Sinclair Town
#02
31 декабря 1994 |
|
Старые , добрые ... - Разбор игры "BISMARK" (охота на Бисмарка).
(C) RojerSoft, 1995 ╔═══════════════════╗ ║ ОХОТА НА БИСМАРКА ║ ╚═══════════════════╝ Более полувека прошло с тех пор, как англичане отправили на дно Атлантики крупнейший линейный ко- рабль нацистской Германии "Бисмарк". В этой гранди- озной "охоте" погибло в общей сложности более 3000 человек... Опыт первой мировой войны был в полной мере учтен именно Гер- манией - она обязана была его учесть, как побежденное госу- дарство. А опыт показывал, что тактика крейсерской войны на океанских коммуникациях оправды- вала себя. Тогда германские рей- деры-одиночки, высланные на морские просторы, причинили не- мало вреда судоходству англичан и их союзников. Еще до начала войны, по-оди- ночке, чтобы не привлечь внима- ния иностранных разведок, уходи- ли в Атлантику на исходные пози- ции крейсера и "карманные линко- ры". Один лишь броненосец "Адми- рал граф фон Шпее" захватил и потопил 9 судов общей вмести- мостью 50 тыс.т. Правда, позже нашел покой в тех же водах, где ровно 25 лет назад погибла эс- кадра адмирала фон Шпее. Другие рейдеры записали на свой счет более ста судов общей вмести- мостью свыше 600 тыс.т. Учитывая удачные походы, весной 1941 года решили устроить новый набег на конвои, следовавшие через Атлан- тику в Англию из США. Линкор "Бисмарк" должен был связать бо- ем охраняющие их крупные боевые корабли, а крейсер "Принц Ойген" занялся бы уничтожением транспортов. В случае необходи- мости к ним могут выйти линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", сто- явшие в оккупированном фран- цузском порту Брест после рейда в Атлантику (где им досталось от англичан), а в крайнем случае на помощь можно бросить подводные лодки и береговую авиацию. Операцию "Учения на Рейне" возглавил командующий флотом ад- мирал Лютьенс, отличившийся при набеге "Шарнхорста" и "Гнейзена- у" на британские коммуникации. Теперь в его распоряжении был "Бисмарк"- в то время самый сильный корабль своего класса в мире, а по величине уступавший разве устаревшему английскому линейному крейсеру "Худ". Сравнив данные "Худа" и "Бис- марка", можно подумать, что пе- ревес на стороне англичан. Но на самом деле линейный крейсер яв- ляется плодом конструкторского сумасшествия на почве гигантома- нии. Бурное развитие линейных сил до первой мировой вынудило Англию закладывать корабли, зна- чительно превосходящие в скорос- ти немецкие линкоры, но, в то же время, несущие равноценные пуш- ки. Венцом был "Худ". Что за судьба ожидала крейсер подобных размеров, практически не имевший бортовой брони, сказать трудно - его достройку прервал знаменитый Ютландский бой, где именно из-за слабой брони буквально взлетели на воздух 3 линейных крейсера англичан. "Худ" основательно пе- рестроили, но к началу второй мировой войны он безнадежно ус- тарел. Перед уходом в море Лютьенс сказал приятелю: "Единственно, чего я опасаюсь, так это как бы один из английских торпедоносцев не сбил своим "угрем" (жаргонное у немецких моряков название тор- педы) рулевое управление линкора или крейсера". ...Когда знакомишься с ходом этой операции, складывается впе- чатление, что одна из противо- борствующих сторон с непостижи- мым упорством старалась загнать себя в безнадежное положение, тогда как другая делала все, чтобы упустить противника. 18 мая 1941 года "Бисмарк" и "Принц Ойген" вышли из Готенха- фена (ныне Гдыня) и направились к балтийским проливам. Там они встретились с двухтрубным крей- сером - то был нейтрал, шведский "Готланд". Лютьенс рвал и метал от ярости - в самом начале опе- рации их обнаружили. Велик был соблазн проверить мощь орудий: пара залпов решили бы проблему, но адмирал вовремя одумался: "Черт с ним...". Но эта встреча оказалась отнюдь не безобидной - командир "Готланда" сообщил в штаб о немецком отряде, там до- несение направили к сотруднику морской разведки, а тот вечером за пивком поделился информацией с приятелем, английским военно- морским атташе Данхемом, который передал содержание беседы в Лон- дон с пометкой "весьма срочно". 21 мая отряд Лютьенса прибыл в Корс-фьорд, что недалеко от норвежского Бергена. "Принц Ой- ген" до заправился топливом. В тот же день корабли вышли в Ат- лантику. На следующий день над Корс-фьордом пролетел английский самолет-разведчик. Получив док- лад летчика, в британском Адми- ралтействе поняли, что немцы уже в океане. Командующий флотом То- ви приказал крейсерам контр-ад- мирала Уэйк-Уолкера ("Суффолк" и "Норфолк") усилить наблюдение - они уже патрулировали в Датском проливе - между Гренландией и Исландией. К югу от последней отправили эскадру легких крейсе- ров. Из главной базы в Скапафлоу вышел отряд вице-адмирала Хол- ланда, державшем флаг на линей- ном крейсере "Худ", за которым следовали новый линкор "Принц оф Уэллс" и шесть эсминцев. Холлан- ду предстояло блокировать выход из Датского пролива с юга. Глав- ные силы Тови - линкор "Кинг Джордж V", авианосец "Виктори- ес", четыре крейсера и семь эс- минцев направились к юго-запад- ному побережью Исландии. Позже им добавили еще один линкор. В общем, ловушки были расставлены. Англичане недаром задейство- вали такие значительные силы. Они были прекрасно уведомлены о мощи новейшего линкора. Только одно упоминание о "Бисмарке" или его собрате "Тирпице" заставляло в панике разбегаться охранения конвоев, бросать на произвол судьбы транспорты. Тому пример - караван PQ-17... Немецкие радио разведчики ут- ром 21 мая перехватили приказ английского Адмиралтейства на- чать поиски двух линкоров, иду- щих из Бергена в северную Атлан- тику (как видите, ориентировка была близка к истине, тем более, "Принц Ойген" тоже имел внуши- тельные размеры). 23 мая, в 19.22, "Суффолк" заметил в 7 милях "Бисмарка" и "Принца Ойгена". Англичане бла- горазумно отвернули в полосу ту- мана и стали следить за врагом по радиолокатору, донося Тови и Холланду о курсе, скорости и месте. Потом с немцами сблизился "Норфолк", но попал под огонь "Бисмарка" и ретировался, конеч- но же, передав Тови свежую ин- формацию. Как ни странно, но она оказалась первой! "Суффолк" на флагманском корабле не был услы- шан. Теперь крейсера шли справа и слева за немцами, удерживаясь на почтительной дистанции. Корабли Холланда тем временем шли на за- пад полным ходом. В том, что англичане "сидят на хвосте" эскадры, командир "Принца Ойгена" Брикман убедился вечером, когда ему доложили о перехваченных радиограммах "Суф- фолка". Затеряться не удавалось. Немцы догадывались, что у англи- чан были приборы, которым ни ту- ман, ни мгла не помеха. Но тогда почему же Лютьенс не прервал операцию и не повернул в Корс- фьорд? Его предшественник на посту командующего, адмирал Маршалль, вспоминал, как перед выходом в море тот сказал: "Вот уже два командующих флотом ушли с должности из-за своих размолвок с высшим командованием. Я не же- лаю быть третьим! Я знаю, чего хочет штаб оперативного руко- водства, и буду выполнять его приказы". Дальше Маршалль уточ- нял: "Учитывая тяжелые раз- молвки, возникшие на почве отклонений от заранее разрабо- танных оперативных планов, адми- рал Лютьенс чувствовал себя свя- занным боевым приказом буквально по рукам и ногам". Как говорит- ся, "со щитом или на щите"... В полночь 24 мая "Суффолк" потерял радиолокационный контакт с немцами. Узнав об этом, Хол- ланд решил, что они оторвались от Уэйк-Уолкера и пошли назад. И он повернул за ними - на север. Холланд уже составил план боя - "Худ" и "Принц оф Уэллс" сосре- доточат огонь на "Бисмарке", а крейсера - на "Принце Ойгене", однако не известил об этом Уэйк-Уолкера. Выдерживал радио- молчание? Кто знает... Писали, что английскому адми- ралу следовало быстрее сбли- зиться с противником и начинать перестрелку с дистанции не более 6 миль, тогда немецкие снаряды полетят по настильной траектории и если попадут, то в бронирован- ные борта "Худа". Если бой раз- горится на большем расстоянии, то снаряды, падая по крутой тра- ектории, поразят слабо защищен- ные палубы этого старого кораб- ля. А под ними - погреба боеза- паса... В 2.47 "Суффолк" снова нащу- пал немцев локаторами. Они по- прежнему шли друг за другом на юго-запад. Холланд вновь развер- нулся, развил почти предельный ход - в 28 узлов - и потерял связь с эсминцами. Они остались в 30 милях севернее и в бою, как и крейсера Уэйк-Уолкера, не участвовали. В 5.35 с "Худа" увидели врага прямо по носу и передали на "Принц оф Уэллс" - бить по го- ловному "Бисмарку", но он шел вторым. Через 17 минут англичане открыли огонь из носовых башен с опасного для них расстояния 12 миль. Оба немца согласованно обстреливали "Худ". А его первый залп лег далеко от "Принца Ойге- на". "Принц оф Уэллс" лишь пятым или шестым залпом накрыл вражес- кий линкор. Зато после второго залпа "Бисмарка" на "Худе" вспыхнул пожар. Немцы превзошли самих себя - они славились уме- нием накрывать цели третьим зал- пом - перелет, недолет, попада- ние... Около 6.00, когда противников разделяло 7 миль, англичане от- вернули влево, чтобы ввести в дело и кормовые башни, тем самым усилить бортовой залп, но тут "Бисмарк" попал 380-мм снарядами главного калибра в палубу между второй трубой и грот-мачтой. Ка- залось, что небо раскололось и обрушилось - "Худ" буквально распался на атомы. Детонировал весь боезапас! Из 1419 моряков спасли троих... Теперь и "Бисмарк" перенес огонь на "Принц оф Уэллс". Вско- ре в того попало четыре 380-мм снаряда и три 203-мм с тяжелого крейсера. Вышла из строя носовая четырехорудийная башня главного калибра, то тут, то там вспыхи- вали пожары. Чтобы не разделить участь "Худа", в 6.13 командир корабля Лич приказал поставить дымовую завесу и вышел из боя. Англичане полностью оправдали свою репутацию отличных морехо- дов и никудышных артиллеристов. В немецкий линкор угодило только два снаряда. Один в носо- вую часть, под бронепоясом, воз- ник дифферент, и полный ход сни- зился до 26 узлов. Второй пробил цистерну. Не опасно, если бы не потеря вытекшего за борт топли- ва. "Принц Ойген" не пострадал. В 7.27 Лютьенс связался со шта- бом и получил разрешение отпус- тить крейсер в самостоятельное рейдерство, а самому идти в один из французских портов. Получив известие о гибели "Худа", Адмиралтейство вызвало на помощь линкор "Родней", авиа- носец "Арк Ройаль", крейсер "Шеффилд",второй линкор и четыре эсминца сняли из охранения кон- воя, третий отправили в океан из Галифакса. Быстрота, с которой крупнейший корабль в мире перес- тал существовать, привела всех в ужас и заставила всерьез заду- маться о тепленьких местах в Ад- миралтействе. Теперь-то уж "Бис- марк" ни в коем случае не должен был уйти! А Лютьенс в 18 ч внезапно по- вернул на крейсера Уэйк-Уолкера и заставил их ретироваться. Этот маневр помог Брикману затеряться в Атлантике. Да его и не стреми- лись преследовать - для англичан главной целью был "Бисмарк". Около 23 ч девять тихоходных самолетов-торпедоносцев "Сворд- фиш" и шесть истребителей "Фул- мар" с авианосца "Викториес" пробились сквозь дождь к линкору и попали в него одной торпедой. Она взорвалась у мощного броне- пояса, не причинив большого вре- да, зато немецкие зенитчики сби- ли два "Фулмара". Примерно в 3 ч 25 мая "Нор- фолк" и "Суффолк" потеряли про- тивника и бросились искать его на юго-запад от места последнего радиолокационного контакта. Гна- лось за ним и соединение Тови, а "Бисмарк" спокойно прошел в 100 милях за его кормой и устремился на юго-восток! Почему случилось так, что англичане искали врага в проти- воположном направлении? Оказыва- ется, "Тови получил от Адмирал- тейства оповещение с запеленго- ванной радиостанции корабля про- тивника,- писал официальный ис- торик британского флота Рос- килл.- Это оповещение позволило Тови сделать заключение, что "Бисмарк" идет на северо-восток. В результате командующий прика- зал изменить курс, и соединение, развив большую скорость, напра- вилось к побережью Исландии..." А что же Лютьенс? Видимо, ре- шил: раз за мной следят, можно нарушить радио молчание. В 8.52 "Бисмарк" вышел в эфир и почти полчаса передавал командованию сведения об обстановке. Конечно, британские радиопеленгаторщики засекли передачу, капитан-лейте- нант Кемп из оперативного центра проложил полученные пеленги на карту и получил координаты "Бис- марка". Однако, как ни странно, Тови сообщил не координаты, а пеленги, рассчитывая, что на его кораблях есть радиопеленгаторы. Но их-то и не было! "Когда операция была заверше- на, я проложил пеленги на нави- гационной карте и сразу понял, что произошло,- вспоминал Кемп.- Офицер радиоразведывательной службы на флагманском корабле прокладывал пеленги на обыкно- венной навигационной карте, а не на карте в гномонической проек- ции. Нанесенные им пеленги дали место "Бисмарка" на 200 миль се- вернее действительного". Вот по- чему Тови ринулся на север... В тот же день произошла дру- гая ошибка, неожиданно приведшая к успеху. В 13.20 англичане за- пеленговали радиограмму, послан- ную из Атлантики (ее передавала немецкая подлодка, заметившая "Викториес"). Расшифровать ее не удалось, но, тем не менее реши- ли, что передача скорее всего шла с "Бисмарка", повернувшего к западному побережью Франции. По- том засекли интенсивный радиооб- мен немецкой группы "Запад", что утвердило англичан в прежнем вы- воде. Лишь теперь последовал приказ всем соединениям незамед- лительно повернуть на юго-вос- ток, вдогонку за "Бисмарком", оторвавшимся от англичан на 160 миль. После потопления "Худа" у Лютьенса был выбор: вернуться в оккупированные норвежские порты Тронхейм, до которого было 1400 миль, или Берген (1150 миль), либо направиться во французские Брест или Сен-Назер. До них было 1700 миль. Но путь в Норвегию проходил очень близко от бри- танских военно-морских баз, а позади был линкор "Принц оф Уэллс", о том, что он серьезно поврежден и вышел из игры, Лют- ьенс не знал. И еще - Лютьенс, видимо,рассчитывал, что линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" выйдут ему навстречу и помогут прор- ваться во французский порт. Впрочем, об этом, как и о многом другом, остается лишь догады- ваться... Только на следующий день, в 10.20, немецкий линкор выследили в 690 милях от Франции с летаю- щей лодки "Каталина". В Адмирал- тействе поняли, что догнать "Бисмарка" очень трудно. Остава- лось одно - любыми способами сбить ему ход, а это было по си- лам лишь самолетам с подоспевше- го "Арк Ройаля". На сей раз отличился "Шеф- филд" - обнаружив врага радаром, он принялся наводить на него авиацию. Первые 15 "Свордфишей", несмотря на ненастье, вышли на цель и атаковали ее с разных сторон. Что больше всего удивило пилотов, так это то, что корабль не отстреливался, а выделывал в штормовом океане сумасшедшие зигзаги, уклоняясь от торпед. Только вернувшись на авианосец, летчики узнали, что так и не смогли поразить... "Шеффилд". В 9 ч вечера, уже в темноте, вторая группа "Свордфишей" нашла линкор и попала в него двумя торпедами. Лютьенс оказался про- видцем - одна угодила в бронепо- яс, не причинив вреда, зато дру- гая взорвалась в корме, заклинив рули и повредив винты . С этого момента линкор мог только цирку- лировать. Лютьенс приказал оста- новиться и выяснить степень пов- реждений. Оказалось, что "Бис- марк" еще способен маневриро- вать, управляясь машинами. После войны немецкий адмирал Маршалль с горечью писал: "Как раз к этому времени английский командующий решает ровно в пол- ночь прекратить преследование, так как его крупные корабли на- чинают испытывать острый недос- таток горючего (следствие лихого марша на север), а район боя не- уклонно приближается к границам сферы влияния немецкой авиации. Однако после удачного взрыва обстановка резко меняется: мед- лить теперь нельзя, и английский адмирал решает драться". 27 мая, в 1.20, с трудом удерживающийся на курсе "Бис- марк" увидели с польского эсмин- ца "Пиорун", входившего в состав британского дивизиона. Почти час отчаянный кораблик палил по ог- ромному линкору из 120-мм пушек, не причинив ему ущерба, зато по- дозвав остальные эсминцы. Немцы же лениво отстреливались из ар- тиллерии среднего калибра, как бы отмахиваясь от назойливой му- хи. Подошедшие эсминцы выпустили торпеды с дистанции полторы мили - две попали в цель. Линкор вновь остановился. До Франции оставалось всего 400 миль. В 8.47 подошли линкоры "Род- ней" и "Кинг Джордж V", легли на встречный курс и открыли огонь с дистанции 12 миль. Позже "Род- ней" дал еще торпедный залп. Че- рез 2 минуты начал отвечать "Бисмарк". В эти часы командир немецкой подводной лодки У-556 Вольфарт заметил британские лин- кор и авианосец. "Корабли идут без эскорта и даже не меняют курс!- записал он в вахтенном журнале.- Идеальная позиция для атаки, но У-556 возвращалась из боевого похода и уже израсходо- вала торпеды.- Вижу стрельбу трассирующими снарядами и ответ- ный огонь "Бисмарка". Немецкий линкор нещадно избивали... В 10 ч, израсходовав боеза- пас, прекратил огонь главный ка- либр немецкого линкора, следом замолк средний, а на кораблях Тови заканчивалось топливо. Поэ- тому он приказал командиру крей- сера "Дорсетшир" добить врага. Тот безбоязненно приблизился к линкору. "Он горел от кормового мостика,- вспоминал участник последней схватки.- Орудия башни А, что перед мостиком, были зап- рокинуты назад, подобно оленьим рогам, виднелись сильные повреж- дения на полубаке. Хорошо помню, что общивка левого борта раска- лилась докрасна и когда ее зах- лестывали волны, поднимались клубы пара..." Военные специалисты до сих пор удивляются необыкновенной живучести двух односерийных лин- коров Германии - "Бисмарка" и "Тирпица". Первый ушел на дно Атлантики с пустыми погребами и открытыми кингстонами, но его броневой пояс не был пробит ни разу в ходе всей операции! Вто- рой самостоятельно сумел дойти до базы после знаменитой торпед- ной атаки с советской подводной лодки. Чтобы их уничтожить, при- ходилось мобилизовывать огромные силы... Крейсер спокойно, как на уче- ниях, выпустил две торпеды в правый борт, обошел линкор и всадил еще одну в левый. В эти мгновения немецкие моряки откры- вали кингстоны и закладывали в турбины подрывные заряды. Потом поднимались на верхнюю палубу, чтобы по приказу оставить обре- ченный корабль. Отдав такой при- каз, Лютьенс и командир линкора Линдерман по старой морской тра- диции ушли в боевую рубку и зак- рылись в ней, решив разделить участь корабля. В 10.36 полыхающий "Бисмарк" медленно накренился, перевернул- ся и затонул. "Дорсетшир" и эс- минец "Маори" спасли 110 чело- век, еще трех - немецкие подвод- ные лодки. При выходе из Корс-фьорда на линкоре было 2403 матроса и офицера... ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ КОРАБЛЕЙ, УЧАСТВОВАВШИХ В ОХОТЕ Авианосец "АРК РОЙАЛ",1937 г. -------------------------------- Спущен на воду в 1937 году, в срой вступил в 1938 году. Водо- измещение 22 тыс. т, 3 турбозуб- чатых агрегата мощностью 102 тыс. л.с., скорость хода 30,75 узла. Бронирование: пояс 114 мм, палуба 63-76 мм. Длина 244 м, ширина 28,9 м, среднее углубле- ние 6,95 м. Вооружение: 16 114-мм зениток, 48 40-мм зени- ток, 32 12,7-мм пулемета, 72 са- молета, 2 катапульты. В ходе бо- евых действий пулеметы сняты и заменены восемью 20-мм зенитными автоматами. Авианосец "Викториес",1939 г. -------------------------------- Спущен на воду в 1939 году, вступил в строй в 1940 году. Во- доизмещение 23 тыс. т, 3 турбо- зубчатых агрегата мощностью 110 тыс. л.с., скорость хода 31 узел. Бронирование : пояс 114 мм, палуба 63-76 мм. Длина 230 м, ширина 29,1 м, ширина полет- ной палубы 37 м, среднее углуб- ление 7,32 м. Вооружение: 16 114-мм орудий универсального ка- либра, 48 40-мм зениток, 8 20-мм зениток, 36 самолетов, 1 ката- пульта. Легкий крейсер "Манчестер" ----------- 1937 г. ------------ Заложен 28 марта 1936 года, спу- щен на воду 12 апреля 1937 года, вступил в строй 4 августа 1938 года. Водоизмещение 9400 т, мощ- ность паровых турбин 82500 л.с., скорость хода 32 узла. Длина 170 м, ширина 19 м, среднее углубле- ние 5,35 м. Бронирование: пояс 76-102 мм, палуба 51 мм, башни 25-51 мм, боевая рубка 102 мм. Вооружение: 12 152-мм орудий, 8 102-мм зениток, 8 2-фунтовых зе- ниток, 6 торпедных аппаратов, 3 самолета. Легкий крейсер "Аретьюза" ----------- 1914 г. ------------ Водоизмещение 3500 т, мощность паровых турбин 40 тыс. л.с., скорость хода 29 узлов. Длина 125 м, ширина 11,9 м. Бронирова- ние: пояс 76 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 152 мм. Вооружение: 2 152-мм, 7 102-мм орудий, 1 3-фунтовая пушка, 8 торпедных аппаратов. Линейный крейсер "Худ" ----------- 1918 г. ------------ Водоизмещение 42800 т, мощность паровых турбин 150000 л.с., ско- рость хода 32 узла. Длина 262,3 м, ширина 31,7 м, среднее углуб- ление 8,7 м. Бронирование: пояс 356 мм, башни 381 мм, казематы 178 мм, боевая рубка 305 мм, суммарная толщина палуб 152 мм. Вооружение: 8 381-мм, 12 140-мм, 4 120-мм зенитных орудий, 6 тор- педных аппаратов. Экипаж 1314 человек. Линейный крейсер "Рипальс" ----------- 1916 г. ------------ Водоизмещение 32500 т, мощность паровых турбин 110000 л.с.,ско- рость хода 31,7 узла. Длина 240 м, ширина 31,3 м, среднее углуб- ление 8,3 м. Бронирование: пояс 229 мм, башни 279 мм, боевая рубка 254 мм, палубы 76 мм. Воо- ружение: 6 381 мм, 17 102-мм орудий, 8 торпедных аппаратов. Всего построено два - "Рипальс" и "Ринаун". Линейный корабль "Бисмарк" ----------- 1940 г. ------------ Водоизмещение 41700 т, скорость хода 30,8 узла, 8 380-мм орудий, 12 150-мм пушек, 16 105-мм, 10 37-мм зениток, 16 20-мм автома- тов, 6 самолетов. Бронирование: борт 320 мм, палубы 170 мм, баш- ни 360 мм, мощность силовой ус- тановки 160 тыс. л.с. Длина 251 м, ширина 36 м, осадка 8,7 м, штатный экипаж 2300 человек.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября