ZX Review
#11-12
26 ноября 1997 |
|
Новые программы - Обзор Музыкального редактора Instrument v3.01
Гура Андрей (EAGLE SOFT), г.Курган Instrument v3.01 1. Лирика... Вашему вниманию предлагается новый музыкальный редактор - Instrument версии 3.01. Для ра- боты редактора требуется не ме- нее 128 Кб оперативной памяти. Программа выполнена в одном стиле с "F Commander", и, если Вы пользовались F Commander-ом, то запомнить, что какая пиктог- рамма делает в Instrument-е, не составит труда (впрочем, если не пользовались, то и в этом случае труд будет невелик). Основное отличие данного ре- дактора от классических редакто- ров на Spectrum-е заключается в том, что сей редактор работает с оцифрованными инструментами (сэмплами), т.е. звуки, которые он воспроизводит, когда-то были живыми и были получены путем записи через аналогово-цифровой преобразователь. Поэтому, нес- мотря на скромные возможности Спектрума (по сравнению с более мощными машинами), нельзя не за- метить, что звук стал более ес- тественным, хоть и потерял в чистоте. Небольшие чисто "редактор- ские" возможности программы впо- лне окупаются наличием встроен- ного конвертора ASM'овских муз. файлов, благодаря чему редакти- рование с точностью до нотки можно выполнять в ASM'е, а за- тем только останется перегнать мелодию конвертором и подобрать инструменты. Библиотека инструментов (сэм- плов) редактора получена путем копирования в TR-DOS инструмен- тов (сэмплов) от IBM-овского ре- дактора Scream Tracker. При этом никаких "переделок" или "конвер- таций" инструментов не требу- ется. Поэтому, ежели Вы имеете доступ к ibm'овскому Scream Tracker'у, то позаимствовать из него звуков для Вас не составит труда. При своей работе редактор ис- пользует расширения файлов: 'T'- для мелодий; 'I'- для инструментов (сэм- плов); 'L'- для конвертировочных таблиц; и при конвертации мелодий от муз. редактора ASM использует его компилированные модули со стандартным расширением 'C'. Программа (муз. редактор все же) довольно времякритична в цикле формирования звука, и по- этому, для ускорения доступа к страничной памяти, адресация осуществляется по половине адре- са порта. Это приводит к тому, что на машинах типа Scorpion программа не поет. О том, как с этим бороться (аппаратно) читай- те в файлике "Scorp_AY" на первом диске. Программа работает в режиме реального времени, т.е: при ре- дактировании мелодии программа запоминает не только ноты, но и промежутки времени, с которыми эти ноты вводились, таким обра- зом, выбрав вторую пиктограмму, Вы включили запись в память, и все, что Вы будете делать, за- помнится "с точностью до милли- метра". Делаем вывод: работа в программе очень похожа на игру на синтезаторе. В верхней части экрана распо- ложены два окна, под ними - ряд пиктограмм, и в самом низу эк- рана изображен сам "инструмент", на котором Вы и будете играть. Нажатие клавиш (проигрывание но- ты) индицируется пониженной яр- костью. В правой части - индика- торы громкости в каналах. Они могут быть выключены верхней кнопкой (отжатое состояние кноп- ки соответствует выкл.). При этом, также, индикаторы приобре- тают пониженную яркость. Нижней кнопкой (аналогично) включаются/ выключаются счетчики нот в кана- лах. 2. Управление Управление осуществляется при помощи: 1. Kempston mouse (мышь); 2. Kempston joystick; 3. S,X,O,P,Space Выход из прослушивания по клави- шам "CAPS SHIFT", "Q". Выход из редактирования по клавише "Q". Клавиша "CAPS SHIFT" в ре- жиме редактирования служит для того, чтобы заставить слишком длинную ноту "умолкнуть". Kempston mouse опрашивается при запуске программы, и рабо- тает только при ее наличии. Она не мешает работать джойстику и кнопкам. Имеется также пара "горячих клавиш": <1> - Play music; <2> - Disk menu. 3. Верхнее окно Выглядит оно примерно так: ┌───────────┬───────────────┐ │ 1: name1 │ Tune:tunename │ │ 2: name2 │ │ │ 3: name3 │ Tempo: 6 │ │ 4: name4 │ │ │ 5: name5 │ A:2048 ==: 1│ │ 6. name6 │ B:2048 <=: 1│ │ 7. name7 │ C:2048 =>:2048│ └───────────┴───────────────┘ В левой части - до семи ин- струментов (сэмплов). Первые пять имеют высший приоритет и после номера имеют знак двоето- чия. Шестой и седьмой помечены точкой. Они имеют низший приори- тет и могут быть загружены, только если для них осталось место в памяти после четвертого и пятого инструментов. Поэтому советую наиболее длинные инстру- менты загружать в первый, вто- рой и третий. Если Вы хотите загрузить инструмент (или заменить су- ществующий на другой) - наведите стрелку на его имя и нажмите "огонь". Появится окно с катало- гом инструментов на текущем дис- ке и их размером. Если Вы грузи- те в шестой или седьмой инстру- менты, то появится еще дополни- тельное окно, показывающее раз- мер свободной для них памяти. Для того, чтобы стереть или корректировать инструмент в па- мяти - наведите стрелку на его номер и нажмите "огонь". Появит- ся