ZX Power
#03
31 декабря 1997 |
|
Разное - Фальшивые редакторы для музыкального сопроцессора.
5m Кое-что о не очень музыкальном сопроцессоре или кому на что медведь наступил.(C)1997 Е.Нестеренко (Jam)________________________________ Никто точно не знает, скольковеков назад появился такой видискусства как музыка, но одноможно сказать верно - его изоб-ретатель был гениальной лич-ностью. Возможно, это был ка-кой-нибудь покрытый шерстью до-исторический предок человека,уверенный, что ритмичные посту-кивания неуклюжими лапами по на-тянутой мамонтовой шкуре вкупе сзаунывными нечленораздельнымивозгласами и буйными скачками вокруг костра обеспечат удачную охоту, или хорошую погоду, или улучшат размножение племени. Очень даже может быть, что не один он до этого додумался, а было их сразу несколько, причем на разных континентах планеты, изолированных друг от друга не- померно разлившимися водами Ве- ликого Океана и непомерно же возвысившимися горными хребта- ми,но не это нас сейчас интере- сует... А интересуют нас сейчас пос- ледствия того весьма давнего со- бытия. Итак, что же мы имеем на сегодняшний день? Миллионы тонн пластмассы в виде убогих пласти- нок, сотни миллионов искрящихся всеми цветами радуги компакт дисков, миллиарды километров магнитной пленки, тысячи фирм грамзаписи, десятки тысяч музы- кальных учебных заведений, опер- ных театров, музыкальных магази- нов, музыкальных телепередач.Я уже не говорю о количестве лю- дей, создающих, исполняющих му- зыку и огромной армии слушателей - в той или иной степени, но все мы в нее входим, приобретая в сумме фантастическое количество аудиоаппаратуры и различных зву- коносителей (от пластинок до магнитооптических дисков). Музы- ка стала неотьемлимой частью на- учно-технического и произ- водственного процесса ("нам пес- ня строить и жить помогает...") Разумеется, создатели восьмого чуда света - компьютера, это прекрасно знали, поэтому бо- лее-менее старательно снабдили свои детища музыкальным сопро- вождением. Я не буду распростра- няться о хреновом звучании пи- сюшных музыкальных плат и о яко- бы превосходном звуке Амиги (лично не слышал, врать не бу- ду...), но хочу остановиться на родном спектрумовском сопроцес- соре. Он, конечно, не может тя- гаться с Амигой и даже с SO- UNDBLASTER'ом, но во всяком слу- чае, заметно круче PC-SPEAKER'а. Тут последнее время пошла мода выдумывать всякие там COVOX'ы, SOUNDRIV'ы, GENERAL SOUND'ы и даже какие-то полумифические не то ULTRAVOX'ы, не то ULTRVOX'ы. Все это, конечно, хорошо. Я по- нимаю аппаратчиков - им ведь то- же сложа руки сидеть не хочется, нужен свободный полет творческой мысли и чувств. Правда, есть здесь одно большое НО, но (еще одно!) о нем мы поговорим в дру- гой раз, а пока позвольте вер- нуться к старому доброму AY. Согласитесь, ведь каждый из вас (если вы вообще когда-нибудь имели дело со Спектрумом) про- пыхтел определенное количество человеко-часов (или компьюте- ро-человеков, как кому нравится) за одним (или двумя) из музы- кальных редакторов. Если вы ска- жете, что это неправда, то я все равно не поверю. Я не являюсь исключением, и в один (о нет, это был далеко не прекрасный) день решил увековечить свое имя в истории музыки. Крутой музон должен писаться (не подумайте чего дурного...) в крутом редак- торе, думал я, загружая PROTRAC- KER в свой PENTAGON... Когда в глазах начало дво- иться, а в ушах троиться и даже четвериться, я понял, что компо- зитором стать совсем непросто... Тогда я решил стать злостным плагиатором и немного передох- нув, запустил компакт FAITH NO MORE образца 1992 года. Но когда из динамиков полился "Midnight Cowboy", я вдруг с изумлением обнаружил, что не могу подобрать тональность, в которой эта песня исполнялась. Хм, на гитаре это мне удалось... Я перепробовал еще несколько дисков, но ре- зультат был тот же - PROTRACKER бессовестно фальшивил. Я переп- робовал еще пару редакторов,но картина не менялась. Глючит компьютер, решил я. Была еще од- на версия - капиталисты специ- ально так хитро настраивают свои инструменты при записи компак- тов, что плагиатчикам не остает- ся никаких шансов. Но эта версия была весьма и весьма сомни- тельной, поэтому я