Oberon #04
28 ноября 1997
  Софт  

Обзор - обзор современных ассемблеров: Alasm 3.8, Tasm 4.12, XAS 7.4, ZASM 3.10.

<b>Обзор</b> - обзор современных ассемблеров: Alasm 3.8, Tasm 4.12, XAS 7.4, ZASM 3.10.
  Сегодняшний    обзор   ассемблеров   мне
хотелось  бы начать с Alasm 3.8, тем более
что  в  третьем  номере  нашего журнала мы
обещали подробно рассказать о нём. Но сна-
чала небольшое вступление.                
  Сразу  же хотелось бы поблагодарить гос-
под  M.M.A  (за  предоставление  мне  всех
нижеперечисленных программ на опробацию) и
MaxSoft'а  (за столь нужное Родной Отчизне
(Оберону)  начинание  - описание ассембле-
ров).                                     
  Времена  меняются,  меняются требования,
выставляемые  ассемблерам  программистами,
хаккерами и даже простыми смертными юзера-
ми. Сколько новых необычных, нестандартных
ассемблеров  появилось?  Немало.  Но  одно
можно  сказать  с уверенностью: до сих пор
не  написано идеального ассемблера. Да его
и  не может быть. Кому-то нравятся наворо-
ченные  оболочки, как в Zasm 3.l0, кому-то
сверхбыстрый  и  оригинальный во всём XAS,
кому-то  простота  старого доброго Tasm'а,
а  кто-то до сих пор не "вылез" из Zeus'а.
Сколько  людей  - столько мнений. Главное,
чтобы  было  из  чего выбирать. Как сказал
один незабвенный "форматчик":             
                                          
 "Больше ассемблеров, хороших и разных!". 
                                          
  И ещё пара общих фраз. Возможно, что при
описании  программы  я  покажусь несколько
необъективным, но на мой взгляд сие должно
означать лишь то, что ассемблер запомнился
(понравился)  мне  несколько  больше,  чем
другие  аналогичные  программы.  Так  что,
г-да Авторы, прошу не обижаться, а принять
к сведению нижеизложенные факты. На этом я
официальное вступление завершил.          
                                          
           Спасибо за внимание.           
                                          
                ALASM 3.8                 
               ■■■■■■■■■■■                
                 (Alem)                   
                                          
                                          
  Эта  программа  и  ранее  являлась самым
мощным и быстрым ассемблером из всех ОДНО-
ПРОХОДНЫХ  :), созданных за последний год.
И  эта версия, судя по всему, должна будет
удовлетворить запросы всех тех, кого рань-
ше  что-либо  отпугивало в Alasm'е. Теперь
программа  поддерживает любую дополнитель-
ную  память более 128К. В пакете поставля-
ются драйверы памяти для ATM, PROFI, SCOR-
PION, но имеется возможность написать соб-
ственный драйвер и подключить его в SetUp.
Кроме того появилась возможность настроить
параметры  вашей  клавиатуры на свой вкус,
так  что теперь, похоже, пропадут проблемы
опроса клавиатуры при включенном турбо-ре-
жиме.                                     
  На  мой взгляд одно из немногих неустра-
нённых   неудобств  в  работе  -  довольно
ущербный  текстовый  редактор (отсутствует
даже нумерация строк), что в общем-то пор-
тит  всё впечатление. Да и возможность ра-
боты  с  двоичными  числами не помешала бы
этому ассемблеру (хотя  мне  это  не особо
нужно).                                   
  Одной  из немаловажных особенностей про-
граммы  является возможность работы с тек-
стами,  число  которых  ограничено  только
наличием  свободных  страниц  ОЗУ. Имеется
возможность ассемблирования в страницу.   
О некоторых планах автора:                
  l) Размер таблицы меток до 64К:         
  2) RAM-диск для include'ов:             
                                          
