Info Guide #06
03 декабря 2004

For Coderz - Описание модульной структуры программ.

<b>For Coderz</b> - Описание модульной структуры программ.
  Описание модульной структуры программ.




   Модули представляют собой файлы,в кото-
рых  содержится части кода и вся необходи-
мая информация для их применения.Код моду-
ля является релоцируемым,поскольку настра-
ивается на любой адрес. Также имеется воз-
можность связи модуля с другими модулями,в
которых могут содержаться необходимые фун-
кции и константы.
   Библиотека  ещё  довольно сырая, но уже
проверена в работе.Написан линковщик,кото-
рый, впрочем,нуждается еще в основательной
оптимизации, но свои функции выполняет.

Формат заголовка модуля: 
Смещение Длина  Назначение 
 

    +0      8    Имя модуля
   +8      2    Длина модуля в байтах,
                 включая заголовок
    +10     1    Версия модуля
   +11     1    Флаги модуля (бит 0 -
                 отладочная версия)
   +12     2    Смещение таблицы
                 экспортируемых точек
   +14     2    Смещение таблицы
                 импортируемых точек
    +16     2    Смещение кода
   +18     6    Свободная область

   Заголовок  занимает 24 байта. Следом за
ним  идёт  таблица  настройки адресов. Она
имеет формат:
 

   +0     2     Смещение точки от начала
                 кода (Point_offset)
   +2     2     Смещение значения от
                начала кода (Value_offset)
                + флаги.

   Если  старший байт Value_offset >= #f0,
то здесь имеется ссылка  на экспортируемую
точку.Младший байт Value_offset определяет
номер  этой  точки. В  другом случае после
загрузки  модуля в память происходит наст-
ройка кода  по всем точкам, т.е. по адресу
(CodeAddress+(Point_offset & #3fff)) зано- 
сится  значение (CodeAddress+Value_offset)
в  соответствии  с  двумя  старшими битами
Point_offset.  0  в  соответствующем  бите 
разрешает  загрузку  младшего или старшего
байта  (CodeAddress + Value_offset) в код.
Маркер конца таблицы - #ffff.

   Таблица экспортируемых точек имеет фор-
мат:
 

   +0     N    Символьное имя точки в
                формате ASCIIZ
   +N     1    Флаг точки. Каждый бит
                отвечает за тип точки
   +N+1   2    Смещение точки в коде или
               её значение (для констант)

   Маркер  конца таблицы - #ff. Символьное
имя  может содержать в себе дополнительную
информацию о типах параметров и возвращае-
мом  значении, а  также о формате передачи
параметров в функцию:

PointName[@<InputParams>][#<OutputParams>] 
[%CallType],0 
 

   InputParams & OutputParams  перечисляют
регистры,в которых хранятся соответственно
входные  и  выходные  параметры: a=A, b=B,
c=C, d=D, e=E, h=H, l=L, B=BC, D=DE, H=HL, 
 X=IX, Y=IY, mN= память  в  стеке  N  байт. 
   CallType - формат  передачи параметров:
F<Fastcall> - передача параметров в регис- 
трах, C<C language> - параметры  в  стеке,
стек   очищает   вызывающая  процедура,  а
P<Pascal language>  -  параметры  в стеке, 
стек очищает вызываемая процедура.
   Например:
Search@HD#a%F 
   Здесь  входные  параметры  передаются в
регистрах  HL & DE, выходной  параметр - в
регистре А.

   Таблица импортируемых точек представля-
ет собой  последовательность ASCIIZ строк,
завершающюся маркером #ff.

   Присутствие  всех  трех таблиц в модуле
обязательно.Они могут быть и пустыми,в та-
ком случае от таблицы остается только мар-
кер завершения таблицы.

