Oberon #04
28 ноября 1997
  Софт  

Обзор - обзор современных ассемблеров: Alasm 3.8, Tasm 4.12, XAS 7.4, ZASM 3.10.

<b>Обзор</b> - обзор современных ассемблеров: Alasm 3.8, Tasm 4.12, XAS 7.4, ZASM 3.10.
  Сегодняшний    обзор   ассемблеров   мне
хотелось  бы начать с Alasm 3.8, тем более
что  в  третьем  номере  нашего журнала мы
обещали подробно рассказать о нём. Но сна-
чала небольшое вступление.                
  Сразу  же хотелось бы поблагодарить гос-
под  M.M.A  (за  предоставление  мне  всех
нижеперечисленных программ на опробацию) и
MaxSoft'а  (за столь нужное Родной Отчизне
(Оберону)  начинание  - описание ассембле-
ров).                                     
  Времена  меняются,  меняются требования,
выставляемые  ассемблерам  программистами,
хаккерами и даже простыми смертными юзера-
ми. Сколько новых необычных, нестандартных
ассемблеров  появилось?  Немало.  Но  одно
можно  сказать  с уверенностью: до сих пор
не  написано идеального ассемблера. Да его
и  не может быть. Кому-то нравятся наворо-
ченные  оболочки, как в Zasm 3.l0, кому-то
сверхбыстрый  и  оригинальный во всём XAS,
кому-то  простота  старого доброго Tasm'а,
а  кто-то до сих пор не "вылез" из Zeus'а.
Сколько  людей  - столько мнений. Главное,
чтобы  было  из  чего выбирать. Как сказал
один незабвенный "форматчик":             
                                          
 "Больше ассемблеров, хороших и разных!". 
                                          
  И ещё пара общих фраз. Возможно, что при
описании  программы  я  покажусь несколько
необъективным, но на мой взгляд сие должно
означать лишь то, что ассемблер запомнился
(понравился)  мне  несколько  больше,  чем
другие  аналогичные  программы.  Так  что,
г-да Авторы, прошу не обижаться, а принять
к сведению нижеизложенные факты. На этом я
официальное вступление завершил.          
                                          
           Спасибо за внимание.           
                                          
                ALASM 3.8                 
               ■■■■■■■■■■■                
                 (Alem)                   
                                          
                                          
  Эта  программа  и  ранее  являлась самым
мощным и быстрым ассемблером из всех ОДНО-
ПРОХОДНЫХ  :), созданных за последний год.
И  эта версия, судя по всему, должна будет
удовлетворить запросы всех тех, кого рань-
ше  что-либо  отпугивало в Alasm'е. Теперь
программа  поддерживает любую дополнитель-
ную  память более 128К. В пакете поставля-
ются драйверы памяти для ATM, PROFI, SCOR-
PION, но имеется возможность написать соб-
ственный драйвер и подключить его в SetUp.
Кроме того появилась возможность настроить
параметры  вашей  клавиатуры на свой вкус,
так  что теперь, похоже, пропадут проблемы
опроса клавиатуры при включенном турбо-ре-
жиме.                                     
  На  мой взгляд одно из немногих неустра-
нённых   неудобств  в  работе  -  довольно
ущербный  текстовый  редактор (отсутствует
даже нумерация строк), что в общем-то пор-
тит  всё впечатление. Да и возможность ра-
боты  с  двоичными  числами не помешала бы
этому ассемблеру (хотя  мне  это  не особо
нужно).                                   
  Одной  из немаловажных особенностей про-
граммы  является возможность работы с тек-
стами,  число  которых  ограничено  только
наличием  свободных  страниц  ОЗУ. Имеется
возможность ассемблирования в страницу.   
О некоторых планах автора:                
  l) Размер таблицы меток до 64К:         
  2) RAM-диск для include'ов:             
                                          
