01 августа 1994 |
|
Борис ШТЕРН
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемые оберхамовцы!
Как говорится, первый раз пишу в стенгазету и очень волнуюсь
- а вдруг не напечатаете?
Прочитал "Оберхам" о "Сидорконе-94". Бережной и Николаев по-
просили высказаться: мол, твое мнение, которое, и все такое. У
меня нет никакого желание участвовать в литературных разборках,
я уже один раз участвовал в заочной дискуссии с "молодогвардей-
цами", которую организовал Андрей Лубенский лет десять назад.
Ощущение: "Лучше уж от водки умереть, чем от скуки". Но сейчас
высказаться придется, все-таки мои друзья и хорошие знакомые че-
го-то делят, а я в стороне. Надо чего-то сказать.
Доклад Андрея Столярова не пришелся мне по душе. Война с "Мо-
лодой гвардией" закончилась. И совсем не "нашей" победой - прав
Щеголев - просто вопрос оказался исперчен. "Молодая гвардия"
вдруг надулась, превратилась в ВТО, еще надулась, еще...и лопну-
ла. Что дальше? Начнем бить друг друга? Не хочу. Я вне схватки.
Не "под",не "над",а "вне". Тезис о главенстве "художественности"
неубедителен. Что в этом термине? Искренность,раскованность, фа-
нтазия, писательское мастерство - слишком много чего в этом тер-
мине, он очень размыт, чтобы тащить его в краеугольные камни.
Столяров это прекрасно понимает, делает оговорку,что он это пре-
красно понимает, и все-таки тащит в фундамент вместо камня этот
кусок художественного льда. Вода польется. Толстой говорил о
главенстве в искусстве "религиозности" - не в смысле церковных
верований, а в том,что писателю хорошо бы "иметь бога в животе".
А Пушкин что-то еще говорил про "чувства добрые он лирой пробуж-
дал". Еще писателю должны быть присущи "человечность" и "порядо-
чность". Зачем пинать многострадальную "Аэлиту", остающуюся-таки
главным российским призом (пусть и не без проколов), и зная тех
хороших людей из "Уральского следопыта", которые так много сде-
лали для российской фантастики? Запальчивая фраза"плохой писа-
тель - как правило, плохой человек"- не добрая,не писательская,
не юмористическая, не художественная. Не игроцкая. Оскорбление
Щеголеву из той же оперы.
Вот что еще. Посмотрел я зимой по ТВ заседание питерского се-
минара. Позвонил мне Боря Сидюк, - включи, говорит, телевизор.
Включил и стал с приятностью обозревать знакомые все лица. И
вдруг снизошло на меня какое-то отрезвление (хотя я больше года
уже не пью).
- Ребята! - сказал я в телевизор. - Посмотрите на себя! Седые
бороды и лысины, всем за тридцать, под сорок, за сорок, если не
под пятьдесят... О чем вы?! Поэт в России больше или меньше чем
поэт? Стыдоба, господа! Вы уже сложившиеся писатели, что вас так
тянет на эти семинары, учебы, лекции, обсуждения, выяснения? Во-
обще-то, оно бывает интересно, на кухне есть о чем поговорить,
но... сцены, трибуны, президиумы... а тут еще по ящику, привсе-
людно!
Я это сказал, но меня, конечно, не услышали.
Уместен в той передаче был лишь Борис Натанович - он вел се-
минар, был при деле, работа у него такая была в тот момент, кад-
ры из его фильма показывали; но и к Борнатанычу вопрос возник: а
есть ли смысл в таком вот семинарстве для взрослых умудренных
людей? Может быть, пригласить молодых красивых двадцатилетних,
которым ой как нужно посеминарить, людей послушать, себя почи-
тать. Если же молодежный семинар Стругацкого семидесятых годов
трансформировался в клуб (пусть элитарный клуб), то так и назва-
ться - клуб. Опять же, мельканье в ящике противопоказано даже
элитарным клубам, даже членам ПЕН-Клуба - вспомните заседание
Битова, Пьецуха, Искандера и какого-то толстожопого официанта
в белых перчатках с какими-то ананасами. Куда-то эта передача
исчезла.
