Inferno #09
31 июля 2006
  Игры  

Gamedev - Ответы на вопросы по поводу игры Time Gal.

 Интерактивные мультфильмы
   Данный текст ответит на, возможно, воз─
никшие  у  вас вопросы по поводу игры Time 
Gal. А именно: что такое аналоговое видео, 
когда,где и кем эта игра была выпущена из─ 
начально, зачем мы её портировали,и почему 
нами была выбрана именно эта игра и именно 
эта её конкретная версия. 

        Интерактивные мультфильмы
           на игровых автоматах

   Вы  наверняка  слышали о жанре FMV, бум
которого  пришёлся  на  начало  90-х годов
(если нет, то читайте статью о ZX-Box, там
есть пояснения). Но немногие знают, что он
случался  не  впервые. Первый  бум FMV-игр
приходится на начало 80-х годов, когда по─
явились первые лазерные видеодиски (подро─
бнее о них - ниже).Изначально FMV-игры вы─
ходили  на игровых автоматах. Представляли
собой  эти игры интерактивный мультфильм -
на экране идёт некий сюжет, в ключевые мо─
менты нужно нажать одну из кнопок, от чего
зависит дальнейшее развитие сюжета. Обычно
верным  является только один из вариантов,
остальные ведут к потере попытки.
   Одной  из  первых  игр  подобного жанра
(возможно,самой первой) был Dragon's Lair,
выпущенный Cinematronics в 1983 году. Идея
принадлежит Rick Dyer (тогдашнему президе─
нту Advanced Microcomputer Systems ). Ани─
мация  выполнена  аниматором Donald Virgil
Bluth и его студией (до этого он работал в 
студии  Дисней, но в конце 70-х ушёл отту─
да,основав собственную студию). Разработка
игры  стоила около миллиона долларов и ве─
лась на протяжении 7 месяцев. По этим циф─
рам легко догадаться, что производство по─
добных игр - дело затратное. Тем не менее,
на  протяжении 80-х вышло несколько десят─
ков подобных игр - сначала похожих на Dra─
gon's Lair (включая его продолжение),потом 
более  технологически  продвинутых - с на─
ложением  компьютерной  графики (например,
классические вертикальные леталки-стрелял─
ки, где  видео  представляло анимированный
задний план),световыми пистолетами,большей
интерактивностью. В начале  90-х  эти идеи
использовала   известная  многим  American
Laser Games ( Mad Dog McCree  и другие иг─ 
ры), но  это  уже другая история. Занятный
факт:некоторые разработчики в целях сниже─
ния стоимости разработки создавали игры на
основе нарезки японских мультфильмов.
   Вторую  жизнь  многие из FMV-игр начала
80-х  получили с распространением домашних
видеоплееров  формата LD и игровых приста─
вок  на основе  этой технологии (например,
Pioneer LaserActive ).Третью жизнь они по─ 
лучили во время второго FMV-бума, на прис─
тавках  и персональных компьютерах. В наше
время  существует эмулятор упомянутых выше
игровых  автоматов, он  называется  Daphne
(разумеется,игры имеют огромный объём,ори─
гинальное видео в них оцифровано и переве─
дено в обычные видеоформаты).
   Вернёмся  к теме. Есть  такая  страна -
Япония,и живут там хитрые японцы.Они любят
всё  крутое и технологичное, подсматривают
идеи по всему миру и делают своё, улучшен─
ное и дополненное. Разумеется, FMV-игры на
основе  технологии лазерных видеодисков не
прошли  мимо  них, и японские разработчики
также  сделали  несколько  своих  подобных
игр. Одной  из  таких  игр и является Time
Gal. 

              Игра Time Gal

   Оригинальная  версия  игры  разработана
компанией Taito (которая всегда плотно за─
нималась игровыми автоматами) в 1985 году.
Анимация в игре выполнена хорошо известной
у нас студией TOEI Animation. Известна она
тем, что именно её мультсериалы показывали
у нас в больших количествах в 90-х годах,а
в более ранние времена  её же полнометраж─
ные  ленты  показывались в наших кинотеат─
рах. Поэтому не удивляйтесь,если героиня в
игре показалась вам знакомой - это обычный
для TOEI типаж.
   Сюжет  у игры простой - что и требуется
для игр подобного жанра. В далёком и свет─
лом  будущем (4001 год) злой дядя Luda ук─
рал машину  времени  и  с её помощью хочет
поработить  мир. Наша  героиня  -  учёный,
спортсменка, комсомолка  по  имени Reika -
преследует злодея во все времена и, конеч─
но,в конце концов догонит,а машину времени
отнимет. Так  как  против злодеев с голыми
руками бороться сложно, у Reika есть весо─
мые аргументы - бластер,который она неред─
ко использует в процессе,а также специаль─
ное устройство для остановки времени.Впро─
чем, вес её аргументов для игрока не важен
- свои  игрушки  героиня использует строго
по сюжету,а не по произволу игрока. В игре
16 уровней, каждый представляет какую-либо
эпоху, от далёкого прошлого до упомянутого
светлого,и не очень,будущего. Игровой про─
цесс  аналогичен  Dragon's Lair - игрок  в
нужные моменты нажимает нужные кнопки.
   Технологически Time Gal реализована то─
же  аналогично  Dragon's Lair - аналоговый
видеодиск, простая  электроника (на основе
Z80, между прочим), которая формирует вся─
кие полезные надписи на экране и управляет
процессом воспроизведения видео.
   Игра  не  была  забыта  и по прошествии
некоторого времени была портирована на ряд
 систем:
   1992 - Sega CD. Игра  полностью переде─
лана  под возможности приставки. А именно:
переделана вся анимация - у SCD слабые во─
зможности  воспроизведения  видео, поэтому
количество цветов сильно уменьшено, движе─
ния упрощены,фон часто статичен. Также ме─
стами изменены уровни,переделана вся озву─
чка (её  стало меньше, а оставшаяся - бед─
нее).За всё это непотребство отвечает Wolf
 Team, выполнившая данный порт. 
   1995 - Pioneer LaserActive. Насколько я
знаю, игра  перенесена с игрового автомата
без  принципиальных  изменений (технологии
 схожи). Порт выполнила Pioneer LDC.
   1996 - Sony Playstation. Порт  выполнен
самой Taito Corporation, разумеется,близко
к оригиналу  (с  дополнительными  режимами
игры). К сожалению,видео после оцифровки с
аналогового видеодиска и сжатия в стандар─
тный формат Playstation заметно потеряло в
качестве (почему-то  никто  не  удосужился
почистить его от помех и искажений).Наско─
лько мне известно,игра выходила в компиля─
ции с другой автоматной FMV-игрой от Taito
- Ninja Hayate, но в России имел распрост─
ранение  только  отдельный  диск (причём с
 русским переводом встроенных субтитров).
   1997  -  Sega  Saturn.   Порт  выполнен
Eguzeko Development. Я не видел  эту  вер─ 
сию,говорят - такая же,как для Playstation
(и тоже в компиляции).

             Аналоговое видео

   Теперь о технологии, использовавшейся в
игровых автоматах 80-х.
   Истоки её относятся к 1958 году, до пе─
рвой  публичной  презентации она доросла в
1972 году, а первые устройства появились в
продаже  только в 1978 году (отдельные эк─
земпляры  плееров  встречались в России, я
сам видел такой в начале 90-х,дома у одно─
классника с мажорными родителями). Называ─
ется  она  Laserdisk  (сокращённо LD), это
первая  коммерческая  технология  хранения
видеоданных на оптическом носителе,то есть
диске.Прошу обратить внимание - не на ком─
пакт-диске, который  всем хорошо известен.
LD совсем  не компактный, он имеет диаметр
30 сантиметров.Диск двухсторонний, на одну
сторону  помещалось  от 30 до 60 минут ви─
део. В процессе просмотра фильма диск при─
ходилось  вручную  переворачивать.  Помимо
стандартных LD, существовало несколько ме─
нее габаритных  вариантов - 18-сантиметро─
вые  и  12-сантиметровые (как обычный CD).
Разумеется, время записи на них было мень─
ше - 20 и 5 минут на сторону соответствен─
но.
   Принципиальное отличие LD от появивших─
ся  через  15 лет  VideoCD (VCD, видео  на
обычном компакт-диске) в том, что видео не
было цифровым. Как вы понимаете,в те боро─
датые годы не было никаких технологий циф─
рового сжатия видео.Вместо данных,содержа─
щих упакованный видеопоток,на диске храни─
лся  непосредственно видеосигнал (промоду─
лированный особым образом).Звук мог храни─
ться также в аналоговом формате,либо в ци─
фровом - разумеется, без сжатия (с качест─
вом  обычного  аудиокомпакта, каким мы его
знаем  сейчас). Только в 1995 году Pioneer
разработала  стандарт  LD-ROM, позволяющий
хранить  на  LD  до  540 мегабайт цифровых
данных (помимо 60 минут  аналогового видео
и звука). Эти  данные  могли быть цифровой
аудиодорожкой или другими данными - в час─
тности,кодом игры (эта возможность и испо─
льзовалась в Pioneer LaserActive ).
   Так как видеоданные на LD хранятся не в
цифровом  формате (автоматически обеспечи─
вающем возможность коррекции ошибок), изо─
бражение  и звук  на  них могут иметь свои
'артефакты', возникающие  из-за  сбоев при
чтении (диск LD довольно легко повредить),
изменения  свойств  отражающего слоя (этим
страдали  ранние  LD) и из-за особенностей
самого формата - в частности,мерцание изо─
бражения  с частотой 25/30 герц (возникает
из-за  принципиального  отсутствия  буфера
кадра). Так,пыль или грязь на диске приво─
дит  к появлению  шума  на изображении. Со
временем  качество  записи  на диске может
ухудшаться - конечно, не в той степени,как
на видеокассетах. В целом же качество изо─
бражения  LD  выше, чем у VHS - разрешение
почти  вдвое  выше, возможен цифровой звук
(включая альтернативные звуковые дорожки).
Пользовательские  характеристики также вы─
ше: во-первых,произвольный доступ (не тре─
буется  перематывать до нужного места, как
кассету), а во-вторых,LD дешевле видеокас─
сет, так как проще в производстве.
   Плееры  LD потеряли популярность только
с появлением  формата  DVD. Тем  не менее,
производство  дисков  для них продолжалось
до недавнего времени - последние LD-релизы
фильмов  были  выпущены  в конце 2001 года
(это в Японии, а в остальном мире - на год
раньше).

       Как и зачем TG попала на ZX

   Сама  идея портирования какого-либо ин─
терактивного  мультфильма  возникла у меня
в  связи  с успехами  Hedge (а потом PSB и
AlCo) в написании плееров видео с CD. При─ 
влечь  внимание  общественности  к  просто
плееру видео - довольно сложно,ведь что-то
похожее уже бывало ранее. А вот игр на ос─
нове  видео - не было. Реализация подобной
игры довольно простая и не требует больших
усилий  (соответственно, выполняется быст─
ро).Я предложил идею AlCo, и мы решили ре─
ализовать этот проект.
   Почему-же была выбрана мало кому извес─
тная игра  Time Gal (и именно Playstation-
версия), а  не  тот же хорошо знакомый Mad
 Dog McCree? Причины следующие: 
  1. Эту  игру  было  проще реализовать (в
частности,для видеотира нужно придумывать,
как наложить курсор  на изображение, и ре─
шать ряд других проблем).
   Alone: Поскольку в движке TG используе─
тся два экрана, работа с курсором заключа─ 
ется (в момент переключения экранов) в его 
стирании  с видимого экрана и рисовании на 
невидимом (который сейчас станет видимым). 
Но если мы хотим фреймовый курсор, то при─ 
дётся  вешать  его на прерывание, проверяя 
ещё и семафор - не обрабатываем ли мы сей─ 
 час конец кадра. 
  2. Playstation -версия этой игры имелась
в наличии у меня.На Playstation существует
стандарт  на  хранение  потокового аудио и
видео, давно существуют конверторы из этих
форматов в стандартные. Таким образом, из─
влечение видео было несложной задачей. Иг─
ровой скрипт также хранился в открытом ви─
де, но полностью разобраться в нём не уда─
лось.Впрочем,это и не потребовалось - ока─
залось  несложным просто просмотреть видео
каждого  уровня  в Virtual Dub и составить
скрипт в удобном для нас виде.
   Версия TG для SegaCD (также имевшаяся в
наличии) выглядела более подходящим вариа─
нтом для портирования на ZX, так как видео
в  ней  имеет  гораздо  меньшее количество
цветов  и может быть сконвертировано более
качественно. Но на SCD нет стандартных фо─
рматов и нет готовых инструментов для изв─
лечения данных из игры - неизвестно,сколь─
ко  времени занял бы процесс изучения/рас─
ковыривания,и был бы получен результат во─
обще.Данный проект мы планировали быстрым,
и потому  выбрали более простой и реальный
вариант.

Shiru Otaku 



Другие статьи номера:

Ликбез - Аккумуляторы. История, типа преимущества и недостатки.

Ликбез - Аккумуляторы. Практическое применение различных типов.

Inferno - Авторы журнала.

Gamedev - История создания игры Ball Quest.

Gameland - Описание игры Ball Quest.

Others - Двенадцать приёмов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям.

Others - Вопросы о музыкальной консерватории.

For Coderz - Предложения по улучшению дисковых утилит.

Inferno - Вступление от редактора.

Ликбез - Распространённые приёмы неверного аргументирования и просто логические ошибки.

Звук - Ламповые усилители. Стерео лампочник 2х5 Вт из старых телевизоров. Часть 2.

Ремонт - Ремонт магнитолы Panasonic.

Inferno - Письма в редакцию.

Реклама - Реклама NedoPC.

Inferno - Об оболочке.

Others - О спортивном ориентировании.

Железо - История одного пентагона 1024SL.

Ликбез - Характеристика p-n переходов при слабом токе.

Ремонт - История ремонта принтера DAEWOO DP-2210.

DIY - Схема защиты компьютера от перенапряжения.

Sofтинка - Музыкальный редактор Pro Tracker v3.7. История изменений.

Sofтинка - Архиватор ZXRar v0.29. История изменений.

Реклама - Реклама от King Of Evil.

Реклама - Реклама от В. Богдановича.

Others - О роликовых коньках. Выбор, тоерия езды.

Others - О автоматах-рулетках в игровых клубах.

Inferno - О воксельном летающем слоне IG #5.

For Coderz - О сортировке элементов массива.

Others - Системный диск Alone Coder'а.

Gamedev - Ответы на вопросы по поводу игры Time Gal.

Gameland - об игре Time Gal, первой CD-игре для ZX!

Sofтинка - Video Player для ATM.

Будущее Спектрума - Размышления об игровой приставке ZX-Box на основе Spectrum'а.

Будущее Спектрума - Диалоги об игровой приставке ZX-Box на основе Spectrum'а.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Обзор - O новых программах: Narc, The Hundred, Heavy Metal Mover, Quick Draw McGraw, Iice Climber (Альпинист), Super Cars, Lode Runner 3, Down Town, Страна Мифов, Gremlin 2, Sword of Bane, Turbo Skate Fighter, Assault Course, Mercs, Darkman. Десятка лучших игр.
Реклама - реклама и обьявления, софт и игры для спектрума.
Прогресс - История хоумтайпинга.

В этот день...   23 февраля