Info Guide #10
30 апреля 2007
  Железо  

Звук - Особенности звукового устройства TurboSound FM.

<b>Звук</b> - Особенности звукового устройства TurboSound FM.
   TurboSound FM, он же TS FM, он же прос─
то TFM - это звуковое устройство,втыкаемое
в  панельку  AY. Имеет  6  обычных каналов
TurboSound (буду называть их SSG каналами, 
не вдаваясь здесь в особенности терминоло─
гии) и 6 каналов особо хитро синтезирован─
ного  звука (их я буду называть FM канала─
ми). Шесть  первых каналов не мешают шести
вторым, равно  как  и наоборот, поэтому мы
имеем одновременно 12 каналов.
   Устройство   построено  на  двух  чипах
YM2203. Появилось  оно в середине далёкого 
2005 года, когда LVD спаял схему, разрабо─ 
танную им совместно с JTN'ом. В дальнейшем
схема  исправлялась  и  дорабатывалась при
активном участии CHRV и King of Evil.
   В том же 2005 году Dexus (известный как
автор музыкального редактора PSM ) добавил
в UnrealSpeccy эмуляцию устройства и вмес─
те  с Shiru  начал конвертировать под него
музыку с Sega Mega Drive. На этой пристав─
ке (она также  известна под названием Sega
Genesis ) имеется  связка из двух звуковых 
чипов ( SN76489 и YM2612 ),обладавшая при─
мерно теми же возможностями, но SSG каналы
там другие (причём тональников не 6, а 3 )
и в FM части добавлен низкочастотный гене─
ратор - для вибрато.
   В 2006 году Shiru начал писать редактор
музыки  для  TFM  (затрагивающий только FM
каналы) - TFM Music Maker. Он долго разви─
вался  в виде бетаверсий  и совсем недавно
был выпущен на всеобщее обозрение.
   TFM Music Maker  умеет выгружать музыку
в поток регистров.Можно просто проигрывать
этот поток, а можно перекомпилировать моей
утилитой  TFM compiler, что  даёт  гораздо
более  компактный  файл  (единицы килобайт
вместо десятков).
   Особая  хитрость синтеза звука в FM ка─
налах  TFM  заключается в том, что канал -
это не один генератор, а четыре, с разными
в общем  случае  частотами. Они модулируют
друг друга, соединяясь по некоторой схеме.
Схему (всего этих схем 8 - для звуков раз─
ного типа) можно выбрать для каждого кана─
ла. Кроме того, во время проигрывания ноты
вовсе  не  обязательно  каждый кадр менять
значения громкостей (вообще говоря, ампли─
туд генераторов). Это делает сама железка,
нужно только задать для каждого генератора
скорости атаки, спада,удержания и отпуска─
ния, а также уровень, где спад переходит в
удержание, и общую громкость (вообще гово─
ря, максимальную амплитуду,от которой рас─
считываются  прочие  уровни). После  этого
каждую новую ноту можно синтезировать,про─
сто  выдавая  события нажатия и отпускания
клавиши  и меняя  базовую частоту (частоты
операторов рассчитываются через задаваемые
множители). Поэтому  плейер  FM музыки для
TurboSound FM, несмотря на кучу параметров 
звука,весьма быстрый - порядка 1500 тактов
в среднем.Только в пике (при смене инстру─
ментов)  время  его выполнения может дохо─
дить до 13000 тактов.
   В приложении  лежат примеры музыки, как
написанной в TFM Music Maker'е, так и ско─
нвертированной с Sega Mega Drive. В музыке
из  игры Sonic 3D Blast выброшены цифровые
ударные, но теоретически их можно реализо─
вать. Ещё  в приложении в качестве примера
лежит  исходник  плейера  для  модулей TFM
compiler (аналогичный  плейер  есть  и для 
Sega Mega Drive   -  его  портировал  туда 
Shiru ). 
   Инструкция   по   программированию  TFM
(брошюра  в  формате .doc ) с  исходниками
конверторов и различных плейеров лежит на
http://alonecoder.narod.ru/zx/books/ 
Эта  инструкция  постоянно  обновляется, и
файлы к ней - тоже.
   В этом  году  организаторы  DiHalt 2007
( 2-3 июня 2007, Нижний Новгород)  впервые
организовали  конкурс TFM музыки.  Просьба
всем  людям  доброй воли принять участие в
конкурсе. Во избежание накладок компилиро─
вать присылаемые модули назначен я,поэтому
(чтобы не терялось драгоценное время,кото─
рого  осталось мало) присылайте модули не─
посредственно на мой адрес.

Alone Coder 



Другие статьи номера:

Ликбез - Аккумуляторы. Практика использования.

Ликбез - Аккумуляторы. Результаты опытов с различными аккумуляторами.

Возможности Спектрума - Описание формата ani-файлов на ZX.

Inferno - Авторы журнала.

Возможности Спектрума - Способы воспроизведения многоканальной музыки на бипере.

Возможности Спектрума - О поддержке формата DVD на ZX.

Gameland - О конкурсе нелепых (или корявых) игр для ZX Spectrum - Crap Games Competition.

Графика - Как быстро рисовать цветные картинки.

Inferno - Вступление от редактора.

Inferno - Ошибки в предыдущих номерах.

For Coderz - Код Грея и оптимизация программ.

For Coderz - Построение графического пользовательского интерфейса.

Форматы - Подробно о декодере jpeg.

Железо - Описание микросхемы К561ПУ4.

Inferno - Письма в редакцию.

Форматы - Формат пакованного файла MegaLZ.

Scorpion ZS - Структура разметки винчестера на компьютере Scorpion.

ZX Клоны - Мультиплатформенность на ZX Spectrum. Компьютеры SAM Coupe и MSX.

Реклама - Реклама NedoPC.

Inferno - Об оболочке.

Активный отдых - Команда "Спектрум" на соревновании по ночному ориентированию Окинчица 2004.

Sofтинка - Сравнительная таблица результатов упаковки кодовых файлов различными упаковщиками.

Реклама - Реклама King of Evil.

Sofтинка - Программы для печати в приложении к журналу.

Sofтинка - Музыкальный редактор Pro Tracker v3.71. История изменений.

Реклама - Реклама от В. Богдановича.

Железо - О некоторых RND-генераторах.

Возможности Спектрума - Аппаратный скроллинг на ZX Spectrum.

Pentagon - Синхроселектор видеосигнала на Pentagon. Проблемы и схема.

DIY - Универсальный TAPE интерфейс. Схема загрузки и записи с ленты.

Звук - Особенности звукового устройства TurboSound FM.

DIY - Схема анализатора состояния TTL вывода.

Будущее Спектрума - Видеоконтроллеры V9990. Расширение графических возможностей ZX Spectrum.

Sofтинка - Обновления в просмотрщиках картинок: ANSI viewer, MCX viewer.

Интервью - Интервью с музыкантом X-Raizor из Omega Hackers Group.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
General Sound - У самого автоpа пpодается по 185/205 тыp.
В номер - конвертор графики в Alone Coder Editor!!!
НА-ЧАЛО - Привeт вилд спeкманы! Вы вообщe сущeствуeeтe или я один такой распиздяй?
Конкурс - конкурс по игре "Soldier of Future".
Загадим всю сцену! - Алкoгoль. Девушки. Totoro. Ерilogue.

В этот день...   26 апреля