Ну-с, показались по телевизору, теперь будем призы делить. А
как их делить - гамбургский счет в литературе невозможен (прав
Бережной), борцовское сравнение Виктора Шкловского неудачно, по-
тому что борцы, приезжая в Гамбург, именно боролисьмежду собой
и выявляли сильнейшего; а писателям что ж делать? Выявляют все-
таки читатели (критики для этого тож существуют - уроды). Вот и
создается бюрократическое, нехудожественное "Положение о профес-
сиональной литературной премии "Странник" - семь разделов с ого-
ворками, пояснениями и системой определения лидеров с логарифми-
ческой таблицей. Я не смог осилить. Наверное, положения о стали-
нских премиях писались веселее.
Не знаю, не знаю... Что-то я разворчался, разбрюзжался. В од-
ной литературной дискуссии один дискуссер сказал, что"литерату-
ра - важное государственное дело",другой тут же возразил:"ли-
тература - дело глубоко личное".Я полностью на стороне второго
оратора. Вообще, что нужно писателю, который придерживается этой
точки зрения? Не очень много - достаточно одной удачной страницы
в день (а это трудно). Чтоб писалось. Еще нужна своя комната -
плохо, если негде писать. У меня есть. Нужно каждый день обедать
и ужинать (я могу без завтрака). Это, в общем, решаемо. Что еще
нужно для такого личного дела, как литература?.. Общение с дру-
зьями - на кухне. Вот что еще:нормальный персональный компьютер!
(У меня есть, хотя и ненормальный и неперсональный). Вот минима-
льные личные писательские заботы. Да, конечно, морока с издате-
лями тоже входит в писательство - уроды, ненавижу! Все издатели
- уроды; кроме красивых женщин. Ну что ж, надо годами искать и
находить своего издателя (лучше, чтобы издатель был пьющий и не-
пишущий).
А вот семинары,комиссии,доклады,президиумы - это все от лука-
вой общественно-государственной деятельности. Что заботит Андрея
Столярова? Исходя из его доклада, самые начальные строки, вступ-
ление:"завершился романтический деструктивный этап развития
российской фантастики", "начался новый этап конструктивного реа-
лизма", "возникает новый мир фантастики", "зависит не только бу-
дущее фантастики, но и во многом творческая судьба каждого авто-
ра"- Столярова заботит развитие фантастики и творческая судьба
каждого автора.Я правильно процитировал, правильно понял? Это и
есть государственный подход, государственные слова: развитие,
завершился, этап, будущее. Столяров говорит:"надо развивать фа-
нтастику",я говорю:"не надо ее развивать, сама как-нибудь".
Столярова заботит творческая судьба каждого автора - ну, я тоже
не людоед, и всегда рад помочь чем могу хорошему автору, но счи-
таю, что творческая судьба автора - дело рук самого автора,никто
за него ничего не напишет.(Помогать автору надо как-то конкрет-
но, индивидуально, на бытовом кухонном уровне - лекарств принес-
ти, трояк (?!) одолжить,доброе слово замолвить. Как ветшают сло-
ва: привычный фразеологизм "одолжить трояк" давно в прошлом!")
Вот разница в позициях. Государственный подход к литературе
ведет к группировкам, дракам, ссорам и к сжиганию чучел. Личный
подход - помогает избегать все вышеперечисленное.
Вот свежий поучительный случай для "Оберхама". Три года назад
в Украине демократы ввели ежегодную премию (очень небольшую, но
все же) для лучшего "русскоязычного" писателя. Комиссия была са-
мая демократическая, себе не присуждали. Первый раз премию при-
судили Феликсу Кривину. Понятно. Второй год - покойному Виктору
Некрасову (правда, возникает некий трансцендентальный вопрос: а
что скажет кремирова... извиняюсь, премированный? - но ладно),
потом собрались было присудить Чичибабину и Владимиру Савченко
(все понятно), как вдруг состав комиссии изменился, демократам
надоело комиссарить, пришли другие люди и выбрали лауреатами
следующих писателей: Югова, Омельченко и Губина. Кто-нибудь из
вас слышал о таких писателях - не то, чтобы читал, но слышал ли?
Кто они? Как кто! - отвечу я, - именно писатели Югов, Омельченко
и Губин и вошли в эту новую номинационную комиссию; то бишь сами
себе премии и присудили.
Чтобы завершить эту неприятную тему, скажу, что, ни в коем
случае не ссорясь с номинационной комиссией и жюри премии
"Странник" (Лазарчук, Рыбаков, Геворкян, Лукин, Успенский - дру-
зья; Стругацкий, Булычев, Михайлов - уважаемые мэтры), я заранее
отказываюсь от возможного внесения моих произведений в номина-
ционные списки "Странника" - не хочу участвовать в общественно-
государственной деятельности. Можно сказать и так: "А тебя в эти
списки никто и не вносит". Что ж, можно сказать и так. В этом
смысле я хорошо понимаю Вадима Казакова - он вышел, я не вошел,
а позиция у нас одна:"Все в той же позицьи на камне сидим"(Ко-
зьма Прутков).Привет, Вадим!
Теперь о более интересном. Предлагаю всей номинационной ко-
миссии "Странника", а также Николаеву и Бережному, а также поже-
лавшим присоединиться писателям - всем,кого редакторы "Оберхама"
решат пригласить - принять участие в буриме, которое я незамед-
лительно начинаю:
"ПРАВДИВЫЕ ИСТОРИИ ОТ ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА"
(название рабочее)
1. НАЕДИНЕ С МУЖЧИНОЙ
Однажды после дождя известнейшая писательница-фантастка Ольга
Ларионова с двумя полными хозяйственными сумками стояла на оста-
новке автобуса, чтобы ехать в Дом ленинградских писателей, что
на улице Шпалерной-17. Там должен был состояться а-ля фуршет по
поводу вручения Станиславу Лему Нобелевской премии. Подошел ав-
тобус ненужного ей маршрута, и Ольга услышала крик. Оглянулась.
К ней бежал невысокий мужчина в пальтишке, с тортом на вытянутых
руках и с бутылкой водки в кармане, за ним гнались два офицера
милиции и кричали:
- Задержите его, задержите!
Близорукая Ольга конечно не хотела вмешиваться в погоню за
преступником, но человек с тортом был так похож на Чикатило, что
Ольга все-таки исполнила свой гражданский долг - подставила ему
ножку. Преступник упал прямо в грязь, где шляпа, где ноги, где
торт - можно себе представить. Подбежавшие милиционеры дико
взглянули на Ольгу и успели вскочить в отходящий автобус.
Автобус уехал.
Ольга осталась наедине с мужчиной.
2. КИЕВСКИЙ ТОРТ
Ольга осталась наедине с мужчиной.
Мужчина был такой же близорукий. Одной рукой он искал в луже
свои очки, со второй облизывал размазанный "Киевский торт". Оль-
ге было очень неудобно, очень смешно и очень страшно - мужчина
вполне имел право дать ей пощечину за такие дела, а удрать от
мужчины с двумя полными сумками не было никакой возможности. На-
конец мужчина нашел очки, выбрался из лужи и, сжимая кулаки, по-
смотрел на Ольгу. Конечно, это был не Чикатило, но Ольге он по-
разительно напоминал кого-то.
- Пся крёв!!! - грубо по-польски выругался мужчина, и Ольга с
ужасом узнала в нем самого Станислава Лема, нобелевского лауреа-
та, на встречу с которым она направлялась в Дом Писателей с дву-
мя хозяйственными сумками,в которых была всякая всячина для а-ля
фуршета - тот же "Киевский торт", водка, закуска и так далее, -
все это покупалось в складчину между советскими фантастами по
десять долларов с рыла. Ольга начала извиняться и счищать с Лема
остатки "Киевского торта". Оставим Ольгу Ларионову наедине со
Станиславом Лемом, и последуем за милиционерами.
