01 июля 1995 |
|
Владислав ГОНЧАРОВ
ФЭНДОМ МЕРТВ - А МЫ УЖЕ НЕТ...
(C) В.Гончаров, 1995.
Дискутировать о смерти фэндома можно упорно и продолжительно
- но, при всем разнообразии мнений на этот счет, ясно: того, что
понималось под этим словом четыре или пять лет назад, уже не су-
ществует. Сейчас нельзя также отрицать или не замечать тот факт,
что на месте старого фэндома и, частично,из того же самого мате-
риала, возникла совершенно новая структура, известная как толки-
нистика, Толкин-движение, или движение ролевых игр. Причем хара-
ктерно, что в последнее время даже здесь отмечается тенденция
использовать для характеристики своей тусовки термины "фэндом"
или "J.R.R.T.-фэндом" (см. "Талисман" # 10). Ну,а когда подобную
терминологию начинает использовать человек, имевший до самого
последнего времени репутацию особо упертого и фанатичного толки-
ниста - данный факт поневоле заставляет задуматься...
Не касаясь - по крайней мере, здесь и сейчас - всего спектра
причин подобной эволюции фэндома, обратим внимание лишь на один
из ее аспектов. А именно, на факторы, создающие информационное
поле интересующей нас среды. Или, проще говоря, на фэнзины.
В те далекие и ставшие почти уже библейскими времена, когда
клубы любителей фантастики еще только создавались и фэны от вну-
триклубного общения начинали переходить к общению с себе подоб-
ными за пределами своего клуба, подобные издания были для них
чем-то вроде ефремовского Великого Кольца - пакет информации о
себе, посылаемый за пределы своего обитаемого мира. Зачастую,
даже без надежды на ответ в обозримом будущем. В лучшем случае -
с расчетом лишь на заочное общение.
Но затем появились конвенты - сначала "Аэлита", а вслед за
ней и другие. Появились люди, лично побывавшие в "иных мирах" и
привезшие оттуда самые свежие впечатления. Появилось некое инфо-
рмационное поле движения, объединяющее все его части и дающее
возможность каждому фэну иметь более-менее полное представление
о том, что происходит на другом конце системы.
И тогда среди фэнзинов начали выделяться те, что с клубной
информации переключились на информацию о среде - что, кто, где,
с кем, когда, как и почем - став, таким образом, одним из основ-
ных факторов, создающих и поддерживающих вышеозначенную информа-
ционную среду. Собственно,благодаря ей фэндом и ощутил себя фэн-
домом в полном смысле этого слова - то есть движением,объединен-
ным не только общими стремлениями и какой-то формальной структу-
рой, но и сознанием причастности каждого из его членов ко всем
остальным действиям данной тусовки.
Фэнзины и фэнзинерство стали одним из тех китов, на которых
до поры до времени покоился фэндом.
Технически выпуск печатного издания в два-три десятка страниц
и тиражом несколько десятков экземпляров был не очень сложным -
печатные машинки, а то и компьютеры (по крайней мере, по месту
работы), были у довольно многих. С ксероксами для размножения
особых проблем тоже не возникало - в те времена на них даже соб-
рания сочинений Пикуля с Чейзом массовыми тиражами распечатыва-
ли.
Однако вскоре вслед за перестройкой и демократизацией грянул
хозрасчет - и выяснилось, что овес внезапно вздорожал, поскольку
множительная техника неожиданно стала достаточно легким и эффек-
тивным способом зарабатывать деньги. Чем все ксероксовладельцы и
занялись.Словом,халява накрылась медным тазом. Надежды на мелкие
издательства, в развитии которых фэны тоже сыграли свою роль, не
оправдались - с окончанием первой волны книгоиздательского бума
неожиданно выяснилось, что массовый читатель хорошему переводу с
умным послесловием и мягкой обложкой предпочитает дурной подст-
рочник без аннотации, но в глянцевом хардковере с обнаженной на-
турой и нумером тома в серии на корешке. А данная продукция ока-
залась под силу только крутым акулам постсоветского бизнеса, ко-
торым и фэндом, и его малотиражные и совершенно некоммерческие
издания были, мягко выражаясь, до фени. В общем, "капыталызм",
как говаривал Арнольд Шварценеггер ...
Но вот новые времена прошли и настали еще более новые. Инфор-
матизация и компьютеризация из учреждений шагнула в дома.А коли-
чество ксероксов и иной множительной техники превысили пределы
спроса на их услуги извне. То есть, проще говоря,возможность де-
лать на них деньги постепенно сошла на нет - и вот вновь на свет
божий явилась ее величество госпожа Халява.
Результат ждать себя не заставил. Если на столе мерцает ком-
пьютер, а справа под рукой в ожидании застыл абсолютно свободный
лазерник для макета и ксерокс для распечатки с него,то рука сама
собой поневоле тянется к клавиатуре...
Дело за малым - за информацией и за средой, которой оная ин-
формация будет интересна. А среде, как мы уже успели выяснить,
интересна в первую очередь,информация о ней самой. Поэтому новые
печатные издания должны появляться лишь там, где уже существует
среда для их распространения.За примерами далеко ходить не надо.
Помимо "Фэн-Гиль-Дона", о котором еще пару лет назад мало кто
знал, на всесоюзную... простите, всеэсэнгешную арену уже вышли
владивостокская "Третья Тема" и издающийся с конца 1993 года
московский "Талисман". И это только издания, имеющие солидный
объем, тираж в несколько сот экземпляров и насчитывающие уже де-
сять и более выпусков. Что же касается прочих - то есть малообъ-
емных, малотиражных или не внушающих надежд продвинуться дальше
первого номера - то их количество тоже приближается к двузначной
цифре: "АКМ" (Донецк), "PAL 1", "Q" и "Конец Эпохи" (Москва),
"Морита" и "Последний хит" (Саратов), "Поиск Средиземья", "Чер-
ный Баклан" и "Фан-Эра" (Екатеринбург), "Четвертая Эпоха" (Ново-
кузнецк). При этом вовсе не удивительно то обстоятельство, что
почти все из упомянутых выше изданий - толкинистские. Гораздо
удивительнее то, что они все еще именуют себя фэнзинами. Видимо,
память о предшествующем поколении все-таки сохранилась. И, сле-
довательно, предыдущая цивилизация погибла не бесследно, а оста-
вив после себя какую-то память. Хотя бы в виде терминологии.
Впрочем, вспомним еще раз, что фэнзины - не только порождение
среды, но и способ ее самоорганизации. А так же и средство сво-
бодного распространения в ней информации, в том числе и аналити-
ческого характера, то есть позволяющей движению ощутить себя не
только единым целым, но и контролировать собственную эволюцию.
Однако сейчас мы уже перешли к вопросам дальнейшего развития
Толкин-движения, как естественного (или неестественного) продол-
жателя дела бывшего советского фэндома. А это, как уже указыва-
лось выше, темой данной статьи не является. Поскольку тут требу-
ется совсем уже особый разговор...
Ульдор,
бывший кольценосец,
ныне малоизвестный литерато
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November