05 июля 2015 |
|
Режиссура в демо Alone Coder The uncommon man wants to leave a world different from what he found; a better, enriched by his personal creation. For this he is willing to sacrifice much or all of the happiness that the common man enjoys. Незаурядный человек хочет оста─ вить мир иным,нежели тот,в который он явился, лучшим, обогащённым его собственным творчеством. Для этого он готов пожертвовать большей час─ тью радостей или даже всеми радос─ тями,которыми наслаждается человек заурядный. Приписывается Денешу Габору (Dennis Gabor) Демомейкинг - особый вид искусства. В любом искусстве есть определённая па─ литра изобразительных средств.Основные та─ кие средства в демомейкинге - аудиовизуа─ льный ряд (картинка, звук и их монтаж) и техническое решение в контексте возможно─ стей аппаратуры (а именно код). Это вещи обязательные, без которых демо как продукт не существует.Ведь код без картинки - вещь в себе, а картинка без кода - это видео (чтобы избежать соревнования с настоящим кинематографом,авторы "дем" на такой идео─ логии прибегают к обману - выдают видео─ ряд, похожий на эффекты, чтобы зритель ду─ мал, что код есть, и оценивал это по кате─ гориям демо). К этим основным средствам добавляются такие, скажем так, "литературные" вещи,как тема, сюжет, аллюзии и т. п. Может добав─ ляться метаинформация,культурный контекст. Даже тонкости юзабилити, такие как совмес─ тимость и средства интерактивности, могут быть прибавлением к палитре. Активное использование всего широкого спектра средств может значительно украсить работу или наоборот, её испортить. Все средства взаимодействуют. И каждое из них неисчерпаемо. Узкий взгляд на демо ограничивает со─ ставление всей этой картины одним дизай─ ном. Хотя, конечно, речь тут должна идти о полноценной режиссуре. Более того, изобра─ зительные средства, общие у демо и кино (а это, напомню, всё, кроме пункта о коде и, может быть, юзабилити), позволяют ориенти─ роваться на хорошо разработанную теорию кинематографа. Во всяком случае,нельзя по─ просту её игнорировать! Что же такое хороший дизайн? Его суть в двух принципах - красота и функциональность. Дизайн - не это какие-то извраты, которые автору или в его тусовке кажутся оригинальными, а то, что соответ─ ствует чувству прекрасного. Оно всё-таки идёт от природы и более-менее общее для всех, если его не исказить каким-то особым воспитанием. Поэтому оставим в стороне ри─ туалы,первоначальный смысл которых утерян, а лучше вспомним классическую (между про─ чим, коммерческую) живопись и кассовое ки─ но. Сейчас есть мода делать просто халтур─ ный дизайн и называть только его "дизай─ ном" (а красоту - "отсутствием дизайна"). Плюют на соответствие цветов (иногда вооб─ ще на цвет), на композицию,на правила мон─ тажа, показают совершенно отталкивающие образы, размазывают грязь по экрану и т.д. Оценки качества работ запутываются в поли─ тической игре, где свои голосуют за своих и поддакивают своим. Политизация оценки напоминает ситуацию с абстракционизмом в 60-е годы (кстати, интеллигентский протест во время закрытия выставки в Манеже происходил на фоне того, что люди питались слухами и не видели сво─ ими глазами, ЧТО там выставлялось за госу─ дарственные деньги; сейчас же "творчество" тех авторов вовсе не секрет, но никакого интереса больше не вызывает). Конечно, история знала несколько волн такого отношения к искусству в богемных кругах, когда делать "стандартно" означало быть не услышанным вообще: "Всё модернистское искусство,независимо от политической позиции тех или других его адептов, есть протест против истины, добра и красоты, превращённых в казённые общие места, которым уже не верят." ( Лифшиц М. Либерализм и демократия ) Но история всегда осуждала такие попыт─ ки возвыситься над зрителем, всё это анти─ искусство на отрицаниях,форму без содержа─ ния, риторику "вы просто не доросли". Тем более,элитаризм в том виде искусства,кото─ рое само по себе элитарно,- нонсенс. А если, наоборот, силой заставлять зри─ теля это любить - то это уже анекдот: "Сделаем элитарность всеобщим достоянием!" (Станислав Ежи Лец). Кстати, он же сказал, что "болото иногда производит впечатление глубины". А попросту - здесь скрывается лень, не─ умение и нежелание работать всерьёз. Не важно, кто в наши дни громче всех кричит.Настоящее искусство должно делаться на вечность или как минимум на долгий срок. * * * Демо - это обычно не рассказ, а клип, и держится не на сюжете, а на общей идее и стилистическом единстве. Обычно коррелируя с форматом демы (мегадемо/сборник, техни─ ческое трекмо, сюжетное демо, инвитейшн, гифт,proof of concept,компофиллер и т.д.), общее настроение может быть весёлым,груст─ ным, пафосным,даже издевательским - и под─ держивается соответствующей музыкой. Смена настроения (вспомните сценарий настроения, бывший в ходу у Мстислава Пащенко, и цве─ товой сценарий в большом кино в наше вре─ мя) делается сменой картинки, музыки и ри─ тма, не выпадая в общем из основной схемы. Умело используя настроение и темпоритм, можно долго держать зрителя у экрана, не забывая про важность начала и конца. Основные принципы темпоритма в демо (загадочное слово "флоу", которое употреб─ ляют к месту и не к месту): -не допукать статичности (в том числе когда эффект в окошке, а бОльшая часть эк─ рана статична); -не затянуть эффект, но и показать его возможности; -баланс длительности и количества мате─ риала.Однообразие делает зрителя невоспри─ имчивым (то же действует и в музыке). Может помочь и простой метод Yerzmyey'я "периодически меняй цвета". Ко всему этому прибавляется "синк" - обязательное соответствие картинки музыке (от part to pattern до самых тонких акцен─ тов). Про синк можно прочитать в других статьях этого номера, поэтому не будем на нём здесь останавливаться и перейдём к мо─ нтажу. Что такое монтаж? Монтаж - это,простыми словами,сочетание элементов в пространстве и времени. Монтаж имеет кучу принципов, которые часто трудно совместить,в силу чего эта наука превраща─ ется в искусство - чтобы элементы не про─ тиворечили друг другу, плавно переходили друг в друга и не били по глазам. К сожалению, среди демосценеров встре─ чается мнение, что монтаж заключается во владении спецэффектами, хотя уже на самых первых лекциях по монтажу вам объяснят,что без владения простой склейкой к спецэффек─ там лучше и не приступать. Не буду тут перечислять все принципы монтажа (русскоязычные читатели могут под─ робно ознакомиться с ними в первую очередь у Л.В. Кулешова в"Азбуке кинорежиссуры" и особенно полно в трёхтомнике А.Г. Соколова "Монтаж: телевидение, кино, видео" ), но главные идеи надо знать: должны сочетаться масштабы, цвета и движения. Зритель не до─ лжен при каждой смене картинки долго ло─ мать голову, что же такое он видит и куда вообще надо смотреть - сам переход должен подсказывать ему эту информацию. Этому по─ могает и чистая, понятная картинка с гра─ мотной композицией, о которой тоже написа─ ны книги. Монтаж очень перекликается с теорией зрения вообще и с такими её тонкостями,как восприятие цвета (хроматическая адаптация и постизображение, эффекты Bezold'а и Purkinje...), восприятие движения (инерция зрения и action-specific perception, Troxler's fading и lilac chaser...), осо─ бенности восприятия геометрии с кучей свя─ занных с этим зрительных иллюзий, даже бо─ лезней,помогающих понять,из скольких меха─ низмов на самом деле состоит наше зрение. С непривычки может быть нелегко достичь качественного, приятного монтажа. Но пом─ ните: иногда труд видно. Видно и отсутст─ вие труда. * * * Идеальных дем не бывает.У каждого шеде─ вра есть недостатки,которые компенсируются чем-то другим.Нельзя взять что-то общепри─ знанное и сказать: "повторяйте,как сделано там". Такой рецепт не сработает. Надо вы─ рабатывать чувство вкуса. Вырабатывается оно расширением оценочной базы - смотреть и читать как можно больше, причём ОБЯЗАТЕ─ ЛЬНО не ограничиваясь какими-либо жанрово- стилевыми рамками.
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 23 November