3. ВОЗВРАЩЕНИЕ МИЛИЦИОНЕРОВ
Эти милиционеры были не совсем чтобы милиционерами. Это были
приезжие милиционеры - один из Москвы, другой из Минска, их зва-
ли Борис Руденко и Юрий Брайдер, один - майор, другой - капитан
милиции. Дело в том, что они тоже писали фантастику и тоже спе-
шили на Шпалерную-17, чтобы принять участие в чествовании Стани-
слава Лема, но случайно вскочили не в тот автобус. Упавшего в
лужу пана Станислава они не узнали, но женщина, подставившая ему
ножку, показалась им знакомой...
- Вроде, тетка из наших... - сказал Руденко.
- Похожа на Людмилу Козинец, - согласился Брайдер.- Зачем она
подставила ему ножку?
- Но ты же сам кричал ей: "Задержите, задержите!"
- Ты тоже кричал.
- Я имел в виду "Задержать автобус".
- Я тоже имел в виду автобус.
- Значит, она нас не так поняла. Нет, это не Людмила Козинец.
Людмилу я хорошо знаю. Это Ариадна Громова.
Так они гадали и не замечали, что едут не на Шпалерную-17, а
делают круг на конечной остановке и возвращаются обратно - туда,
где остались Лем и Ларионова.
4. ПАН СТАНИСЛАВ
Лем, как известно, по происхождению никакой не поляк, а наш
львовский еврей, похожий на одессита Бабеля или на Романа Подо-
льного. Поэтому Ольга моментально нашла с ним общий язык...
И так далее.
Итак: написано три главы, начата четвертая. С этого момента
"Оберхам", если захочет, может продолжать нескончаемый фантасти-
ческий роман о нобелевском лауреате Станиславе Леме,о фантастах,
о фенах, о фантастике и так далее. Темп, тон, ритм заданы в этих
коротких главах. Два непременных условия: бог в животе и чувства
добрые. Да, забыл про художественность! Художественность обяза-
тельна! Время действия - анахроническое. Сюжетные направления -
разнообразные. Три небольшие главки от каждого автора - работа
небольшая. После окончания романа все соавторы получают призы
"Оберхама" - например, опечатанную оригинальной сургучной печа-
тью бутылку водки с принтерной наклейкой в виде именного дипло-
ма. Роман первопубликуется в "Оберхаме". Редакция "Оберхама"
осуществляет контакты с соавторами, утрясает, направляет, орга-
низовывает творческий процесс, очередность и т.д. Предлагаю при-
гласитьвсехписателей-фантастов, с которыми "Оберхам" имеет ко-
нтакты и которым симпатизирует. Предлагаю также пригласить пишу-
щих ребят из фэндома - Бережного, Черткова, Казакова, доктора
Каца, других. (Кстати, кто такой доктор Кац? Папа Ромы Арбитма-
на?.. Шучу, шучу, я знаю кто это. Это псевдоним Абрама Терца).
Те, кто не согласятся, естественно, останутся как и были "хо-
рошими писателями и хорошими людьми".
Если идея реализуется, то для окончательной редактуры-подгон-
ки-шлифовки-концовки текст буриме передать одному из авторов.
Хотя бы и мне. Можно и не мне.
Номинационная комиссия буриме - Бережной, Николаев, Штерн -
(зиц-председатель). Да, пригласите в номинационную комиссию Ва-
дима Казакова, обязательно! У нас будет строго, у нас вкалывать
надо без всяких премий, ему понравится.
Оценили идею? Чем драться, лучше сообща буриме написать - там
все и выясним.
Жму руку! Ваш
Штерн
18 июля 1994 года,
Киев
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November