|
Paradox
#00 (orig.)
05 августа 1997 |
|
Железо - графика на ZX Spectrum, какие перспективы?

ГРАФИКА ДЛЯ SPECCY. КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Кажеся, что еще с рождества Христова
ведутся разговоры, суть которых заключа-
ется в том, что Spectrum умирает, более
того, клиническая смерть уже произошла и
вся возня с ним- извращение кучки фана-
тов. Оставив в сторону философию, софис-
тику и прочие точные науки займемся тех-
ническим анализом проблеммы, а точнее ее
части- графические возможности ZX.
Не секрет, что уже в момент своего
рождения СИНКЛЕР не поражал своими гра-
фическими возможностями, не блистал осо-
бо даже среди своих однокласников-конку-
рентов. Разумеется, что и в графике были
свои know how ( пресловутые и всем из-
вестные трети экрана, оригинальный
текстово-графический режим, низкое раз-
решение цветов ну, а главное- простой и
быстрый доступ к экрану). Однако много с
того времени утекло пива, и все, что
можно из этого уже выжали. Возникает за-
кономерный вопрос- а что дальше? Возник
он и у меня, причем еще во времена
детсва беззаботного. Кроме меня этим
вопросом интересовались и другие великие
люди (правда скромно?). Однако опыт мас-
тодонтов ( АТМ и Profi) не имел успеха и
ответ очевиден: их грандиозными сверше-
ниями мог пользоваться узкий круг огра-
ниченых юзеров ( каламбур) и естественно
оказать какое-либо ощутимое воздействие
на ход ZX-эволюции не смогли. Soft под
них не создавался, а если и появлялось
нечто то очень маленькое и неказистое,
не получившее распространения даже в
пределах своей субплатформы.
Как сказал когда-то один лысый дядя
мы пойдем другим путем, а имено: любое
аппаратное усовершенствование графичес-
ких возможностей должно без особых уси-
лий покрывать весь парк ZX 'Юрского пе-
риода'.
В описываемые времена я учился в БПТ
(is the Best of high school of federal
district Borisov ) и получил некотрые
незначительные познания в области
hard'а, что помогло мне смотреть на
проблему с некотрой долей здорового про-
фессионализма. В то время я исповедовал
принцип простоты и считал, что
устройство такого типа должно подклю-
чаться к машине (догадайся к какой (если
к стиральной- ты выиграл и можешь дальше
не читать)) наиболее, чтобы любой
programmer, user, lammer, gamer & other
смог осуществить upgrade с минимальным
примением термического воздействия (т.е.
паяльника). Соблюдением этого постулата
я надеялся привлеч под знамена великой
модернизации целые толпы счастливых об-
ладателей ZX-SPECTRUM.
Как не странно подобную схему я раз-
работал (на бумаге, так как воплотить ее
в железо нет ни средств, ни опыта отлад-
к и схем , не времени ( мрачно и неумоли-
мо приближался диплом). Так и осталась
идея хрустальной мечтой.
Коротко о сути дела. Схема подключа-
лась к машине шестью (6!) проводниками
(вместе с питанием), содержала около дю-
жины недорогих корпусов плюс дополни-
тельная видеопамять ( восемь K565РУ7 ли-
бо SIMM четвертушка, что нынче еще и де-
шевле).На обслуживание дополнительной
видеопамяти практически не затрачивается
ресурсов компьютера (т.е. не загружается
шина и не тормозится процессор). Доступ
к дополнительным видеостраницам не слож-
нее, чем например, доступ к дополни-
тельному экрану в 128 машинах, причем
строго по мере необходимости. Таким об-
разом можно реализовать разделение выво-
димого изображения на цветовые плоскос-
ти, что удобно например для титров и т.д.
Краткие технические характеристики:
Разрешение 256x192
Цветов на точку 256
Объем видеопамяти 256K
Организация видеопамяти 4x64K
Вся видеопамять разбита на четыре
страницы, каждая из страниц разбита на
восемь цветовых плоскостей, доступ к
каждой из которых произволен (одновре-
менно можно работать только с одной цве-
товой плоскостью произволной страницы)
Напоминаю , что описанное устройство
существует пока только в виде схемы
электрической принципиальной (ПЭ 3) и
любой заинтерисовавшийся, а главное спо-
собный ее отладить может расчитывать на
сотрудничество.
Теперь очередная бочка дегтя в этой
маленькой ложке меда. Данная схема не
приодолевает еще одного ограничения
Синклера- относительной маломощности
процессора, т.е. я сомневаюсь что он по-
тянет полноэкранную многоцветную графику
с приемлемой скоростью. По этому поводу
надо выпить и закусить, а затем бро-
ситься собирать новый вариант схемы. А
если серьезно, то у меня есть наработки
по 2D и 3D аппаратным ускорителям (вы
конечно догадались: берется N микросхем
типа K155ЛА3 и DOOM бегает как на
Pentium-( шутка)).Кстати, о DOOM'е- там
'бегает' не более 32Кб, однако 'четвер-
ка' загружается почти полностью, т.е.
без дополнительных аппаратных ухищрений
Синклер 'вспотеет' гонять такие массивы
данных, не говоря уже о работе по расче-
ту 3D графики. Расчитывать на серьезное
улучшение графики (а, особенно, 3D) мож-
но только применив аппаратную акселера-
цию Если же очень серьезно, то при жела-
нии можно сообразить и заливки Гуро на
полудюжине микросхем средней степени ин-
теграции, что добавит к общей цене нес-
колько баксов.
Словом, если это кого-либо интересу-
ет и не все глухо, то звоните, пишите
письма, шлите телеграммы, посылки, бан-
дероли, факсы и просто гонцов. Связаться
со мной можно через COM1 в режиме slave,
а если ну очень серьезно, по телефону в
Борисове (по очень большим праздникам и
выходным) 9-51-65.
Андреев Олег.
P.S. Thanks very much Павлову Д.М. за
техническую поддержку меня после всего
выитого пива.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 15 ноября