Про  последнее  сказать особо нечего, т.к.
это  на  мой взгляд и не нужно (если текст
находится  на  странице,  то  обращения  к
диску и так не происходит), а первый пункт
будет приветствоваться всеми кодерами.    
                TASM 4.l2                 
               ■■■■■■■■■■■                
               (Rst#7/CBS)                
                                          
  Где-то в начале этого года появилась но-
вая  версия  Tasm'а, и не от какого-нибудь
очередного VasyaSoft'а, а от человека, яв-
ляющегося  изначальным  автором этой прог-
раммы,  -  Rst7.  Честно  говоря, прочитав
анонс  ассемблера  в  ZX-Ревю  l-2 за 1997
год,  я очень захотел увидеть его: и пере-
мещение по строкам с ошибками, и гипертек-
стовый  Help по директивам и управлению, и
увеличена скорость ассемблирования, и сня-
ты  ограничения  на  длину  меток  (до 128
симв.),  и  т.д.  и т.п. Всё это, конечно,
хорошо,  но  мне хотелось бы отметить нес-
колько других моментов:                   
  l) В программе появились самые полноцен-
ные  из  всех ранее виденных мною МАКРОСЫ.
при  описании  которых  можно использовать
локальные  метки  (!).  В качестве примера
Rst7 предоставляет несколько файлов :     
    6S02.A, содержащий макросы  для облег-
    чения     написания    программ    под
    Dendy'вский видеоконтроллер :).       
    SNAKE.A - игра  (  в  простонародье  -
    'питон' ),  работа которой основана на
    использовании команд условной трансля-
    ции.                                  
    SINUS.A - генератор таблицы синусов.  
    EXAMPLES.A - пример использования мак-
    росов, локальных меток.               
  2) Появилась возможность ассемблирования
в страницу.                               
  3) Наконец-то  оригинальный Tasm зарабо-
тал  на  всяких Скорпионах и прочих компах
без переделок.                            
  Все остальные же авторские примочки име-
ют сомнительную ценность:                 
  l) В  runeptekctobom  Help'e,  например,
кроме  описания директив Tasm'а (вдруг кто
забыл, как пользоваться ORG ?) можно почи-
тать   нецензурные  высказывания  в  адрес
AIG'а (одного из авторов Masm l.x и автора
будущего Masm 2), который некогда приложил
руку  к Tasm'у, или узнать о том, что Tasm
3.0 являлся beta (!) версией.             
  2) Переход  по строкам с ошибками (запо-
минается  76  строк,  что  довольно много)
сделан  не  самым лучшим образом. Строка в
тексте  никак не помечается, не выделяется
цветом. Кроме того, если в тексте добавить
или  удалить строки, переходы будут выпол-
нены  неверно.  Стоило делать, если где-то
сделано лучше?                            
  3) Изменён формат хранимого текста. Сла-
ва Богу, есть встроенный перекодировщик.  
  4) Редактор остался всё таким же убогим,
хотя  специально  для слабовидящих сделано
32 символа в строке.                      
  S) Выбор  загружаемого файла курсором из
каталога  выполнен  весьма  оригинально. Я
даже не сразу понял, что произошло.       
  6) Имеется screensaver, вдохновляющий на
создание шедевров типа Чёрного Ворона...  
             XAS 7.432.7.432c             
            ■■■■■■■■■■■■■■■■■■            
          (Макс Петров, Creator)          
                                          
