо гадить
там, где жрешь. В аппаратуре применяются
более сложные комбинации - их долго об-
ъяснять. Смысл в том, что в конечном сче-
те удар приходится по карману того, кто
"украл".
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 17 ноября