ZX Power #03
31 декабря 1997

Вокруг света - Все что вы хотели знать о "Силиконе".

<b>Вокруг света</b> - Все что вы хотели знать о
Все, что вы   ХОТЕЛИ ЗНАТЬ О "СИЛИКОНЕ",      но боялись спросить(C) Павел Молодчик          Продолжение.________________________________    Трехмерное сканирование.   В настоящее время, а равно  ив  обозримом  будущем,  наиболеесовершенное программное  обеспе-чение по обработке данных, полу-чаемых  с  трехмерных  сканеров,ориентируется на рабочие станцииSGI. Эти  программы призваны ре-шать целый комплекс математичес-ки сложных задач, включающий ус-транение избыточной  информации,
сплайновую аппроксимацию и адек-
ватное  текстурирование. Поэтому
они просто обречены на использо-
вание  в  производстве голливуд-
ских   спецэффектов,  требующих,
например,  создания  виртуальных
двойников для реальных актеров.

     Трехмерная анимация и
        Motion Capture.

   Программное обеспечение рабо-
чих станций SGI  реализует самые
сложные и изощренные способы уп-
равления  трехмерными персонажа-
ми, включая Motion Capture (бук-
вально  -  "схватывание   движе-
ния"), которое  представляет со-
бой технологию снятия кинетичес-
кой информации с реальных объек-
тов, например живых  актеров.  В
последних  разработках  из  этой
области отпадает нужда опутывать
актеров сверхмеханизмами и  про-
водами, сковывающими  их подвиж-
ность. Вместо  этого на ключевых
участках их опорно-двигательного
аппарата (локтях,коленях, лодыж-
ках и т. д.) располагаются отно-
сительно легко визуально распоз-
нающиеся  наклейки.  Сцена  сни-
мается  одновременно несколькими
камерами, после  чего  сделанные
видеозаписи  анализируются прог-
раммным   обеспечением,  которое
делает выводы о пространственном
перемещении  каждой  из наклеек,
при этом специальные эвристичес-
кие методы позволяют избежать их
перепутывания, если они периоди-
чески  перекрываются,  а   также
правдоподобно восполнять  недос-
тающую  информацию  относительно
тех моментов времени, когда нак-
лейки оказывались невидимыми для
одной или нескольких камер.Полу-
ченные таким образом  траектории
могут  быть ассоциированы с час-
тями тела смоделированного  ком-
пьютерным  художником  персонажа
(причем  вовсе  не   обязательно
антропоморфного).   Впечатляющие
результаты   достигаются   также
при  снятии аналогичным  образом
информации о мимической моторике
актера.
   Некоторые программы предоста-
вляют пользователю гораздо более
простой и дешевый, но тоже очень
полезный  механизм для схватыва-
ния движений, который не требует
никакого дополнительного аппара-
тного  оборудования  и  работает
примерно так: по сценарию анима-
ционного фильма о Золушке в нуж-
ный момент времени  и  в  нужном
месте  героиню  надо   заставить
сделать реверанс нужной глубины.
Пользователю дается  возможность
соотнести с этим многокомпонент-
ным движением,которое состоит из
поклона, приседания, и  так  да-
лее, перемещение мыши по столу в
ходе наблюдения в реальном  вре-
мени за поведением прочих персо-
нажей. Часто такой подход оказы-
вается много эффективнее  тради-
ционного рутинного задания  клю-
чевых кадров.
   Помимо Motion Capture, в "си-
ликоновом мире" существует  мно-
жество  иных  способов  сообщить
объекту  естественное  движение.
Что  скажете  об  анимации  вир-
туальных балерин с  помощью  хо-
реографической  нотации  Бенеша?
Некоторые  программы   позволяют
визуально программировать  пове-
дение одних объектов в зависимо-
сти от состояния  других (звенья
провисающей якорной цепи, подни-
мающиеся  в воде пузырьки газа),
а также учитывать влияние приро-
дных  феноменов (гравитация, ла-
минарный или турбулентный ветер,
инерция, трение, упругое  дефор-
мирование и т.д.).  Предлагается
множество   различных   способов
процедурного анимирования  таких
специфических объектов, как стаи
птиц и косяки рыб,  клубы  пыли,
опавшая листва, волны на поверх-
ности воды и  стелящийся  туман.
Компанией  WaveFront разработано
нечто вроде  модуля  виртуальной
кройки и цифрового  шитья, кото-
рый позволяет  компьютерному ху-
дожнику по своему произволу соз-
давать одежду, реалистично обле-
гающую  тело,  развевающуюся  на
ветру или собирающуюся в складки
сообразно движениям носящего  ее
персонажа. Есть даже возможность
управлять  процентным  соотноше-
нием жира и мышц в различных ча-
стях тела анимационных  персона-
жей, чтобы правильно моделирова-
ть их поведение под воздействием
сил инерции или гравитации.

         Визуализация.

   Оценивание качества  визуали-
зации - вопрос субъективный, но,
согласитесь,было бы удивительно,
если  бы программное обеспечение
для SGI не лидировало и здесь. И
оно действительно лидирует. Мно-
жество "силиконовских"  програм-
мных пакетов предлагает разнооб-
разные варианты  наиболее совер-
шенной на сегодняшний день  тех-
нологии  визуализации  high-end,
сочетающей  в  себе  трассировку
лучей (ray-tracing - метод,  ко-
торый может  учитывать такие оп-
тические эффекты, как многократ-
ное преломление и отражение све-
та в криволинейных  полупрозрач-
ных объектах, глубину  резкости,
аберрацию  и  даже  ньютоновское
разложение на цветовые компонен-
ты;  вообразите,  например,  как
блестящая чайная ложечка  в ста-
кане воды в  яркий  летний  день
отбрасывает тени и блики на све-
тлый  подоконник)  и   радиосити
(radiocity - способ  фотореалис-
тического моделирования явления,
связанный с  распределенными ис-
точниками освещения и диффузион-
ным рассеиванием  света;  напри-
мер, наблюдатель вправе  ожидать
увидеть матовый оранжевый отсвет
от баскетбольного мяча, лежащего
на бетонной плите).Очень непрос-
той  задачей,  с  вычислительной
точки зрения, является получение
реалистического размывания быст-
ро движущегося объекта в отдель-
ном кадре (temporal antialiasing
или motion blur), как если бы он
был снят  настоящей  кинокамерой
или фотоаппаратом  с центральным
или шторочным затвором (что, ме-
жду прочим, не совсем одно  и то
же!). Для этого существуют алго-
ритмы, которые с целью получения
наиболее  качественной  размывки
интерпретируют анимационную тре-
хмерную сцену как статичную  че-
тырехмерную.  Однако   программы
SGI с этим справляются. Наиболее
прогрессивные программные разра-
ботки позволяют сэмулировать да-
же оптические иллюзии, связанные
с искажениями изображения  в го-
рячем воздухе, по  всем  законам
оптики моделировать солнечную  и
лунную  радуги, светящиеся круги
вокруг уличных фонарей во  время
снегопада и много чего еще.

    Компьютерные голограммы.

   Да-да, даже для этого на  SGI
существует особое аппаратно-про-
граммное обеспечение.

    Обработка изображений.

   В некоторых программных паке-
тах,в особенности тех, что пред-
назначены  для нелинейного  мон-
тажа, нашли  практическое приме-
нение новейшие достижения теории
распознавания образов. Например,
пользователь может поместить пе-
ред изображением реального акте-
ра  виртуальную тюремную решетку
и добиться того,  чтобы  на  его
лицо от нее падала  относительно
реалистичная тень.Располагая ра-
бочей  станцией SGI, можно в по-
луавтономном режиме за  пару ми-
нут повторить бессмертный подвиг
Эйзенштейна, снявшего  первый  в
истории кино цветной фильм путем
собственноручного перекрашивания
развевающегося черно-белого фла-
га в красный цвет.  Можно выров-
нять  последовательность  кадров
по ключевому  объекту. Например,
имеется видеоматериал  о  принце
Чарльзе, который  столь резво  и
безостановочно гарцует  на лоша-
ди, что его лицо с трудом удает-
ся рассмотреть, да к  тому же во
время съемок  у  оператора поче-
му-то трясутся руки. Делая попы-
тку вычленить в каждом кадре ис-
ходного изображения лицо  принца
Чарльза  в  качестве   ключевого
объекта,  программа  преобразует
этот сюжет таким  образом, чтобы
ключевой  объект постоянно нахо-
дился в определенном  месте кад-
ра, например в центре.

   Альтернативные технологии
   трехмерного моделирования.

   Под таковыми  условимся пони-
мать все  способы задания реаль-
ных объемных тел, отличные от их
аппроксимации     многогранными,
сплайновыми  или полиномиальными
поверхностями, а  также логичес-
кого  оперирования с пространст-
венными примитивами  (сиречь  их
объединения, пересечения и вычи-
тания). Таких  способов  сущест-
вует гораздо больше,  чем  пред-
ставляется  компьютерному худож-
нику, если, конечно, он работает
не на SGI. Возьмем, хотя бы, так
называемые  блобы (blobs - нечто
вроде "пузырей").  Математически
это  изотермические поверхности,
окружающие точки разной темпера-
туры. А для компьютерного худож-
ника  блобы  представляют  собой
нечто вроде  этакой  биомассы  -
бесконечно мягкого и пластичного
материала,применять который осо-
бенно уместно при создании живых
анимационных  персонажей, симпа-
тичных и теплокровных. Ведь даже
Господь Бог предпочел лепить лю-
дей из податливой глины, а не из
кубов с цилиндрами!  Другим при-
мером  такой  технологии   может
служить вексельный куб.Это трех-
мерный массив данных,  состоящий
из вокселов, суть пространствен-
ных пикселов, и предназначен  он
для  моделирования    трехмерных
объектов неограниченной сложнос-
ти, особенно  если  существенной
представляется информация об  их
внутреннем строении.  Ясно,  что
организация такого  массива  при
приемлемом пространственном раз-
решении требует наличия  громад-
ного объема ОЗУ, а его обработка
с приемлемой скоростью - громад-
ного быстродействия и пропускной
способности.  Это  до  недавнего
времени сдерживало  демократиза-
цию вексельных кубов, и приклад-
ное программное  обеспечение для
работы  с ними активно использо-
валось лишь для  анализа  и  ви-
зуализации  медицинских  данных,
поступающих от  ядерно-магнитных
резонаторов (томографов),однако,
судя по всему, в ближайшем буду-
щем  вексельные  кубы   пополнят
творческий  инструментарий  ком-
пьютерных  художников  и  станут
столь же активно применяться для
создания спецэффектов.

      Вещательный сервер.

   Это пока  непривычное  нашему
слуху словосочетание  связано со
старшими моделями семейства "си-
ликонов"  -  грозными  машинами,
которые  в  полном  боекомплекте
ненамного уступают по  габаритам
СМ-4, и распространение  которых
означает для телевидения револю-
цию того же масштаба, что  пере-
ход от целлулоидной кинопленки к
видео.Будучи подключенным к ком-
пьютерной сети,Challenge превра-
щает  телевизионную студию в вы-
числительный  центр, а  рутинную
работу с  видеоматериалами  -  в
увлекательное и приятное занятие
вроде компьютерной  игры. Диско-
вый  массив  студийного  сервера
может хранить  оцифрованные  ви-
деоматериалы вещательного качес-
тва на несколько  суток  вперед.
При монтаже оказывается ненужной
многократная  перемотка  кассет,
ибо доступ к любому видеофрагме-
нту  осуществляется   мгновенно,
причем  с  покадровой точностью.
При создании спецэффектов с мно-
гослойными наложениями  видеоин-
женерам  не приходится ограничи-
вать сложность  проектов по тех-
ническим причинам и сушить голо-
ву над  комбинаторными  задачами
оптимизации количества перезапи-
сей, ибо если пятая копия анало-
гового видеоформата  Betacam ус-
ловно считается непригодной  для
вещания, то для цифрового спосо-
ба такого  ограничения, конечно,
не существует. Появление вещате-
льных  серверов  Challenge  дало
возможность  организовывать сту-
дии кабельного телевидения, пре-
доставляющие  своим клиентам ви-
део  "по запросу",  т.е.   любой
фильм начинает идти по домашнему
телевизору  пользователя   сразу
после сделанного им  телефонного
звонка (или в заказанное время)!
Такой сервис уже сегодня  досту-
пен  нескольким  десяткам  тысяч
человек.

       SGI и Internet...

   Впрочем, здесь автору пора  и
честь знать, ибо эта  тема, как,
пожалуй, никакая  другая, заслу-
живает отдельной статьи.
________________________________



Другие статьи номера:

Авторы - Авторы журнала и контакты редакции.

Вступление - Приветствия и вступительное слово.

Вступление - Описание возможностей оболочки.

Вступление - Содержание номера.

Вступление - Анонс статей следующего номера.

Ликбез - Восстановление программ методом поиска адреса пуска, с помощью перевзлома.

Ликбез - Автоматическое создание маски для спрайтов.

Ликбез - новый алгоритм быстрой 3D графики на SPECCY.

Ликбез - CHEATS и POKES в игровых программах: история методов нечестной игры, фирменный CHEAT, использование опубликованных POKES, поиск адресов бессмертия.

Разное - Фальшивые редакторы для музыкального сопроцессора.

Разное - Траблы с AY (неверная частота тактирования).

Разное - Вирус в IS-DOS.

Разное - Прулевка - странные люди.

Разное - Редактор отгрузки для ELITE-3.

Разное - результаты опроса общественного мнения Спектрумистов.

Разное - Конкурс специальных корреспондентов для журнала.

Разное - Проект развития Спектрумовского рынка.

Разное - FUNTOP-98 - итоги фестиваля.

Комната смеха - Компьютерный словарь для чайников.

Комната смеха - Химическая история.

Комната смеха - Второе насшествие марсиан.

Комната смеха - Анекдоты про Интернетчика.

Комната смеха - Виндоза - Source Code of Windows.

Паутина - Как работает модем.

Паутина - Описание команд HAYES-модема.

Паутина - Что такое MNP в HAYES-модемах.

Паутина - Модемы на Спектруме.

Интервью - Интервью с Ticklish Jim-ом , Rom/Progress , BRAIN WAVE CORP, RST#7, KGS INC.

Перспектива - Презентация игры "Зеркало".

Перспектива - CSC: DEJA VU - слухи и реальность.

Новости - Новости со сцены: Phantom Family, Smash, OHG, Avalon, Spark, K3L, TGM, First Association, Discovery Group, BrainWave и т.д.

Новости - новости от Челябинских спектрумистов.

Новости - Вести из Черкасс.

Вокруг света - APPLE представила прозрачный проект ПК.

Вокруг света - IA-64: неофициальная хроника переворота.

Вокруг света - Билл Гейтс: О WINDOWS - только хорошее.

Вокруг света - Все что вы хотели знать о "Силиконе".

Чтиво - Рассказ Е.Нестеренко "Корона и кольцо" (часть 2)

Чтиво - Кровавая тьма.

Чтиво - Терминатор 3.

Металлолом - BRIGHT + FLASH = NEW SPECCY.

Металлолом - Схема подключения HAYES-модема.

Обозрение - Журналы, которые мы выбираем: ADVENTURER-6, AMAZING-2, AMIGA NEWS-1, CHAOS-1, DEJA VU-4, DEPTH-1,FLASH TIME-1,MIRACLE-1, OBERON-4, ODYSSEY-2, SPECCY-7,SPECTROPHOBY-,SPECTROFON-23, SPECTRUM PROGRESS-2 , ZX-FORMAT-7 , ZX-NEWS-3 , ZX-POWER-3, ZX-РЕВЮ.

Обозрение - Обзор новинок ПО: TWILIGHT, BOOVIE, TOWDIE, ORION, SHERWOOD,WACKY RACES, MYSTICAL, JMENO, RUZE, SUPER CARS,LAST NINJA2,CHACK YEAGER-S,ADVANCED FLIGHT TRAINER,THE RAVERS PARADISE,TRITON MIX, TWIN WORLD, DUCK MANIA.

Почта - Переписка с читателями журнала.

Почта - Письма: какие они бывают...

Рабочий стол - Теневой многотекстовый ассемблер-отладчик ALASM 4.1 (Краткое описание функциональных возможностей).

Меломания - Меломания выпуск 1.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
News - Новости, старости: Chaos Construction 2001 состоялся, Pussy стала freeware, новое бумажное издание на спектруме, Raver покинул ряды Phantasy, новая версия эмулятора спектрума Real Speccy, Assembly 2001, новый коммандер Real Commander 2.0, Delirium Tremens уходят со спектрума...
Юрка - Все же есть свое очаpование в западнобелоpусской деpевеньке в сезон убоpки каpтофеля.
User Group - редактирование текстов.
Have a Fun - Дурдом.
Юмор - анекдоты.

В этот день...   13 ноября