  Официально  Xas  7.l  является последней
версией ассемблера, к которой приложил ру-
ку  Макс Петров. Все последующие доработки
программы  были  выполнены Creator'ом (ака
Paul  Falcon) с согласия автора.          
  Очередная  версия  самого нестандартного
ассемблера  не очень порадовала меня. Дело
в  том, что даже при живом авторе :) прак-
тически  не  уделялось  внимание совершен-
ствованию функциональных возможностей про-
граммы, а лишь только скорости ассемблиро-
вания  (сейчас  она  превосходит  скорость
Tasm  3.0  в 7 раз). Между тем в редакторе
отсутствует  даже  поиск по тексту с заме-
ной. Из нововведений отмечу следующие:    
  l) Появилась возможность задавать произ-
вольную  длину  метки от 3 до 14 символов.
Об  этом стоит сказать отдельно. Может это
и неплохо, т.к. под метки отводится только
одна  шестая страница (или #56-ая :), но с
другой стороны сейчас наметилась тенденция
использования Hash-алгоритма, что позволя-
ет применять метки длиной до 128 символов.
  2) Появилась  возможность  использования
процедур,  "выкусываемых"  из ваших собст-
венных библиотек.                         
  3) Стринги в DEFB.                      
  4) Работа с несколькими драйвами.       
  S) Исправлена   ошибка   перекодировщика
All>Xas,  из-за которой последний корчился
на некоторых машинах без Kempston Mouse.  
                                          
  Недостатки:                             
  l) Отсутствует  поддержка дополнительной
памяти (более 128К).                      
  2) Отсутствует возможность ассемблирова-
ния в страницу.                           
  3) Отсутствует поиск по тексту с заменой
  4) Редактор не позволяет вводить символы
{}[]| и др.,что вызывает некоторые неудоб-
ства.                                     
  S) Версия   Xas 7.432c предоставляет ре-
дактор  с 64 символами в строке, но, к со-
жалению, содержит некоторые ошибки. К тому
же  перекодировщик All>Xas не поддерживает
64 символа в строке!                      
                                          
  И ещё один момент. Когда я попытался за-
грузить исходники от старого Xas'а, то при
ассемблированиии  получил кучу ошибок. Как
выяснилось, Xas 7.l и все последующие вер-
сии перестали понимать метки, начинающиеся
с символа '_'. Учитывая, что поиск с заме-
ной  отсутствует,  вы, наверное, уже дога-
дались, какие это вызвало неудобства.     
                                          
  Конечно, '_' может как-то и используется
в программе, но поскольку Макс Петров (или
кто-то  другой) не потрудился предоставить
полный  Help,  как, например, в Alasm'e, а
кинул  'огрызок'  ReadMe.X,  то  '_' так и
остался для меня загадкой.                
               Zasm 3.l0(dv)              
              ■■■■■■■■■■■■■■■             
      (К.Афендиков,В.Рубцов,О.Хохлов)     
                                          
  Шестого мая сего года произошло знамена-
тельное  событие: в эху 'кинули' Zasm 3.l0
(demo  version).  Сложно  сказать что-либо
определённое  о демо версии, оценить удоб-
ство/неудобство  в  работе.  Но ясно одно:
на  Спектруме  появилась полноценная инте-
грированная  turbo среда. Даже демо версия
поражает своей масштабностью: перекодиров-
щики,  диск-доктор  (на  мой  взгляд самый
лучший  из ныне существующих), собственный
монитор  (не считая STS), возможность пол-
ноценной работы с принтером, копирование и
удаление  файлов,  компрессия  и  просмотр
экранов, шрифтов, не выходя из оболочки, и
многое,  многое другое, чего ассемблеру не
очень-то и нужно.                         
  Но  поскольку работать с компилятором не
представляется  возможным, то придётся по-

верить авторам на слово и привести некото-
рые характеристики, взятые из Help'а, либо
услышанные от г-на Афендикова:            
  l) Поддержка меток до 128 символов.     
  2) Возможность набора нескольких ассемб-
лерных  команд в одной строке, разделяя их
двоеточием.  [Oberon:  Ценность, надо ска-
зать,  сомнительная... Хотя, вероятно, это
и удобно при наборе некоторых недокументи-
рованных команд.]                         
  3) Увеличена скорость ассемблирования.  
  4) "... много других полезных фич..."   
                             © К.Афендиков
                                          
На мой взгляд,одним из недостатков являет-
ся  возможность работы только с одним тек-
стом в памяти, под который отводится около
30К.  Но  самое  интересное то, что эту же
память  будет  'кушать'  и  таблица меток,
медленно,  но  верно продвигаясь навстречу
тексту.                                   
                                          
                                          
                                          
                  * * *                   
                                          
  На  этом я закончу описание ассемблеров,
скажу  только, что в ОБЗОРе были представ-
лены  лучшие ассемблеры за 1997 год, кото-
рые настоятельно рекомендуются к использо-
ванию. Остаётся дождаться появления полной
версии  Zasm  3.l0, Masm 2(*AIG*) и Masm 3
(программу, которую  начинал писать KSA, а
заканчивать,     по-видимому,     придётся
*AIG*'у).Также ничего не слышно о совмест-
ном  проекте Rst7 со Stalker'ом. По словам
первого  Tasm+STS  будут  представлять со-
бой  подобие  turbo  среды на РС с возмож-
ностью отладки по тексту и др.            
                                          
                          Обзор подготовил
                               Alex Noman.
                                          
-========================================-
                                          



Другие статьи номера:

От редакции - журнал "Оберон" будет заморожен.

Свиток - подробное описание игры Chaos.

Свиток - подробное описание игры PI* R2.

Свиток - подробное описание игры Doc The Destroyer.

Обзор - обзор игрушек: Komando 2, Wrestling Superstar, Tag Team Wrestling, Captain Planet.

Обзор - обзор игрушек: Stryker in the crypts of trogan, Phileas Fogg's balloon battles, Survival, Gyron Necroopolis, Technodrom.

Обзор - обзор игрушек: Boovie, Motor Massacre, Soccer Pinball, Huxley 1 & 2.

Обзор - обзор игрушек: Little Computer People, Lost caves and the doom, Tomb, 750cc grand prix.

Обзор - обзор современных ассемблеров: Alasm 3.8, Tasm 4.12, XAS 7.4, ZASM 3.10.

Обо всем - в самаре открылась спектрумовская сеть SаmZхNet.

Обо всем - партийная зона: Отчет MMA о поездке на Enlight 97 - день первый.

Обо всем - партийная зона: Отчет MMA о поездке на Enlight 97 - день второй.

Обо всем - письма читателей: Peace User, Stranger, Best Hackers Group.

Обо всем - письма читателей: подробный разбор адвентюрной игры Kayleth.

Обо всём - как написать Boot длинной в 1 сектор (256 байт).

Обо всём - шедевры цифровой графомании: история появления компьютеров.

Обо всём - шедевры цифровой графомании: история первого в мире Персонального Компьютера "Альтаир".

Обо всём - шедевры цифровой графомании: В новом мире почти не осталось места программистам-художникам, чудакам и анахоретам, которые творили только по вдохновению...

Обо всём - страницы истории: история мобильного компьютера Sinclаir's Z88.

Обо всём - Проблемы рынка ПО для Спектрума. Кто виноват и что делать?

Анонс - новая игры от Вячеслава Медноногова - Черный Ворон.

Анонс - новые игры и софт: Виселица, RGB Agression, ZX-WinWord v2.l, Hanoi Tower, Sрrite Cutter vl.0.

Ликбез - Фидо: старший брат Интернета.

Железо - подвключение модема "АЛЕГРО" (C-DOS) к спектруму.

Железо - подвключение модема "Hayes" к спектруму.

Железо - подключение к Спектруму 3'5 дисковода.

Погурмим - Лиса кидала.

Погурмим - ММА'лыш и Карлсон.

Реклама - самый свежие программы в Самаре для спектрума! Игры, системки, журналы и газеты.

Реклама - купля, продажа, обмен компьютеров Амига.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Вступление - о том, что можно будет найти в моем листке.
Анекдоты - юмор.
Сценохронизм - O сценовых событиях, фактах, анонсах: новая стратегическая игра Jackals, новый литературно-ходожесвенный журнал "Фантадром", продолжение игры про Гомера Сипсона, завершение работы над Crime Santa Claus: Deja Vu, новая игрушка от Slip'a - Super Bomberman 2, Thimble.
От авторов - О газете...
Help - Tеория высотного катализа.

В этот день...   19 апреля