   Линковщик  предназначен  для склеивания
двух объектных файлов в один. Для склеива-
ния  большего количества файлов нужно при-
менять  линковщик  последовательно для пар
файлов.
    Последовательность действий линковщика:
  1) Загрузка обоих файлов в память, при
этом они разделяются на ведущий и ведомый. 
Ведущий  модуль  рассматривается  первым в 
 некоторых функциях. 
  2) Составление  единой таблицы экспорти-
руемых  точек. Если обнаруживаются повторы 
(оба модуля  экспортируют точки с одинако- 
выми  именами), то  выдается  сообщение об 
ошибке и процесс прекращается.При добавле- 
нии  в таблицу имен от ведомого файла про- 
исходит  их коррекия (если они не являются 
 константами) на длину кода ведущего файла. 
  3) Просмотр каждого имени из таблицы им-
портируемых точек на предмет его наличия в 
таблице  экспортируемых  точек. Если  есть 
совпадения,то происходит коррекция таблицы 
настройки - перенаправление ссылок с внеш- 
них точек на внутренние точки. В противном 
случае происходит добавление имени в новую 
таблицу импортируемых точек.Поиск в табли- 
це экспортируемых  точек происходит с учё- 
 том описательных тегов (@,#,%). 
  4) Оптимизация  таблицы   экспортируемых
 точек, т.к. там могут содержаться повторы. 
   5) Заполнение структур заголовка.
   6) Слияние таблиц в одну область памяти.
  7) Сохранение   полученного   модуля  на
диск. 

   Пример ассемблерного файла,использующе-
го библиотеку.

;***************************************** 
;* 
;* MEM.H MEMORY MANAGEMENT FUNCTIONS 
;* 
;* Copyright (C) Vitamin/CAIG/2001    2004 
;* 
;***************************************** 
 

         INCLUDE "MODULE",197
                       ;файл с библиотекой
         INCLUDE "MACRO",196
                       ;прочие файлы
        INCLUDE "ERRNO",193

DEFINE _DEBUG_     ;определение отладочной 
                   ;версии модуля

;настройка адресов рабочих областей. 
;адрес_кода, 
;адрес_таблицы_релокации, 
;адрес_таблицы_экспорта, 
;адрес_таблицы_импорта 
__MODULE #8000,#9000,#A000,#B000 
__VERSION 0           ;версия модуля 
__MODULESTART         ;начало модуля 

__EXTERN "InitMemDrv",InitMemDrv 
                      ;импортируемые точки
__EXTERN "Page",Page 
__EXTERN "MemPortMask",MemPortMask 
__EXTERN "MemMap",MemMap 
__EXTERN "LoMemMap",LoMemMap 
__EXTERN "MemMapSize",MemMapSize 
__EXTERN "CurrentPage",CurrentPage 
__EXTERN "PagesAvailable",PagesAvailable 
__EXTERN "CurrentPID",CurrentPID 
__EXTERN "SetErr",SetErr 

;========================================= 

;----------------------------------------- 
 __PUBLIC "MEMINIT#a%F",FUNC 
                      ;объявление точки
 MEMINIT 
         CALL_ InitMemDrv
         LD_ (PagesAvailable),A
         INC A
         JR Z,MI_2
         LD E,0
         SRA A
         RR E
         RRA
         RR E
         LD D,A
         LD_ (MemMapSize),DE
         ADD HL,DE
         LD DE,-64
         ADD HL,DE
         LD_ (LoMemMap),HL
         LD A,16
         LD_ (MemPortMask),A
         LD_ HL,MemMap
         LD D,H,E,L
         INC E
         LD_ BC,(MemMapSize)
         DEC BC
         LD (HL),-1
        LDIR
 

         XOR A
        JP_ SetErr
 MI_2    LD A,ENOMEM 
        JP_ SetErr

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "GetPage#a%F",FUNC 
 GetPage               ;A - Current page 
         LD_ A,(CurrentPage)
        RET

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "GetPages#a%F",FUNC 
 GetPages 
         LD_ A,(PagesAvailable)
        RET

;BLOCK MEMORY FUNCS 
;MEMORY MAP CONSISTS OF ELEMENTS, EACH OF 
;THEM MAY BE THE NEXT: 
;     255- FREE 
;     254- TEMPORARY BUSY (USED FOR 
;GETMEM FUNC) 
;     OTHER- BUSY BY PROCESS (PID IS DATA) 

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "GetMem@bD#H%F",FUNC 
 GetMem 
         LD A,B      ;B-QUANTITY
         AND A       ;DE-START BLOCK
                 ;(USE ONLY IN LOMEM CALLS)
         JR Z,GM_ERR ;HL->ADRESS   SETS ERR
         CP 64
        JR NC,GM_ERR
 

         IF ?_DEBUG_
         DI
         ELSE
         CALL_ _MemSpinLock
        ENDIF
 

         _IsHiMem
         JR NC,GM_HMA
         LD_ HL,MemMap
        ADD HL,DE
 GM_LMC  CALL_ _IsValidLogic 
         JR C,GM_ERR
         CALL_ GM_GPAGE
        JR C,GM_LMC,GM_REL
 GM_HMA 
        CALL_ _GetCurrentPageMapData
 

         CALL_ GM_GPAGE
        JR NC,GM_REL
 

         LD_ HL,(LoMemMap)
         CALL_ GM_GPAGE
        JR NC,GM_REL
 GM_ERR  LD HL,0,A,ENOMEM 
        JR GM_REL+1
 GM_REL  XOR A 
         IF ?_DEBUG_
         EI
         ELSE
         CALL_ _MemSpinUnlock
         ENDIF
        JP_ SetErr

 GM_GPAGE 
        LD C,B
GM_L4   LD E,64 
 GM_L3   BIT 7,(HL) 
         JR Z,GM_L1
         DEC B
         JR NZ,GM_L5
        LD_ A,(CurrentPID)
 GM_L2   LD (HL),A 
         DEC HL,C
         JR NZ,GM_L2
         INC HL
        JP_ _LogicToPhisic

GM_L1   LD B,C 
 GM_L5   INC HL 
         DEC E
         JR NZ,GM_L3
         LD HL,0
        RET

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "FreeMem@H#a%F",FUNC 
;Out: A=0- OK =-1- ERROR 
;Sets Err 
 FreeMem             ;HL- ADDRESS 
         LD A,H
         CP 128
         LD A,EFAULT
        JPC_ SetErr
 

         IF ?_DEBUG_
         DI
         ELSE
         CALL_ _MemSpinLock
        ENDIF
 

         LD A,H
         CP 192
         JR C,FM_LMA
         SUB 192
         LD L,A
         LD_ A,(CurrentPage)
         CALL_ _AddPageMapData
         LD B,64
        JR FM_L2

 FM_LMA  SUB 128 
         LD E,A,D,0
         LD_ HL,(LoMemMap)
         ADD HL,DE
         SUB 64
         NEG
        LD B,A
FM_L2   LD_ A,(CurrentPID) 
 FM_L1   CP (HL) 
         JR NZ,FM_RET
         LD (HL),-1
         INC HL
        DJNZ FM_L1
 FM_RET 
         IF ?_DEBUG_
         EI
         ELSE
         CALL_ _MemSpinUnlock
         ENDIF
         XOR A
        JP_ SetErr

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "ReleaseMem%F",FUNC 
 ReleaseMem 
         IF ?_DEBUG_
         DI
         ELSE
         CALL_ _MemSpinLock
        ENDIF
 

         LD_ HL,MemMap
         LD_ DE,(MemMapSize)
         INC D
        LD_ A,(CurrentPID)
 RM_L2   CP (HL) 
         JR NZ,RM_L1
        LD (HL),-1
 RM_L1   INC HL 
         DEC E
         JR NZ,RM_L2
         DEC D
        JR NZ,RM_L2
 

         IF ?_DEBUG_
         EI
         RET
         ELSE
         JP_ _MemSpinUnlock
        ENDIF

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "MemTotal#B%F",FUNC 
 MemTotal            ;BC->BLOCKS 
         LD_ A,(PagesAvailable)
         INC A
         LD BC,0
         RRA
         RR C
         RRA
         RR C
        RET

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "MemAvail#B%F",FUNC 
 MemAvail            ;BC->BLOCKS 
         LD A,-1
        JR MemProcUsage

;----------------------------------------- 
__PUBLIC "MemUsage#B%F",FUNC 
 MemUsage 
        LD_ A,(CurrentPID)
;----------------------------------------- 
__PUBLIC "MemProcUsage@a#B%F",FUNC 
MemProcUsage        ;A- PID 
                     ;BC->BLOCKS
         LD_ HL,MemMap
         LD B,L,C,L
         LD_ DE,(MemMapSize)
        INC D
 MPU_L2  CP (HL) 
         JR NZ,MPU_L1
        INC BC
 MPU_L1  INC HL 
         DEC E
         JR NZ,MPU_L2
         DEC D
         JR NZ,MPU_L2
        RET

;========================================= 

 _MemSpinLock 
        RET

 _MemSpinUnlock 
        RET

 _GetCurrentPageMapData 
        LD_ A,(CurrentPage)
 _GetPageMapData 
        LD_ HL,MemMap
__PUBLIC "_AddPageMapData",FUNC 
 _AddPageMapData 
         LD E,0
         RRA
         RR E
         RRA
         RR E
         ADD A,H
         LD H,A,A,E
         ADD A,L
         LD L,A
        RET

 _LogicToPhisic 
         LDH_ A,MemMap
         SUB H
         NEG
         LD H,A,A,L
         AND 192
         RLA
         RL H
         RLA
         RL H
         LD A,L
         AND 63
         LD L,A
         LD_ A,(PagesAvailable)
         CP H
         LD A,128
         JR Z,LTP1,C,LTP1
         LD A,H
         CALL_ Page
        LD A,192
 LTP1    ADD A,L 
         LD H,A,L,0
        RET

 _IsValidLogic   ;HL-BLOCK POINTER IN TABLE 
         PUSH DE,HL
         LD_ DE,MemMap
         AND A
         SBC HL,DE
         JR C,IVLR
         LD_ DE,(MemMapSize)
         SBC HL,DE
        CCF
 IVLR    POP HL,DE 
        RET

__MODULEEND              ;окончание модуля 

 __COMPILE "mem"  ;создание служебного кода 
               ;и списывание файла на диск
 __MAKEHEADER "mem",1 
          ;создание вспомогательного файла

   После компиляции в 1 странице создается
файл с именем "mem" следующего содержания:

;Header file for modules construction. 
;(C) Vitamin/CAIG/2001 all rights reserved 
 

         MACRO MEMINIT_
         CALL_ MEMINIT
        ENDM
 

         MACRO GetPage_
         CALL_ GetPage
        ENDM
 

         MACRO GetPages_
         CALL_ GetPages
        ENDM
 

         MACRO GetMem_
         LD B,



Другие статьи номера:

Inferno - Вступление от редактора.

Интервью - интервью с AIG - кодером из группы MKHG.

Sofтинка - ACE 0.888: отличия от 0.666

Sofтинка - макро-ассемблер отладчик ALASM 4.47: отличия от 4.44

For Coderz - Арифметическое кодирование.

Inferno - Авторы журнала.

Sofтинка - BGE 4 графический редактор для ZX.

События - The Compo 2: результаты голосования.

For Coderz - Декомпиляция программ - оживление старых прог.

Inferno - Ошибки в предыдущих номерах.

For Coderz - Маленькие программерские хитрости.

DIY - Схема моего электрофумигатора.

Gameland - о пройденных играх: Imperia 2, Hexagonal Filler, From Beyond.

Железо - устройство расширенной клавиатуры (58 клавиш).

Gamedev - Игровой цикл - цикл, внутри которого вызываются все подпрограммы игры.

Gameland - прохождение Lords of Time от Level 9.

For Coderz - Макросы ч.2 - облегчаем себе жизнь при программировании.

Inferno - Письма в редакцию.

Gameland - прохождение уровней игры Чёрный Ворон.

For Coderz - Описание модульной структуры программ.

Inferno - Об оболочке.

Sofтинка - преимущества упаковочного алгоритма Optimal LZH.

События - серпуховский фестиваль ParaDiGMus party 2003. Как это было.

События - серпуховский фестиваль ParaDiGMus party 2003. Afterparty.

Gameland - прохождение игры The Price of Magik от Level 9.

Железо - Описание блока памяти от принтера Robotron CM 6329.01 M. Часть 1.

Железо - Описание блока памяти от принтера Robotron CM 6329.01 M. Часть 2.

Реклама - реклама и объявления.

DIY - советы по ремонту часов, Dream Cast и джойстика.

Интервью - Интервью с Shaitan/Stars of Keladan: Interred Inferno.

Gameland - прохождение игры Snowball от Level 9.

Железо - Видеомагнитофон GoldStar RN800AW Art vision. История ремонта.

Железо - Видеомагнитофон GoldStar RN800AW Art vision. Советы по разборке и ремонту.

Интервью - интервью с музыкантом Visual^Extreme (Сергей Агапов).

Gamedev - о сборке игры Wolfenstein 2004. Часть 1.

Gamedev - о сборке игры Wolfenstein 2004. Часть 2.

For Coderz - Как получить на звуковом устройстве больше бит.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Информация - Что и как можно записывать в эхо-области. Правила конференции ZX.SPECTRUM : тематика,форма обмена информацией, языки,что запрещается...
NEWS - О новинках на игровом рынке: ЧЕРНЫЙ ВОРОН новые миссии, THE CEZAR, DILLER, BABYLON, SUPER LASER SQUAD.
AMIRAGE K2 - анализ состояния рынка Амиги.
TOP 13 - Лучшая тринашка игр.
Сетевые новости - Список BBS.

В этот день...   14 декабря