Insanity #09
16 июня 2001

Архитектура ZX - Спектрум будущего.

<b>Архитектура ZX</b> - Спектрум будущего.
    $% Steelzer^Triumph, 2001

    Давным-давно несколько пиплов во главе со мной строили планы
о   наладке   производства   плат   нового   Spectrum-компьютера
следующего  поколения.  Причем  схема  была почти разработана...
Прошло  некоторое время и эта неплохая идея была завалена свежей
землей  и  погребена  на затворках кладбища идей. И причем из-за
чего? Далеко не из-за того, что такой zx сегодня никто не купит,
как  некоторые  могут подумать. Все пошло прахом из-за того, что
единственная  возможность  заказать п/п с промышленного завода с
треском обломалась...

    Так  вот,  стою  я  с  лопатой у заброшенной могилки и думаю
думу.  Откапывать  или  нет  иссохшуюся мумию, едва живую... Ок.
Уговорили. Расскажу вкратце байку о супер-zx, а назову ее:

                     Архитектура будущего

    Откройте  крышку  компа  любого  продвинутого  железячника и
скажите,  что  вы  видите?  Правильно,  за  шмотками  проводов и
бутербродами  едва  виднеется  изначальная плата. А железячник -
сегодня  оплот апгрейда нации :) Почему имеет смысл дорабатывать
комп?  Есть  люди,  для которых zx - это 48к плюс магнитофон. Но
таких  ярых  фанатов  отведем  в  сторону  и  подумаем о рядовых
пользователях. 

    Что  мы  тут  имеем как стандарт? Pentagon + 5'25FDD + AY...
Все,  кажется.  Ну  а  если  есть  стандарт  и 99% софта под ним
работает  - на кой изголяться и придумывать всяческие доработки,
типа  крыски, мопеда, симов, кэша, генералов, индикаторов, разве
что  не регистров, винта... etc? Наверное потому-что в некоторой
степени это удобно и кому-то нужно.

    Покажите  мне  чувака,  который  бы отказался от компостера,
обвешанного  "по последнему слову техники" ? Да есть такие. Но и
против  них  есть  таки  методы  отстрела  ;)  Сделай так, чтобы
примочка  стала ему потребна, либо посади насильно за такой комп
на недельку. Результат гарантирован. Жажда ничто - апгрейд ВСЕ.

    Ну  а  теперь  представим  себе  писи.  Там, у них, в вечном
адском  пекле  греющихся процов, есть злобный Апгрейд. Ну дядька
такой  ;)  Почему же у нас, в райских кущах, его не наблюдается?
Хе-хе,  у  нас  есть  Доработка.  Типа  герла  такая, обвешанная
паяльниками  и  МГТФ'ом,  заляпанная  канифолью  и  армированная
оловом  ;) Апгрейд приходит в каждый дом, вытаскивает, вставляет
и радуется (или немного в другой последовательности ;) Дело двух
минут. Опять же - а как у нас? 

    Хм... Дело нескольких стадий:

   1) найти железячника;
    2) поставить ему пива и остальные комплектующие;
     3) подождать час/день/неделю...;
      4) осмотреть неузнаваемую плату;
       5) удивиться, что она еще работает;
        6) рулить;

    Не правда-ли, немного дольше, чем у них. Зато романтичнее ;)
В  общем  нет  у  нас апгрейда. Есть только доработки. Кто хочет
поспорить  -  подумайте сами: злобный пыцыщник выкидывает старую
видяшку  и  ставит  новую,  а  спектрумист  выдергивает "старый"
контроллер  крыски  и втяпивает на его место "новый". Звучит как
страшно-то.  На  старый  добрый  zx  существуют  примочки  в ед.
экземпляре  и  все.  ОДИН  вид  контроллеров  крысы, или гс, как
аналог "звукашки". И между разными версиями существует одна лишь
разница - либо работает, либо нет.

    Теперь   вспомним   Пентагон.  Комп,  контроллер  дисковода,
лпт'шник,  AY.  В  помине  нет  примочек. Что-бы их заиметь надо
ПАЯТЬ.  А  многие  бояться  этого слова как огня. Ладно, возьмем
скорп.  То-же  самое.  Слоты не в счет - изначально в компе нету
различных  доп.  девайсов.  Слоты  как  способ докачки баксов из
покупателей ;)

    А  если  делать  сегодня комп то каким его мы видим? Неужели
таким-же:  комп, контроллер дисковода, AY... слоты... НЕА. Проще
на мой взгляд изначально разместить на п/п вышеупомятуе девайсы.
Ну  и  каким-же  мы  его  увудим,  этот  пресловутый компьютер с
архитектурой будущего?

1) память  на SIMM. от 256к до 4М. плавающая конфигурация портов
переключения страниц и линеек. (см. ниже);

2) корректно подключенный AY. правильная частота, а не 1.75, как
на профи;

3) интегрированная  kemston  mouse.  для  подключения  требуется
только доработка самой мышки;

4) интегрированный stereo-covox;

5) интегрированный flash 128 colors с возможностью отключения;

6) турбированный  контроллер  дисковода  с  фапч, с возможностью
подключения  hd  на drive c, drive d зарезервирован под ramdisk,
вывод на индикаторы текущего трека;

7) теневая озу - кэш;

8) теневое  пзу  на 62256 с возможностью записи в него данных из
озу через аджансед сержисе (см. ниже);

9) програмная  установка  скорости  проца:  пентагоновский  инт,
турбо, супер турбо (выжимаем максимум из проца);

10) интегрированные cmos часы;

11) слот под мопед (с выводом на него и -5 и -12);

12) advansed  serviсe - прога  в  пзу   для   инсталла   портов,
скорости, теневухи и всего остального...;

13) Несколько стандартизированных слотов (под гс, к примеру);

14) все порты сделаны на озушке. т.е. так или иначе прошивая ее,
мы   добиваемся   нужной  конфигурации  +  отслеживаем  короткую
дешифрацию + возможность ПОЛНОЙ адресации нужных нам портов;

15) управление  скоростью  компа второго уровня. управление идет
через  программируемый  счетчик-делитель  частоты,  что позволит
точно отстроить нужную чстоту проца...;

16) теневое  пзу  (на  озу  62256)  дает  возможность программно
подключать  как  уже  существующие  версии  пзу,  так  и  писать
свои...;

    Вот  вроде  бы и усе. Хотя далеко и не все вышеперечисленное
нужно, многое еще и не утчено... Винт к примеру.

    Теперь  закрываем глаза и представляем себе, что работаем за
таким компом... Представили? Ну тогда смело покупайте апельсец и
жуйте.  Ибо  делать  более  нефиг.  Пока  мне кажется нереальным
создание  такого  чуда...  Это  всего-лишь  мысли вслух с душком
сырой земли.

    До встречи!

                             * * * 

                Текстовые редакторы, какие они?..

    Одно  время  было модно писать критику на системный софт, но
сегодня  не  заметно  явной активности критиков. Думать, что это
произошло  из-за  спада  производства  софта или из-за повышения
качества ПО - значит смотреть на медаль с одной стороны.

    Буду  говорить  мало,  четко  и  в  мягкой  форме. Если нишу
отсутствия  нормального  граф.  редактора  занял  BGE  и EDP, то
сейчас   остается   проблемой  то,  что  нормального  текстового
редактора в природе просто не существует. Модерны и Хорроры не в
счет.  Назвать их и прочие, нормальными можно ввиду того, что мы
не  видели  ничего  лучше.  Когда  сама  концепсия  сравнительно
последних  текстовых  процессоров  остается а-ля клон zx-word, о
чем  тут  можно говорить? Я человек, проводяший большую половину
времени  за  набиванием  текста, будь-то статьи или исходники, и
что  я  видел?  Всего  3  категории,  любая из которых полностью
никогда не удовлетворяла. Вот их краткое описание:

    1) Клон zx-word'а.

    Тормоза  редактора. Попробуйте  подгрузить здоровый файлище,
отметить  блок  в  его  начале  и полазить в нем, попутно что-то
исправляя.  Ну  как,  понравилось?  Такое  ощушение,  будто у zx
скоростей  не  3.5Мгц  а  считанные  герцы.  Ведь  можно сделать
быстрее?  МОЖНО!  И нужно. Тормоза не заметны при разовом наборе
текста,  но  при  серьезной работе, когда нужно выжать все 100%,
вдруг  оказывается,  что  мощность то бутафорская... 

    Следующее - где полноценная работа с большими файлами? Мы на
48к  сидим  или  как?  У большинства как минимум 256к - и где их
поддержка? Ладно.

    К  примеру,  я  загружаю  файл  длиной х, и после редактирования
длина по прежнему остается х. Выгружаю его с таким-же именем. Ну
и  зачем  мне  его  дописывать в конец каталога, когда можно его
ВПИСАТЬ на место прежнего? Предварительно конечно сделав запрос.
Ну а зачем мне конвертор текста на предмет всяких там табуляций
и  всего  остального?  Спрашивать  же  можно.  А  где  индикатор
смещения  курсора  относительно  начала  файла?  Есть  почему-то
строка  и  номер  в  строке  с кодом. Хоть за это спасибо... 

    Где  навернутый  сетупец, в котором я могу подогнать все под
себя?  Почему  только  64  символа?  Где 32 и 42? Причем в одной
строке  и  с  изменяемыми  упр. кодами. Получается, что gfx'ерам
подогнали экскаватор с ду, а всем производителям сми приходиться
потеть с деревянной лопатой...

    2) CP/M редакторы.

    У   меня  PROFI  и  у  многих  тоже.  К  слову,  большинство
Челябинцев сидит за профиками. И что мы имеем? А ни хeра!Никакой
поддержки софтом! Суппортится только памать по dffdh. Задействуй
один  битик  и  получишь полноценные 80 символов или 64 матрицей
6x8.  А  у  нас  есть  еще  и  цвета... АНСИшку можно рисовать и
нормально  глядеть  не  только  на  отсутствие  бордера, но и на
пцшные  текстовики.  Ну  и  где наш экран суппортится? Да нигде.
Жаль. Особенно на фоне всяких разработок новых граф. разрешений,
причем  даже  с  поддержкой  софтом. 

    Неужели, так трудно, проверив один порт, печатать не туда-то
а   вооон   туда-то.  С  тормозами  смиримся  -  скомпенсируется
ОООГРОООМНЫМ  экараном.  Вытащил бы кто-нить тот-же write system
под tr-dos...

    3)  Про  качества  zx-asm'а  как ассемблера я умолчу, замечу
        только,  что  он  в  тоже  время  достаточно  удобный  
        текстовый редактор.

    ВСЕ!!!

              А вот общие требования к текстовому
                  процессору 3-го тысячелетия:

1) поддержка больших файлов
2) поддержка ibm-дисков
3) движок во фрэйм. еще скажите нереально?
4) многошрифтовость и многофонтовость. 32,42,64 в одной строке с
настраеваемыми  упр.  кодами + поддержка раскрашивания текста. И
все это с возможностью отключения
5) корректный дос драйвер

6) конверторы (оверлеем) графики
7) крутой сетап
8)  плэейр  музонов.  чел  сидит  по три часа и стричит тексту -
почему  бы ему не послушать музон? форматы РТ2.4, РТ3.4, РТ3.5 +
компиленные под определенный адрес
9) возможность автоформата
10) поддержка нескольких кодировок и выгрузка в любой из них

11) высушка текста по заданным кодам
12) preview текста из каталога
13) суппорт himem. без автодетекта. все выставляется в сетапе: и
биты, и маска, и порты.
14) высокая скорость общей работы
15) поддерка нескольких существующих граф разрешений

16) все данные о курсоре
17) встроенный паковщик. хрумеровский де-факто!
18) горячие клавиши в меню

    Пока  все. Повторюсь, но скажу: не все обязательно, и многое
не учтено. Вперед кодеры, нация вас не забудет!

    К  словуm,  о  наболевшем,  а  не о туманном завтра. У нас в
Челябинске писался TRIUMPH WORD, который МОГ стать альтернативой
и  достаточно  большим  шагом  вперед.  По  многим параметрам он
просто  шокирует,  а  по остальным превосходит все... Главный, и
единственный  кодер  проекта, Crite/TM, наверное всю жизнь будет
что-то  начинать, начинать, а вот закончить он так наверное и не
сможет.  Редактор  готов  примерно  на  70%, но дописывать его в
ближайшее  время  вряд-ли  кто-то  возьмется. Лично мне остается
только грустно смахнуть слезу и вернуться к старенькому, доброму
модерну, спасибо за который я и передаю ASH'у...



Другие статьи номера:

Introduction - Несколько авторских слов.

Сценохронизм - O сценовых событиях, фактах, анонсах: новая стратегическая игра Jackals, новый литературно-ходожесвенный журнал "Фантадром", продолжение игры про Гомера Сипсона, завершение работы над Crime Santa Claus: Deja Vu, новая игрушка от Slip'a - Super Bomberman 2, Thimble.

Forever2e3 SE report - Отчет Pol^Phantasy (на английском языке).

ASCii'2001 party report - отчет о Де(рь)мопати в Ижевске и официальные результаты.

ASCii'2001 gfx review - Обзор графики от Ice'Di^3umf.

Nuotrauka'tm 2001 - Как это было и могло быть: отчет о виртуальном пати.

Nuotrauka'tm 2001 results - Результаты компо.

Complex Compo'99 West/East - Gasman рассуждение о Российской и Западной демосцене, сравниние результатов Complex Compo.

Cancer in Feces - Рецензия на новый номер Барнаульского журнала Funeral#2.

Scream#1 e-zine - Отзыв о новом Сценовом журнале.

Scream Contributin - Kristoph рассказывает о чем писать в "Крик".

Evolution of Gfx Compo - Diver^4d о графической сцене на Спектруме.

About KrNews13 - "чего не хватает сцене сегодня?" насущные вопросы и пути решения.

St.Petersburg ZX Net - "Spectrum ZX - Честь и совесть нашей Эпохи" (восхищение пецешника о прогрессе на спектруме).

Find the Phuture - Blade и его взгляд на сцену.

Архитектура ZX - Спектрум будущего.

Power of Sound Web Team - Himik рассказывает о своем самом обновляемом спектрумовским ресурсе во всем российской интернете!

Spectrum Scene - Gas13, LaZy Bones и Vivid рассуждают о сцене, сценерах и о себе.

Spectrum Scene - Sinn рассуждает о том откуда и почему на Спектруме взялась демосцена и что это вообще такое.

Scream Crew and the Scene - "Творчество на спектруме - это искусство и когда нибудь это поймут все" - рассуждения Screamer'a о демосцене на Спектруме.

Scenergy and CCoo1 - Digital Reality и Progress покинули спектрум, Random готовит очередной Chaos Constructions, Raver продолжает выпендриваться, а журнал Scenergey превращается в Сайт.

Spectrum Scene - Cyberjack, dEUS и key-jee - Пермские сценеры о демосцене: "Все то, что мы имели право называть сценой, сдохло и сгнило".

Phantasy my love - Raver^PHT в своем стиле.

С битой по миру - прикладная статья в помощь начинающим авторам, служителям пера и чернил (о том какие бывают виды статей и как их правильно писать).

Test yourself - Идентификация сценового ЭГО.

Scene on the Web - Обзор сценовых порталов.

Lost in the 3d - Заключительная сценовая статья.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Scorpion Club - Схема дороботки AY на Scorpion ZS.
Новости - новые проекты на Спектруме: Легенды о Кирандии, Dune 2, Модемные Шахматы, Спртнтер, Домен ОС, Новый графический редактор для СПРИНТЕРА.
Реклама - Спектрумист, а ТЫ с нами?
Chaos - описание игры "Хаос - битва волшебников".
заключение - авторы и т.д.

В этот день...   19 апреля