IzhNews #0D
28 февраля 2003
  Железо  

Железо - технология доработки Пентагона для прикручивания системных слотов.

<b>Железо</b> - технология доработки Пентагона для прикручивания системных слотов.
        ПЛАHЕТА ЖЕЛЕЗЯКА

(c) U#74
──────────────────────────────────────────

    ТЕХHОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ "ПЕHТАГОHа"
                   ДЛЯ
 ПРЕВРАЩЕHИЯ В СЛОТОТОВУЮ(ШИHHУЮ) МАШИHУ.


   Как уже видно из названия, статья в ос-
новном посвящена владельцам Пентагонов.

   С  тех  пор,  как  я  запихал  плату  в
минитауэр  и  довел  память  своего Пня до
1Мб, комп как-то незаметно оброс различны-
ми  девайсами и, соответственно, его внут-
ренности  стали походить на Содом и Гомор-
ру,  вместе  взятые...  И это не смотря на
то,  что  я  изначально  организовал нечто
вроде системного раз'ема из свободных кон-
тактов коннектора ХР3, выведя туда необхо-
димые  для внешних устройств(ВУ) сигналы с
процессора.

   Когда  меня это достало окончательно, я
начал подумывать о тотальном переустройст-
ве,  дабы не превратить ситуацию в необра-
тимую;))). К тому моменту у меня скопилось
несколько  материнок  х2(3)86  и мои мысли
свернули  на путь приспосабливания данного
барахла для нужд родного Пентагона...

И тут, на счастье, выходит Черная Ворона#5
со статьей на данную тему - "Слотовая сис-
тема из подручного хлама".  Тщательно изу-
чив статью, я взялся за дело и вот уже до-
вольно долгое время мой комп прекрасно се-
бя ощущает, питаясь  через  кросс-плату  и
общаясь с различными устройствами, сидящи-
ми во вражеских  ISAшных  слотах...  Итак,
перейдем непосредственно к делу:

   Перво-наперво следует вывести на раз'ем
ХР3  все  необходимые сигналы с процессора
при помощи проводов(МГТФ - рулеззз!).

В моем случае распиновка ХР3 следующая:
┌─────────A────────┬────────B────────┐
│AO1 -- /IORQ      │ B01 -- D00      │
│A02 -- /CSR(CROM) │ BO2 -- D01      │
│A03 -- /DOSEN     │ B03 -- D02      │
│A04 -- /RD        │ B04 -- D03      │
│AO5 -- /HLT       │ B05 -- D04      │
│A06 -- /M1        │ B06 -- D05      │
│AO7 -- /MREQ      │ B07 -- D06      │
│A08 -- /RFSH      │ B08 -- D07 [gnd]│
│A09 - /SELECT3(06)│ B09 -- /WR [gnd]│
│A10 - /IP     (08)│ B10 - GND       │
│A11 - /SELECT0(10)│ B11 - GND       │
│A12 - /SELECT1(12)│ B12 - GND       │
│A13 - /SELECT2(14)│ B13 - GND       │
│A14 - /START  (16)│ B14 - GND       │
│A15 - /DIRC   (18)│ B15 - GND       │
│A16 - /STEP   (20)│ B16 - GND       │
│A17 - WRD     (22)│ B17 - GND       │
│A18 - /WRG    (24)│ B18 - GND       │
│A19 - /TR00   (26)│ B19 - GND       │
│A20 - /WRPT   (28)│ B20 - +12V      │
│A21 - /RDD    (26)│ B21 - +12V      │
│A22 - /SIDE1  (28)│ B22 - +5V       │
│A23 -- /CLK       │ B23 - +5V       │
│A24 -- /IORQGE    │ B24 -- /RESET   │
│A25 -- A15        │ B25 -- A00      │
│A26 -- A14        │ B26 -- A01      │
│A27 -- A13        │ B27 -- A02      │
│A28 -- A12        │ B28 -- A03      │
│A29 -- A11        │ B29 -- A04      │
│A30 -- A10        │ B30 -- A05      │
│A31 -- A09        │ B31 -- A06      │
│A32 -- A08        │ B32 -- A07      │
└──────────────────┴─────────────────┘
  В  скобках  указаны  номера стандартного
раз'ема FDD, на которые эти сигналы  выво-
дятся.

Как видно из таблицы, мне пришлось пожерт-
вовать контактами B08 и B09 для размещения
новых  сигналов.  Hе забудьте только после
резни  скальпелем  подать  GND на дорожку,
шедшую ранее от B08.

   Далее   следует   сформировать   сигнал
/IORQGE. Для этого следует безжалостно от-
кромсать  сигнал /IORQ  от внешнего мира и
подать  его  прямо  с  20ноги Z80(DD13) на
4DD52(ЛЛ1) и на контакт A01 раз'ема ХР3.
   Hа 5DD52 подаем /IORQGE с A24(ХР3). И в
итоге  снимаем с 6DD52 сигнал, который по-
дается  на те 2 точки, что ранее были под-
соединены  к  20 ноге Z80. Вешаем резистор
510-820Ом между 5 и 7 ногой DD52( подтяги-
ваем  к нулю линию /IORQGE) и включаем ко-
мп.  Все  должно флуксуировать, иначе ищем
сопли там, где паяли... Почему DD52? Пото-
му, что близко и элемент свободен;)

    Свободные элементы м/схем на плате
         компьютера Пентагон-128.

Пример: DD52(4 OR 5 = 6)
 4 и 5 - входа;
 OR    - выполняемое  элементом действие;
 = 6   - выход,нога номер 6;
 /     - инверсия.

   ЛЛ1
DD52(4 OR 5  = 6)
DD65(9 OR 10 = 8) - не на всех платах!

   ЛИ1
DD82(12 AND 13 = 11)
DD97(9  AND 10 = 8)
    (12 AND 12 = 11)

   ЛH1
DD51(5  = / 6)
DD84(3  = / 4)
DD86(11 = / 10)
    (13 = / 12)

   ЛH2
DD94 (13 = / 12)
DD100(13 = / 12) - КМОП-серия

   ЛП9(повторитель)
DD95( 13 = 12)

Данный   список   вам  пригодится,  причем
неоднократно...

В  качестве /DOSEN рекомендую использовать
такую штуку(Soundrive не хрюкает при обра-
щении к контоллеру FDD  и  исчезают  глюки
при работе с диском, ежели они появились):
сигнал с 4DD85 подаем на 13DD86 и с 12DD86
снимаем свежесформированный /DOSEN на кон-
такт A03 раз'ема ХР3.

Для формирования /CLK делаем следущее:
   Снимаем  сигнал с дорожки, подходящей к
9DD65  и  проводом  подаем  на  11DD86,  с
10DD86  кидаем  сигнал на контакт A23 раз-
'ема ХР3.
Еще  раз  повторюсь - буферизация  сигнала
C25 выполнена не на всех версиях плат Пен-
тагона-128,  иногда  он напрямую идет на 6
ногу Z80 с 8DD1(3DD5), что в принципе нор-
мально, но:

      9┌────┐
 C25───┤   1│
     10│    ├─┬──6DD13(Z80)
    ┌──┤    │ ▒
    │  └────┘ ▒ 1K
   ─┴─        │
              +5B

   Ежели  у  вас на плате такого нет и при
выносе  муз.сопроцессора  во  внешний слот
начимаются глюки, то,видимо, придется сде-
лать...

Тут могут возникнуть выкрики из зала в том
смысле, что  нахрена  городить  весь  этот
огород, если можно развести небольшую  ин-
терфейсную плату с буферизированием сигна-
лов и панелькой под Z80, где  сразу  можно
будет сделать СТАНДАРТНЫЙ системный разъем
без FDD, а ее  вставлять  в  панельку  под
проц...  Согласен, но только в том случае,
если  панелька  на плате у  вас  цанговая.
 А это,согласитесь, маловероятно, принимая
во внимание ее габариты и стоимость. Посе-
му мне пришлось идти по другому пути.

Итак, системный разъем у нас организован и
вы  уже  можете  даже припаять на ответную
часть какую-нибудь периферию, ежели ее од-
на или две штуки;))
Если вы хотите большего, то необходима бу-
феризация сигналов, используемых  внешними
устройствами.

     Существует две трезвые схемы  буфери-
зации:
ZX-Bus(Spectrum Expert#1,2) и уже упомяну-
тая выше схема Стоцкого Андрея  aka  Veles
из Черной Вороны#5.
Какую выбрать - дело ваше.  Я  остановился
на второй.

     После недолгих раздумий я понял,  что
мне не нравится идея с шлейфом неизвестной
длины, по которому сигналы будут  попадать
на материнку 286-й для дальнейшей  буфери-
зации и слотирования:))).
 Такоже  хотелось  сменить  шлейф  FDD  на
стандартный и, соответственно, съемный.  В
результате была разведена плата с линейкой
буферных  элементов,  логикой  управления,
разъемом FDD и еще кой-какими  вещами  для
комфортной работы, которая  вставлялась  в
разъем  ХР3,  а  уже  с  нее  шел    шлейф
на 286-ю:
┌────────────────────────────────────────┐
│ ┌─FDD────────────┐         To Track    │
│ └────────────────┘         Counter─┬┐  │
│  ┌─ЛА2──┐┌─ЛА3──┐ ┌─ЛЛ1──┐┌─ЛА3──┐ ││  │
│  └1─────┘└1─────┘ └1─────┘└1─────┘ └┘  │
│A1┌─────────────────────────────────┐A32│
│B1└───────Output─to─crossboard──────┘B32│
│   ───────10k*8(резисторная сборка)     │
│  ┌1──────┐┌1──────┐ ┌АП5─ADR┐┌АП5─ADR┐ │
│  └АП6DATA┘└АП6─SYS┘ └1──────┘└1──────┘ │
│B1┌─────────────────────────────────┐B32│
│A1└──────Input─from─computer────────┘A32│
└────────────────────────────────────────┘
Внимание: масштаб не соблюден!

Пояснения к схеме:

Разъемы СНП64:
папа - Output to crossboard;
мама - Input from computer.

"Лишняя" ЛА3  используется  для  следующих
целей:
 FDD          ┌───┐   ┌───┐
/WRPT──    ┌─┤ & o─┬─┤ & │
 ┌─────  ──┤ │   │ │ │   o─┬─/WRPT на ХР3
─┴─         └─┤   │ ├─┤   │ │
              └───┘ │ └───┘ │
                    │Grn Red│
                    └─>─┬─<─┘
                   330Ом█
                       ─┴─
Т.е. для аппаратной защиты  от  записи  на
диск с индикацией состояния:
Grn - зеленый светодиод -запись разрешена;
Red - красный светодиод -запись запрещена.

Разъем "То Тrack Counter"- на  этот  самый
индикатор текущей дорожки FDD.

Разъем FDD - стандартный разъем под  стан-
дартный шлейф сего девайса(не  запутайтесь
при разводке в четной-нечетной стороне)  -
подключение от ХР3 осуществлено проводами,
т.к. плотность печатного монтажа и без то-
го высока для домашнего изготовления:(

     Для изготовления печатной платы очень
рекомендую продаваемые нынче в  канцтовар-
ных магазинах и на  барохолках(значительно
дешевле) перманентные  фломастеры  с  над-
писью Water  Resistant(Water  Proof),  For
All  Surfaces  или  Water  Resistant,  For
Glass, Metal и т.д. Иногда надписи нет(как
,например,на  замечательном  шестирублевом
Centropen'е) - тогда сверьтесь с упаковкой
- уж на ней-то все написано.  Для  полного
комфорта надо  иметь  фломастеры  со  сле-
дующими  диаметрами   пишущих    стержней:
0.6мм(0.8мм), 1.0мм, 2.0мм и  один  здоро-
вый( их везде полно) для зарисовки свобод-
ной поверхности под металлизацию.  Хранить
их следует строго в вертикальном положении
и плотно закрывать после использования.
Рисовать дорожку следует  без  отрыва,  не
мазюкая по ней.
Цвет - черный, он  почему-то  более  стой-
кий(возможно, из-за пигмента).

     Далее  распаиваем  шлейф  к  ответной
части разъема  "Output  to  crossboard"  и
поступаем  в  соответствии  с   указаниями
статьи  из  ЧеВо#5  -  удаляем  слоты  под
SIMM'ы и на их место паяем ответную  часть
под шлейф от платы буферизации. Затем про-
водом МГТФ(крайне  удобно  -  изоляция  не
плавится) осуществляем соединение ISA-сло-
тов с этим разъемом.

     Еще один нюанс - я всю периферию  из-
готавливаю своими руками,  посему  мне  не
очень  интересна  была  совместимость    с
Кай/Скорп по слотам, поэтому я оставил пи-
тание +5В, +12В, землю на месте и тем  са-
мым избавился от головной боли по выпаива-
нию/высверливанию/изолированию/впаиванию и
тому подобной чешуе...  К тому же развести
и приляпать переходник к "фирменной" пери-
ферии - дело на полдня, ежели на то пошло.

     Формирователь сигнала /IORQGE от каж-
дого слота собираем на 286(386)  материнке
на двух элементах ЛЛ1 - их там есть;)))

     Ну вот и все - вы обладатель Пентаго-
на с шиной и слотами, кои можете юзать  по
своему усмотрению. Дерзайте!

Приложение:

 Распиновка PentagonISA-слота
┌─────────────┬───────────────┐
├──────B──────┼────────A──────┤
│B01 - GND    │    AO1 - D07  │
│BO2 - /RES   │    A02 - D06  │
│B03 - +5V    │    A03 - D05  │
│B04 -        │    A04 - D04  │
│B05 - -5V    │    AO5 - D03  │
│B06 - /M1    │    A06 - D02  │
│B07 - -12V   │    AO7 - D01  │
│B08 - /DOSEN │    A08 - D00  │
│B09 - +12V   │    A09 - /IORQ│
│B10 - GND    │    A10 - /IOGE│
│B11 - /RDR   │    A11 -      │
│B12 - /CSR   │    A12 -      │
│B13 - /WR    │    A13 -      │
│B14 - /RD    │    A14 -      │
│B15 -        │    A15 -      │
│B16 -        │    A16 - A15  │
│B17 -        │    A17 - A14  │
│B18 -        │    A18 - A13  │
│B19 -        │    A19 - A12  │
│B20 - CLK    │    A20 - A11  │
│B21 -        │    A21 - A10  │
│B22 -        │    A22 - A09  │
│B23 -        │    A23 - A08  │
│B24 -        │    A24 - A07  │
│B25 -        │    A25 - A06  │
│B26 -        │    A26 - A05  │
│B27 -        │    A27 - A04  │
│B28 -        │    A28 - A03  │
│B29 - +5V    │    A29 - A02  │
│B30 -        │    A30 - A01  │
│B31 - GND    │    A31 - A00  │
└─────────────┴───────────────┘

P.S. Если редакция сочтет нужным и возмож-
ным,  в  приложение  будут  находится  обе
статьи, посвященные данной теме.  Ежели вы
их там не найдете, добро пожаловать в  вы-
шеуказанные журналы для ознакомления.
     На случай, ежели их там не  окажется,
сообщаю - в статье из ЧеВо#5 допущена оче-
пятка:

 ║       ┌──┬───┬──┐
 ╟F ───18│0 │   │ 0│2─── F'
 ╟RD/──17│1 │   │ 1│3──RD/'
 ╟WR/──16│2 │   │ 2│4──WR/'
 ╟MREQ/15│3 │   │ 3│5MREQ/'
 ╟M1/──14│4 │   │ 4│6──M1/'
 ╟BAK/─13│5 │   │ 5│7─BAK/'
 ╟HLT/─12│6 │   │ 6│8─HLT/'
 ╟RFSH/11│7 │   │ 7│9RFSH/'
 ║       ├──┤   │  │
*║ +5V──1│SA│   │  │
 ║ GND─19oOE│АП6│  │
 ║       └──┴───┴──┘

на ногу номер 1 следует либо  подать  Gnd,
либо поменять входы и выходы местами.

Контакты:
I-Net : u_74@mail.ru
ZX-Net: 500:8462/128.17
Post: г.Самара-065(443065),
      ул.Пугачевский тракт,
      д.66, кв.3
Машину Сергею Анатольевичу
──────────────────────────────────────────



Другие статьи номера:

Оболочка - Небольшой путеводитель по пользованию новой оболочкой нашей газеты.

Введение - Наш Спектрум по-прежнему жив, и его самочувствие мало зависит от природных волнений и войн.

IzhNews - ascii'01 обязательно состоится, Himik's ZxZ завел реальный спектрум, группы TRG больше нет, напряженная война X-Team с Himik's ZxZ и Brutal Creators продолжается.

IzhNews - отчет об ASCII 2002.

IzhNews - pre CAFe drink party: Ижевск посетили организаторы будущего CAFe'2oo2.

IzhNews - о группе Brutal Creators: на благо группы работают только два человека - NoViS и RTD.

Scene - готов 13 номер журанала "Adventurer", новая игра MoorHuhn: First Blood, зарелижена старая игра NetWalker, полным ходом идет подготовка к ASCII'02 DemoParty.

Почта - письма читателей: Sergio, Macros, Батько Архей, moroz1999, Oleg Groskow/Arhon.

Маразмы - мнение редакции газеты о своем издании.

Мысли - письмо из города Рига от Warlord/CRUSHERS.

Report - репортаж Hsc о питерском компьютерном фестивале Chaos Constructions 2oo1.

Demo'гогия - небольщой обзор свежих дем: Stellar contour, LIFEFORMS, Love Gun, Jaundice.

Report - отчет NoViS с Ижевского фестиваля компьютерного искусства ASCII 2002.

Report - Report - отчет NoViS с Казанского фестиваля компьютерного искусства CAFe'2oo2.

Мысли о сцене - ожидание порой лучше, чем осознание реальности бытия.

Мысли о сцене - демосцена - это место, полигон, сфера для творчества. Разберемся как она устроена.

Мысли о сцене - GAMERZ MUST DIE! Наезд на геймеров.

Мысли о сцене - спектрумовская сцена сегодня многим напоминает разводной ключ.

Комната пыток - Интервью с питерским программистом автором Dizzy и ЧВ редактора - WL/WAR Group.

Комната пыток - Интервью с автором Pro Sound Creator и других известных программ - KVA/E-Mage.

Комната пыток - Интервью с организатором Funtop и редактором известной газеты Nicron - Wlodek Black.

ЭСМИнец - обзор свежей прессы: Body, Black Crown 6 и 7, ZX-Time, Insanity#10, Абзац #10, Птичка, MSF 23 и 24.

ЭСМИнец - обзор свежей прессы: Psychoz 6-C, Крик 2, Generation Z 1-3, Adventurer 13, DownNews 17.

ЭСМИнец - обзор свежей прессы: Psychoz 9-12, HeresY 8-10, Buzz 20, Target 10, Ебелька, ZX-Guide #4.5, RIP 15, Promised Land 2.

IS-DOS - настройка и работа IS-DOS 2000.

IS-DOS - Макросы в IS-DOS.

Железо - схема трех дисководов на Скорпионе-ZS 256.

Железо - технология доработки Пентагона для прикручивания системных слотов.

Софт - разговор на тему защиты информации от несанкционированного копирования на ZX Spectrum.

Софт - SOUND AGRESSOR v1.01 экстремальной упаковщик музыки.

Жизнь вне спектрума - WL/W.A.R.group о музыке: музыка как генератор творчества, музыка спектрума, моя любимая картинка и мелодия.

Жизнь вне спектрума - бредовый рассказ от WL: ДУХ ПРЕЗРЕHИЯ.

Жизнь вне спектрума - продолжение рассказа РУЛЕЗНИКИ (часть 5).

Жизнь вне спектрума - Я сегодня купил себе в SecondHande новую фирменную куртку!

Жизнь вне спектрума - КИТАМИH: Я буду жить!

Жизнь вне спектрума - НЛО: Существуют ли иные цивилизации?

Жизнь вне спектрума - Есть ли жизнь на Марсе?

Жизнь вне спектрума - Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП).

Лирика - статья посвящается тем, кто знает, что такое ЛЮБОВЬ.

Лирика - стихотворение "Собственный мир".

Лирика - стихотворение "Реальность..."

Презент - о приложении к газете: релизы от Korund'a и Gus'a.

Приложение - RRoM v.2.01 - функциональная версия прошивки ПЗУ.

Приложение - Найдете в приложении.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Разборка - Описание игры THE DOOBLE.
Письма - Отклики читателей о газете.
График - Список, работающих BBS г.Минска.
О разном - "Спектрум как класс домашних компьютеров сходит на нет. И это факт"...
Начинающим - Простой усилитель НЧ.

В этот день...   25 апреля