Про  последнее  сказать особо нечего, т.к.
это  на  мой взгляд и не нужно (если текст
находится  на  странице,  то  обращения  к
диску и так не происходит), а первый пункт
будет приветствоваться всеми кодерами.    
                TASM 4.l2                 
               ■■■■■■■■■■■                
               (Rst#7/CBS)                
                                          
  Где-то в начале этого года появилась но-
вая  версия  Tasm'а, и не от какого-нибудь
очередного VasyaSoft'а, а от человека, яв-
ляющегося  изначальным  автором этой прог-
раммы,  -  Rst7.  Честно  говоря, прочитав
анонс  ассемблера  в  ZX-Ревю  l-2 за 1997
год,  я очень захотел увидеть его: и пере-
мещение по строкам с ошибками, и гипертек-
стовый  Help по директивам и управлению, и
увеличена скорость ассемблирования, и сня-
ты  ограничения  на  длину  меток  (до 128
симв.),  и  т.д.  и т.п. Всё это, конечно,
хорошо,  но  мне хотелось бы отметить нес-
колько других моментов:                   
  l) В программе появились самые полноцен-
ные  из  всех ранее виденных мною МАКРОСЫ.
при  описании  которых  можно использовать
локальные  метки  (!).  В качестве примера
Rst7 предоставляет несколько файлов :     
    6S02.A, содержащий макросы  для облег-
    чения     написания    программ    под
    Dendy'вский видеоконтроллер :).       
    SNAKE.A - игра  (  в  простонародье  -
    'питон' ),  работа которой основана на
    использовании команд условной трансля-
    ции.                                  
    SINUS.A - генератор таблицы синусов.  
    EXAMPLES.A - пример использования мак-
    росов, локальных меток.               
  2) Появилась возможность ассемблирования
в страницу.                               
  3) Наконец-то  оригинальный Tasm зарабо-
тал  на  всяких Скорпионах и прочих компах
без переделок.                            
  Все остальные же авторские примочки име-
ют сомнительную ценность:                 
  l) В  runeptekctobom  Help'e,  например,
кроме  описания директив Tasm'а (вдруг кто
забыл, как пользоваться ORG ?) можно почи-
тать   нецензурные  высказывания  в  адрес
AIG'а (одного из авторов Masm l.x и автора
будущего Masm 2), который некогда приложил
руку  к Tasm'у, или узнать о том, что Tasm
3.0 являлся beta (!) версией.             
  2) Переход  по строкам с ошибками (запо-
минается  76  строк,  что  довольно много)
сделан  не  самым лучшим образом. Строка в
тексте  никак не помечается, не выделяется
цветом. Кроме того, если в тексте добавить
или  удалить строки, переходы будут выпол-
нены  неверно.  Стоило делать, если где-то
сделано лучше?                            
  3) Изменён формат хранимого текста. Сла-
ва Богу, есть встроенный перекодировщик.  
  4) Редактор остался всё таким же убогим,
хотя  специально  для слабовидящих сделано
32 символа в строке.                      
  S) Выбор  загружаемого файла курсором из
каталога  выполнен  весьма  оригинально. Я
даже не сразу понял, что произошло.       
  6) Имеется screensaver, вдохновляющий на
создание шедевров типа Чёрного Ворона...  
             XAS 7.432.7.432c             
            ■■■■■■■■■■■■■■■■■■            
          (Макс Петров, Creator)          
                                          
