Echo #03
31 марта 1997

Маленькие хитрости-2 - О корректной обработке Retry/Abort/Ignore в TR-DOS.

<b>Маленькие хитрости-2</b> - О корректной обработке Retry/Abort/Ignore в TR-DOS.
┌════════════════════════════════════════┐
│░░░░░ О корректной обработке R/I/A ░░░░░│
└════════════════════════════════════════┘

   VfNG/NEW

   В  многих программах людям бывает необ-
ходимо  перехватить  стандартное сообщение
DOS  об ошибке чтения/записи сектора чтобы
открыть  свое красивенькое окошко, сделать
запрос  Retry/Abort/Ignore, получить ответ
и  правильно  продолжить или закончить вы-
полнение  программы.  Далеко  не все умеют
это  делать. Я попробую эту проблему осве-
тить.

   По  адресу #3F0A ДОС находится процеду-
ра,  обеспечивающая  запись  сектора, а по
#3F0E-чтение.  Как раз именно этими проце-
дурами   и   осуществляется  чтение/запись
стандартными   функциями.  Рассмотрим  эти
процедуры внимательно:

#3F0A   LD      A,#A0 ;Код команды записи
                      ;сектора
        JR      #3F10
#3F0E   LD      A,#80 ;Код команды чтения
                      ;сектора
#3F10   LD      (#5CFE),A
        LD      D,#0A      ;число попыток
                           ;чтение/записи
#3F15   PUSH    DE
        DI
        LD      A,(#5CFF)
        INC     A
        OUT     (#5F),A    ;номер сектора
        LD      HL,(#5D00) ;буфер
        LD      C,#7F      ;порт данных
        LD      A,(#5CFE)  ;код команды
        OUT     (#1F),A    ;вызов команды
        CP      #A0        ;запись?
        PUSH    AF
        CALL    Z,#3FBA    ;вызов записи
                           ;сектора
        POP     AF
        CALL    NZ,#3FD5   ;вызов чтения
                           ;сектора
        POP     DE
        EI
        IN      A,(#1F)   ;чтение регистра
                          ;состояния
        LD      B,A
        AND     #7F
        RET     Z         ;выход, если нет
                          ;ошибки
        LD      HL,#29D8  ;адрес надписи
                          ;"Read Only"
        AND     #40     ;защита от записи?
        JR      NZ,#3F4B  ;да
        LD      A,B
        AND     4         ;потеря данных?
        JR      Z,#3FA0   ;нет. повторная
                          ;попытка чтения.
        DEC     D      ;последняя попытка?
        JR      NZ,#3F15  ;нет, еще одна
        LD      HL,#29E2  ;адрес надписи
                          ;"Disk error"
        LD      A,#D0
        OUT     #1F,A     ;прекращение ко-
                          ;манды, если она
                    ;продолжает выполнятся
        LD      A,B
        AND     1
        JP      NZ,#3EE7  ;обработка
                          ;"No disk"
        IN      A,#3F     ;чтение регистра
                          ;дорожки
        OR      A         ;нулевая?
        JR      NZ,#3F5F  ;да
        IN      A,#5F     ;чтение регистра
                          ;сектора
        CP      #0A       ;десятый?
        RET     Z         ;выход, если да
#3F5F   PUSH    HL
#3F60   CALL    #1D97     ;вызов очистки
                          ;экрана
        POP     HL
        RST     #18
        LD      HL,#2A13  ;адрес надписи
                          ;"Trk."
        RST     #18       ;вывод
        IN      A,#3F     ;чтение регистра
                          ;дорожки
        CALL    #1DA3     ;вывод номера
                          ;дорожки
        LD      HL,#2A18  ;адрес надписи
                          ;"Sec."
        RST     #18       ;вывод
        IN      A,#5F     ;чтение регистра
                          ;сектора
        CALL    #1DA3     ;вывод номера
                          ;сектора
        LD      HL,#29FE  ;адрес надписи
                    ;"Retry/Abort/Ignore?"
        RST     #18       ;вывод надписи
#3F7B   CALL    #1052     ;процедура #1052
;возвращает  в A ASCII-код нажатой на кла-
виатуре клавиши
#3F7E   CP     "I"        ;Ignore?
        RET    Z          ;возврат, если
                          ;да
        CP     "R"        ;Retry?
        JR     Z,#3F94    ;да, выход в
                          ;очередной цикл
                          ;попыток
        CP     "A"        ;Abort?
        JR     NZ,#3F7B   ;нет, переход на
                          ;чтение клавиа-
                          ;туры
#3F89                     ;Abort

   Главное,  что можно выделить из нарисо-
ванного  выше,  это  то,  что в результате
ошибки  мы  попадаем  либо в #3F60, либо в
#3EE7.  Попрубуем рассмотреть #3F60 повни-
мательнее.

#3F60   CALL   #1D97
#1D97   RST    #20
        DEFB   #6B
        DEFB   #0D
#0020   JP     #2F72
#2F72   LD     (#5D02),HL
        LD     (#5D04),DE
        POP    HL
        LD     E,(HL)
        INC    HL
        LD     D,(HL)
        INC    HL
        PUSH   HL
        LD     HL,#3D2F
        PUSH   HL
        PUSH   DE
        LD     HL,#5CC2
        PUSH   HL
        LD     HL,(#5D02)
        LD     DE,(#5D04)
        RET

   Таким образом, при дисковой ошибке, от-
личной  от "No disk", мы вылетаем в #5CC2.
В  #5CC2  стандартно торчит RET. Эта точка
используется  для  вызова  подпрограмм ПЗУ
Бейсика.  Два байта в #5CC3 и #5CC4 не ис-
пользуются,  значит  мы законно можем впи-
сать в #5CC2 команду из 3-х байт: JP куда-
нибудь, например на драйвер обработки.

   Заметим,  что  после этого самого JP на
стеке  будет  торчать число #0D6B. Значит,
сделаем следующую вещичку:

DRIVER  EX    (SP),HL
        PUSH  AF
        LD    A,H
        CP    #0D
        JR    Z,ERROR
        POP   AF
        EX    (SP),HL
        RET

   Догадайтесь сами, что тут произошло. Ну
а теперь

ERROR   POP   HL
        POP   HL
        POP   HL
        POP   HL
        POP   HL
        CALL  PROC      ;вызов собственной
;процедуры  RIA  возврат-в  A  "R","I","A"
;соответственно.
        LD    HL,#3F7E
        EX    (SP),HL
        JP    #3D2F     ;возврат в ДОС
                        ;ответа!
   В простейшем случае CALL PROC заменяет-
ся  на  LD  A,"R"/"I"/"A", если  ответ  на
ошибку определен одназначно.

   Аналогично,  хотя  и несколько сложнее,
обстоит   дело   с  обработкой  "No  disk"
(#3EE7). В  этом, а также куда вылетаем по
"Abort",  разбирайтесь сами, это не сложно
сделать.



Другие статьи номера:

Введение - Об управлении интерфейсом газеты.

Ассемблер - одна интересная штучка с ассемблером.

Крышу снесло - DI:HALT не всегда вызывает зависание...Santa Claus.

Начнем развлекаться - Основные события 1996 года. Словарь программиста.

Собственное мнение - IMP рассказывает о развитие российской ZX-демосцены.

Чего слышно за бугром - Что сейчас делают всем известные Западные производители ПО на Спекки?..

Час оттяга - Записки Терминатора Т-1000.

Мелкие новости - Что происходит со Спекки в Белоруссии?..

Анкета - Анкетирование продолжается...

Фантастика - Фантастическая повесть "Лед и пламя" (продолжение).

Прикольчик - Прикольчик'с Новополоцка?. Какие же письма поступают к нам в лабораторию.

Описание - Описание-проходилка игры BLINKY'S SCARRY SCHOOL.

Презентация - REALSOFT представляет стратегическую игру Technodrom.

Оттяг - Оттягиваться можно по разному. Задачник - "задачки" математические.

Программистам - О дополнительных функциях TR-DOS 5.04.

Программистам - О формате музыкальных модулей Sound Tracker Pro и исходник проигрывателя.

HARDWARE - Переключатель режимов работы Profi/Pentagon.

Маленькие хитрости-2 - Как перекинуть целый экран в один INT.

Маленькие хитрости-2 - О корректной обработке Retry/Abort/Ignore в TR-DOS.

Интересное письмо - Письма читателей, содержащие разные вещи: - Если вы записали дискеты на глючном дисководе;

Презентация-2 - Описание программы TEXT PRINT v1.2.

Юмор - Рассказ про Штирлица.

Юмор - Штирлиц: Слоны идут на север.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: оглавление.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Клавиатура.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Редактор.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: ZX-Бейсик.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Компьютерная арифметика.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Использование Памяти.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Системные переменные Бейсика.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Каналы и Потоки.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Системные Процедуры.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Ошибки в Системе.

Реклама - Реклама и объявления ...

Послесловие - О том, что не вошло в этот номер.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Мыльница - Письмо в никуда.
ZX-Обоз - Обзор электронной прессы: Nicron 112-113, Полесье 11, ZX-News 49, Born Dead 0D.
Бук - Лабиринт Отражений.
Игры - Описание и пароли уровней игры Tube MIX.
Этюды - Экранная процедура "UP HL".

В этот день...   19 апреля