решил отло- жить пока музыкальные упражнения и найти медведя, наступившего на "ухо" родному сопроцессору. Но в результате следствия выяснилось, что тот медведь наступил не соп- роцессору на ухо, а создателям "музыкальных" редакторов, при- чем, видно, не только на ухо... Некоторое время назад мне попа- лась на глаза статья AMADEUS'а в журнале FLASH TIME относительно этой же проблемы, но об этой ге- ниальной статье мы поговорим по- позже, а пока давайте попробуем прояснить причины фальши редак- торов. Так вот, что касается причин, то причины следует искать все в той же, уже набившей отврати- тельную до тошноты оскомину, совместимости. На сей раз несов- местимой оказалась тактовая час- тота - на фирменных машинах она, по некоторым данным, таки не 3,5 MHz... Одни источники утвержда- ют, что эта вредная частота рав- на 3,45 MHz, другие - 3,577. Проверить это довольно трудно, однако можно утверждать точно: у нас частота своя собственная, самостийная и отличающаяся от капиталистической (нэхай гиршэ, аби иншэ!). Ну ладно, это хорошо, но что же отсюда следует? А следует то, что частота часов муз. сопроцес- сора получается путем деления тактовой частоты на два. Дальше, я думаю, вам все ясно, если у вас хотя бы три с минусом по арифметике. Для тех, кто на бро- непоезде, объясняю: 3,5/2=1,75, а если же 3.45/2=1.725. Теперь попробуем вычислить константу для тонового регистра сопроцес- сора, например для ноты C- чет- вертой октавы: К=1750000/16/261.64 К=418.0 (это на нашем компе) К=1725000/16/261.64 К=412.0 (а это на фирменном) Здесь К - это 12-битная константа для тоновых регистров сопроцессора, 1750000 и 1725000 - разделенная напополам тактовая частота, 261.64 - частота ноты С- четвертой октавы, а про 16 мы опять-таки поговорим позже... Казалось бы, что тут такого? Разве нельзя пересчитать константы под "наши" компьютеры? Разумеется, можно и даже нужно! Но вот беда в том,что никто из создателей многочисленных музы- кальных редакторов не удосужился этого сделать. Поэтому я хочу со страниц журнала обратиться имен- но к ним: ЛЮДИ, ОДУМАЙТЕСЬ! ПО- КАЙТЕСЬ ВО ГРЕХАХ СВОИХ И СРОЧНО ВЫПУСТИТЕ НОВЫЕ, ПЕРЕДЕЛАННЫЕ ВЕРСИИ СВОИХ ПРОГРАММ, ИБО ГО- РЕТЬ ВАМ В АДУ ВЕЧНО! ;-) ... А теперь о похожей статье и о загадочном числе 16. Если почитать ту самую статью в жур- нале "FLASH TIME#1", то там фор- мула для расчета констант выгля- дит точно так же, как и вышеука- занная, НО вместо 16 там стоит 12. Да, AMADEUS & FLASH первыми заговорили об проблеме звучания редакторов, это для них большой плюс... Но, товарищи! Если уж вы критикуете чужие константы, так давайте же точные свои! Почему ваши тоже неправильные? А вот вам простой примерчик: возьмите из вами же приведенной таблицы частот нот значение для ноты С- первой октавы - 32.70. Пра- вильно, теперь подставьте в свою формулу: К=1750000/12/32.70 К=4459.73 Ну, как, дошло? Если нет, тогда читайте дальше. Ни для ко- го не секрет, что злополучная константа является 12-битной. Теперь попробуем вычислить мак- симальное число, которое можно получить из 12 бит: 1) младший байт=255 2) 0,1,2, и 3 биты старшего байта=15*256=3840 3) 3840+255=4095! Так во-о-от, максимальное число, получающееся из 12 битов есть 4095, а теперь представьте, что будет, если подать сопроцес- сору число 4459,73 (округлим его до 4460). В двоичном виде: %01101100 - младший %00010001 - старший А сопроцессор-то берет только 4 бита старшего байта! Вот он и возьмет 108 (младший) + 1*256 (старший)=364! Ну как это вам? Так что в следующий раз я сове- тую AMADEUS'у серьезно подумать, прежде чем публиковать дезинфор- мирующие статьи. А пока что я жду новых, ПРА- ВИЛЬНЫХ музыкальных редакторов для Спектрума... И еще: почему во всех-всех муз. редакторах одновременно можно работать только в одной октаве? Ведь это так неудобно! Я, конечно, понимаю, что клавиа- тура не резиновая, но можно, например, задействовать ряд циф- ровых клавиш и ряд под ним, что- бы одновременно "работало" хотя бы две октавы. Вот вам повод для размышлений... За сим позвольте откланяться, наше вам с кисточ- кой! Харьков, 24.09.97 ________________________________
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 4 ноября