  Официально  Xas  7.l  является последней
версией ассемблера, к которой приложил ру-
ку  Макс Петров. Все последующие доработки
программы  были  выполнены Creator'ом (ака
Paul  Falcon) с согласия автора.          
  Очередная  версия  самого нестандартного
ассемблера  не очень порадовала меня. Дело
в  том, что даже при живом авторе :) прак-
тически  не  уделялось  внимание совершен-
ствованию функциональных возможностей про-
граммы, а лишь только скорости ассемблиро-
вания  (сейчас  она  превосходит  скорость
Tasm  3.0  в 7 раз). Между тем в редакторе
отсутствует  даже  поиск по тексту с заме-
ной. Из нововведений отмечу следующие:    
  l) Появилась возможность задавать произ-
вольную  длину  метки от 3 до 14 символов.
Об  этом стоит сказать отдельно. Может это
и неплохо, т.к. под метки отводится только
одна  шестая страница (или #56-ая :), но с
другой стороны сейчас наметилась тенденция
использования Hash-алгоритма, что позволя-
ет применять метки длиной до 128 символов.
  2) Появилась  возможность  использования
процедур,  "выкусываемых"  из ваших собст-
венных библиотек.                         
  3) Стринги в DEFB.                      
  4) Работа с несколькими драйвами.       
  S) Исправлена   ошибка   перекодировщика
All>Xas,  из-за которой последний корчился
на некоторых машинах без Kempston Mouse.  
                                          
  Недостатки:                             
  l) Отсутствует  поддержка дополнительной
памяти (более 128К).                      
  2) Отсутствует возможность ассемблирова-
ния в страницу.                           
  3) Отсутствует поиск по тексту с заменой
  4) Редактор не позволяет вводить символы
{}[]| и др.,что вызывает некоторые неудоб-
ства.                                     
  S) Версия   Xas 7.432c предоставляет ре-
дактор  с 64 символами в строке, но, к со-
жалению, содержит некоторые ошибки. К тому
же  перекодировщик All>Xas не поддерживает
64 символа в строке!                      
                                          
  И ещё один момент. Когда я попытался за-
грузить исходники от старого Xas'а, то при
ассемблированиии  получил кучу ошибок. Как
выяснилось, Xas 7.l и все последующие вер-
сии перестали понимать метки, начинающиеся
с символа '_'. Учитывая, что поиск с заме-
ной  отсутствует,  вы, наверное, уже дога-
дались, какие это вызвало неудобства.     
                                          
  Конечно, '_' может как-то и используется
в программе, но поскольку Макс Петров (или
кто-то  другой) не потрудился предоставить
полный  Help,  как, например, в Alasm'e, а
кинул  'огрызок'  ReadMe.X,  то  '_' так и
остался для меня загадкой.                
               Zasm 3.l0(dv)              
              ■■■■■■■■■■■■■■■             
      (К.Афендиков,В.Рубцов,О.Хохлов)     
                                          
  Шестого мая сего года произошло знамена-
тельное  событие: в эху 'кинули' Zasm 3.l0
(demo  version).  Сложно  сказать что-либо
определённое  о демо версии, оценить удоб-
ство/неудобство  в  работе.  Но ясно одно:
на  Спектруме  появилась полноценная инте-
грированная  turbo среда. Даже демо версия
поражает своей масштабностью: перекодиров-
щики,  диск-доктор  (на  мой  взгляд самый
лучший  из ныне существующих), собственный
монитор  (не считая STS), возможность пол-
ноценной работы с принтером, копирование и
удаление  файлов,  компрессия  и  просмотр
экранов, шрифтов, не выходя из оболочки, и
многое,  многое другое, чего ассемблеру не
очень-то и нужно.                         
  Но  поскольку работать с компилятором не
представляется  возможным, то придётся по-

верить авторам на слово и привести некото-
рые характеристики, взятые из Help'а, либо
услышанные от г-на Афендикова:            
  l) Поддержка меток до 128 символов.     
  2) Возможность набора нескольких ассемб-
лерных  команд в одной строке, разделяя их
двоеточием.  [Oberon:  Ценность, надо ска-
зать,  сомнительная... Хотя, вероятно, это
и удобно при наборе некоторых недокументи-
рованных команд.]                         
  3) Увеличена скорость ассемблирования.  
  4) "... много других полезных фич..."   
                             © К.Афендиков
                                          
На мой взгляд,одним из недостатков являет-
ся  возможность работы только с одним тек-
стом в памяти, под который отводится около
30К.  Но  самое  интересное то, что эту же
память  будет  'кушать'  и  таблица меток,
медленно,  но  верно продвигаясь навстречу
тексту.                                   
                                          
                                          
                                          
                  * * *                   
                                          
  На  этом я закончу описание ассемблеров,
скажу  только, что в ОБЗОРе были представ-
лены  лучшие ассемблеры за 1997 год, кото-
рые настоятельно рекомендуются к использо-
ванию. Остаётся дождаться появления полной
версии  Zasm  3.l0, Masm 2(*AIG*) и Masm 3
(программу, которую  начинал писать KSA, а
заканчивать,     по-видимому,     придётся
*AIG*'у).Также ничего не слышно о совмест-
ном  проекте Rst7 со Stalker'ом. По словам
первого  Tasm+STS  будут  представлять со-
бой  подобие  turbo  среды на РС с возмож-
ностью отладки по тексту и др.            
                                          
                          Обзор подготовил
                               Alex Noman.
                                          
-========================================-
                                          



Другие статьи номера:

От редакции - журнал "Оберон" будет заморожен.

Свиток - подробное описание игры Chaos.

Свиток - подробное описание игры PI* R2.

Свиток - подробное описание игры Doc The Destroyer.

Обзор - обзор игрушек: Komando 2, Wrestling Superstar, Tag Team Wrestling, Captain Planet.

Обзор - обзор игрушек: Stryker in the crypts of trogan, Phileas Fogg's balloon battles, Survival, Gyron Necroopolis, Technodrom.

Обзор - обзор игрушек: Boovie, Motor Massacre, Soccer Pinball, Huxley 1 & 2.

Обзор - обзор игрушек: Little Computer People, Lost caves and the doom, Tomb, 750cc grand prix.

Обзор - обзор современных ассемблеров: Alasm 3.8, Tasm 4.12, XAS 7.4, ZASM 3.10.

Обо всем - в самаре открылась спектрумовская сеть SаmZхNet.

Обо всем - партийная зона: Отчет MMA о поездке на Enlight 97 - день первый.

Обо всем - партийная зона: Отчет MMA о поездке на Enlight 97 - день второй.

Обо всем - письма читателей: Peace User, Stranger, Best Hackers Group.

Обо всем - письма читателей: подробный разбор адвентюрной игры Kayleth.

Обо всём - как написать Boot длинной в 1 сектор (256 байт).

Обо всём - шедевры цифровой графомании: история появления компьютеров.

Обо всём - шедевры цифровой графомании: история первого в мире Персонального Компьютера "Альтаир".

Обо всём - шедевры цифровой графомании: В новом мире почти не осталось места программистам-художникам, чудакам и анахоретам, которые творили только по вдохновению...

Обо всём - страницы истории: история мобильного компьютера Sinclаir's Z88.

Обо всём - Проблемы рынка ПО для Спектрума. Кто виноват и что делать?

Анонс - новая игры от Вячеслава Медноногова - Черный Ворон.

Анонс - новые игры и софт: Виселица, RGB Agression, ZX-WinWord v2.l, Hanoi Tower, Sрrite Cutter vl.0.

Ликбез - Фидо: старший брат Интернета.

Железо - подвключение модема "АЛЕГРО" (C-DOS) к спектруму.

Железо - подвключение модема "Hayes" к спектруму.

Железо - подключение к Спектруму 3'5 дисковода.

Погурмим - Лиса кидала.

Погурмим - ММА'лыш и Карлсон.

Реклама - самый свежие программы в Самаре для спектрума! Игры, системки, журналы и газеты.

Реклама - купля, продажа, обмен компьютеров Амига.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
News - Karbo came back and wrote new music, Freeman is in Ukraine now, in Odessa (left there before the Maidan, to the sea, for health reasons), sculpts games for mobile phones, Mythos codes firmware for BMW on outsourcing and is engaged.
Премьера - полное описание программы Super Viewer для работы с дисками.
От авторов - авторы и редакторы.
Inferno - Письма в редакцию.
О разном - Ответы на письма Paracel-у и ASH-у.

В этот день...   7 октября