окно: ┌────────────┐ │ Correction │ - коррекция │ Clear │ - очистка └────────────┘ При выборе первого пункта Вам будет предложено: ┌──────────┐ │ + < 0 >│ │ │ │ OK Cancel│ └──────────┘ Стрелочками "влево" и "вправо" Вы можете изменять значение сме- щения (от 0 до 60), "+" или "-" - двигать вверх или вниз. "OK" - подтвердить свои намерения, "Cancel" - отказаться. В правой части окна: Tune: - название мелодии, ко- торую Вы загрузили; Tempo: 6 - темп исполнения мелодии ( выбирается в соответ- ствующем окне от 3 до 20 ): чем меньше число, тем быстрее вос- произведение, по умолчанию - 6); A: 64 (B,C) - размер канала A (B,C) по умолчанию 64, макси- мальный размер - 2048 нот; чис- ла должны быть кратны друг дру- гу, выбирается в соответствую- щем окне: ┌───────────────────────┐ │ Set SIZE of pattern _ │ │ │ │ _ │ └───────────────────────┘ ==: 1 - начало мелодии (от 1 до 2048); окно имеет вид: ┌───────────────────┐ │ Set START of tune │ │ │ │ _ │ └───────────────────┘ =>: 1 - начало цикла (при проигрывании мелодии - откуда начать повторное воспроизведе- ние после достижения конца); ок- но имеет вид: ┌────────────────────┐ │ Set BEGIN of loop :│ │ │ │ _ │ └────────────────────┘ <=: 64 - конец цикла: ┌──────────────────┐ │ Set END of loop :│ │ │ │ _ │ └──────────────────┘ 4. Пиктограммы Назначение пиктограмм (слева направо): 1 - пиктограмма с изображе- нием ноты, служит для того, что- бы прослушать, как звучат ин- струменты. При выборе этой опции можно просто пробовать что-то поиграть, ничего не запоминает- ся, Вы играете в выбраном кана- ле, два других - воспроизводят- ся; 2 - пиктограмма с изображе- нием круговой стрелки - режим редактирования мелодии. Выбор этой опции начинает запись выб- ранного канала в память, два других воспроизводятся, при дос- тижении конца канала происходит переход на его начало; При выборе первой или второй опций строчка "Octave: n Instru- ment: n" отмечается повышенной яркостью. И Вы можете использо- вать два нижних ряда литер точ- но так-же как в редакторе ASM, а именно: Z - до; S - до диез; X - ре; D - ре диез; C - ми; V - фа; G - фа диез; B - соль; H - соль диез; N - ля; J - ля диез; M - си. Для смены октавы служат кнопки 1-4, инструменты выбираются кла- вишами: 6 - первый; 7 - второй; 8 - третий; 9 - четвертый; 0 - пятый; O - шестой; P - седьмой 3 - "чистая страница": очис- тка выбранного канала. Ответьте на запрос: ┌──────────────────┐ │ Clear pattern _ ?│ │ │ │ Yes No │ └──────────────────┘ 4,5,6 - A,B,C: установка те- кущего канала; 7 - "динамик": простое прос- лушивание мелодии; 8 - "дискета": работа с дис- ком. Появляется окно: ┌──────────────────┐ │ Load tune │ │ Save tune │ │ │ │ Import ASM block │ │ Load conv. table │ │ Save conv. table │ └──────────────────┘ Load tune - загрузка мелодии. В появившемся окне выберите ме- лодию. Далее последует запрос "Load instruments?" Ответьте "Yes", если хотите загрузить "родные" инструменты от этой ме- лодии или "No", если хотите сох- ранить текущие. После этого, ес- ли Вы ответили "Yes", Вы можете наблюдать загрузку инструментов. При ненахождении инструмента на диске Вас попросят сменить диск или отменить операцию. Save tune - сохранение мело- дии на диске. В появившемся ок- не введите имя, под которым Вы хотите сохранить мелодию. ┌───────────────┐ │ Save to file: │ │ _ │ └───────────────┘ Import ASM block - загрузка мелодии от редактора "ASM". Программа работает с компилиро- ванными мелодиями ASM-а. В окне выводятся все кодовые файлы. Вы- берите мелодию от ASM-а и грузи- те ее. Если Вы все-же ошиблись, то программа Вас обругает сооб- щением "illegal file type". Если Вы правильно указали мелодию, то Вы попадете в конвертировочную таблицу: ┌─────────────────────────────┐ │ Conversion table │ │ │ │ 0: - 8: - 16: - 24: │ │ 1: 1 9: - 17: - 25: │ │ 2: 2 10: - 18: 26: │ │ 3: 3 11: - 19: 27: │ │ 4: 4 12: - 20: 28: │ │ 5: 5 13: - 21: 29: │ │ 6: 6 14: - 22: 30: - │ │ 7: 7 15: - 23: 31: - │ │ │ │ SB oct: 1 oct: 3 A: A │ │ CN oct: 0 2 oct: 4 B: B │ │ LR oct: 1 3 oct: - C: C │ │ SM oct: 2 4 oct: │ │ │ │ OK │ └─────────────────────────────┘ В колонках слева от 0 до 31 - номера инструментов в ASM-е. Че- рез двоеточие указываются номера инструментов, соответствующие им в данном редакторе. Если инстру- менту из ASM-а не должен соот- ветствовать ни один инструмент этого редактора - ставьте про- черк. Если в исходном ASM-модуле инструмента с данным номером не было - значение, соответствующее данному номеру не выбирается. В нижней части выбирается соответствие октав и каналов. После выбора всей этой лабу- ды давите "OK", и редактор от- транслирует мелодию в свой фор- мат. Load conv. table - загрузка ранее сохраненной конвертировоч- ной таблицы. Save conv. table - сохранение на диске конвертировочной табли- цы. 9 - copyright. 10 - выход в TR-DOS. * * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября