KrNews
#12
01 апреля 2000 |
|
IS-DOS - Spectrum & OS
─ Spectrum & OS ─ ОС -это бoльшой полосатый мух. VTS'Y2K Гм, а пипл молчит. Вот только Alex_Naz про программирование под исдо- сом спрашивал. Все же остальные либо молчат, либо просто ругают ее, не пред- лагая взамен никакой альтернативы, пото- му что АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ. Я и сам знаю о недостатках исдоса, и самый главный - отсутствие схемы управления верхней па- мятью, и никто с этим не спорит. Хотя чисто для блоков данных (т.к. исдос ори- ентирована на тексты) такой механизм есть - рам-диск. Другое дело -код. Но ведь можно и тут найти выход... Зато сколько удобств, насколько легче прог- раммировать... С другой стороны, высказываются мысли типа "все это нафиг не нужно, все эти ОСи, супер-пупер железки, и вааще, сде- лайте мне времянку пентагона, я буду СЦЕНЕРОМ..." <rem: сие есть собиратель- ный образ, не подумайте кто на себя ;) > Я не люблю эмуляторщиков за их такое же отношение к Спектруму... Спектрум пока что компьютер, а не экземпляр музея де- момэйкинга. По этому поводу надо писать отдельную статью, а пока займемся ОСью. Вся проблема в том, что никто не хо- чет учиться программировать под ОСью. Спешу Вас огорчить -учиться прийдется для любой системы. И чем она примитивней и меньше продумана, тем меньше учиться. Взять ту же CP/M. Это BIOS, сопрягающая нас непосредственно с аппаратурой (в ис- досе это уровень драйверов -т.е. даже не ядро) и некоторое количество кода (с возможностью его использования, of coz - ведь это все-таки ОСь) для организации связи с юзером (командная строка) и дис- ком (файловая система). Все остальное "накручено" сверху, по типу библиотек или головной программы (запускающей оверлеи). В исдосе все посложнее. Здесь доста- точно хитрая система распределения 48-й памяти, модульное ядро, каналы, ку- ча разного рода описателей и векторов, по которым можно настроиться на что угодно и где угодно, кэш (который при необходимости можно ужать до 1.5кб). Тут не нужны эти библиотеки и т.п. Все есть в рестартах. Но и разобраться в ней сложнее. Однако в результате можно зна- чительно облегчить написание разного ро- да программ. Здесь фактически отпадает необходимость написания интерфейса - можно брать все готовое. Кроме того, открыты возможности усовершенствования системы, например, накручивание собс- твенного интерфейса на дополнительный уровень ядра (и юзание его по RST #10). Обычно сначала софт пишется с исполь- зованием средств ОС. Он получается не очень красивый, кое-где подтормаживаю- щий, но в данном случае важна ИДЕЯ и ее реализация, а также универсальность (обеспечиваемая средствами ОС). Затем, при необходимости, он уже подтачивается, кое-где в обход ОС, прямым программиро- ванием железа. Теоретически это плохо, практически это красиво ;) Однако на от- куда не возьмись появившемся Z180 или на каком-нибудь извращенном экране, за- работает именно та, старая и тормозная версия ;-) ... В trdos-прогах последних лет наблюда- ется обратное: сначало кой-как релизится идея, обвешанная горой кода: интерфейс, дисковый драйвер, etc, а затем уже эта идея черепашьими шагами развивается. Т.е. не нужно бояться что-либо делать в ОС. Хуже, чем в трдосе, все равно уже не будет ;) . Или вот пример, захотели Вы поюзать турбозагрузчик. Так Вам надо его к каж- дой проге лепить. А в исдосе можно (странно, что никто так не сделал) прос- то переписать драйвер флопа, И ВСЕ ста- нет грузиться в турбе. Или этот MSDOS. Вы вообще в курсе, что в базовом комплекте идут именно те коротенькие программульки, типа cd, dir, mem и т.п., и именно потому Вас учили (щас уже не учат) "командам msdos" в школе (или еще где). Уж тут вааще ника- кого сервиса... Эт я к чему. А к тому, что проги с базового комплекта, кому уж очень захо- чется, можно и написать заново. И все, сразу станет жить хорошо. Или вот, можно уровни Wind и Shell (рисование окошек и файловые панели) снять, а потом свои поставить ;) Только нужно знать как, а для этого нужно изучить систему... А не сделано, это, видимо еще и по- тому, что это никому нафиг не надо -в принципе и то что есть, терпимо. Т.е. исдос предрасполагает заниматься не "за- точкой лопат", а конкретно "вскопкой", т.е. делом. Если же кого-то до сих пор мучает тормознутость, советую сняться с ручника и сделать RAM-диск. Даже на 128к туда можно упихать многое. А самый большой руль -поставить винт. Схема вроде как в 8'ом ZX-Format'е уже была -6 м/с обыч- ной рассыпухи. У меня вот даже без рам-диска все замечательно. А со специ- альной прошивкой ПЗУ (с Кая) вся ОСь грузится за пол-секунды ;-) (это вам не мысы-дос, и не выньдовоз) Да, кстати, многие идеи, реализован- ные под исдосом (хоть и не очень краси- во), до сих пор не реализованы (или реа- лизованы только недавно) под трдосом. К примеру, текстовый редактор. С ним может потягаться лишь ZX-ASM v3.10, который построен на тех же принципах оверлеев, и единственный его плюс -более совершен- ный интерфейс (1999 год, все-таки), а минусов поболе будет, и связаны они по большей части именно с трдосом (а не ре- дактором). А сколько еще не реализова- но... Одни только макросы чего стоят... Причем на создание ZX-ASM было потраче- но на порядок больше сил, чем на созда- ние is-edit. И лично мне на винте гораз- до удобней юзать is-edit. Потому как текстов тута метра 4 уже лежит -это все материалы к KrNews, ZXHard и многое др. Или, к примеру, вьювер. Многие его функции до сих пор не повторены ни в од- ном трдосном. Viper> явное заблуждение Это встроенный хелп и настройщик цве- тов, автоматический скроллер и режимы 42/64 cpl, режим складывания строк, ПОИСК модели вперед и назад (очень поле- зная фишка), переход по номеру строки, работа одновременно с ДВУМЯ файлами, просмотр НЕСКОЛЬКИХ ОТМЕЧЕННЫХ файлов, оперативное обращение к панели для заг- рузки второго файла, работа при этом В ДВУХ ОКНАХ (деление по вертикали либо горизонтали, либо переключение между двумя экранами), ПОИСК В НЕСКОЛЬКИХ ОТ- МЕЧЕННЫХ ФАЙЛАХ. И при всем при этом он занимает всего 17 секторов в непакован- ном виде (плюс 4 -настройщик). И уж то- чно написать его было куда проще, чем, например, тот же BestView... Т.е. идеи эти появились давно, и они были достаточно просто реализованы. В трдосе же с интерфейсом так запаришься, что до остального руки не доходят. А возможно, просто такое настроение у людей -чего-нибудь поусовершенствовать, неважно, что это никому не нужно... Изу- родовать комп никому не нужными режима- ми, сделать десяток абсолютно эквива- лентных прог, и т.п. Зато будет о чем поговорить, поспорить, и не важно, что, в принципе-то это все ЛАБУДА, ФЛЕЙМ. "Ведь столько сил потрачено, сколько слов переговорено, а толку-то, что изме- нилось ?" (c) Новелла / Adventurer'10. Не в этом ли одна из причин кризиса софта Спектрума ? p.s.: Кстати, описание рестартов с примерами можно найти еще в электронном номере ZX-Ревю 7-10/97.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября