ZX News
#03
28 февраля 1997 |
|
Ролевая игра - Немного о ролевых играх.
(C)1996 Romzes НЕМНОГО О РОЛЕВЫХ ИГРАХ. Что такое настольные ролевые игры? А какое отношение они имеют к ролевым играм на компьютере? Что хорошего вообще в настольных играх, вроде как несерьез- ное занятие? Начнем отвечать на все вопросы по поряд- ку. Да, настольные игры, как это ни пе- чально, для большинства жителей нашей страны - Тerra Incognita, а уж тем более настольные ролевые игры. Что поделаешь, не было у нас нормальных настольных игр- ни ролевых, ни стратегических.. никаких. А то, что было прошло практически неза- меченным из-за мизерных тиражей, сквер- ной полиграфии и полного отсутствия даже намека на рекламную кампанию. Правил без исключения не бывает - можно вспомнить "Заколдованную Cтрану" в далеком уже, девяностом году, вызвавшую целую бурю восторгов среди толкинистов и фанатов жанра "фэнтези", но это была, что назы- вается, буря в стакане воды, а такие бури, в отличие, скажем, от "Бури в пус- тыне", проходят для большинства населе- ния незамеченными. А между тем на Западе настольные игры- это целая индустрия, целая Вселенная. И даже сверхбурно развивающаяся индустрия компьютерных игр не так уж сильно сказы- вается на их популярности. Тем более, что настольные игры, появившиеся гораздо раньше, дали жизнь целым жанрам игр ком- пьютерных - например, все тем же ролевым играм в их компьютерных вариантах. Итак - ролевые игры. Что же это такое? Прежде всего, средство ненадолго убежать от реальности, попасть в иные миры! Да, для того чтобы убежать от реальности, совсем не обязательно заболевать шизоф- ренией, принимать наркотики или кончать жизнь самоубийством. Есть, оказывается, куда менее радикалные средства. У кого- то, может быть, сама эта фраза вызовет органичный протест. Но ведь ежевечерний просмотр бесконечных мексиканских теле- сериалов или чтение детективов - это ни что иное, как уход от действительности. Так что это явление никому не чуждо. В старые добрые советские времена бег- ство от реальности считалось тяжким гре- хом. Критики обрушивали гневные тирады на книги и фильмы, уводящие от светлой и радостной действительности, вот поэтому у нас и не было нормальных настольных игр. А вот на Западе подобное бегство (или как еще называют - эскапизм) отнюдь не считается зазорным. У эскапизма есть вполне авторитетные защитники и патриар- хи - например, Джон Рональд Руэл Толкин, создавший в своих произведениях Среди- земье, мир, в который и в нашей стране "сбегали" очень многие . Да, реальность у них скучна и однообразна (у нас она в последнее время настолько разнообразна и интересна, что порой просто делается не по себе), отчего бы от нее и не убежать, не устроить себе маленький отпуск? В ролевых играх ваша задача - взять на себя роль обитателя какого-нибудь дале- кого сказочного мира. Этот мир должен стать для вас реалъностью, вы должны жить по его законам (вы не можете делать все, что взбредет в голову, ваши возмож- ности не безграничны, вас на каждом шагу подстерегают опасности - только так сказка может стать былью). Главное в ро- левых играх - это именно система законов мира. Если она хорошо продумана, то тог- да из разрисованного картона или вообще из ничего возникает другой мир, почти настоящий и осязаемый. Вы можете на вре- мя почти что позабыть о том, где Вы на- ходитесь на самом деле. Конечно, перед героем, которого вы играете, стоит четко определенная задача, какая-нибудь вели- кая цель - кого-нибудь или что-нибудь спасти (например, принцессу или целое королевство), что-нибудь найти(какой-ни- будь магический талисман) или отправить кого-нибудь в небытие (злобного колдуна, неправедного монарха). Но путь к дости- жению этой цели отнюдь не прямолинеен, как в великом множестве динамических компьютерных игр; путей существует мно- жество,и Вы можете выбрать любой из них. Давайте поговорим о мирах, в которых чаще всего оказываются герои ролевых игр. Если вам по душе жанр фэнтези (или его еще у нас называют, "сказочной фан- тастики"), то вы сразу узнаете их. Но вдруг среди читателей найдутся те, кто совершенно не знаком с этим жанром (что очень маловероятно)? Напомним вкратце, что это за жанр. Вообще-то четкого и формального определения у него пока что не существует. Дадим и мы очередное расплывчатое определение. Итак, к жанру "фэнтези" относится любое литературное произведение (или кинофильм, мультфильм, настольная игра), действие которой про- исходит в мире, напоминающем европейское Средневековье (хотя именно европейское - совсем не обязательно), в котором живут помимо людей герои скандинавской, кельт- ской, славянской фологий, герои легенд и сказок и помимо обычных физических зако- нов действуют законы магии. Героев произведений этого жанра можно разделить на две категории: воинов и ма- гов. Стараниями целых поколений писате- лей (начиная еще с Роберта Говарда, в далекие тридцатые годы придумавшего бес- смертного Конана-кимерийца) выработались достаточно устойчивые образы этих геро- ев. Воин, как правило, широкоплечий мус- кулистый детина, виртуозно владеющий всеми видами холодного оружия, к магии относится настороженно, хотя не брезгует помощью дружественно настроенных колду- нов или время от времени использует ма- гические предметы - например заколдован- ные мечи. Ну, а с магами и вовсе все понятно - убеленный сединами старик в бесформенном балахоне, вооруженный маги- ческим посохом. Грубая физическая сила совсем не присуща таким персонажам, уме- ние фехтовать им тоже ни к чему - из всех переделок им помогают выбраться знания заклинаний и магические способ- ности. Герои ролевых игр живут обычно в таких вот фэнтезийных мирах и делятся на те же две основных категории - воинов и магов. Но помимо воинов и магов в чистом виде существуют и промежуточные типы персона- жей - которые понемногу умеют драться и колдовать. Да и воины бывают представи- телями разных рас - это не только люди, но и эльфы, гномы, гоблины. А многим расам присущи магические способности - те же эльфы не только в совершенстве владеют мечом и луком, но и как правило, пользуются различными древними эльфийс- кими заклинаниями. Да и персонаж, кото- рый является просто воином, лишенным каких бы то ни было магических способ- ностей, может пользоваться магическими предметами. У героев ролевых игр существует, как правило, масса параметров (это в аркад- ных компьютерных играх все параметры героя чаще всего исчерпываются здо- ровьем, числом жизней и количеством наб- ранных очков) - это и ловкость, удачли- вость, опыт, и класс доспехов, и даже обаяние, умение руководить, всего и не перечислишь. В зависимости от специали- зации персонажа одни параметры у него похуже, другие - получше, и улучшить или наоборот, их можно по ходу игры. Если ваш герой вор (а в ролевых играх это очень часто встречающийся персонаж), у него должно быть все в порядке с удачли- востью и ловкостью (ловкость рук и ника- кого мошенничества), иначе какой он вор? У профессионального воина должен быть просто вагон здоровья и физической силы и неплохие характеристики личного оружия и доспехов, зато обаяние может быть как у буйвола, да и с ловкостью могут быть проблемы. Зачем же нужны, например, та- кие параметры, как то же обаяние? Ну как зачем - ведь не все же время вы должны размахивать мечом или применять смерто- носные боевые заклинания, надо же когда -то и поговорить с местными жителями - выведать полезную информацию, уговорить продать или подарить какую-нибудь важную вещь. Опыт тоже довольно-таки важная ха- рактеристика - особенно для магов. Чем больше этот параметр, тем более сильными заклинаниями сможет пользоваться маг. В ролевых играх существуют сложные системы заклинаний, построенные по определенным законам. Стать профессиональным магом непросто, но это стоит затраченных уси- лий. Во многих ролевых играх нет даже такого понятия, как игровое поле, есть свод правил, описывающий законы игрового мира, есть ведущий, который в соответст- вии с этими законами придумывает проис- ходящие в этом мире события. Играющие распределяют роли и начинают жить в этом вымышленном мире, ставшем для них реаль- ностью. Есть даже такой феномен, как ролевые игры на местности. Люди выезжают в лес, надевают костюмы, берут в руки бутафорс- кое оружие и несколько дней живут в совершенно ином мире. Наибольшее рас- пространение получили игры по Толкиену, но не менее популярны игры, воспроизво- дящие какую-нибудь определенную истори- ческую эпоху - Англию двенадцатого века, например. Хотя и выезд в лес совсем нео- бязателен, одна из таких игр проходила в запутанном лабиринте проходных дворов на Петроградской. Игра получилась удачной, хотя прохожие слегка пугались ее дико- винных персонажей, когда у них возникала необходимость выйти на Каменностровский проспект. Компьютерные версии ролевых игр удобны тем, что все сложные подсчеты берет на себя компьютер, не нужна многостранич- ная документация, описывающая систему правил. Но играть с компьютером - далеко не тоже самое, что играть с живыми людь- ми. Но мир компьютерной игры благодаря графике уже получил зрительное воплоще- ние и к нему уже написано множество игр. ____________________________________
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября