Oberon #04
28 ноября 1997

                  
                                          
М.М.A/SPEED СО.                           
                                          
Вот  и  пришло время, дорогие мои, немного
посмотреть  на  окружающий нас мир с немым
вопросом:  "Кто  мы?  Куда идём ? И причём
здесь пальцы?".                           
                                          
К  чему  бы я это? Да так, опять обчитался
заметками  господина  Nemo  в  свежем  ZX-
FORMAT'е....  Вот  и  прёт  из меня всякая
непонятность!  Однако, справедливости ради
следует   отметить,   что  не  только Nemo
умеет  заумно  и  красиво  излагать мысли.
Вот  и  в  Самаре, оказывается  есть люди,
способные  на  создание интересных литера-
турных   творений  на  компьютерную  тему.
Итак, если вы готовы к серьёзному разгово-
ру - вперёд!                              
░░░▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓░░░
(Благодарим редакцию Самарского эл.журнала
"CАМАГОН"  за  предоставленный материал, а
также лично господина  В.А.Второва)       
                                          
(C) В.А. Второв                           
                                          
 ---------------------------------------- 
      ШЕДЕВРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ГРАФОМАНИИ      
 ---------------------------------------- 
                 Том 140                  
         ПУТЕШЕСТВИЯ ДИЛЕТАНТОВ           
                                          
      "Потребность   человека    выразить 
      себя именно  на   сцене не  зависит 
      от потребности общества в актёрах". 
                                          
                              В.ЭТУШ.     
                                          
         "Если бы  я  захотел убить своих 
         конкурентов... я предоставил  бы 
         им полчища специалистов. Получив 
         массу   хороших   советов,   мои 
         конкуренты    не     могли    бы 
         приступить к работе".            
                              Генри ФОРД. 
                                          
  Слово  "дилетант"  имеет сейчас уничижи-
тельный оттенок и говорится обычно снисхо-
дительным  тоном.  А  между тем, в прошлом
веке так называли любителей своего дела.  
                                          
  По  очень несложным причинам таких люби-
телей не жалует государство (независимо от
строя)  и  втайне  люто  ненавидят "профи"
всех  мастей.  Конкурентов не любит никто.
Между тем очень многое из того, с чем свя-
заны  интересы  многих сегодня, по большей
части  создано  именно  "чайниками"  и как
правило вопреки казённым уложениям.       
                                          
                                          
  У  истоков  самой  электроники  стоит...
подмастерье  и  ученик  переплётчика Майкл
Фарадей.  Большинство  его фундаментальных
открытий  сделано  при  помощи самодельных
("самопальных") приборов.                 
                                          
                                          
  Логические  основы компьютеров - алгебру
логики - в одиночку создал  Джон Буль, ро-
дившийся в бедной рабочей семье: образова-
ние  его  закончилось в 16 лет, и он пошёл
"в люди". Авторитеты того времени либо иг-
норировали, либо критиковали "булеву логи-
ку"...                                    
                                          
  Только  через  сто с лишним лет (1946г.)
К.  Шеннон,  студент, который подрабатывал
оператором  на  неуклюжем механическом вы-
числительном  устройстве,  на  основе идей
Буля развил основы теории информации.     
                                          
                                          
  "Дифференциальный  анализатор",  который
"программировал"  Клод Шеннон, представлял
собой   огромный  механический  арифмометр
размером с целую комнату, с кучей валиков,
шестерёнок и т.п... Чтобы поставить машине
задачу,  нужно было вручную подбирать шес-
терёночные  передачи:  на  это уходило 2-3
дня, надо было изрядно попотеть и перепач-
каться в машинном масле.                  
                                          
  То  же  самое и с музыкой. Профессионалы
XVIII  века поносили как могли одного "не-
доучку",  который  поганит искусство, идёт
на  поводу вкусов толпы и т.д... Так гово-
рили про Баха. Сам он, обременённый много-
численной  семьёй  и долгами, переезжал из
одного  княжества  в  другое,  чтобы иметь
возможность  устроиться органистом в храм,
ибо громоздкие органы только там и стояли.
                                          
  А  в XIX веке по Европе разъезжал с сен-
сационно-скандальными  гастролями  молодой
человек-виртуоз.  Его  сопровождали  толпы
истерических поклонниц, на концертах стоял
крик  и вой... И звали его совсем не Джек-
сон,  а  Ференц Лист. А играл он на доста-
точно новом тогда инструменте-фортепьяно. 
                                          
                                          
  Основы  современной музыки закладывались
на  хлопковых  плантациях  и в... парикма-
херских. Чтобы ждать своей очереди было не
так скучно, в зале ожидания клали банджо и
очередники бренькали на нём, коротая время
(газет  не  читали по причине неграмотнос-
ти).                                      
                                          
  Так  и  сформировался блюз, и вот почему
"три блатных аккорда" американские музыко-
веды называют "парикмахерская гармония".  
                                          
  Джаз  начинался  абсолютно  подпольно, в
подсобках новоорлеанских притонов, где му-
зыканты  по ночам играли "для себя", отра-
ботав  вечером ту кабацкую халтуру, за ко-
торую  им  и  платили  деньги (небольшие -
"новые американцы", сказочно разбогатевшие
на   бутлеггерстве   (торговле  самогоном)
сильно джазменов не баловали.)            
                                          
                                          
  Характерно, что эти музыканты были само-
го  босяцкого  происхождения,  их поначалу
было  немного,  все они знали друг друга и
интенсивно   обменивались   идеями.   (Луи
Армстронг  даже  не  знал точно год своего
рождения).                                
                                          
  Профессиональные  эстрадники с Бродвея и
маститые  композиторы  с  "Tin  Реп Alley"
(переулок,  где  были  сосредоточены музы-
кальные  издательства)  сначала и знать их
не  хотели.  Совсем не странно, что на по-
мощь  новому  искусству  пришли  последние
достижения  техники - радио и звукозапись.
Появились  независимые радиостанции (в ос-
новном в провинции), и они донесли до слу-
шателей  именно  то,  что  им  было нужно.
(Первую    радиопередачу   "Barn   Dance"-
"Aмбарный танец" - стала передавать в 1922
г. радиостанция в Атланте. Она воплощала в
эфире  сельский  обычай  посиделок  с тан-
цульками, где на банджо тренькали свои или
бродячие  "пацаны"  получавшие  в качестве
гонорара ужин, выпивку и ночлег).         
                                          
  Радиослушание  тоже  было настоящим "хэ-
керством",  т.к. настройка на станцию было
делом  непростым:  надо  было долго тыкать
иголкой  по  куску  неочищенного кремния в
поисках  участка с выпрямляющими свойства-
ми... Ламповые приемники совершили настоя-
щую революцию.                            
                                          
  Студии  звукозаписи  росли, как на дрож-
жах:  они  оборудовались  на скорую руку в
подвалах, чердаках, а то и в настоящем ам-
баре.  Пластинки продавались огромными ти-
ражами  в сельских лавчонках вместе с фун-
том масла и пачкой гвоздей.               
                                          
  Но  всё  проходит:  к  50-м годам машина
массовой  культуры перемолола и переварила
некогда революционный джаз. Многие осново-
положники  умерли  (как  правило  в безыз-
вестности)  от  наркоты  или  туберкулёза,
удачливые  собратья  сами  превратились  в
классиков...   Засахаренную   музыку  этих
"жирных котов" новая молодёжь уже не хоте-
ла...                                     
                                          
  В  это  время в Англии стали происходить
странные вещи: белые подростки (от студен-
тов до хулиганов) стали слушать совсем не-
популярный  ритм-блюз,  музыку  чернокожей
шантрапы  типа  Little Rishard'а или отще-
пенца  Э.Пресли  (некоторые газеты считали
его коммунистическим агентом). Причём про-
исходили эти сходки по квартирам, а совсем
не в мьюзик-холлах.                       
                                          
                                          
  И  этому способствовали дешёвые пластин-
ки-сорокопятки  и  появление недорогих ка-
чественных проигрывателей.                
                                          
                                          
  Было  среди  них человек 10 особо безза-
ветно упёртых. Они сами пытались исполнять
нечто  подобное, это было никому не нужно,
и играли они все в одном месте, Лондонском
клубе "Marquee". Клуб возглавлял уже немо-
лодой  фанат  Алексис Корнер, непопулярный
музыкант и коллекционер странных грамплас-
тинок.  Общение в клубе было неформальным:
слушали   пластинки,  сами  пытались  сыг-
рать...  ещё  лет пять до того это было-бы
невозможно:  не  было еще доступных непро-
фессионалам  усилителей Fender и Standell,
простых электроорганов Vox.               
                                          
  Почти невероятно, но факт - отсюда вышли
чуть-ли не все сегодняшние "легенды рока":
"Роллинг  Ctoyhc",  "Led  Zeppelin", Элтон
Джон...     подпольщики    типа    "Velvet
Underground"  и  еще многие и не менее из-
вестные.  "Битлз" стояли несколько особня-
ком,  но  они  были  вообще "с Урала" - из
портового  Ливерпуля. К середине 70-х бит-
ломания,  невиданные  концерты  на стадио-
нах... всё уже прошло.                    
                                          
  Где-то в Индонезии журналисты нашли пар-
ня,  который  не  слышал (!) "Роллинг Сто-
унс".  Ему  вручили  огромную премию... об
этом  писали  газеты:  публика, позевывая,
читала их.                                
                                          
                                          
                                          
                                          
                                          
  Обществу  были нужны новые игрушки. Тех-
нический  прогресс  приготовил  их и новые
герои  с  персональными  компьютерами  под
мышкой уже маячили на горизонте.          
                                          
                                          
                                          
                                          
                                          
           ПЕРСОНАЛьНЫЙ АД                
                                          
               "Нам нужны  люди, способные
               в  тишине  довольствоваться
               неприметной деятельностью".
                                          
                             Ницше.       
                                          
  Первый   универсальный   компьютер   был
построен  Гербертом Цузе  в гостиной роди-
тельского  дома на собственные (и взятые в
долг)  деньги.  "Z3"  заработал в 1941 г.,
поглощая  данные  с "перфоленты" из старой
киноплёнки, собственноручно продырявленной
автором  этого  любительского  устройства.
Первый  компьютер  был  персональным изна-
чально,  однако  сразу  был  компактнее  и
"прогрессивнее"   американского   "MARK-I"
(3304  реле, длина 17 м. ) или английского
"Колосса",  больше напоминавшего заводской
цех.  К  тому  же,  альтернативные колоссы
создавались на казённые деньги военных ве-
домств, были засекречены и даже обслужива-
лись  офицерами  "отдававшими  друг  другу
честь"  (из  воспоминаний  одного  из Гар-
вардских учёных.)                         
                                          
                                          
  Г.Цузе  продолжал  работать в одиночку с
таким  припадочным энтузиазмом, что преры-
вал работу только во время бомбёжек Берли-
на. Первый компьютер был создан первым хэ-
кером (а не наоборот).                    
                                          
                                          
  Впрочем, и другие основоположники, начи-
нали  работать в похожих условиях, отраба-
тывая  логические  структуры...  ползая по
полу  среди разложенных спичечных коробок,
"эмулировавших"  логические ячейки и вруч-
ную  перекладывая  бусинки,  игравшие роль
битов.                                    
                                          
                                          
  Спустя  10 лет компьютеры занимали целые
машзалы:   а   хэкеры  приносили  из  дома
раскладушки,  чтоб не расставаться с люби-
мой  игрушкой (да и дорогое машинное время
легче  было  получить  ночью)  Как и Бах в
своё  время,  они  не смогли бы перетащить
свой любимый инструмент до дома.          
                                          
  Но  главное препятствие было даже и не в
этом  -  сам  процесс программирования был
многоступенчатым  и  между  автором  и ре-
зультатом  стояла чудовищно огромная толпа
априорно равнодушных ко всему посредников:
начальников, техников, системщиков, вахтё-
ров и безграмотных девочек-операторов, из-
начально набивавших перфокарты со страшны-
ми ошибками. Типичная ситуация была такой:
получив  2  часа  очень дорогого машинного
времени,  вы получали просто листинг прог-
раммы с указанием ошибочных строк, а прог-
рамма  даже и не думала запускаться: толпа
очередников уже выгоняла вас от терминала:
либо был не готов перфоввод: либо наступал
общесистемный сбой (пару раз в неделю-обя-
зательно): либо...                        
                                          
  "О,  Боги, яду мне, яду" - правильно на-
писал М.Булгаков.                         
                                          
  Да  и само общение через клавиатуру уда-
лённого терминала больше напоминало спири-
тический  сеанс:  результаты  выдавались в
текстовой  форме, на листе бумаги (никаких
дисплеев  ещё  не  было). Но всё же именно
так   были   получены   первые  отладчики,
текстовые  процессоры, машинная речь, сти-
хи, музыка и спроектированы спутники и во-
дородные бомбы.                           
                                          
  "Возможно, главным побудительным мотивом
распространения  персональных  компьютеров
была  та парадоксальная смесь восхищения и
досады,  которые  вызывали у людей большие
ЭВМ  первых  поколений...  досаду именно у
тех,  кого  они больше всего интересовали.
Подобно  фотографам,  которых не пускали к
проявлению  и  печатанию сделанных ими фо-
тоснимков, или механикам, которым запреща-
лось заглядывать под капот автомобиля, они
чувствовали себя обманутыми и оскорблённы-
ми."                                      
                    (Computer Basics,1985)



Other articles:


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Similar articles:
Graphics - Image ANSI graphics.
what-where-how much - shall submit to you ochepednuyu Portions of ppogpammy VEL'a / PXM.
Kaleidoscope - On the new global projects in the Speccy: Monstr Land, fisherman, Net Walk, Head Ball.
Guide - Game Academy (Academy).

В этот день...   21 November