Info Guide #10
30 апреля 2007
  Железо  

Pentagon - Синхроселектор видеосигнала на Pentagon. Проблемы и схема.

<b>Pentagon</b> - Синхроселектор видеосигнала на Pentagon. Проблемы и схема.
    Синхроселектор и прочие EGA-шности

TDD 

   Привет всем! Как-то при случае приобрёл
я плату  Pentagon 1024SL v2.2,  на  замену
своему  старенькому Scorpion'у. Набаловав─
шись  с PAL кодером  и телевизором (глупый
телек никак не хотел понимать RGB),я решил
подключить  его к EGA монитору, тем более,
что  Scorp работал с ним. И вот тут-то на─
чалось  самое  интересное! Ну, с  гашением
"светло-чёрного" я быстро разобрался, пов─
торив соответствующую схему из старого ко─
мпа, а вот с синхронизацией пришлось пово─
зиться.На плате Pentagon'а отсутствуют ра─
здельные строчные и кадровые синхроимпуль─
сы. Как говорит автор, просто не оказалось
свободных ног в ПЛИС.












   Я   пробовал  подавать  синхросмесь  на
строчный и кадровый входы монитора, инвер─
тировал  её в разных сочитаниях, ничего не
помогало. Тогда  я решил  собрать селектор
синхроимпульсов на К174ХА11, как в телеви─
зорах,и уже с него подать сигналы на мони─
тор. Поиски готового модуля УСР не увенча─
лись успехом,я просто купил микруху и рос─
сыпь  в Радиопрофи, нарисовал  и протравил
плату, и собрал  этот модуль. Но сколько я
ни бился с ним, крутя-вертя все подстроеч─
ники  на нём, а также частоты кадров-строк
на мониторе,мне так и не удалось заставить
его нормально показывать. Кадровую частоту
модуль выдавал чётко, а вот строчную никак
не  хотел синхронизировать. Максимум, чего
мне удавалось добиться,подстраивая частоту
строк, - это то, что изображение не "бежа─
ло",а относительно стояло на месте, норовя
завернуться то влево,то вправо. Ни о какой
стабильности речь не шла. И вот, после не─
скольких часов "ловли микронов", меня осе─
нило  потыкаться  осцилом в синхросмесь, и
посмотреть,что же там на самом деле...
   И где я раньше был?! Не удивительно,что
он никак не ловил синхру! Во-первых,сигна─
лы были смешаны по исключающему ИЛИ, из-за
этого, скорее всего,сбивался строчный син─
 хронизатор.
   Ред.: В оригинальном Pentagon то же са─
мое.Чаще всего проявляется в том,что верх─ 
ние несколько строк бордера стоят "криво". 
   Во-вторых,и главное. Длительность стро─
чных  синхроимпульсов  была всего примерно
2.4 микросекунды,тогда как по спецификации 
на телесигнал  должны быть не короче 10-12
микросекунд.Не удивительно,что он не ловил
синхру, удивляет, как её ловил телек с PAL
кодером. Тогда я решил сам придумать схему 
синхроселектора, которая бы еще и удлиняла
строчный синхросигнал. После продолжитель─
ных раздумий была нарисована схема,которая
певращает  все недостатки в достоинства, и
при этом удивительно простая.


















 

   * Конденсатор  1.5 нФ регулирует длите─
льность ССИ, его можно подобрать. 

   Принцип прост: На RS-триггере,RC-цепи и
триггере  Шмитта  реализован  "удлинитель"
строчных импульсов.На D-триггере - элемент
сравнения удлинённого синхроимпульса с ис─
ходным. Если исходный импульс короче - ни─
чего не предпринимаем, а если длиннее - то
"переворачиваем" входной  сигнал элементом
"исключающее ИЛИ". Естественно, удлинённый
сигнал  является строчным синхроимпульсом,
а сигнал на переворот - кадровым. Далее,на
транзисторах выполнена развязка по току, а
на резисторах - согласование по уровню си─
гнала. Ну, и по старой доброй традиции пи─
тание +5 вольт на микрухи подаётся на 14-й
вывод, а общий подаётся на 7-й вывод.




















   На удивление,собранный модуль заработал
сразу, мне  понадобилось  только подобрать
ёмкость в цепи "удлинителя". На этот раз я
поленился  рисовать плату, и собрал модуль
 на свободном монтажном поле платы компа.
   Распиновка  EGA-разъёма:  1-общий, 3-R,
4-G, 5-B, 6-Bright, 8-ССИ, 9-КСИ,  осталь─ 
ные никуда не подключаются. 



Другие статьи номера:

Ликбез - Аккумуляторы. Практика использования.

Ликбез - Аккумуляторы. Результаты опытов с различными аккумуляторами.

Возможности Спектрума - Описание формата ani-файлов на ZX.

Inferno - Авторы журнала.

Возможности Спектрума - Способы воспроизведения многоканальной музыки на бипере.

Возможности Спектрума - О поддержке формата DVD на ZX.

Gameland - О конкурсе нелепых (или корявых) игр для ZX Spectrum - Crap Games Competition.

Графика - Как быстро рисовать цветные картинки.

Inferno - Вступление от редактора.

Inferno - Ошибки в предыдущих номерах.

For Coderz - Код Грея и оптимизация программ.

For Coderz - Построение графического пользовательского интерфейса.

Форматы - Подробно о декодере jpeg.

Железо - Описание микросхемы К561ПУ4.

Inferno - Письма в редакцию.

Форматы - Формат пакованного файла MegaLZ.

Scorpion ZS - Структура разметки винчестера на компьютере Scorpion.

ZX Клоны - Мультиплатформенность на ZX Spectrum. Компьютеры SAM Coupe и MSX.

Реклама - Реклама NedoPC.

Inferno - Об оболочке.

Активный отдых - Команда "Спектрум" на соревновании по ночному ориентированию Окинчица 2004.

Sofтинка - Сравнительная таблица результатов упаковки кодовых файлов различными упаковщиками.

Реклама - Реклама King of Evil.

Sofтинка - Программы для печати в приложении к журналу.

Sofтинка - Музыкальный редактор Pro Tracker v3.71. История изменений.

Реклама - Реклама от В. Богдановича.

Железо - О некоторых RND-генераторах.

Возможности Спектрума - Аппаратный скроллинг на ZX Spectrum.

Pentagon - Синхроселектор видеосигнала на Pentagon. Проблемы и схема.

DIY - Универсальный TAPE интерфейс. Схема загрузки и записи с ленты.

Звук - Особенности звукового устройства TurboSound FM.

DIY - Схема анализатора состояния TTL вывода.

Будущее Спектрума - Видеоконтроллеры V9990. Расширение графических возможностей ZX Spectrum.

Sofтинка - Обновления в просмотрщиках картинок: ANSI viewer, MCX viewer.

Интервью - Интервью с музыкантом X-Raizor из Omega Hackers Group.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Обзор новинок - MOVE'EM ALL
Чудо техники - Дедушкина банька.
Луганский базар - В Луганске появилась новая группа под названием Вinаry Fасtоr.
Тусовка - Объявления (юмористические). Приветы от Jurassic Software.
Фантастика - Арест: Любое подобие имен и случаев в этом рассказе является не случайным.

В этот день...   19 апреля